Конспект познавательной экскурсии в мини-музей под открытым небом "Казачье подворье".
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект познавательной экскурсии в мини-музей под открытым небом "Казачье подворье"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 55 «Непоседы»
Ст. Кривянская, Октябрьского сельского района, Ростовской области.
Конспект
экскурсии в музей под открытым небом «Казачье подворье» МБДОУ СОШ № 72 с. Кривянская
Подготовила :
Воспитатель Екимова Т.В.
2025г.
Конспект экскурсии в музей под открытым небом «Казачье подворье» МБДОУ СОШ № 72 с. Кривянская
Возраст детей: 5 лет.
Время года: осень.
Цель: развитие познавательных интересов к истории родного края, формирование патриотических чувств, через ознакомление с традициями и бытом донских казаков.
Задачи:
Расширять знания о быте донских казаков.
Формировать умение понимать назначение предметов быта.
Обогащать словарный запас.
Развивать познавательный интерес к истории родного края.
Воспитывать чувство гордости за свой родной край.
Воспитывать особые отношения к традициям родного края.
Предварительная работа:
В рамках проекта «Люби и знай казачий край», воспитанники группы подготовили совместно с родителями экспонаты для мини-музея о донских казаках.
Рассматривание фотоальбома «Казаки станицы Кривянская»
Структура целевой прогулки:
1. Сбор и движение до конечного пункта (25 минут).
2. Остановки, познавательная деятельность (обсуждение и ознакомление) (по 5 минут около каждой локации).
3. Сбор детей и возвращение в детский сад (10 минут).
1 этап: подготовительный.
Предварительная работа:
Обсуждение маршрута по карте-схеме музея под открытым небом «Казачье подворье».
Маршрут будет проходить по музею под открытым небом «Казачье подворье» в МБДОУ СОШ № 72.
Беседа о правилах поведения во время движения и во время пребывания на территории музея.
Оборудование:
Фотоаппарат, костюмы донских казаков.
Время прохождения намеченного маршрута 35 минут.
2 этап: основной.
Вводная беседа.
Воспитатель:
Сегодня мы посетили музей под открытым небом «Казачье подворье» . Дети, давайте вспомним, какие предметы быта мы с родителями собирали в наш мини-музей в детском саду? (ответы детей). Давайте сегодня пойдем и рассмотрим, как же выглядело подворье казаков. Посмотрим, какие предметы быта были и как ими пользовались казаки, для чего нужны были эти предметы и постройки.
Воспитатель:
Дети, сегодня мы совершим экскурсию в музей «Казачье подворье» Что же такое музей? (Ответы детей)
Воспитатель: Музей – зто то место , где собраны разные старинные предметы, которые позволяют нам окунуться в историю и познать как же жили наши предки. (дети идут по составленному маршруту)
Воспитатель:
Дети, как называется это место на подворье, куда мы с вами пришли? Что же вы видите ? А вы знаете, как называется эта постройка?
- Казачий курень. (Ответы детей)
Воспитатель: Курень — это типичное жилище донских казаков, отличающееся как от русских изб, так и от украинских хат. Основным материалом для возведения конструкции служил местный лес, в ход шел тополь, дуб, ольха и другие виды дерева.
Казачья беднота делала себе жилища из самых разных доступных материалов, таких как глина, камень, хворост и даже мел. Зажиточные же станичники брали для этих целей очень дорогой для своего времени кирпич.
Следующая остановка : Печь на улице и навес.
Воспитатель: Что вы видите перед собой?
Печь, лавки деревянные и стол, плетень, казанок, ухват.(Ответы детей)
Воспитатель: Раньше летом готовить в домах еду в донских станицах было строго запрещено. На лето печи во всех куренях опечатывали.
Хозяйки готовили в летних печах (горнушках), стоящих прямо на улице, подальше от дома. Те, кто был побогаче – строили летние кухни. Их тоже ставили в сторонке от жилья. На Дону летние кухни называли летницами.
Станичные дома стояли друг к другу тесно. Много было деревянных построек, да и на саманных куренях – камышовые крыши. Такие постройки легко загорались.
А если загорался один курень, то занимались и соседние. Порой выгорали целые станицы.
Донские казаки жестоко расправлялись с виновниками пожара. Выселяли за пределы станицы.
Вот затем и нужны были летние печи во дворах. Защищать жилища казаков от пожара. Очень простое и мудрое решение.
Следующая остановка : колодец.
