Программа по финансовой грамотности "Юный экономист"
рабочая программа (подготовительная группа)

Валерия Валерьевна Зюзькова

Программа по финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста (5-8 лет) 

"Юный экономист"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_grammotnost_programma_dlya_d.s.docx66.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Брусничка»

Принято:                                                                                        Утверждаю:

Педагогическим советом                           Заведующий МДОУ д/с «Брусничка»

МДОУ д/с «Брусничка»                            О.Н. Николаева __________________

Протокол №   от «___»_______2022г                             «___» __________ 2022г

Программа по финансовой грамотности

 с детьми старшего дошкольного возраста (5-8 лет)

«Юный экономист»

Авторы – составители:

Воспитатель Ольховская К.О.

Воспитатель Зюзькова В.В.

Старший воспитатель Красовская А.Б.

п. Магистральный

2022г

                   

                                                               Содержание

I. Целевой раздел

2

  1. Пояснительная записка

2

  1. Актуальность Программы

2

  1. Цель, задачи

3

  1. Характеристика Программы

4

  1. Педагогические принципы Программы

4

  1. Планируемые результаты освоения Программы

5

II. Содержательный раздел

6

  1. Этапы реализации Программы

6

  1. Тематическое планирование

8

III. Приложение

10

  1. Приложение №1 диагностический материал по программе «Юный экономист».  

10

  1. Приложение №2 перспективное планирование работы с педагогами по программе «Юный экономист».  

  1. Приложение №3 перспективный план работы с детьми старшей группы по программе «Юный экономист».  

  1. Приложение №4 перспективный план работы с детьми подготовительной к школе группе по программе «Юный экономист».  

  1. Приложение №5  перспективное планирование работы с родителями: детско-родительского клуба «Юный экономист».

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают огромное влияние на воспитание и образование молодого поколения нашей страны. Меняются идеи, ценности, многие личностные качества, на которые ориентировались взрослые и дети. Услышав громкое название «Экономическое воспитание дошкольников», многие из Вас подумают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат». Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест.

   В связи с возникновением в нашей стране особой социально- экономической ситуации, экономическое воспитание и образование приобретает особое значение, появляется необходимость в формировании нового экономического мышления, соответствующего измененным условиям жизни.
          Экономическое воспитание – часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

 Программа дополнительного образования «Юный экономист» разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5-8 лет и рассчитана на 2 года обучения.

Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.

2. Актуальность

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. С момента появления людей на Земле возникают и экономические отношения, поскольку человек отличается от всего остального живого мира тем, что может изменить мир согласно своим потребностям и приспосабливаться к окружающим его условиям жизни.  В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

        Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Оттого, что желания детей часто не совпадают с возможностями их родителей, возникают конфликты, огорчения, разочарования и как следствие – комплекс несостоятельности будущих граждан общества.

  Таким образом, возникают противоречия между:

  • необходимостью обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием и завышением возможностей детей дошкольного возраста: дошкольников знакомят со сложными понятиями, которые выходят за рамки их повседневной жизни и опыта;
  • необходимостью экономического воспитания детей дошкольного возраста и недостаточным вниманием к взаимосвязи финансовых отношений с нравственным воспитанием.

        Работа по финансовому просвещению детей и родителей объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества.

Эти факторы и недостаточная методическая разработанность данной проблемы в нашей стране привели к возникновению необходимости работать в этом направлении, в результате реализации программы в соответствующей возрасту, доступной и познавательной форме, возможно, ввести детей в сложный и увлекательный мир экономики.        

 Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста - является фундаментом для превращения в будущем России в процветающую страну, занимающую лидирующее место в мире по качеству жизни.

  1. Цель, задачи Программы

Цель: осуществление элементарного экономического образования детей старшего дошкольного возраста. 

Задачи:        

Познакомить с элементарными экономическими понятиями.

Формировать у детей представления о профессиях, роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека.

Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление.

Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт – деньги»,  «стоимость продукта в зависимости от качества»; «реклама – двигатель торговли»

Воспитывать уважение и благодарность к людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни.

Воспитывать у детей  бережное отношение к: воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу.

Воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по экономике;  понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей.

4.        Характеристика Программы

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что работу по экономическому воспитанию дошкольников рекомендуют начинать со старшего возраста.  Игра достигает высокого уровня развития, и в ней пятилетки воспроизводят не только мир взрослых, но и отношения между ними. Поэтому игровая деятельность становится основным средством экономического воспитания ребёнка 5-8 лет. С помощью игр можно ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений; объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой; научить правильно относиться к рекламе, разбираться в ней; вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Работа по программе «Юный экономист» проводятся 1 раз в неделю, во вторую половину дня. Продолжительность работы с детьми старшего возраста составляет 25 мин., с детьми  подготовительной к школе группе – 30 минут. Обучение по программе проходит в форме игры, итоговое мероприятие в виде развлечений, досуга. Для более успешной работы рекомендуется привлекать педагогов и родителей. Для педагогов проводить просветительную работу в форме педагогических часов, сообщений, квестов. Для работы с родителями рекомендуется создать родительский клуб «Клуб юного экономиста», заседания клуба проводятся 1 раз в квартал.

5.        Педагогические принципы Программы

Программа строится на следующих принципах:

• гармоничного восприятия экономической культуры;

• экономической направленности в воспитании;

• целенаправленной ориентированности на ценностные отношения; целостности;

• единство воспитания, обучения и развития;

• системность и последовательность

• сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;

• наглядность

• доступность

• активность

  1. Планируемые результаты освоения Программы

У детей старшего дошкольного возраста будут сформированы элементарные экономические знания.  

Дети научатся правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания, адекватному их использованию и определению разумных границ своих потребностей; понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей, как результат труда людей).

Старшие дошкольники овладеют следующими  понятиями: «бюджет», «доходы», «расходы».

Дети приобретут знания о значении рекламы для удачной продажи и покупки товара.

