Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 2-3 лет
проект (младшая группа)

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_mladshego_23.11.25.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего

дошкольного возраста 2-3 лет».

Подготовила воспитатель: Муртазаалиева М.Р.

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

  1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
  2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук,
  3. Улучшить общую двигательную активность;
  4. Содействовать нормализации речевой функции;
  5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие,
  6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми
  7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Актуальность выбранной темы

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Значение развития тонкой моторики рук в раннем и дошкольном возрасте

Мелкая моторика - это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами. Брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией, ложкой, вилкой, совочком и др. Открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.

Это важно при своевременном речевом развитии, и - особенно - в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

- Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять, - Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

- Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

- У малыша развивается воображение и фантазия Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

  • Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
  • Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок).
  • Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
  • Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
  • Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
  • Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
  • Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками:

- нахождение заданных предметов,

- угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

План работы на 2025-2026 год

  1. О А.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
  1. Г.Г.Галкина «Пальцы помогают говорить»
  2. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. - М.: 000«ЭКСМ0», 2006.
  3. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т.Решетник, Е. Анисина и др.-М.:000 «ЭКСМО»,2011.
  1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М.: «Карапуз», 2007.
  2. Большакова С Е Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М : ТЦ «Сфера», 2006.
  3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  4. Крупенчук О И Пальчиковые игры -СПб: Изд. дом «Литера», 2007
  5. Пименова Е. 11 Пальчиковые игры. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

#1058;имофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. - СПб: Корона-Век, 2007.

Работа с детьми

  • Октябрь
  1. Заучивание пальчиковой игры «Замок».
  2. Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки»

#1054;бучение детей игре «Шнуровка».

  1. Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».
  2. Настольная игра «Мозаика».
  1. Создане с детьми книжки-малышки « Веселый зоопарк», используя способ аппликации (в рамках КОПа).
  2. Игра «Я катаю мой орех».
  3. Игры на развитие тактильного восприятия: «Еладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
  • Ноябрь

#1047;аучивание пальчиковой игры «Капуста».

  1. Пальчиковая игра «Переложи игрушки».
  2. Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».
  1. Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».
  2. Настольная игра «Найди фигуре место».

#1055;овторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

  • Декабрь

#1047;аучивание пальчиковой игры «Пирожки» , «Человечек».

  1. Учить детей одевать и раздевать кукол.
  1. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».
  2. Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».
  1. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).
  2. Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик.бутылок).
  • Январь
  1. Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».
  2. Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам)
  1. Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)
  2. Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».
  1. Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).
  • Февраль

#1047;аучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»

  1. Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).
  1. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».
  2. Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

5 Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»

Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

  • Март
  1. Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».

#1059;чить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

  1. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»
  2. Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».
  1. Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (аппликация), «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и салфеток).
  2. Игра «Прищепки»
  1. Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями»
  • Апрель

#1047;аучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

#1059;чить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

  1. Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».
  2. Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги (продолжение работы)).
  3. Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д.
  4. Игры в «сухом бассейне» (найти заданный предмет)
  5. Проигрыване с детьми пальчиковым театром р н.сказок (в камках КОПа «Пальчиковый театр «Русские народные сказки»)
  • Май

1 Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста», «Спокойного сна!».

#1059;чить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».

3 Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

  1. Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).
  2. Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».
  3. Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).
  4. Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию
  1. Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».

Работа с семьёй

  • Январь

Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»

  • Апрель

Совместное творчество детей и родителей: (проект «Книжка своими руками») Самореализация

  • Март

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Применять потешки в режимных моментах,

  • Январь-май

Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок

Работа с педагогами:

Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему:

  • «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей 2-3 лет»,

выступление на педагогическом совете на тему:

  • «Важная роль развития мелкой моторики у детей с раннего возраста».

Подготовить материал, мастер - класс для педагогов по теме:

  • «Использование разных предметов в работе с детьми, но развитию мелкой моторики».

Приложение №1

В течение года:

Использование игр-шнуровок, дидактических игр по сенсорике, пуговиц, скрепок, камешек, мелких игрушек, круп.

Индивидуальная работа:

«Изготовление Бизиборда», для развития сенсорных способностей.

Сентябрь

  • Разучивание пальчиковых игр: «Пальчик-пальчик», «Засолка капусты», «Надоели нам дожди».

Рекомендация для педагогов: «Картотека пальчиковых игр и пальчиковой

гимнастики».

Октябрь

  • Лепка с элементами рисования; «Колобок катится по дорожке»

Доклад: «Важность развития мелкой моторики у детей 2-3 лет»

Ноябрь

  • Разучивание пальчиковой гимнастики: «Вышли пальчики гулять», «Кулачки», «Белка».

Консультация: «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей 2-3 лет»

Декабрь

  • Разучивание пальчиковых игр: «Зима», «Бабушка»
  • Лепка из соленого теста: «Елочка»,

Памятка: «Наши пальчиковые игры»

Январь

  • Разучивание пальчиковых игр: «Зимняя прогулка», «Бабушка». Индивидуальные беседы -рекомендации «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания у детей»

Февраль

  • Разучивание пальчиковой гимнастики: «Встали наши пальчики» Консультация: «Дидактическая игра, как средство развития речи»

Март

  • Лепка из соленого теста: «Букетик для мамы»

Папка-передвижка: «Рисуем без кисточки»

Апрель

  • Открытое занятие: «Нарисуем ежику колючки». Приглашение родителей на открытое занятие Май
  • Лепка из соленого теста: «Солнышко лучистое». Мастер-класс «Сенсорное развитие в домашних условиях»

Дидактическая игра: «Пчёлки»

Правило:

Играет один ребёнок, за столом, играть до конца, найти каждой пчёлке свой цветок. Если правильно подберёшь для пчёлок цветы, то поможешь им собрать мёд.

Подобрать предметы по величине (большие, средние и маленькие), способом накладывания: больше, меньше, такой же.

Пчёлки полетели на поляну, где растёт много цветов, собирать мёд. Помоги каждой пчёлке найти свой цветок.

Нужно правильно подобрать пчёлкам цветы (большой пчёлке - большой цветок, средней - средний цветок, маленькой - маленький цветок).

Игровые действия:

  1. шаг - ребенок выкладывает перед собой цветы и пчёлок
  2. шаг - способом накладывания подбирает пчёлкам цветы.
  3. шаг - когда все пчёлки найдут сои цветы - игра закончена.

Игровые атрибуты:

Пчёлки, цветы разной величины

Результат для ребенка: - Молодец, помог каждой пчёлке найти свой цветок. Результат для педагога: - ребенок научился подбирать предметы по величине (большие, средние и маленькие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста путем развития речи в игровой деятельности.

Развитие мелкой моторики. Актуальность проблемы. Механизмы развития мелкой моторики пальцев рук, взаимосвязь развития движений пальцев рук и речи. Принципы работы над развитием мелкой моторики. Игровы...

консультация (младшая группа) на тему : Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

На страничке  представлена консультация консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет...

Программа детского творческого объединения «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».группа раннего возраста

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Конспект интегрированного занятия «Ловкие пальчики» для детей младшей группы

Цель:- развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:Учить детей различным приемам самомассажа;Развивать тактильную чувствительность сложно координ...

Выступление на районном семинаре воспитателей (МБОУ ДО «Новодеревеньковский центр развития и поддержки детей») по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка....

Проект во второй младшей группе «Игры для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»

О том, что мелкую моторику рук ребенка надо развивать, знает каждый «продвинутый» родитель. И то, что мелкая моторика влияет непосредственно на развития речи ...