Мастер класс для воспитателей "Изготовление куклы оберег "Подорожница"
методическая разработка

Тарасова Ирина Юрьевна

Целью мастер класс для воспитателей является познакомить педагогов с историей возникновения традиционных народных кукол, с техникой изготовления куклы оберег "Подорожница". Вызвать интерес к данному виду творчества и применять полученные знания в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx355.92 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс для педагогов

«Технология изготовления куклы-оберега «Подорожница».

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей детей при изготовлении народной тряпичной куклы. 
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения традиционных народных кукол.
- Вызвать интерес к данному виду творчества, желание педагогов применять его в практической деятельности.
- Знакомить с основными техническими приёмами изготовления народной куклы-оберега «Подорожница»
- Создавать эмоционально-положительную атмосферу, вызвать радость и чувство удовлетворения от полученных результатов.

Планируемые результаты: 

- Проявление интереса педагогов к изготовлению традиционных народных тряпичных кукол.
- Изготовление куклы-оберега «Подорожница»  из лоскутков ткани.
- Повышение компетентности педагогов в организации продуктивной деятельности.

Оборудование:

1.Лоскутки ткани, изготовленные по размерам:

  • Голова - светлая ткань 10х10 см
  • Руки - цветная ткань 6х11 см
  • Котомка – цветная ткань 6х6 см
  • Платье - ткань поплотнее 6х15 см
  • Косынка - треугольник ткани, размер большой стороны 18 см
  • Наполнитель для головы и котомки: вата, синтепон
  • Красные прочные нитки.

2.Выставка традиционных тряпичных кукол.

Форма проведения мастер-класса: 

Информация с элементами презентации.

Практическая работа.

 Вступительная часть.

   - Здравствуйте, уважаемые коллеги!
В старину когда-то время не теряли

Вечерами зимними много пряли, ткали.

А еще когда-то куколок крутили

Под рукой что было-из того лепили.

Сегодня я хочу рассказать вам историю тряпичной куклы, вспомнить славянские обряды и своими руками сделать народную тряпичную куклу.

И так, в былые времена наши бабушки и прабабушки собирались на посиделки, где общались, обсуждали сельские новости, пели песни, рукодельничали, делились секретами творчества. И одним из видов творчества было изготовление тряпичных кукол

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла - неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Кукла  была неотъемлемой частью праздников русской деревни: сева, жатвы, уборки урожая.

В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол. В то же время тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа.

Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Куклы были в каждом доме. В некоторых избах обитало не менее 100 кукол.

О куклах сочинялись сказки, в которых они представлялись волшебными помощницами. Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству, ими любовались, носили с собой или играли. В народе примечали - если дети много и усердно играют в куклы, будет в семье достаток.

С одной из таких кукол я хотела вас познакомить поближе.  

Это кукла-оберег «Подорожница». Славяновская кукла «Подорожница» - это маленькая мотанка, умещающаяся на ладошке. Она незаменимый друг любого путешественника потому, как способна отводить от путников беду и всячески помогать в пути. Возьмите ее с собой в дорогу, и она будет постоянно напоминать о том, что дома ждут любящие Вас люди.

Славяновские женщины делали эти талисманы для своих братьев или мужей и отдавали им в дорогу. Дарили этих кукол как для путешествий, , связанных с торговлей, так и перед военными походами.

Обережная кукла изготавливалась исключительно женщинами, хотя сами женщины никогда не использовали Подорожницу.  К созданию такого серьезного оберега маленькие девочки не допускались, т. к. от него зависела человеческая жизнь. Считалось, что у них недостаточно умений и навыков, чтобы наполнить его магической силой. Эта маленькая кукла хранила в себе горсточку земли предков, травы или всякие мелочи, помогала путникам преодолеть трудный путь.

Иногда жены клали в дорожный мешок куклы монетки, чтобы их мужья, вернувшись домой невредимыми, приносили в семью деньги.

 Изображение лица в кукле отсутствовало. Детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке.

Куклу никогда не шили за столом. В процессе изготовления ее держали у

себя на коленях.

 

 Практическая часть.

Первый этап – изготовление основы

Для изготовления куклы берем квадрат белой или бежевой х/ б ткани, нитку и наполнитель для головы - вату, можно ветошь, кусочки ткани, синтепон. Вату скатываем в тугой шарик, кладем его на середину ткани, обжимаем со всех сторон и крепко фиксируем ниткой. У нас готова голова и основа туловища. Лишние нитки можно обрезать, хотя кукла по традиции, не колется иголкой и не режется. Лучше брать небольшую нить

Второй этап - Платье «Подорожницы».