У детей будет сформирован  здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий  «труд-продукт-деньги», понимание факта купли-продажи.

 

II. Содержательный раздел

  1. Этапы реализации Программы

Старшая группа

Подготовительная группа

«Здравствуй, страна экономика!»

Цель:

Познакомить детей с общим понятием о том, «что такое экономика»

Задачи:

- Познакомить с новым для них значением слова «экономика»;

- Развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь;

- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

«Наши потребности»

Цель:

Закрепить представления детей об экономике.

Задачи:

- Закрепить с детьми основные экономические понятия: бережливость, экономичность, трудолюбие, рациональность.

- Развивать познавательный интерес к экономической деятельности.

- Воспитывать бережное, хозяйское отношение к окружающим вещам.

«Деньги»

Цель: 

Познакомить с понятием «деньги» через сказки.

Задачи:

- Дать детям, представление о том, что деньги – универсальное и удобное средство обмена.

- Формировать правильное отношение к деньгам.

- Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.

             «Валюта разных стран»

Цель:

Познакомить детей с денежными знаками разных стран мира и выпуском денег.

Задачи:

- Дать детям понятие о том, что в каждой стране есть свои деньги, что лучше обменивать деньги при поездке за границу.

- Познакомить с понятием «валюта», внешним видом и названием денег других стран.

- Рассказать о производстве денежных знаков.

- Воспитывать негативное отношение к фальшивомонетчикам.

«Бюджет»

Цель: 

Раскрыть сущность понятий «доход», «расход», «заработная плата», «стипендия», «пенсия».

Задачи:

- Учить детей определять направления и источники доходов и расходов;

- Развивать умение устанавливать зависимость между доходом и расходом семьи.

- Воспитывать уважение к членам семьи, отзывчивость, чуткость, щедрость, чувство справедливости.

«Семейный бюджет»

Цель:

Закрепить знания детей о составляющих семейного бюджета:  «доход», «стипендия», «премия», «детское пособие».

Задачи:

- Показать детям, что бывают обязательные (основные) расходы и не обязательные (неосновные)

- Заложить основы планирования семейного бюджета.

- Воспитывать уважительное, бережное отношение к деньгам как к средству оплаты труда членов семьи.

«Моя копилка»

Цель: 

Познакомить с понятием накопление.

Задачи:

- Раскрыть  понятие о денежной прибыли.

- Развивать речевое общение детей в игровой деятельности.

- Воспитывать бережное отношение к деньгам

«Сбережения  - накопления»

Цель:

Дать детям представление о денежных сбережениях.

Задачи:

- Раскрыть детям смысл вложения денег в сберегательный банк.  

- Расширить представления детей о расходах и доходах, подвести к пониманию сущности понятия «сбережения»

- Воспитывать экономность, бережливость, расчетливость.

«Дом,  где живут деньги»

Цель: 

Познакомить детей с новым экономическим понятием банк.

Задачи:

- Познакомить детей с производимыми банком операциями (банк принимает деньги на хранение, предоставляет деньги в долг)

- Способствовать развитию интереса к экономической сфере жизнедеятельности.

«Банк»

Цель:

Закрепить знания детей о деятельности банка, его основных функциях.

Задачи:

- Дать детям первоначальные представления о современных профессиях: бизнесмен, банкир.

- Способствовать развитию интереса к содержанию их деятельности.

- Воспитывать у детей уважения к   труду работников банка

«Труд»

Цель: 

Познакомить с профессиями отрасли профессиональной деятельности  «Человек – природа» (овощевод, фермер)

Задачи:

-Расширять знание детей о профессиях-производителях.

- Закрепить понятие о взаимозависимости трудовых процессов, значении ответственности за качество продуктов труда.

- Воспитывать уважение к труду взрослых.

«Профессии разные нужны»

Цель:

Систематизировать знания детей о мире профессий.

Задачи:

- Закрепить умение устанавливать  зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека.

- Познакомить детей с понятиями «рабочее место», «рабочее время», «орудия труда», «предмет и продукт труда», «продукция»

- Воспитывать уважительное отношение к людям любых профессий.

«Реклама»

Цель: 

Познакомить детей с понятием реклама как расхваливание товара.

Задачи:

- Дать представление о рекламе и ее значении.

- Развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе.

- Воспитывать умение рационально удовлетворять свои потребности.

«Увлекательный мир рекламы»

Цель:

Познакомить детей  с понятиями «рекламодатель», «рекламный агент», «рекламное агентство».

Задачи:

- Совершенствовать  знания детей о том, кто и как создает рекламу.

- Развивать положительное отношение к рекламе.

- Воспитывать интерес к рекламе – как двигателю торговле.

«Товар, цена, стоимость»

Цель: 

Формировать умение самостоятельно осуществлять процесс купли – продажи

Задачи:

- Познакомить детей с зависимостью цены товара от качества, вложенного в него труда. (с понятием «дорогой», «дешевый»).

- Развивать умение детей при купле-продаже вступать в диалог.

- Воспитывать культуру общения.

«Товарооборот»

Цель:

Познакомить детей с понятиями: «формула цены», «прибыль», «убыток», «выгода», «затраты».

Задачи:

- Формировать представления детей о цене: как она складывается, от чего зависит.

- Упражнять в назначении цены на товар по формуле цены.

- Развивать экономическое мышление при решении элементарных экономических задач на установление цены продукции.

«Праздник юных экономистов»

Задачи:

Закрепить и обобщить пройденный материал в виде игровой форме.

«Выпускной в школе экономистов»

Задачи:

Закрепить у  детей экономические знания в игровой занимательной форме.

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

Первый год обучения

1

Здравствуй, страна экономика!

