Педагогический опыт по теме: «Воспитание маленького гражданина – будущего патриота страны»
статья (подготовительная группа)

В современном мире наблюдается снижение интереса к традиционным патриотическим ценностям. Воспитание любви к Родине становится всё более важным для общества и приоритетной задачей государства. Необходимо формировать духовно-нравственные основы личности ребёнка через знакомство с ключевыми духовными, моральными и культурными ценностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_patrioticheskoe_vospitanie.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

детский сад №25. г Бузулук.

        

Педагогический опыт

по теме:

«Воспитание маленького гражданина – будущего патриота страны»

                                                                 Воспитатель: Надежкина Екатерина Юрьевна.

Содержание

Введение

       Патриотическое воспитание дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»
С. Михалков

        В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким
 вечным понятиям, как род, родство, Родина.
       Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. Любовь к Родине начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
       В связи с этим огромное значение приобретает определение целей, задач, патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Целью проводимой работы является воспитание у дошкольников патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей «малой Родине».
В процессе данной работы ставятся и решаются следующие образовательные и воспитательные задачи:
1. содействие формированию духовно-нравственного отношения к семье городу, стране
2. развитие у дошкольников понимания искусства и культуры наших предков;
3.развитие у детей познавательной, творческой активности;
4. изучение истории родного края;

5. воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
      Организуя работу по патриотическому воспитанию, мы провели анкетирование по выявлению отношения родителей к проблеме патриотического воспитания детей. 58% опрошенных родителей дали положительный ответ, 42% - испытывали затруднения при ответе. Поэтому работу по патриотическому воспитанию мы начали, как с детьми, так и с родителями. Мы рассказывали о том, что люди стремятся к миру, выступают против войны, с детьми разучивали военные песни, стихи, пословицы, поговорки, в которых были отражены героические поступки старших.
            Экскурсии по Аллее героев к мемориалу «Вечный огонь», возложение живых цветов к братской могиле советских воинов, способствовали воспитанию у дошкольников духа патриотизма и чувства уважения к памяти боевых подвигов их прадедов в сражениях за освобождение нашей Родины от нашествия немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Гуляя по Аллее Героев, закреплялись такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “трудовой подвиг”.
       Патриотическое воспитание, это не только наша память о военных годах, но это любовь, уважение, интерес к местам, где ты живешь. Работа по ознакомлению с родным городом включала в себя словесные методы: рассказ, чтение с использованием фотографий, коллекций значков, открыток, сувениров, репродукций картин об Камышине, а так же экскурсии по городу Камышину, целевые прогулки, наблюдения на темы: «Наша улица», «Наш город растет и строится», «Улица героя». Свои впечатления дети отображали в своих рисунках. Рисунки мы вывешивали в нашей картинной галерее. В нашем саду так же имеется уголок «Русская изба». Здесь собраны такие экспонаты как: русская печь, прялка, чугунки, коромысло, ухват, самовар, русский народный костюм, люлька. Весь этот материал помогал в практической деятельности по ознакомлению детей с жизнью и бытом русского народа, его обрядами и обычаями и был представлен на краеведческих чтениях «Реализация краеведческого компонента в образовательном процессе, как условие достижения стратегических целей образования».
         При ознакомлении с историей и природой родного края были использованы экскурсии в  исторический музей: «Давайте нарисуем лес» - экскурсия - знакомство с природой родного края, «Любимая игрушка»- беседа о старинных русских игрушках,
         Все самое запоминающееся дети переносили в рисунки, отображали в лепке, бумажной пластике, создавали коллективные выставки - художественную галерею, где каждый раз кто-то из детей был экскурсоводом. Свои знания они использовали в творческом оформлении детского сада.
         Тема семьи оставалась одной из главных. Проводимыми мероприятиями старались прививать детям чувство семейной ответственности, потребности радовать близких людей добрыми делами и заботливым отношением к ним. Как пригодились беседы «Традиции моей семьи», «Я горжусь трудом своих родителей», «Любимые занятия моей семьи», рисование «Подарки нашим бабушкам и дедушкам», сочинение «Как я помогал маме (папе)». Продолжали формировать у детей представление о добре и зле, о хороших и плохих поступках, нормах и правилах поведения и общения друг с другом. Воспитывали в детях щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям. Помогли в этом игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо», детские игры «Разговор сквозь стекло», «Позовем сказку», беседы «Хорошо-плохо», «Будьте как дома», «Правила честности», этюд «Упрямые козлики». Особое внимание мы старались уделять пониманию многообразных социальных ролей, выполняемых взрослыми: женщина дома - любящая мать, на работе - умелая труженица, а в свободное от работы время - туристка, спортсменка, знакомились с культурными традициями семьи и любимыми занятиями членов семьи. Для родителей была проведена консультация, как правильно нужно составлять свое генеалогическое дерево, зачем это нужно для семьи. Такая форма работы сдружила детей с родителями.
         Тема войны, тема подвига остаётся вечной в работе с подрастающим поколением. При ознакомлении с историей малой Родины была организована поисковая деятельность: детям было предложено расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут и далее дошкольники обменивались полученной информацией, предлагали свои версии об истории некоторых названий улиц.