Воспитатель: Что вы видите дети, как это называется :
Колодец, деревянное ведро (Ответы детей)
Воспитатель: Не менее важной застройкой являлся колодец "журавль" - название напрямую связано с птицей журавль, т.к. внешний вид колодца напоминает эту птицу, стоящую на одной ноге и пьющую воду. У казаков особым уважением пользовались копатели колодцев. Эта работа была сопряжена с невероятно тяжким трудом и смертельной опасностью, поэтому часто колодцы копались "по обету" – людьми, "замаливавшими грех".
Во время рытья колодца копатель не прикасался ни к вину, ни к деньгам, некоторые давали обет молчания. Станичники вскладчину нанимали музыкантов, которые играли постоянно, пока шла работа. Иногда колодезник требовал, чтобы во время работы непрерывно читался Псалтырь.
Следующая остановка: Погреб с ледником.
Воспитатель: Ребята, что за постройку вы видите?
Подвал (ответы детей)
Воспитатель: Погреба-ледники представляли собой ямы, выложенные внутри камнем аршинником. Ледники набивали льдом и прикрывали соломой. Сверху ставили камышовые крыши и обсаживали вербами, чтобы всегда была тень. Хранили в погребе продукты.
Следующая остановка: Баз для скота.
Воспитатель: Ребята, что вы видите перед собой ?
Сено, телегу (ответы детей)
Воспитатель: Баз - обозначает помещение для скота или отгороженное для этой цели место на дворе и вне его. Говорят: скот стоит «на базу», «на базах». У казаков было много скотины : овцы, козы, куры, гуси, свиньи, лошади.
Следующая остановка: «Донская чаша»
Воспитатель: Что вы видите перед собой , ребята?
Виноград, (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, это «Донская чаша» . Еще полвека назад эти слова «донская чаша» были не только метафорой, а самым доподлинным наименованием сформированного по казачьему способу высокоурожайного виноградного куста, развернутого и подвешенного (раскинутого) на четыре стороны на сохах и слегах - кроватях, - широко открытого солнцу и вросшему могучими корнями в землю. Этот способ выращивания винограда был очень удобным. Кисти винограда были открыты солнцу и росли крупными и вкусными.
3 этап – заключительный.
Подведение итогов экскурсии.
Воспитатель: Какое место мы сегодня с вами посетили?
О чем оно нам рассказало?
Почему в музее надо себя вести, соблюдая определённые правила? (ответы детей).
- Почему погреб называли ледником?
-Как казачки носили воду из колодца?
- Почему еду казачки летом готовили на улице?
Когда мы вернёмся в группу, нарисуйте, то место на казачьем подворье, которое вам запомнилось больше всего или предмет быта. А дома расскажите своим родным, об истории и назначении этого предмета.
(по составленному маршруту, дети возвращаются в детский сад)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-экологической экскурсии в средней группе «Осеннее приключение Старичка-лесовичка»
На территории детского сада создана экологическая тропа. Это своеобразный учебно-просветительский кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможности отдыха, образования и воспитания. В качест...
Конспект познавательной игры-экспериментирования для детей открытого комплексного мероприятия совместной организованной деятельности воспитателя и детей средней группы на тему: «Я водителем пойду…»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

Открытие кубанского подворья
В современном мире недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи дл...

Конспект познавательной экскурсии в Экологический центр юного натуралиста «Маленькое путешествие в большой мир природы»
Конспект познавательной экскурсии в "Центр Юного натуралиста" совместно с родителями. (подготовительная группа)...

Конспект познавательной экскурсии «Моя страна» для детей старшей группы
Конспект познавательной экскурсии «Моя страна» для детей старшей группы...

Конспект познавательной экскурсии в музей «Русская изба»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Жаворонковская СОШ дошкольное отделение- детский сад №53 Конспект познавательной экскурсии в музей «Русская изба»...

Конспект познавательной экскурсии в парк с детьми старшей группы Тема: «В гости к осени».
Обогащать и систематизировать знания детей об осени. Формировать представления детей о сезонных изменениях, развивать умение видеть их и понимать причину происходящего в природе. Полюбоваться красотой...