3

2

Деньги

4

3

Бюджет

4

4

Моя копилка

4

5

Дом,  где живут деньги

3

6

Труд

4

7

Реклама

4

8

Товар, цена, стоимость

4

9

Праздник юных экономистов

1

Итого:

31 час

Второй год обучения

1

Наши потребности

3

2

Валюта разных стран

4

3

Семейный бюджет

4

4

Сбережения  - накопления

4

5

Банк

3

6

Профессии разные нужны

4

7

Увлекательный мир рекламы

4

8

Товарооборот

4

9

Выпускной в школе экономистов

1

Итого:

31 час

 Приложение №1

 

Диагностический материал.

             Способы проверки результатов программы

        Проверка результативности освоения детьми  программы проводится в следующих формах:

Метод диагностики: индивидуальная беседа о профессиях родителей, членов семьи.

Вопросы:

1. Как ты думаешь, почему все взрослые получают профессию и трудятся, работают?

2.  Какие профессии ты знаешь?

3. Можешь вспомнить,  как называется профессия мамы, папы, бабушки (и других членов семьи)?

4. Какая профессия взрослых тебе кажется самой интересной и привлекательной?

5. Какую профессию выберешь ты, когда станешь взрослым и почему?

Оптимальный – ребёнок среди перечисленных называет две-три новые профессии; знает и называет профессии взрослых и членов своей семьи, мотивирует выбор будущей профессии (как у мамы, папы, потому что интересная и др.)

Допустимый – называет одну-две профессии среди знакомых. Не называет профессии своих близких (родителей и др.), но раскрывает содержание их деятельности; в играх ребенка нет ни одной новой профессии, но он с удовольствием исполняет роль людей знакомых, традиционных профессий. Остальные показатели присутствуют.

Критический – ответы расплывчаты и неточны. Не знает ни одной новой современной профессии, мало ориентирован в данной области, ничего не знает о работе своих родителей; исполняет в играх одни и те же роли, другими не интересуется; участвует в труде только по предложению воспитателя; в повседневном труде нуждается в помощи взрослых.

        

Методы диагностики: Индивидуальная беседа о рекламе, о деньгах.

Вопросы:

1.Ты можешь вспомнить и назвать какую-нибудь рекламу?

2. Как ты думаешь, зачем нужна реклама?

3. Где ты узнал про нее?

4. Как надо поступать, если реклама обращается ко всем и сообщает: «Купите, это для вас! Это ваше!»?

5. Зачем людям деньги, как ты думаешь?

6. Какие бывают деньги?

7. Откуда они берутся?

8. Что было, когда денег не было?

9. Что бы ты сделал, если бы заработал миллион?

Оптимальный – ребенок проявляет наблюдательность: по дороге в детский сад замечает курс валюты, новый рекламный щит и т.д. – и с удовольствием делится впечатлениями со сверстниками, по-своему дает оценку; дети дают такие ответы: «Деньги нужны, чтобы покупать…», «Бывают российские деньги – рубли и иностранные (валюта); бумажные и металлические…», «Деньги зарабатывают…», «Когда не было денег, люди обменивались товарами (бартер)…» (отвечая на последний вопрос, ребенок демонстрирует желание потратить деньги не только на себя, но и на близкого человека.) У ребенка сформировано объективное отношение к рекламе («реклама нужна, чтобы все знали, где и что продается»), он высказывает о рекламе свое мнение; называет несколько видов рекламы.

Допустимый – делится впечатлениями и дает им оценку, но впечатления не находят отражения в практической деятельности. У ребенка сформировано субъективное отношение к рекламе, он называет некоторые виды рекламы. В вопросах о деньгах ответы беднее по содержанию, не может ответить на два вопроса.

Критический – ребенок не наблюдателен, не проявляет активного интереса к полученным впечатлениям. Отношение к рекламе у ребенка не сформировано; оценочные суждения размыты; отношение к рекламе безразличное. В вопросах о деньгах отвечает на 5 и 7 вопросы; мотив направлен на удовлетворение только своих желаний и интересов.

Сюжетно-дидактическая игра «Магазин игрушек»

Воспитатель подбирает 10 разных по стоимости и величине игрушек. Расставляет в один ряд. Приглашает детей по одному говорит: «Завтра на нашей площадке откроется Магазин игрушек. Нам надо определить сколько будут стоить игрушки, чтобы можно было их продать. Какие из игрушек будут стоить дорого, какие дешево? Какую игрушку ты себе купил бы и почему?»

Оценка:

Оптимальный – ребенок объективно оценивает игрушки по стоимости (примерно); адекватно использует понятия «дорого-дешево», «покупать», «продавать»; выбирает игрушку не по стоимости (дорогая), а потому что нравится («У меня нет дома такой»; «Я бы купил и подарил сестренке на день рождения» и др.)

Допустимый – ответы адекватные, осознанные; ребенок правильно ориентируется в понятиях, но игрушку выбирает в зависимости от стоимости: «Выбрал бы эту, она дорогая. Мне бы ее не купили».

Критический – ребенок путается в понятиях; ответы формальные.

Сюжетно-дидактическая игра «Если бы я был (а) папой (мамой)…»

Для игры потребуются предметные картинки с изображением товаров («Супермаркет») и один кошелек. Ребенку предлагается ситуация: «Представь, что ты папа (мама). Ты получил (а) сегодня зарплату. Ты заходишь в большой супермаркет. Что ты можешь купить на одну зарплату для своей семьи?»

Оценка.

Оптимальный – ребенок чувствует возможности приобретений на одну зарплату.

Допустимый – все делает верно, но навыки рациональных действий отсутствуют.

Критический – плохо ориентируется в материальных возможностях, выборе покупок.

Приложение № 2

Перспективное планирование работы с педагогами по программе «Юный экономист».

  1. Семинар-практикум: «Финансовая грамотность. Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников».
  2. Круглый стол «Как повысить свою финансовую грамотность и благосостояние?»

«Финансовая грамотность. Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников».

Не стоит пренебрегать финансовым обучением детей дошкольного возраста, так как это может определить их будущее. И если мы не отнесёмся к этому со всей серьезностью, плоды придется пожинать не только им, но и всем нам.

