Конспект открытого занятия "В гостях у русской Матрёшки"
план-конспект занятия (младшая группа)

Хасаншина Дилара Руслановна

Предлагаю вашему внимаю коспект отрытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_russkoy_matreshki.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 г. Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

организационной образовательной деятельности

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Раздел: «Основы гражданственности и патриотизма»

Тема: «В гостях у русской Матрёшки»

Возрастная группа: средняя

                                         Выполнил:          

   Воспитатель Хасаншина Д.Р.

Туймазы, 2025 г.

Цель: формирование представлений детей о русской Матрёшке, как символе России и русской культуры.

Задачи:

Образовательные: 

— Расширять представления детей о русской красавице – Матрёшке;

— Познакомить детей с процессом изготовления Матрёшки;

— Учить украшать сарафан Матрёшки по образцу заранее приготовленными деталями;

—Учить выделять знакомые детям детали костюма Матрёшки (сарафан, фартук, платок).

Развивающие:

— Развивать познавательный интерес к истории культуры России;

— Активизировать и обогащать словарь.

Воспитательные:

— Воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны;

— Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров.

Средства реализации: сундук с Матрёшкой, мольберт, колонка с музыкой, картинки «Как появилась Матрёшка», игра на каждого ребёнка «Наряди Матрёшку»

Методические приемы: проблемная ситуация, художественное слово, беседа, загадки, стихи

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением матрёшек, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки)

Ход занятия:

Организационный момент. (Дети стоят в кругу).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся и подарим улыбку.

Воспитатель: А теперь поприветствуем друг друга (Речевая игра по стихотворению: «Здравствуй, Родина моя»)  

Утром Солнышко встает, 

Всех на улицу зовет 

Выхожу из дома я: 

«Здравствуй, улица моя!» 

Отвечаю Солнцу я 

Отвечаю Травке я 

Отвечаю Ветру я 

Здравствуй, Родина моя! 

Дети стоят в кругу.  Обращаю внимание детей на сундук.

Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть сюрприз – волшебный сундук. Но чтобы его открыть и узнать, что находится внутри, нужно отгадать мою загадку:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….(Матрёшка)

Дети: Матрёшка

Воспитатель достаёт из сундука Матрёшку

Воспитатель: Правильно. А что такое Матрёшка?

Воспитатель: Во что она одета?

Эльмира: В сарафан.

А какими узорами он украшен?

Дети: На сарафане нарисованы красивые цветы, листья

Воспитатель: А что на голове у Матрёшки?

Ксения: Косыночка, платочек.

Воспитатель: Ребята, какого цвета узоры?

Дети: Белого, красного, желтого, зеленого.

Воспитатель: Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платке. Матрёшка - это народная игрушка, она является символом нашей страны. А как называется наша страна?

Дети: Россия

Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в мастерскую и узнать, как появилась Матрёшка в России?

Дети: Да

Воспитатель: А на каком транспорте мы можем поехать или полететь?

Эльмира: На машине

Артём: На автобусе

Марк: На поезде

Арсений: На самолете

Воспитатель: Предлагаю отправиться на поезде.

(Дети встают за воспитателем, имитируя вагоны у паровоза и под музыкальное сопровождение «Паровоз Букашка», вместе с Матрёшкой отправляются в путь)

Все за мною становитесь,

Друг за другом повернитесь!

Я – ваш новый паровоз,

Ничего, что нет колёс!

Друг за другом мы поедем,

За вагончиком вагон.

Дети: Едет, едет паровоз.

Слышен, слышен стук колес,

А в вагончиках сидят

Много маленьких ребят!

Воспитатель: Вот мы с вами и приехали в мастерскую, где живут и рождаются Матрёшки.

Воспитатель: Присядьте на стульчики, выпрямите спины, подружите ноги и приготовьте уши слушать.

Один мастер очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек, таких как вы. И любил он с утра до вечера делать игрушки для детей. И вот однажды он задумал сделать необычную куклу с секретом. А что это за секрет мы узнаем в конце рассказа.

Взял Мастер деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его. И получилась у него замечательная куколка, только простая, деревянная. Не очень красивая получилась, подумал мастер. И решил он позвать художника, раскрасить ее. Художник украшал их красками, разрисовывал им сарафаны, платья, платочки.

