Конспект познавательной экскурсии в мини-музей под открытым небом "Казачье подворье".
план-конспект занятия (старшая группа)

Екимова Татьяна Владимировна

Конспект познавательной экскурсии в мини-музей под открытым небом "Казачье подворье"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 55 «Непоседы»

Ст. Кривянская, Октябрьского сельского района, Ростовской области.

Конспект

экскурсии в музей под открытым небом  «Казачье подворье» МБДОУ СОШ № 72 с. Кривянская

Подготовила :

Воспитатель  Екимова Т.В.

2025г.

Конспект экскурсии в музей под открытым небом  «Казачье подворье» МБДОУ СОШ № 72 с. Кривянская

Возраст детей: 5  лет.

Время года: осень.

Цель: развитие познавательных интересов к истории родного края, формирование патриотических чувств, через ознакомление с традициями и бытом донских казаков.

Задачи:

Расширять знания о быте донских казаков.

Формировать умение понимать назначение предметов быта.

Обогащать словарный запас.

Развивать познавательный интерес к истории родного края.

Воспитывать чувство гордости за свой родной край.

Воспитывать особые отношения к традициям родного края.

Предварительная работа:

В рамках проекта «Люби и знай казачий край», воспитанники группы подготовили совместно с родителями экспонаты для мини-музея о донских казаках.

Рассматривание фотоальбома «Казаки станицы Кривянская»

Структура целевой прогулки:

1. Сбор и движение до конечного пункта (25 минут).

2. Остановки, познавательная деятельность (обсуждение и ознакомление) (по 5 минут около каждой локации).

3. Сбор детей и возвращение в детский сад (10 минут).

1 этап: подготовительный.

Предварительная работа:

Обсуждение маршрута по карте-схеме музея под открытым небом «Казачье подворье».

Маршрут будет проходить по музею под открытым небом «Казачье подворье» в МБДОУ СОШ № 72.

Беседа о правилах поведения во время движения и во время пребывания на территории музея.

Оборудование:

Фотоаппарат, костюмы донских казаков.

Время прохождения намеченного маршрута 35 минут.

2 этап: основной.

Вводная беседа.

Воспитатель:

Сегодня мы посетили музей под открытым небом «Казачье подворье» . Дети, давайте вспомним,  какие предметы быта мы с родителями собирали в наш мини-музей в детском саду?  (ответы детей).  Давайте сегодня пойдем  и рассмотрим, как же выглядело подворье казаков. Посмотрим, какие предметы быта были и как ими пользовались казаки, для чего нужны были эти предметы и постройки.

Воспитатель:

Дети, сегодня мы совершим экскурсию в музей «Казачье подворье» Что же такое музей? (Ответы детей)

Воспитатель: Музей – зто то место , где собраны разные старинные предметы, которые позволяют нам окунуться в историю и познать как же жили наши предки. (дети идут по составленному маршруту)

Воспитатель:

Дети, как называется это место на подворье, куда мы с вами пришли? Что же вы видите ? А вы знаете, как называется эта постройка?

- Казачий курень. (Ответы детей) 

Воспитатель: Курень — это типичное жилище донских казаков, отличающееся как от русских изб, так и от украинских хат. Основным материалом для возведения конструкции служил местный лес, в ход шел тополь, дуб, ольха и другие виды дерева.

Казачья беднота делала себе жилища из самых разных доступных материалов, таких как глина, камень, хворост и даже мел. Зажиточные же станичники брали для этих целей очень дорогой для своего времени кирпич.

Следующая остановка :  Печь на улице и навес.

Воспитатель: Что вы видите перед собой?

Печь, лавки деревянные и стол, плетень, казанок, ухват.(Ответы детей)

Воспитатель: Раньше летом готовить в домах еду в донских станицах было строго запрещено. На лето печи во всех куренях опечатывали.

Хозяйки готовили в летних печах (горнушках), стоящих прямо на улице, подальше от дома. Те, кто был побогаче – строили летние кухни. Их тоже ставили в сторонке от жилья. На Дону летние кухни называли летницами.

Станичные дома стояли друг к другу тесно. Много было деревянных построек, да и на саманных куренях – камышовые крыши. Такие постройки легко загорались.

А если загорался один курень, то занимались и соседние. Порой выгорали целые станицы.

Донские казаки жестоко расправлялись с виновниками пожара. Выселяли за пределы станицы.