Рассматривание фотографий с видами улиц города, способствовало уточнению и дополнению знаний детей о месте, где они родились и живут. В результате данной работы вырос познавательный интерес к истории города, уважение к знаменитым землякам. Таким образом, мы считаем, что систематическая работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей в условиях дошкольного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей «малой Родине».
                                        Взаимодействие с родителями.

 Не маловажную роль в формировании патриотического сознания детей имеет взаимодействие с родителями.

Вся работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном контакте с семьей. Наш детский сад в своей работе с семьей опирается на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Родители активные участники: участвуют в оформлении фотовыставок о родном крае, в конкурсах рисунков, поделок.

Формы взаимодействия с родителями:

-  «Изготовление кормушки» 

- совместная деятельность детей и родителей;        

- конкурсы;

- информационные стенды, папки-передвижки, библиотека для родителей.

- опросные методы (анкеты, тесты).

- педагогические беседы с родителями (индивидуальные, групповые, общие).

Выстраивая, совместную деятельность с родителями воспитанников нам удалось достичь следующих результатов:

- установлены партнерские и доверительные отношения с родителями;

- родители проявляют искреннею заинтересованность жизнью ребенка в детском саду;

- принимают активное участие в жизни группы и детского сада.

         Взаимодействие с педагогами по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников заключается в социальной активности: участие в различных конкурсах и социальных проектах (акции – Посылка добра, посылка солдату, книги детям Донбасса); а также повышении рейтинга детского сада посредством трансляции педагогического опыта в среде педагогического сообщества и общественности города, достижений воспитанников в художественной, спортивной и интеллектуальной видах деятельности. 

          Используемые формы работы в рамках сотрудничества с педагогами для достижения поставленных задач:

- консультации и выставки «История, традиции и культура народов Севера»; «Богатства своего края, животные, птицы, рыбы»; «Растительный мир моего края»; «Символика России, моего края и ее исторические корни»;

- анкетирование,

- мастер-класс, открытые занятия. 

           Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей
                                                          Список литературы:
1. Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006
2. Дрешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. – 2004. №5. С.19-22
3. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников М.: ТЦ Сфера, 2006
4. Патриотическое воспитание в наши дни /Методическое пособие для воспитателей детского сада. – Москва, 2008и их оздоровления».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта на тему: «Воспитание любви к природе через устное народное творчество»

Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Научить детей видеть красоту родной природы, воспитать интерес и бережное отн...

Педагогический совет на тему «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

тематический Педагогический совет на тему: «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

Педагогический совет на тему «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

тематический Педагогический совет на тему: «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Воспитание доброты, милосердия и внимательности посредством экологического воспитания старших дошкольников

Данный материал включает в себя опыт работы педагога  с детьми старшего дошкольного возраста. Обобщенный опыт работы  был подготовлен по модульной технологии....

Обобщенный педагогический опыт по теме: «Воспитание культуры ЗОЖ у детей дошкольного возраста»

Данный опыт работы может быть использован как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в начальном звене общеобразовательных школ при условии заинтересованности педагогов проблемой формирования...

Инновационный педагогический опыт на тему: "Воспитание cоциокультурной толерантности у дошкольников"

Современный мир жесток.Жестокими стали и детиА нормой жизни каждогоЧеловека - взрослого иРебёнка – должна статьтолерантностьВ настоящее время проб...

Психолого-педагогический проект "Фольклор в жизни маленького гражданина" для детей с особенными образовательными потребностями

Наступивший 2022 год посвящен культурному наследию народов России. Об этом сообщается в Указе подписанным Президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным. С 2007-го Глава государства в своём указ...