Проект по экологическому воспитанию детей подготовительная к школе группа компенсирующей направленности «Земля – наш общий дом»
проект (подготовительная группа)
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32«Лесная сказка»
г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Проект по экологическому воспитанию
детей подготовительная к школе группа компенсирующей направленности
«Земля – наш общий дом»
Воспитатель: Богданова О.А.
г. Пролетарск
2023 года
Вид проекта: групповой, познавательно – информационный.
Сроки реализации проекта: с января по май 2023 года
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Образовательные области: коммуникативная, продуктивная и познавательная деятельности.
Целевая группа: дети 6-7 лет.
Масштаб проекта: долгосрочный.
Актуальность проекта
«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами... И охранять природу - значит охранять Родину» М.М. Пришвин.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества с окружающей средой стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Цель проекта: обобщение и систематизация экологических знаний, вовлечение детей в творческую деятельность.
Задачи:
- продолжать формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
- развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
- воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
- продолжить вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
- закреплять навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
- совершенствовать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
Этапы проекта
Подготовительный этап:
- подбор информационного материала, детской и научно-познавательной литературы, иллюстраций, аудио-, видеозаписи, фотографий;
- создание картотеки игр;
- составление перспективно - тематического плана;
- обеспечение условий для проведения проекта;
Основной этап:
- чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки),рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
- рассматривание картин о природе, а также из жизни животных, художников Левитана, Саврасова, Поленова, Шишкина;
- рассказы воспитателя о живой и неживой природе, о заповедниках, памятниках природы;
- беседы на экологические темы;
- наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы;
- целевые прогулки на природе;
- сбор природного материала (камней, шишек, листьев и т.д.);
- опыты и эксперименты;
- экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций;
- экологические тропы;
- игры (подвижные, дидактические, настольные, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные);
- различные виды изобразительной деятельности на экологическую тему;
- работа с календарем природы, дневниками наблюдения;
- изготовление макетов;
Заключительный этап:
- презентация проекта;
- изготовление капельки «Круговорот воды в природе»
- итоговое развлечение «День Воды»
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня знаний по экологии у детей;
- появление интереса к явлениям и объектам природы;
- дети учатся наблюдать, экспериментировать и делать выводы;
- пополнение развивающей среды в группе;
- повышение экологической культуры родителей и педагогов.
Работа с родителями
- беседы и консультации с родителями по экологическому воспитанию
«Что такое экологическая культура?». (Введение в понятие экологии, роль экологической культуры в развитии дошкольника.)
«Не причиняя вреда природе». (Обговорить правила поведения в природе.)
«Жители леса». (О многообразии животных в наших лесах).
«Наблюдаем за явлениями природы». (Как помочь детям усвоить смену времен года, суток; о сезонных особенностях; о необычных природных явлениях) - рекомендации для родителей (посещение экологического музея, выставок, зоопарка, городского парка)
- ширма для родителей по экологическому воспитанию
«Азбука поведения в природе» - буклеты
«Берегите воду – она бесценна»
- выставка рисунков
«Берегите воду!» - привлечение родителей к оформлению экологического уголка
- совместное изготовление (родители и дети) поделок из природного материала
Перспективное планирование по проекту «Земля - наш общий дом»
Январь | «Эта волшебница – вода» С помощью наблюдений продолжать развивать у детей умение самостоятельно устанавливать связи: между температурой воздуха и видом осадков. Продолжать знакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды. Выявить взаимоотношение воды, снега и льда. Дать знания об исследованиях воды человеком. Сформировать понимание, что от качества воды зависит жизнь и здоровье всего живого, необходимости в экономии воды. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам. | Экологическое занятие-прогулка «Путешествие по зимнему лесу». Д/и «Зимнее путешествие капельки», Экологическая игра «Иней, лёд, морозные узоры на стекле». Расскажи о животных, которые не спят зимой. Нарисуй след животного. Экспериментирование: Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры. «Что такое позёмка?» «Кто оставил следы на снегу?» Словесная игра «Приключение снежинки в зимнем лесу». Рисование на тему: «Где гуляла зима». |
Февраль | «Природа родного края» В наблюдениях обобщать знания детей о зимних явлениях в природе. Продолжать развивать поисковую деятельность детей: по флюгеру, по направлению дыма, по движению веток определить силу ветра и его направление; сравнивать зимние явления: вьюга, поземка. Формировать представления о приспособлении человека к зиме (внешний вид, поведение, труд, отдых); о правилах поведения в экстремальных ситуациях зимой. Способствовать формированию бережного отношения к природе родного края. | «Зима» - занятие-развлечение. Рассматривание картины «Февральская лазурь» А. Куинджи. Просмотр презентации «Природа России» НОД «Лес – это живой организм. Этажи леса» Экологические игры: «Пищевые цепочки», «Лисы и зайцы», «Хищник – добыча» Чтение художественной литературы: П.Молчанов «Спасительница»; С.Маршак «Февраль»; В.Бианки «Дотерпят ли?», «Стая птиц под снегом»; Беседа «Как появился календарь?» Экологическая игра: «Угадай время года по описанию». Чтение пословиц и поговорок о природе. Рассматривание ветки сирени |
Март | «Пришла весна. Природа весной» Поощрять детей в наблюдениях, учить самостоятельно выявлять признаки весны в неживой природе, изменения в живой природе; отметить увеличение почек на некоторых деревья, появление сережек у орешника и ольхи, изменения в поведении птиц, отметить прилет грачей. Обобщить представления детей о типичных экологических системах: лес, луг, водоем, пустыня. Воспитывать интерес к народному календарю. | НОД «Как поссорились март и февраль» Подберём краски для рисования весны. Беседы. «Почему они так называются?» «Три победы весны» Чтение художественной литературы. В.Бианки «Синичкин календарь», «Март», «Три весны»; Ф.Тютчев «Зима недаром злится…»; Н.Сладков «Воробьишкина весна», «Весенние радости», А.Плещеев «Уж тает снег…» Е.Благинина «Весна» Составление портрета Марта-месяца. Рассматривание презентации «22 марта – Всемирный день воды» Изготовление макета «Круговорот – воды в природе» Акция «День воды» |
Апрель | «Земля – живая планета» Дать представление о планете Земля, о солнечной системе. Закреплять представления о том, чтобы сохранить планету, надо с детства любить природу, изучать ее, бережно с ней обращаться. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать желание жить в гармонии с природой. Продолжать учить детей замечать сезонные изменения в природе. | Д/и «Назови первые цветы». (подснежники, крапива, мать-и-мачеха. Обведи цветы, которые появляются первыми (рисунки прилагаются). Занятие, посвящённое Дню Земли – 22 апреля. Экскурсия по участку «Послушаем разговор весенних деревьев». Д/и «В гостях у радуги» Обучающие видеофильмы «Планета Земля и все вокруг нее» Д/и «Шестиногие малыши» (бабочка, пчела, муравей, божья коровка), какой рисунок лишний, зачеркни его. Нарисуй насекомое, которое тебе нравится. |
Май | «Экологический город» Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы. В наблюдениях поощрять детей к самостоятельному выявлению новых признаков весны: увеличение продолжительности дня, повышение температуры воздуха, первые грозы. Предложить детям доказать, почему май называют месяцем пробуждения жизни: появление первой весенней травы, цветов тюльпанов и нарциссов, цветение дикорастущих трав и деревьев, распускание листьев, появление насекомых, прилет ласточек и кукушек, выведение и выкармливание птенцов. | НОД «Строим экологический город» Экологическая игра с Лесовичком «Для чего нужен дождь в моём лесу?» Занятие на тему: «Для чего человеку нужна глина?» Экспериментирование «Сравним песок и глину». Что можно сделать из глины? «Откуда берётся песок?» Опыты с песком. Рассматривание картины Федора Васильева «Мокрый луг» Чтение художественной литературы. Ю.Дмитриев «Какие птицы бывают?»; С.Михайлков «Прогулка»; Ф.Тютчев «Весенняя гроза»; В.Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь», «Птичьи разговоры»; Г.Снегирев «Про птиц», М.Горький «Воробьишка»; В.Астафьев «Стрижонок Скрип». Оформление стенда « Сбережём планету Земля!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа "Устранение общего недоразвития речи у дошкольников подготовительной к школе группы компенсирующей направленности"
Рабочая программа...

Проект для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «Земля – наш общий дом».
Данный проект задуман для изучения отдельных материков и океанов, кто и когда их открыл и исследовал и, в чем заключаются особенности их природы: рельефа, климата, внутренних вод, растительности и жив...

Педагогический проект «Лес - наше богатство» Подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте....

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Краткосрочный проект «Адвент-календарь» В подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Новый год - самый волшебный праздник. Ведь он пропитан ожиданием чуда, детскими восторгами, затаенными заветными желаниями. Задолго до самого праздника, дети ждут волшебства, праздника и ...

Проектподготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Берегите Землю!»
Цель проекта: способствовать проявлению осознанно-нравственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через непосредственное общение с экосистемой....

Сценарий логопедической квест-игры «Профессии» для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ОНР. «Профессии» для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ОНР.
Сценарий логопедической квест-игры «Профессии» для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ОНР....