У многих воспитание заканчивается фразой: «Деньги на деревьях не растут» или «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет.

Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка.

     Одна из ведущих специалистов Джолайн Годфри, занимающихся в США финансовым воспитанием детей, систематизировала упражнения, которые помогут детям выработать нужные навыки. По ее мнению, процесс социального, эмоционального развития ребенка стоит разделить на четыре ступени. Первая ступень — возраст с 5 до 7 лет. В это время главные детские черты — любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание при этом — огромные запасы энергии. Зато еще нет понимания, что в этом мире справедливо, а что – нет. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей.

Основная форма обучения – игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

Учение в дидактической игре – появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.

Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;

2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»);

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.

          4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

В качестве средства формирования основ экономической культуры необходимо использовать дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.

В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.

В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.

Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В процессе экспериментальной работы дидактические игры включаются в содержание занятий и проводятся вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе надо создавать необходимые условия: подбирать соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса необходимо использовать разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.

В результате исследования мы пришли к выводу, что дидактические игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры

«Денежный поток»

Цель игры: развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни.

«Монополия»

Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.

«Бюджет моей семьи»

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.

Вывод: Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.    

Список используемой литературы:

1. Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами»

2.  Смолнцева А.А.  «Введение в мир  экономики,  или  как  мы  играем в  экономику» Учебно- методическое  пособие.

3.А.Д. Шатова «Дошкольник и… экономика»

4.Черкай.С. «Обучаем детей финансовой грамотности»

5. Чернер С.Л., Нагумнова И.И., Чуйкова М.Н. Азбука экономики.

Приложение № 3

Перспективное планирование «Юный экономист»

 с детьми старшей группы.

Сентябрь

«Здравствуй, страна экономика!»

Цель: познакомить детей с общим понятием о том, «что такое экономика»

Задачи:

- познакомить с новым для них значением слова «экономика»;

- развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь;

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

д/и «Хорошо-плохо»

Цель: закрепить представление детей о том, что надо беречь энергию, воду.

Материал: Картинки с экономическим ситуациями (горит свет, бежит вода из-под крана, грязная вода, помятый лист бумаги, отрез ткани и вырезанный на ней небольшой кусочек и т.п.)

Содержание: воспитатель называет экономические ситуации, а ребенок отвечает хорошо это или плохо (например, днем горит свет – это хорошо или плохо? Течет кран – это хорошо или плохо и т.п.

Решение проблемной ситуации «Хочу-надо»

Цель: Познакомить с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо». Расширить представления детей о различных возможностях, которые им могут быть предоставлены, о необходимости выбора в жизни каждого человека  

Игра ситуация: «Вырежь как можно больше»

Цель: формировать у детей желание экономно относиться к окружающим нас предметам, природным  ресурсам.

Материал: цветная бумага 20×20см, ножницы, геометрические фигуры, карандаш.

Содержание игры:

«Ты знаешь, когда закройщики выкраивают платье, они стараются потратить как можно меньше ткани. Это дает возможность сделать их дешевле».

Задание: из листа бумаги 20×20см вырезать как можно больше ромбов, треугольников, квадратов.

Октябрь

«Деньги»

Цель: Познакомить с понятием «деньги».

Задачи

Дать детям, представление о том, что деньги – универсальное и удобное средство обмена.

Формировать правильное отношение к деньгам.

Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.

д/и «Назови монетку»

Цель: закрепить знание детей о достоинствах монет. Развивать речь.

Материал: картинки с изображением монет разных достоинств.

Содержание: Картинки делятся между игроками. По очереди игроки называют достоинства монет, если игрок ошибается, то карточки кладутся в центр в стопочку. Выигрывает тот, у кого карточек останется больше.

д/и «Мемори»

Цель: закрепить знание детей о достоинствах монет. Развивать речь, внимание, зрительную память.

Материал: картинки с изображением монет разных достоинств с одной стороны и с обратной стороны у всех карточек одинаковый рисунок.

Содержание: Ребенок раскладывает картинки одинаковым рисунком вверх. Переворачивает карточки и ищет одинаковые по достоинству монеты, находя две одинаковые убирает. Игра заканчивается после того, когда игрок убирает все картинки.

д/и «Заверши цепочку»

Цель: закрепить название достоинств монет. Развивать внимание, логическое мышление.

Материал: карточки с логическими цепочками, картинки с монетами разной достойности.  

Содержание: ребенок берет карточку с цепочкой и выкладывает продолжение цепочки.

д/и «Что сначала, что потом»

Цель: Развивать умение детей находить и выстраивать цепочку возникновения денег. Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.

Ноябрь

«Бюджет»

Цель: раскрыть сущность понятий «доход», «расход», «заработная плата», «стипендия», «пенсия».

Задачи:

Учить детей определять направления и источники доходов и расходов;

Развивать умение устанавливать зависимость между доходом и расходом семьи.

Воспитывать уважение к членам семьи, отзывчивость, чуткость, щедрость, чувство справедливости.

д/и «Семейный бюджет»

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.

д/и «Я хочу»

Цель: Развивать умения группировать потребности в соответствии со своими желаниями; раскрыть разнообразие потребностей каждого человека.

Материал: предметные карточки с изображением телевизора, мебели, машины, дома, воды, школы, детского сада, мира(голубь), видов спорта, транспорта и т.д.

Содержание: Воспитатель предлагает детям разложить карточки на три группы в соответствии со своими желаниями.

1-я группа – «Я хочу для себя» (личные потребности).

2-я группа – «Я хочу для своей семьи» (семейные потребности).

3-я группа – «Я хочу для всех» (общественные потребности).

д/и «Какие бывают доходы?»

Цель: Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; упражнять в самостоятельном определении видов доходов (основные, дополнительные).

