Досуг "Знакомство с даром Фрёбеля №2"
план-конспект занятия (старшая группа)

Смотрите конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dar_nomer_2.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия: «Знакомство с дарами Фрёбеля.

Дар №2 - шар, цилиндр, куб»

Цель :

Познакомить ребёнка с даром №2 Фридриха Фрёбеля: шаром, цилиндром и кубом.

Показать контраст между подвижностью и устойчивостью (стабильностью).

Начать понимание цилиндра как «посредника», который объединяет противоположности.

Материалы

Дар Фрёбеля №2 (или качественные деревянные аналоги):

 – Шар – Цилиндр – Куб

Ход занятия

Вступление. Создание атмосферы удивления . Воспитатель сидит на коврике. Коробочка с дарами закрыта.

В :  «Сегодня мы отправимся в волшебный мир, который придумал добрый мудрец Фрёбель. Он подарил детям удивительные игрушки — „Дары“. Они учат нас видеть мир и понимать его тайны».

Знакомство с Шаром .

Достаём шар, завёрнутый в мягкую ткань или в мешочке.

Даём каждому ребёнку подержать, покатать по ладошкам, по коврику. Ключевые слова-свойства:

- катится во все стороны одинаково

- неустойчивый, подвижный

- «живой», «весёлый», «не хочет стоять на месте»

- нет углов, нет «лица» — всё одинаково

 Вопросы: «Куда он хочет убежать? Может ли шар стоять спокойно?»

Знакомство с Кубом

Достаём куб.

Ставим на столик/коврик — стоит твёрдо.

Пробуем катать — катится плохо, «не хочет».

Ключевые свойства:

- очень устойчивый, «спокойный», «надёжный»

- имеет грани, углы, «лицо»

- всегда стоит на одной стороне

Вопросы: «Может ли куб убежать? Что будет, если его толкнуть посильнее?»

Контраст: подвижность — устойчивость

Ставим рядом шар и куб.

Шар катаем — убегает.

Куб толкаем — стоит как вкопанный.

 Слова Фрёбеля (пересказываем просто):

«Шар — это движение, жизнь, свобода. Куб — это покой, устойчивость, форма». Спрашиваем ребёнка: «Кто из них более „живой“? Кто любит порядок?»

Появление Цилиндра — «посредник»

Достаём цилиндр с лёгкой интригой: «А кто может быть и подвижным, и спокойным одновременно?»

Сначала кладём цилиндр на бок → катится (как шар).

Потом ставим на торец → стоит устойчиво (как куб).

 Вывод вместе с детьми:  

 «Цилиндр — волшебник! Он умеет быть и шариком, и кубиком.

 Он соединяет противоположности»!

Игры-превращения с цилиндром

«Цилиндр-шарик»: катаем по столу.

«Цилиндр-кубик»: ставим вертикально — «домик», «башня».

«Колонна», «столбик», «труба», «карандаш» — называем разные образы.

Можно положить шар на цилиндр (лежащий) — шар укатывается; положить на цилиндр, стоящий вертикально — шар лежит спокойно.

Появление «стойки», на которую можно подвесить шар, куб и цилиндр.

 Это точно такие же по размеру предметы, но с петельками. За них дети подвешивают объёмные тела. Воспитатель спрашивает:

- что произойдёт, если покрутить быстро-быстро?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель резким движением кисти приводит предметы в движение по очереди.

Ребята видят превращение одной формы в другую, высказывают свои версии, делают простейшие выводы:

При вращении одна форма может превращаться в другую.

Философский аккорд (коротко и по-детски): строим «Памятник Фрёбелю» (шар - голова, цилиндр - тело, кубик – ноги)

 «В мире всё связано: движение и покой, свобода и порядок. Цилиндр учит нас, что противоположности могут жить вместе и помогать друг другу».

Закрепление и свободная игра

Дети играют с даром: катают, ставят, строят простейшие композиции (шар на цилиндре, куб рядом с цилиндром и т.д.).

Воспитатель наблюдает и мягко комментирует: «Видишь, как цилиндр объединяет шар и куб?»

Завершение

Аккуратно убираем дары в коробочку в том же порядке: шар → куб → цилиндр.

Прощаемся: «Дары будут ждать следующей встречи. Они уже стали нашими друзьями».

Ключевые фразы для ребёнка

Шар — всё движется, всё одинаково, нет покоя.

Куб — всё стоит, всё имеет форму, полный покой.

Цилиндр — и движение, и покой одновременно. Он соединяет противоположности.

Занятие длится 15–20 минут. Главное — не торопиться и дать детям чувственный опыт и радость открытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной деятельности детей в средней группе с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»

Организация совместной деятельности детей в средней группес использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»Тема: Игра «Зеркало»УМК (программа) « Примерная основная образовательная программа дошкольного ...

Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"

Данный комплект методических пособий по работе с игровым набором "Дары Фрёбеля" соответствует ФГОС ДО и может использоваться как в НОД, так и в совместной деятельности воспитателя с детьми....

"Дары Фрёбеля"

Фрёбель изобрел систему раннего развития, основанную  на «шести дарах», которые впоследствии получили его имя. Ядром системы была игра, которую Фрёбель называл языком ребенка, дающим представлени...

"Использование "Даров Фрёбеля" в работе учителя-логопеда"

"Новое - Хорошо забытое старое" . Дидактический набор "Дары Фребеля" полностью оправдывает эту поговорку. И это не просто деревянный конструктор. Это шкатулка с секретом.И каждый дар хранит в себе мас...

Консультация для педагогов ДОУ "Дары Фрёбеля" в художественно - эстетическом развитии"

Эта консультация знакомит педагогов с использованием игрового  набора  "Дары Фрёбеля"  в образовательных  областях в соответствии с ФГОС ДО. Воспитанники активно используют этот на...

Конспект.Тема занятия: «Путешествие в страну Фрёбеля» Квест-игра по математическому и сенсорному развитию с использованием дидактического материала «Дары Фрёбеля»

Конспект  НОД Образовательная область: познавательное развитиеТема занятия: «Путешествие в страну  Фрёбеля» Квест-игра  по математическому и сенсорному развитию с использова...

Конспект НОД: «Путешествие на остров Фрёбеля», с использованием пособий «Дары Фрёбеля».

Основная образовательная программа ДОУ: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. «Детство». Возростная группа: п...