Берем прямоугольник ткани для платья. Все материалы желательно брать натуральные. Ткань для платья кладем лицом вверх. Примерно на середину укладываем деталь головы, но так, чтобы была возможность завязать и под ниткой осталось место. «Платье» заворачиваем вокруг головы, делая небольшой запах. Можно оставить место для складочек на платье, можно в плотную по размеру головы. Присобираем вокруг шеи и завязываем ниткой. Используем в работе красную нить, так как она является обереговой. Должна получится такая конструкция. Платье привязано обратно — выворотным способом. Аккуратно выворачиваем платье. Расправляем складки.

Третий этап - Изготовление узелка.

Для этого нужно взять квадрат ткани. В центр насыпать немного любой крупы. Поднимаем длинные края, затем подминаем пальчиками серединки квадрата, формируем узелок и завязываем красной нитью. Концы нитки не обрезаем, они нам еще понадобятся. Можно оставить узелок без изменения, а можно аккуратно подрезать лишние кончики.

Четвертый этап - Ручки куклы.

Для их изготовления берем небольшой кусочек ткани. Можно в цвет платья, можно другой расцветки.  Складываем ткань вдоль лицом наружу, пополам. Заминаем место сгиба. Раскрываем и снова еще раз или два подворачиваем внутрь. Делаем своего рода рулик. Заминаем ткань, чтобы этот рулик держал нужную форму. Почему одна полоска для ручек? Мне кажется, что для быстроты работы над куклой, для уменьшения количества операций. Потому что, если посередине привязать наш мешочек, то получится, что это — две ручки держат узелок. Привязываем сохраненной ниткой узелок к середине нашего рулика. Сгибаем ручки пополам. Внизу у нас привязан узелок, концы рук приставляем к шее куклы таким образом, чтобы узелок находился примерно внизу «живота» нашей куклы. Не выше и не ниже. То есть. Соблюдаем пропорции. Привязываем ручки одной одной  ниткой к шее куклы. В готовом виде это выглядит так.

Пятый этап - Платочек

Следующий этап- готовим ткань для платочка. Ленточку или ткань другого цвета для повойника. Повойник это- старинный головной убор русских замужних крестьянок в виде повязки, надеваемый под платок. Для платочка лучше выбрать мягкую и неплотную ткань. С начало подгибаем по самому длинному краю примерно на 0,5см, заминаем. Завязываем платочек. Для лучшего прилегания платка к голове нужно сделать 1-2 складки с каждой стороны головы, только тогда уголки платка перевести  назад и завязать  на 2 узла.

Итог мастер-класса.

В любом человеке, независимо от возраста, живет ребенок, который верит в чудеса. И не только верит, но и создает их своими руками.

Возьмите куколку. Вот теперь удача в пути в ваших руках.

Послушайте, что она вам говорит:

                   

Куклу – «Подорожницу»
В путь с собой возьми.
Держит «Подорожница»
Горсть родной земли.

Любящая женщина
Молится и ждет,
Пусть дорога дальняя
Радость принесет!

Куда бы Вы не направились и где бы не находились, всегда берите с собой куколку, и тогда в пути вам всегда будет сопутствовать удача и вы вернётесь домой. 

Рефлексия участников мастер-класса.

Наш мастер-класс подошёл к концу.  Благодарю вас за внимание! Я очень рада тому, что научила Вас  делать куклу «Подорожницу»   своими руками. Мне хочется чтобы Вы  подарили своим родным и друзьям по такой кукле.

C:\Users\Ирина\Downloads\IMG_5723 (1).jpg  C:\Users\Ирина\Downloads\IMG_5724.jpg  C:\Users\Ирина\Downloads\IMG_5726.jpg

C:\Users\Ирина\Downloads\IMG_5722.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс для педагогов "Куклы наших бабушек"

показатьзначимостьнародной игрушки в воспитании ребенка - докольника, познакомитьс приемами изготовления тряпичной куклы - оберега "куватки"...

Мастер- класс «Технология изготовления куклы "Лихоманки"

Изготовление народной куклы "Лихоманки"...

Мастер-класс «Клуб модельера куклы «живая рука»

Мастер-класс проведен по созданию куклы "живая рука"...

Мастер класс по изготовлению куклы из бросового материала.

Мастер класс по изготовлению куклы из бросового материала или мой снежный ангел!!!...

Мастер - класс "Традиционные народные куклы. Изготовление тряпичной куклы "Отдарок - на - подарок""

В представленном материале можно познакомиться с особенностями и алгоритмом изготовления тряпичной куклы, материалами и пошаговым исполнением....

Мастер-класс для родителей «куклы Травницы»: Кукла-оберег.

Прививать интерес к тряпичной кукле как виду народного художественного творчества; развивать навыки работы с тканью; содействовать эстетическому восприятию народной игрушки; познакомить с технологией ...

Мастер-класс как одна из современных форм эффективного взаимодействия семьи и ДОУ (на примере мастер-класса «Народная тряпичная кукла»).

Одной из актуальных задач нашего времени становится взаимодействие и сближение образовательного учреждения и семьи, а также распространение накопленных в этом направлении опыта и технологий. Поэтому н...