Материал: карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, ткачихи, строителя и т.п.), и видов деятельности, направленные на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и т.п.), дающих дополнительный доход (можно добавить карточки с условными изображениями лотереи или конкурса).

Содержание: дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы).

д/и «Ты сегодня взрослый и получил зарплату»

Цель: упражнять детей в планировании расходов семейного бюджета; уточнить представления о границах экономических возможностей семьи, ее достатке и примерном уровне потребностей соответственно семейному бюджету.

Материал: импровизированный магазин, на полках которого стоят карточки с изображениями предметов первой необходимости (всего 45 картинок), автомашин разных марок, велосипедов, а также несколько карточек с изображениями провоцирующих, явно не требующихся семье объектов (например, тигр, слон, самолет).

Содержание: воспитатель дает ребенку задание: «Ты будешь исполнять роль взрослого. Сегодня у тебя день зарплаты. Надо пойти в магазин и купить то, что нужно будет твоей семье. Все что нарисовано на этих картинках, как будто настоящее. Как ты думаешь, что можно купить на полученные деньги?» Ребенок называет «покупки», объясняя свой выбор.

Декабрь

«Моя копилка»

Цель: Познакомить с понятием Накопление.

Задачи:

Раскрыть  понятия:  денежная прибыль, долг.

Развивать речевое общение детей в игровой деятельности.

Воспитывать бережное отношение к деньгам

д/и «Моя копилка»

Цель :познакомить детей с понятием «копилка», для какой цели она служит.

Материал: картинки разных копилок разрезанных на части.

Содержание: ребенок собирает целую картинку из частей.

д/и «Копилка»

Цель: дать понятие о накоплении денежных средств.

Материал: «копилки» и монеты разного достоинства. 

Содержание: выбрать монеты разного достоинства, чтобы они в сумме составляли: для первой копилки – 5 рублей, для второй – 10 рублей

д/и «Магазин игрушек»

Цель:  предоставить детям возможность практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть товар»: материал, место производства, цену.

Материал: различные  игрушки, ценники, игровые деньги – «рублики»

Содержание: Прежде чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.). Место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег и покупает игрушку. По мере того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

Игровая ситуация  «Что подарить другу, когда нет денег?»

Цели: помочь детям освоить формы выражения доброжелательного отношения к сверстникам. Развивать добрые чувства и культуру общения.

Содержание ситуации

Часть 1. Инсценировка с игрушками (куклы-перчатки). Буратино. Я собираюсь в гости к Лунтику. Приготовил подарок (показывает коробку). Но как же мне быть? Я совсем не знаю, что мне сказать ему. Помню, мне говорили: когда вручаешь подарок, надо сказать пожелание, но я совсем забыл! Скажу так: «Я пришел, вот бери подарок!» Или лучше скажу: «На мой подарок! Радуйся!» Кажется, у меня хорошо получилось?

Воспитатель. Как вы, дети, считаете? Будет ли Лунтик доволен таким поздравлением?

Дети включаются в обсуждение. Воспитатель помогает в поиске разных вариантов поздравления с помощью вопросов от имени персонажа.

Часть 2. Поиск вариантов добрых пожеланий своему другу в день рождения.

Воспитатель (выставляет на стол ларец). Волшебный ларец научит нас добрым словам и пожеланиям. (Заглядывает внутрь) Здесь их много-много. Каждый из вас получит доброе пожелание.

Дети достают из ларца картинки с изображениями пожеланий счастья, радости, здоровья, много хороших друзей, прочесть много интересных книг, отправиться в путешествие в далекие страны, тебе много игрушек, тебе веселых дней, стать самым умным, стать отличником в школе, лучше всех научиться рисовать, стать космонавтом и др. Все картинки дети размещают на доске и повторяют пожелания. Воспитатель обращает внимание детей на то, как много разных добрых слов и пожеланий можно сказать друг Другу.

Январь

«Дом, где живут деньги»

Цель: Познакомить детей с новым экономическим понятием банк.

Задачи:

Раскрыть смысл вложения денег в сберегательный банк.

Познакомить детей о производимых банком операциях (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг)

Способствовать развитию интереса к экономической сфере жизнедеятельности

Презентация   «Банк»

Цель: на конкретном примере показать детям, что такое банк, для чего он существует, его назначение; рассказать о работе служащих банка; дать понятие о том, что именно банк – надежное хранилище наших денежных средств; расширять знания детей о банке, как об одном из средств экономики.

Ход экскурсии

Воспитатель сообщает о теме экскурсии.

-  Кто знает, что такое деньги? Да, это средства, с помощью которых мы приобретаем товары и нужные нам вещи. Но мы тратим какое-то количество денег, остальные находятся у нас, мы их можем хранить до того времени, пока они снова нам не понадобятся. А иногда бывает и так, что мы хотим приобрести вещь очень дорогую, а денег не хватает. Вот мы и откладываем их понемногу, пока не наберем нужную сумму для покупки этой вещи. Но если мы будем держать эти деньги дома, то их больше не станет. Для этого люди придумали дом, где можно хранить деньги, и им еще за это заплатят. Чем больше денег хранить в этом доме, тем больше доплатят за это. Этот дом, где хранят деньги, называется банк, и работают в нем люди – служащие банка, банкиры. Сейчас мы с вами отправимся на экскурсию в банк (просмотр презентации).

Игровая ситуация «Все о банке»

Цель: познакомить детей со словом «банк» - крупное кредитное учреждение и его функционирование. Деньги в банке всегда в обороте. Их можно вложить и снять, получить за них процент, пользуясь сберкнижкой. Сберкнижка – документ, подтверждающий наличие денег, счета в банке. При наличии денег можно открыть счет в банке.

Материал: картинка Государственного Центрального банка,  копилка, сберкнижка

Ход игры:

(Входит кот Леопольд и радостно объявляет детям)

Кот Леопольд: Ребята, я нашел клад – вот эту копилку с деньгами –  и пришел к вам, чтобы посоветоваться, что мне делать с ними, очень уж я боюсь, чтобы мыши их не погрызли. Подскажите, дети, как поступить с деньгами? (Ответы детей – купить сладости, подарки, игрушки и т. д.)

