Досуг "Знакомство с даром Фрёбеля №2"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия: «Знакомство с дарами Фрёбеля.
Дар №2 - шар, цилиндр, куб»
Цель :
Познакомить ребёнка с даром №2 Фридриха Фрёбеля: шаром, цилиндром и кубом.
Показать контраст между подвижностью и устойчивостью (стабильностью).
Начать понимание цилиндра как «посредника», который объединяет противоположности.
Материалы
Дар Фрёбеля №2 (или качественные деревянные аналоги):
– Шар – Цилиндр – Куб
Ход занятия
Вступление. Создание атмосферы удивления . Воспитатель сидит на коврике. Коробочка с дарами закрыта.
В : «Сегодня мы отправимся в волшебный мир, который придумал добрый мудрец Фрёбель. Он подарил детям удивительные игрушки — „Дары“. Они учат нас видеть мир и понимать его тайны».
Знакомство с Шаром .
Достаём шар, завёрнутый в мягкую ткань или в мешочке.
Даём каждому ребёнку подержать, покатать по ладошкам, по коврику. Ключевые слова-свойства:
- катится во все стороны одинаково
- неустойчивый, подвижный
- «живой», «весёлый», «не хочет стоять на месте»
- нет углов, нет «лица» — всё одинаково
Вопросы: «Куда он хочет убежать? Может ли шар стоять спокойно?»
Знакомство с Кубом
Достаём куб.
Ставим на столик/коврик — стоит твёрдо.
Пробуем катать — катится плохо, «не хочет».
Ключевые свойства:
- очень устойчивый, «спокойный», «надёжный»
- имеет грани, углы, «лицо»
- всегда стоит на одной стороне
Вопросы: «Может ли куб убежать? Что будет, если его толкнуть посильнее?»
Контраст: подвижность — устойчивость
Ставим рядом шар и куб.
Шар катаем — убегает.
Куб толкаем — стоит как вкопанный.
Слова Фрёбеля (пересказываем просто):
«Шар — это движение, жизнь, свобода. Куб — это покой, устойчивость, форма». Спрашиваем ребёнка: «Кто из них более „живой“? Кто любит порядок?»
Появление Цилиндра — «посредник»
Достаём цилиндр с лёгкой интригой: «А кто может быть и подвижным, и спокойным одновременно?»
Сначала кладём цилиндр на бок → катится (как шар).
Потом ставим на торец → стоит устойчиво (как куб).
Вывод вместе с детьми:
«Цилиндр — волшебник! Он умеет быть и шариком, и кубиком.
Он соединяет противоположности»!
Игры-превращения с цилиндром
«Цилиндр-шарик»: катаем по столу.
«Цилиндр-кубик»: ставим вертикально — «домик», «башня».
«Колонна», «столбик», «труба», «карандаш» — называем разные образы.
Можно положить шар на цилиндр (лежащий) — шар укатывается; положить на цилиндр, стоящий вертикально — шар лежит спокойно.
Появление «стойки», на которую можно подвесить шар, куб и цилиндр.
Это точно такие же по размеру предметы, но с петельками. За них дети подвешивают объёмные тела. Воспитатель спрашивает:
- что произойдёт, если покрутить быстро-быстро?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель резким движением кисти приводит предметы в движение по очереди.
Ребята видят превращение одной формы в другую, высказывают свои версии, делают простейшие выводы:
При вращении одна форма может превращаться в другую.
Философский аккорд (коротко и по-детски): строим «Памятник Фрёбелю» (шар - голова, цилиндр - тело, кубик – ноги)
«В мире всё связано: движение и покой, свобода и порядок. Цилиндр учит нас, что противоположности могут жить вместе и помогать друг другу».
Закрепление и свободная игра
Дети играют с даром: катают, ставят, строят простейшие композиции (шар на цилиндре, куб рядом с цилиндром и т.д.).
Воспитатель наблюдает и мягко комментирует: «Видишь, как цилиндр объединяет шар и куб?»
Завершение
Аккуратно убираем дары в коробочку в том же порядке: шар → куб → цилиндр.
Прощаемся: «Дары будут ждать следующей встречи. Они уже стали нашими друзьями».
Ключевые фразы для ребёнка
Шар — всё движется, всё одинаково, нет покоя.
Куб — всё стоит, всё имеет форму, полный покой.
Цилиндр — и движение, и покой одновременно. Он соединяет противоположности.
Занятие длится 15–20 минут. Главное — не торопиться и дать детям чувственный опыт и радость открытия.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной деятельности детей в средней группе с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»
Организация совместной деятельности детей в средней группес использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»Тема: Игра «Зеркало»УМК (программа) « Примерная основная образовательная программа дошкольного ...

Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"
Данный комплект методических пособий по работе с игровым набором "Дары Фрёбеля" соответствует ФГОС ДО и может использоваться как в НОД, так и в совместной деятельности воспитателя с детьми....

"Дары Фрёбеля"
Фрёбель изобрел систему раннего развития, основанную на «шести дарах», которые впоследствии получили его имя. Ядром системы была игра, которую Фрёбель называл языком ребенка, дающим представлени...

"Использование "Даров Фрёбеля" в работе учителя-логопеда"
"Новое - Хорошо забытое старое" . Дидактический набор "Дары Фребеля" полностью оправдывает эту поговорку. И это не просто деревянный конструктор. Это шкатулка с секретом.И каждый дар хранит в себе мас...

Консультация для педагогов ДОУ "Дары Фрёбеля" в художественно - эстетическом развитии"
Эта консультация знакомит педагогов с использованием игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательных областях в соответствии с ФГОС ДО. Воспитанники активно используют этот на...

Конспект.Тема занятия: «Путешествие в страну Фрёбеля» Квест-игра по математическому и сенсорному развитию с использованием дидактического материала «Дары Фрёбеля»
Конспект НОД Образовательная область: познавательное развитиеТема занятия: «Путешествие в страну Фрёбеля» Квест-игра по математическому и сенсорному развитию с использова...

Конспект НОД: «Путешествие на остров Фрёбеля», с использованием пособий «Дары Фрёбеля».
Основная образовательная программа ДОУ: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. «Детство». Возростная группа: п...