"Развитие критического мышления у дошкольников."
консультация

Костикова Дина Валерьевна

Консультация раскрывает особенности формирования критического мышления у детей дошкольного возраста и подчеркивает значимость развивающей среды, вопросов-стимулов и игровых ситуаций. Родителям предлагаются доступные приемы, которые помогают ребенку учиться сравнивать, анализировать, делать выводы, задавать вопросы и рассматривать ситуацию с разных сторон. Материал демонстрирует, как ежедневное общение, совместные игры, обсуждение действий и сюжетов способствует развитию гибкого, самостоятельного и осознанного мышления. Консультация направлена на укрепление взаимодействия семьи и детского сада в поддержке интеллектуального развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Развитие критического мышления у дошкольников.

1. Почему критическое мышление важно уже в дошкольном возрасте.

Критическое мышление — это способность ребёнка наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы и принимать решения, а не просто повторять готовую информацию.

В дошкольном возрасте формируются базовые когнитивные процессы: сравнение, классификация, причинно-следственные связи. Если развивать их сейчас, ребёнок легче адаптируется в школе и в социальных ситуациях.

Что формируется у дошкольника:

        -умение выделять главное;

        -способность объяснять свои мысли;

        -привычка задавать уточняющие вопросы;

        -гибкость мышления и самостоятельность;

        -устойчивость к манипуляциям и стереотипам.

2. Основные принципы развития критического мышления в семье.

        1.Не давать готовые ответы, а направлять ребёнка к поиску собственного решения.

Формулировка: «Как ты думаешь, почему это так?»

        2.Поощрять вопросы любого уровня.

Чем больше ребёнок спрашивает, тем быстрее развивается аналитическое мышление.

        3.Создавать ситуации выбора.

Даже простой выбор одежды или книги — это первый шаг к оценочным суждениям.

        4.Обсуждать разные точки зрения.

Учить ребёнка видеть, что бывает несколько решений и все они могут быть обоснованными.

        5.Развивать словарный запас.

Чем шире язык, тем легче выражать мысли и рассуждать.

3. Домашние практики для родителей.

1. Игры «Что будет, если…?»

Помогают развивать причинно-следственные связи.

Примеры:

– «Что будет, если льдинку положить на солнце?»

– «Что будет, если кошка загрустила — как ей помочь?»

2. «Сравни и объясни»

Даем два предмета, картинки, игрушки.

Задачи:

– чем похожи;

– чем отличаются;

– что важнее, интереснее, полезнее и почему.

3. «Закончи историю»

Вы начинаете, ребёнок придумывает продолжение.

Развивает прогнозирование, воображение и логику.

4. «Помоги герою»

Мультяшный персонаж попал в ситуацию — ребёнок объясняет, что можно сделать, какие решения лучше и почему.

5. «Ошибки в картинках»

Найдите картинки с несоответствиями. Попросите ребёнка объяснить, что «не так».

6. Книги с открытыми вопросами

Выбирайте книги, где можно остановиться и спросить:

– «Как бы ты поступил?»

– «Почему герой так решил?»

4. Фразы-подсказки для родителей:

Используйте их, чтобы включать ребенка в размышления:

        -«Расскажи, как ты это понял?»

        -«А по-другому можно сделать?»

        -«Как ты решил, что это правильно?»

        -«Какая идея тебе нравится больше? Почему?»

        -«Что тебе подсказало этот ответ?»

5. Чего не стоит делать:

        -перебивать ребёнка и торопить его с ответом;

        -критиковать неправильные версии (лучше спросить: «А что может быть ещё?»);

        -сравнивать с другими детьми;

        -навязывать единственно «правильное» мнение;

        -давать слишком сложные задачи, вызывающие стресс.

6. Роль семьи.

Регулярные бытовые обсуждения, совместные игры, вопросы в дороге или за ужином — мощнейший ежедневный инструмент развития критического и гибкого мышления.

Важно поддерживать ребёнка, показывать, что его идеи имеют ценность, и давать пространство для проб и ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская "Технология развития критического мышления у дошкольников"

Представлены материалы из опыта работы  воспитателя  МДОБУ № 221 "Сказка" г Орска  Дунаевой А.Л. по  использованию  приёмов  технологии  развития  критического ...

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста

Методы и приёмы, применяемые для развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста....

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста.

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста.Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать волнение по поводу слабого критического мышления у дошкольн...

Презентация "Развитие критического мышления у дошкольников"

Игры и рекомендации для развития критического мышления...

«Технология развития критического мышления у дошкольников».

Технология развития критического мышления дает возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка-дошкольника, формировать предпосылки универсальной учебной деятельности....

СТАТЬЯ. Использование техники вопросов для развития критического мышления у дошкольников

Почему же так важно развивать не просто "мышление", а именно "критическое мышление" у детей?Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить, что значит критическое мышление. В совр...