- Ребята, но я не хочу тратить деньги попусту, а хочу купить автомобиль, а денег мне еще не хватает. Может, кто из ребят знает, как сохранить деньги (Ответы детей.)

- Правильно, ребята. Деньги нужно поместить в банк. Может, кто знает, что такое банк?

В-ль: Банк – это специальный дом для денег, который держится деньгами, они здесь хозяева.

Ребята, а что значит дом для вас? (Место, куда ты приходишь, где у тебя есть своя жизнь, где с тобой всегда что-то происходит.) То же самое и банк для денег. Он создан для того, чтобы собирать деньги от людей и фирм, которым они временно не нужны, и давать их тем, кто временно в них нуждается. Дети, вы заметили, что дома бывают разные, у каждого свой характер. Есть такие серьезные, значительные, а есть, к примеру, маленькие, чуть пугливые, пятиэтажки.

Приблизительно та же история и с банком. Самые главные называются государственными, они создаются и принадлежат государству. Существуют также коммерческие банки. Государственный Центральный банк – самый главный банк в нашей стране. Он над банками начальник, над всеми командир. Обычно банки занимаются хранением денег и выдачей денег в долг (кредит). Банк выдает кредиты фирмам и разным организациям.

(Залетает Карлсон с банкой варенья.)

Карлсон: Я тут мимо пролетал и услышал, что тут вы все «банки», «банки»… У меня вот тоже банка с вареньем, оно такое сладкое, вкусное. Хотите попробовать? Нет, самому мало, вот уже скоро кончится.

Может, вы мне найдете банку варенья, вишневого – моего любимого?

В-ль: Карлсон, мы говорим не про банку с вареньем, а про банк, где хранятся деньги и куда можно деньги поместить под процент на хранение.

Кот Леопольд: Я хочу поместить свои деньги из копилки в банк, но не знаю как это сделать. Может, вы, дети, расскажете мне, что для этого нужно. Если дети не знают, объясняет воспитатель, что надо деньги сдать в банк, там заведут личный счет, выпишут сберегательную книжку (показывает свою сберкнижку). С этого момента твои деньги будут надежно храниться в банке, а так как твоими деньгами будут пользоваться в банке, за это ты получишь проценты. Когда тебе будет нужно забрать деньги из банка, ты получишь большую сумму, чем вложил.

Кот Леопольд: Молодцы, ребята, подсказали, где мне лучше хранить деньги. Сейчас я с вами поиграю в игру «Хорошо – плохо». Детям предлагается порассуждать о банке, деньгах, копилке, сберегательной книжке.

Кот Леопольд: Ребята, вы меня убедили, положу деньги в банк, заработаю еще и куплю автомобиль, а Карлсон отведет меня в ближайший банк.

Игра «Школа банкиров»

Цель: закрепить количественный счет, понятия больше, меньше; активизировать слова банк, денежные единицы, банкир; учить понимать значимость денежных средств, умелое их использование; воспитывать интерес к экономике.

Ход игры:

В. Куда мы недавно ходили на экскурсию? Что видели? Что нового и интересного узнали? А вы хотели бы работать в банке? Для того, чтобы там работать, надо учиться. Чтобы у нас в группе работал банк, нам надо научиться управлять этим банком. Я думаю, что нам надо открыть школу банкиров, где вы всему этому научитесь. Кто из вас согласен учиться в такой школе? Хорошо, тогда школа банкиров уже может вас всех принять.

Дети садятся за столы.

В. Я познакомлю вас сейчас с новым словом, банкиры обычно им пользуются, когда считают деньги. Это слово купюра. Вот мы с вами сейчас будем считать деньги, купюры.

Воспитатель показывает детям карточку с изображенными на ней кружками.

В. Эта карточка пока заменит нам деньги. Сколько рублей я вам показала? (Пять.) Да, я вам показала карточку с пятью кружками. А сколько купюр? Да, одна купюра.

Далее взрослый показывает карточку с шестью кружками.

В. Сколько рублей? Какая карточка изображает больше денег? Какая меньше? На сколько? Какая купюра больше? Меньше?

Кружки должны быть расположены в разном порядке: по кругу, в форме квадрата, треугольника. Дети учатся считать количество предметов в разном их расположении. Далее идет работа по закреплению цифр. Воспитатель предлагает исправить ошибки, допущенные учениками обычной школы.

В. Вы хорошо считаете деньги, знаете, что такое купюра. А сейчас давайте исправим ошибки, которые допущены детьми.

Воспитатель предлагает рассмотреть карточки с изображенными на них цифрами и количеством предметов, не соответствующих цифре (цифра 5, а елочек 7 и т. д.). Задание: исправить цифру, закрыть ее той цифрой, которая бы соответствовала количеству предметов. Следующее задание: закрыть не цифру, а количество кружков, соответствующее цифре.

Февраль

«Труд»

Цель: Познакомить с профессиями отрасли профессиональной деятельности  «Человек – природа» (овощевод, фермер)

Задачи:

Расширять знание детей о профессиях-производителей.

Закрепить понятие о взаимозависимости трудовых процессов, значение ответственности за качество продуктов труда.

Воспитывать уважение к труду взрослых.

д/и «Вершки-корешки»

Цель: закрепить название продуктов производства овощевода

Материал: картинки с изображением овощей, блюд из овощей.

Содержание: ребенок берет картинку и называет, кто это производит, и называет какая часть съедобная, находит пару этой картинке, что из этого можно приготовить. Например, «У меня картинка – картошка, ее вырастил овощевод, корешок  у картошки съедобен, а вершок – не съедобен, из картошки можно приготовить картофельное пюре».

д/и «Кому, что нужно для работы?»

Цель: закрепить знания детей об инструментах; расширять представления об их роли в изготовлении продуктов труда.