Мастер очень долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрёна, но все стали называть ее ласково Матрёшкой. С тех пор стали делать Матрёшек в разных городах. Каждый художник по - своему расписывал Матрёшек, поэтому они все разные.

Воспитатель: С каким секретом эта кукла? Кто догадался? Внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.

Воспитатель: Ребята, Матрёшка очень любит играть и танцевать. Она предлагает присоединиться к ней.

Физкультминутка «Матрёшки»

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, что внутри большой Матрёшки прячутся еще маленькие. Давайте откроем нашу куклу и посмотрим, есть ли там еще что-то.

Воспитатель вместе с детьми открывает Матрёшку и обнаруживают, что внутри она пустая

Воспитатель: Ой, а почему же здесь ничего нет? Похоже, Матрёшка пока шла к нам в детский сад всех сестричек растеряла.

Воспитатель: И что же нам делать, ребята?

Дети: Искать

Дети идут искать потерявшихся Матрёшек и находят их бумажные силуэты.

Воспитатель: Может они тут? А может наши гости их спрятали? А вот же они! Что-то у них сарафаны простые, не нарядные.

Воспитатель: Я предлагаю вам стать настоящими мастерами и помочь нашим Матрёшкам, стать красивее. И тогда они вернутся к своей сестре, большой Матрёшке. Вы согласны? Тогда приглашаю вас к столам.

Воспитатель: Перед работой обязательно нужно размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Матрёшки»

Мы — красавицы матрешки,        (Разжимают кулачки, шевелим пальчиками)

Разноцветные одежки.

Раз — Матрена, два — Милаша, (Загибают поочередно пальцы на

Мила - три, четыре — Маша,            правой руке, начиная с большого)

Маргарита — это пять.

Нас нетрудно сосчитать.              (Разжимают кулачки 2 раза)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы с вами узнали, что каждый художник расписывает Матрёшку по-своему. У меня есть вот такие красивые Матрёшки. Чем они отличаются?

Дети: Узорами, цветами

Воспитатель: У вас в корзинках вы найдете цветы, лепестки, разные узоры, лошадки. Я хочу, что бы вы украсили ими сарафаны Матрёшек по образцу. Посмотрите внимательно на доску, на узоры в своей корзинке, и определите, какая у вас Матрёшка.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Очень красивые, нарядные сарафаны получились. Нам пора возвращаться в детский сад!

Все за мною становитесь,

Друг за другом повернитесь!

Я – ваш новый паровоз,

Ничего, что нет колёс!

Друг за другом мы поедем,

За вагончиком вагон.

Дети: Едет, едет паровоз.

Слышен, слышен стук колес,

А в вагончиках сидят

Много маленьких ребят!

Воспитатель: Вот мы и оказались в нашем детском саду. Давайте проверим, вернулись ли сестрички к Матрёшке? Вернулись.

Воспитатель вместе с детьми открывает Матрёшку, и обнаруживает пропажу.

Воспитатель: Ребята, о какой русской народной игрушке мы сегодня с вами говорили? Чем украшена Матрёшка? Что у нее на голове? Куда отправились мы на поезде? А кто же делает Матрёшек? Кто ее расписал? Что случилось с Матрёшками пока они шли к нам? Как мы помогли?

Воспитатель: Скажите спасибо гостям и попрощайтесь с ними.

Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по теме "Русская матрёшка"

Занятие поможет познакомить детей с народной игрушкой - матрёшкой.   Интеграция образовательных областей:  " Познание",  "Художественное творчество", "Коммуникация", "Музыка",...

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности" Матрёшка"

Приобщение детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования...

Конспект открытого занятия по обучению русскому языку в средней, старшей и подготовительной к школе группе на тему “Домашние и дикие животные”

        Воспитатель МБДОУ «Детский сад деревни Саз-Тамак»          Кукморского Муниципального района  РТ Домино...

Конспект открытого занятия «Знакомство с русской народной деревянной игрушкой-свистулькой, роспись птички свистульки»

Цель: Познакомить с русской народной игрушкой – свистулькой. Учить детей на силуэте птички строить нарядный узор при помощи чередования цветовых пятен, упражнять в передаче элемен...

Конспект открытого занятия «Знакомство с русской избой»

дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта...