"Развитие критического мышления у дошкольников."
консультация
Консультация раскрывает особенности формирования критического мышления у детей дошкольного возраста и подчеркивает значимость развивающей среды, вопросов-стимулов и игровых ситуаций. Родителям предлагаются доступные приемы, которые помогают ребенку учиться сравнивать, анализировать, делать выводы, задавать вопросы и рассматривать ситуацию с разных сторон. Материал демонстрирует, как ежедневное общение, совместные игры, обсуждение действий и сюжетов способствует развитию гибкого, самостоятельного и осознанного мышления. Консультация направлена на укрепление взаимодействия семьи и детского сада в поддержке интеллектуального развития ребенка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Развитие критического мышления у дошкольников.
1. Почему критическое мышление важно уже в дошкольном возрасте.
Критическое мышление — это способность ребёнка наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы и принимать решения, а не просто повторять готовую информацию.
В дошкольном возрасте формируются базовые когнитивные процессы: сравнение, классификация, причинно-следственные связи. Если развивать их сейчас, ребёнок легче адаптируется в школе и в социальных ситуациях.
Что формируется у дошкольника:
-умение выделять главное;
-способность объяснять свои мысли;
-привычка задавать уточняющие вопросы;
-гибкость мышления и самостоятельность;
-устойчивость к манипуляциям и стереотипам.
2. Основные принципы развития критического мышления в семье.
1.Не давать готовые ответы, а направлять ребёнка к поиску собственного решения.
Формулировка: «Как ты думаешь, почему это так?»
2.Поощрять вопросы любого уровня.
Чем больше ребёнок спрашивает, тем быстрее развивается аналитическое мышление.
3.Создавать ситуации выбора.
Даже простой выбор одежды или книги — это первый шаг к оценочным суждениям.
4.Обсуждать разные точки зрения.
Учить ребёнка видеть, что бывает несколько решений и все они могут быть обоснованными.
5.Развивать словарный запас.
Чем шире язык, тем легче выражать мысли и рассуждать.
3. Домашние практики для родителей.
1. Игры «Что будет, если…?»
Помогают развивать причинно-следственные связи.
Примеры:
– «Что будет, если льдинку положить на солнце?»
– «Что будет, если кошка загрустила — как ей помочь?»
2. «Сравни и объясни»
Даем два предмета, картинки, игрушки.
Задачи:
– чем похожи;
– чем отличаются;
– что важнее, интереснее, полезнее и почему.
3. «Закончи историю»
Вы начинаете, ребёнок придумывает продолжение.
Развивает прогнозирование, воображение и логику.
4. «Помоги герою»
Мультяшный персонаж попал в ситуацию — ребёнок объясняет, что можно сделать, какие решения лучше и почему.
5. «Ошибки в картинках»
Найдите картинки с несоответствиями. Попросите ребёнка объяснить, что «не так».
6. Книги с открытыми вопросами
Выбирайте книги, где можно остановиться и спросить:
– «Как бы ты поступил?»
– «Почему герой так решил?»
4. Фразы-подсказки для родителей:
Используйте их, чтобы включать ребенка в размышления:
-«Расскажи, как ты это понял?»
-«А по-другому можно сделать?»
-«Как ты решил, что это правильно?»
-«Какая идея тебе нравится больше? Почему?»
-«Что тебе подсказало этот ответ?»
5. Чего не стоит делать:
-перебивать ребёнка и торопить его с ответом;
-критиковать неправильные версии (лучше спросить: «А что может быть ещё?»);
-сравнивать с другими детьми;
-навязывать единственно «правильное» мнение;
-давать слишком сложные задачи, вызывающие стресс.
6. Роль семьи.
Регулярные бытовые обсуждения, совместные игры, вопросы в дороге или за ужином — мощнейший ежедневный инструмент развития критического и гибкого мышления.
Важно поддерживать ребёнка, показывать, что его идеи имеют ценность, и давать пространство для проб и ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская "Технология развития критического мышления у дошкольников"
Представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОБУ № 221 "Сказка" г Орска Дунаевой А.Л. по использованию приёмов технологии развития критического ...

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста
Методы и приёмы, применяемые для развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста....

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста.
Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста.Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать волнение по поводу слабого критического мышления у дошкольн...

Презентация "Технология развития критического мышления у дошкольников"
Технология развития критического мышления...

Презентация "Развитие критического мышления у дошкольников"
Игры и рекомендации для развития критического мышления...

«Технология развития критического мышления у дошкольников».
Технология развития критического мышления дает возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка-дошкольника, формировать предпосылки универсальной учебной деятельности....

СТАТЬЯ. Использование техники вопросов для развития критического мышления у дошкольников
Почему же так важно развивать не просто "мышление", а именно "критическое мышление" у детей?Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить, что значит критическое мышление. В совр...