Материал: карточки с изображением разнообразных инструментов.

Содержание: ребенок берет карточку с изображением инструмента, называет инструмент и перечисляет профессии, для которых он нужен, рассказывает, для чего предназначен. Дети дополняют ответ, отвечают на вопрос «Что произойдет, если у мастера не будет этого инструмента?»

д/и «Фермер - овощевод»

Цель: научить детей устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека; воспитывать интерес к людям разных профессий.

Материал: карточки с изображением продуктов производства овощевода и фермера (молоко-корова, молоко-коза, яйца-курица, яйца-утка; картинки овощей  и т.д.)

Содержание: ребенок берет карточку и называет профессию, связанную с тем, что изображено на картинке.(Чей продукт труда?)

 Игра «Профессии»

Цель: формировать представление о содержании деятельности людей отдельных профессий об их орудиях и продуктах труда; воспитывать уважение к людям, умеющим трудиться.

1-й вариант. Детям предлагаются карточки с изображением людей разных профессий. Они должны подобрать орудия труда;

2-й вариант. Дети подбирают не только орудия труда. Но и называют продукт труда.

Март

«Реклама»

Цель: Познакомить детей с понятием реклама как расхваливание товара.

Задачи:

Дать представление о рекламе и ее значении.

Развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе.

Побуждать детей выполнять определенные игровые действия, развивать сотворчество, инициативу, коммуникабельность.

Воспитывать умение рационально удовлетворять свои потребности.

Игра «Супермаркет»

Цель: учить детей сопровождать показ речевым текстом используя мнемотаблицу по составлению рекламы; формировать радостное настроение.

1-й вариант. Детям предлагается придумать текст рекламы к картинке с изображением товара.

2-й вариант. Детям предлагается сделать рекламу любого предмета, который находится в группе.

3-й вариант. Детям выдаются купюры разного достоинства, и даётся задание купить какой – то товар, на эту сумму.

Игра «На необитаемом острове»

Цель: формировать умение выбирать нужный и значимый материал.

Содержание: Участникам игры предлагается следующее задание: «Предположим, что вы состоите в команде корабля, который терпит караблекрушение, и вы оказались на необитаемом острове. У вас осталось время, чтобы посетить корабль, который еще не затонул, и взять самые необходимые вещи (они изображены на карточках) и предметы.

Игра может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. В случае группового проведения игры участники разделяются на команды и на основе группового обсуждения (в течение 5 минут) решают, что нужно взять с корабля. Выигрывает тот участник или та команда, которая отберет более рациональные вещи.

Игра «Упаковка»

Цель: Развивать умение детей правильно воспринимать информацию в рекламе.

Содержание: Как ты думаешь, для чего нужна упаковка? Верно, она предохраняет товар от повреждений, дает возможность складывать его в ящики, контейнеры максимально удобно. На упаковке напечатаны сведения о товаре: как им пользоваться и как его хранить. А еще красивая и яркая упаковка привлекает покупателей. Они скорее приобретут товар в такой упаковке. Попробуй придумать упаковку, нарисовать или сделать. Провести конкурс «Чья упаковка лучше?»

Задание: придумать свои упаковки для зубной пасты, карандашей, красок, мыла, тетради, конфет. Сделать их яркими и удобными.

Игровая ситуация: «Лучшая реклама»

Задачи: выявить способности детей рекламировать товары и услуги; поощрять способность детей придумывать более оригинальную по форме и содержанию рекламу; выбирать наиболее интересную рекламу.

Материал: поделки, изготовленные детьми; рекламные листы на отдельные предметы; карандаши, бумага.

Содержание игры:

Беседа с детьми об отправлении на ярмарку, где они смогут продать свои изделия (поделки).

Что нужно сделать, чтобы быстрее распродать товар?

Придумать для него рекламу.

Что такое реклама?

Информация о товаре, с целью его долее быстрой реализации.

Кто такой рекламный агент?

Человек, помогающий продаже товара посредством описания лучших его качеств.

Что такое ярмарка?

Праздничная распродажа товаров.

Что такое товар?

Изделие, предназначенное для продажи.

Предложить детям придумать рекламу для своих поделок.

Предупредить детей, что от того, какую рекламу они придумают, будет зависеть распродажа товара, т. е. устроить конкурс реклам.

Самостоятельная работа детей по изготовлению рекламы.

Вместе с детьми подведение итогов конкурса реклам.

Продолжить путешествие по ярмарке, делая покупки понравившихся товаров.

Апрель

«Товар, цена, стоимость»

Цель: Формировать умение самостоятельно осуществлять процесс купли – продажи

Задачи:

Познакомить детей с зависимостью цены товара от качества, вложенного в него труда. (с понятием «дорогой», «дешевый»).

Развивать умение детей при купле-продаже вступать в диалог.

Воспитывать культуру общения.

Игровая ситуация «За печкою поет сверчок»

Задачи:

формировать представление о таких понятиях, как: рынок, товар, деньги; дать представление о некоторых основных функциях и принципах рынка.

Словарная работа: базар, экономика, цена, товар.

Ход игры:

Звучит музыка.

У дедушки за печкою компания сидит

И напевает песенку,

Усами шевелит.

Приходят звери разные

В компанию к сверчку,

Здесь рады будут каждому

Любому новичку. (Появляется Сверчок.)

Сверчок: Здравствуйте, ребята! Я – хозяин домика за печкой, Сверчок.

В-ль: Но ведь за печкою тесно и темно?

Сверчок: Ничего подобного – здесь тепло, уютно и вполне достаточно места для меня и моих гостей. У меня в гостях, на посиделках, собираются друзья насекомые для того, чтобы рассказывать друг другу интересные истории. О чем? О том, как живут, какими делами заняты, в общем, об экономике. Дети, а вы знаете, что такое экономика?  Это – хозяйство. Любое хозяйство – даже самое маленькое, как в моем домике за печкой, или в квартире, где живете вы со своими родителями, или очень большое – как в нашей стране – России. А для того, чтобы хорошо хозяйничать и в доме, и в стране, нужно знать много, очень много об экономике. Раскрыть некоторые экономические тайны вам помогут рассказы моих гостей. Знакомьтесь!