Вот затем и нужны были летние печи во дворах. Защищать жилища казаков от пожара. Очень простое и мудрое решение.

  Следующая остановка : колодец.

Воспитатель: Что вы видите дети, как это называется :

Колодец, деревянное ведро (Ответы детей)

Воспитатель: Не менее важной застройкой являлся колодец "журавль" - название напрямую связано с птицей журавль, т.к. внешний вид колодца напоминает эту птицу, стоящую на одной ноге и пьющую воду. У казаков особым уважением пользовались копатели колодцев. Эта работа была сопряжена с невероятно тяжким трудом и смертельной опасностью, поэтому часто колодцы копались "по обету" – людьми, "замаливавшими грех".
Во время рытья колодца копатель не прикасался ни к вину, ни к деньгам, некоторые давали обет молчания. Станичники вскладчину нанимали музыкантов, которые играли постоянно, пока шла работа. Иногда колодезник требовал, чтобы во время работы непрерывно читался Псалтырь.

Следующая остановка: Погреб с ледником.

Воспитатель: Ребята, что за постройку вы видите?

Подвал (ответы детей)

Воспитатель: Погреба-ледники представляли собой ямы, выложенные внутри камнем аршинником. Ледники набивали льдом и прикрывали соломой. Сверху ставили камышовые крыши и обсаживали вербами, чтобы всегда была тень. Хранили в погребе продукты.

Следующая остановка: Баз для скота.

Воспитатель: Ребята, что вы видите перед собой ?

Сено, телегу (ответы детей)

Воспитатель: Баз - обозначает помещение для скота или отгороженное для этой цели место на дворе и вне его. Говорят: скот стоит «на базу», «на базах».  У казаков было много скотины : овцы, козы, куры, гуси, свиньи, лошади.  

Следующая остановка: «Донская чаша»

Воспитатель: Что вы видите перед собой , ребята?

Виноград, (Ответы детей)

Воспитатель:  Ребята, это «Донская чаша» . Еще полвека назад эти слова «донская чаша» были не только метафорой, а самым доподлинным наименованием сформированного по казачьему способу высокоурожайного виноградного куста, развернутого и подвешенного (раскинутого) на четыре стороны на сохах  и слегах - кроватях, - широко открытого солнцу и вросшему могучими корнями в землю. Этот способ выращивания винограда был очень удобным. Кисти винограда были открыты солнцу и росли крупными и вкусными.

3 этап – заключительный.

Подведение итогов экскурсии.

Воспитатель: Какое место мы сегодня с вами посетили?

О чем  оно нам рассказало?

Почему в музее  надо себя вести, соблюдая определённые правила? (ответы детей).

- Почему погреб называли ледником?

-Как казачки носили воду из колодца?

- Почему еду казачки летом готовили на улице?

Когда мы вернёмся в группу, нарисуйте, то место на казачьем подворье, которое вам запомнилось больше всего или предмет быта. А дома расскажите своим родным, об истории  и назначении этого предмета.

(по составленному маршруту, дети возвращаются в детский сад)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-экологической экскурсии в средней группе «Осеннее приключение Старичка-лесовичка»

На территории детского сада создана экологическая тропа. Это своеобразный учебно-просветительский кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможности отдыха, образования и воспитания. В качест...

Конспект познавательной игры-экспериментирования для детей открытого комплексного мероприятия совместной организованной деятельности воспитателя и детей средней группы на тему: «Я водителем пойду…»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

Открытие кубанского подворья

В современном мире недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи дл...

Конспект познавательной экскурсии в Экологический центр юного натуралиста «Маленькое путешествие в большой мир природы»

Конспект познавательной экскурсии в "Центр Юного натуралиста" совместно с родителями. (подготовительная группа)...

Конспект познавательной экскурсии «Моя страна» для детей старшей группы

Конспект познавательной экскурсии «Моя страна» для детей  старшей группы...

Конспект познавательной экскурсии в музей «Русская изба»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Жаворонковская СОШ дошкольное отделение- детский сад №53    Конспект познавательной экскурсии в музей «Русская изба»...

Конспект познавательной экскурсии в парк с детьми старшей группы Тема: «В гости к осени».

Обогащать и систематизировать знания детей об осени. Формировать представления детей о сезонных изменениях, развивать умение видеть их и понимать причину происходящего в природе. Полюбоваться красотой...