Муха – хозяйка дома, домашняя хозяйка. У нее большая семья, много детей – мушат. Всех их нужно одеть, обуть, накормить. Очень сложная работа. Итак, послушаем, что же нам сегодня расскажет Муха-Цокотуха (рассказ мухи). Пошла Муха на базар.

Муха-Цокотуха: Наверняка, дети, вы знаете историю о том, как одна Муха, т. е. я, не совсем правда обычная, а с позолоченным брюхом, нашла однажды денежку. (Воспитатель предлагает вспомнить отрывок из стихотворения К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха».)

Но прежде чем я купила самовар, произошло вот что. Пошла я на базар и вижу: чего только на том базаре нет, глаза разбегаются. А очередей нигде не видно. Вот красота, - подумала я, -  наверное, изобилие настало и теперь никогда не будет очередей. Но тут я вспомнила, что еще вчера залетела в магазин со своими маленькими мушатами по пути из детского сада, и в каждом отделе стояла большая очередь за продуктами. Ведь не могло же за один день все так быстро измениться. Это меня несколько озадачило, и если бы не Комарик, неожиданно оказавшийся рядом, я так бы и стояла в задумчивости неизвестно сколько времени.

Комарик: Ну что, соседка, на базар пришла, наверное, денежки у тебя завелись?

Муха-Цокотуха: А почему ты про денежки спрашиваешь?

Комарик: Ну, как же, без денег на базаре делать нечего, ты же знаешь, что здесь все дороже продается, чем в магазине, поэтому и очередей не бывает.

Муха-Цокотуха: Действительно, подумала я, как это я раньше не догадалась? А Комарик продолжил:

Комарик: Я тут каждый день летаю, знаю, как торговаться.

Муха-Цокотуха: Я ничего не поняла, но очень обрадовалась, что у меня появился такой хороший попутчик, и стала опять задавать вопросы Комару:

-А что значит торговаться?

Комарик: У каждого товара есть своя цена. Дети, цена – это то, сколько денежек нужно заплатить за него (товар). У каждого товара она своя. А торговаться – это значит сбивать цену. Называешь свою цену и смотришь на другого продавца, который такой же товар предлагает. Как бы показываешь, что если первый не согласится продать свой товар дешевле, то уйдешь к другому продавцу.

Муха-Цокотуха: И что, получается?

Комарик: По-разному бывает, если продавец чувствует, что его товар немножко хуже, чем у соседа, он обязательно снизит цену. Если он уверен, что у него самые хрустящие огурцы или самая сладкая малина, то и цена остается высокой.

Муха-Цокотуха: А если покупать по этой цене никто не будет? Молоко прокиснет, клубника сгниет, яйца протухнут? В чем тогда выгода держать большую цену?

Комарик: Все правильно. Выгодно то, что приносит пользу. Для продавца – получить побольше денег, побыстрее продать товар, для покупателя – получить нужные товары и поменьше за них заплатить. Когда выгода продавца и покупателя соединяется, тогда и торговля получается.

Муха-Цокотуха: Я вижу, что ребята немного устали и хотят отдохнуть. (Муха предлагает детям физкультминутку.)

В следующей части занятия дети применяют полученные знания в сюжетно-ролевой игре «Базар».

По окончании игры Муха-Цокотуха прощается с детьми и обещает рассказать продолжение истории при следующей встрече.

Воспитатель подводит итог и обобщает знания, полученные в ходе игры.

д/и «Дешевле – дороже»

Цель: развивать у детей умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент товаров по цене, развивать самостоятельность в принятии решения о покупке.

Материал: импровизированный магазин, карточки с изображением различного товара, ценники, монеты.

Содержание: Воспитатель предлагает детям 10 рублей. Сначала дети подбирают «товары», контрастные по цене (самый дорогой и самый дешевый), а затем устанавливают ассортимент «товаров» (сериационные ряды) – от самого дешевого до самого дорого предмета и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене «товары». Далее дети решают, что они купят на 10 рублей, и делают покупку в импровизированном магазине (продавец – воспитатель), не забывая о вежливых словах.

д/и «Товарный поезд»

Цель: Закрепить знания детей о месте изготовления товара и умения классифицировать товары по месту производства.

Материал: карточки с изображением товаров, плоскостное изображение поезда с вагонами

Содержание: дети раскладывают товары по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода, мебель – мебельной фабрики и т.п.

д/и «Что быстрее купят?»

Цель: Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Материал: Карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка).

Содержание: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

 «Праздник юных экономистов»

Задачи:

Закрепление и обобщение пройденного материала

Приложение № 5

Работа с родителями

Детско-родительский клуб «Клуб Юных экономистов»

Цель:

Тематика заседаний:

  1. Вводное «Что такое экономика. Для чего она нужна»
  2. Квест «Деньги в копилке».
  3. Деловая игра «Если бы у меня было свое собственное дело» (составление собственной рекламы)
  4. Праздник для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование финансовой культуры дошкольников по программе «Азы финансовой культуры для дошкольников»

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования....

Рабочая программа дополнительного образования «Юный экономист» для детей 6-7 лет (включительно) на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа дополнительного образования «Юный экономист» для детей 6-7 лет (включительно)...

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный экономист» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный экономист» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики...

Программа по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста "Юный экономист"

Программа дополнительного образования «Юный экономист» разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5-8 лет и рассчитана на 2 года обучения.Программа направлена на об...

Программа по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста "Юный экономист"

Программа дополнительного образования «Юный экономист» разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5-8 лет и рассчитана на 2 года обучения.Программа направлена на об...