Структура индивидуального коррекционно-развивающего занятия по дифференциации звуков С-Ш. Занятие№ 1
план-конспект занятия (старшая группа)

Структура индивидуального коррекционно-развивающего занятия по дифференциации звуков С-Ш

Занятие№ 1

 

Цель: Развитие умения ребенка различать и правильно употреблять звуки [С] и [Ш] на слух и в произношении в различных речевых ситуациях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-уточнить артикуляцию и акустические характеристики звуков [С] и [Ш].

-научить ребенка сравнивать и противопоставлять звуки [С] и [Ш] по слуховому и артикуляционному образу.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух и восприятие.

-развивать артикуляционную моторику.

- развивать зрительное и слуховое внимание, память.

- развивать тонкую моторику.

Воспитательные:

-воспитывать мотивацию к логопедическим занятиям.

-формировать самоконтроль за речью.

-формировать позитивное отношение к сотрудничеству.

Оборудование: Зеркало, предметные картинки со звуками [С] и [Ш], символы звуков (например, змея – [С], шина/шепот – [Ш]), раздаточный материал, мяч, карточки с буквами, дидактические игры.

Структура занятия:

I. Организационный момент (2-3 мин)

• Приветствие ребенка.

• Создание позитивного эмоционального настроя.

• Сообщение темы занятия в игровой форме: "Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну Звуков, чтобы подружиться с двумя звуками-непоседами, которые очень похожи, но совсем разные – [С] и [Ш]".

 

II. Артикуляционная гимнастика+ дыхательные упражнения. (5 мин)

Цель: Подготовить артикуляционный аппарат к правильному произношению звука в зависимости от того, к какому звука готовим артикуляционный аппарат.

 

III. Развитие фонематического слуха и уточнение артикуляции (5-7 мин)

Знакомство со звуками:

Показ символов звуков (насос [С], змея [Ш]).

• Акустический образ: "Как качает шины насос? С-с-с." (ребенок повторяет). "Как шипит змея? Ш-ш-ш." (ребенок повторяет).

• Артикуляционный образ:

* [С]: Губы в улыбке, зубы почти сомкнуты, кончик языка за нижними зубами, по центру языка желобок, холодный воздух. Почувствовать струю воздуха тыльной стороной ладони.

* [Ш]: Губы округлены, немного вытянуты вперед; зубы немного разомкнуты; широкий кончик языка поднят к нёбу, теплый воздух. Почувствовать струю воздуха ладонью.

Сравнение звуков на слух и по артикуляции:

* "Чем отличаются эти звуки?" (по положению губ, языка, по теплоте струи воздуха).

 * "Игра "Угадай звук": Логопед произносит [С] или [Ш], ребенок поднимает соответствующий символ или говорит, какой это звук.

 

IV. Дифференциация звуков в слогах (7-10 мин)

• Цель: Научить ребенка различать и правильно произносить звуки [С] и [Ш] в слогах.

•Повторение слоговых рядов за логопедом:

С прямыми слогами: СА-ША, ША-СА; СЫ-ШЫ, ШЫ-СЫ; СУ-ШУ, ШУ-СУ; СЭ-ШЭ, ШЭ-СЭ; СИ-ШИ, ШИ-СИ.

С обратными слогами: АС-АШ, АШ-АС; ОС-ОШ, ОШ-ОС.

Со стечением согласных: СТА-ШТА, ШТА-СТА; СПА-ШПА, ШПА-СПА.

 

•Игра С мячом":

Давай поиграем в такую игру. Я буду кидать тебе мяч и называть слог со звуком [с], а ты будешь называть этот слог со звуком [ш ] и возвращать мяч мне.

СА – ... (ША)

СУ – ... (ШУ)

СЫ – ... (ШИ)

СО – ... (ШО)

УС – ... (УШ)

ОС – ... (ОШ)

ИС – ... (ИШ)

ЫС – ... (ЫШ)

Молодец! Продолжим игру. Но теперь я стану называть слог со звуком [ш], а ты будешь называть этот слог со звуком [с ]. Договорились?

ША – ... (СА)

ШО – ... (СО)

ШУ – ... (СУ)

ШИ – ... (СЫ)

АШ – ... (АС)

УШ – ... (УС)

ЫШ – ... (ЫС)

ОШ – ... (ОС)

• Игра "Слоговой лабиринт": На карточках нарисованы дорожки из слогов, ребенок "проходит" по ним, проговаривая слоги.

 

V. Итог занятия (2-3 мин)

Обобщение: "Какие звуки мы сегодня учились различать?" (Звуки [С] и [Ш]).

Оценка работы ребенка: Похвала, акцентирование успехов. "Ты очень хорошо потрудился, был внимательным, правильно различал звуки."

Домашнее задание:

• Повторить артикуляционную гимнастику.

• Повторить слоги со звуками [С] и [Ш].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s-sh.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Структура индивидуального коррекционно-развивающего занятия по дифференциации звуков С-Ш

Занятие№ 1

Цель: Развитие умения ребенка различать и правильно употреблять звуки [С] и [Ш] на слух и в произношении в различных речевых ситуациях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

-уточнить артикуляцию и акустические характеристики звуков [С] и [Ш].

-научить ребенка сравнивать и противопоставлять звуки [С] и [Ш] по слуховому и артикуляционному образу.

Коррекционно-развивающие: 

- развивать фонематический слух и восприятие.

-развивать артикуляционную моторику.

- развивать зрительное и слуховое внимание, память.

- развивать тонкую моторику.

Воспитательные: 

-воспитывать мотивацию к логопедическим занятиям.

-формировать самоконтроль за речью.

-формировать позитивное отношение к сотрудничеству.

Оборудование: Зеркало, предметные картинки со звуками [С] и [Ш], символы звуков (например, змея – [С], шина/шепот – [Ш]), раздаточный материал, мяч, карточки с буквами, дидактические игры.

Структура занятия:

I. Организационный момент (2-3 мин) 

• Приветствие ребенка.

• Создание позитивного эмоционального настроя.

• Сообщение темы занятия в игровой форме: "Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну Звуков, чтобы подружиться с двумя звуками-непоседами, которые очень похожи, но совсем разные – [С] и [Ш]".

II. Артикуляционная гимнастика+ дыхательные упражнения. (5 мин) 

Цель: Подготовить артикуляционный аппарат к правильному произношению звука в зависимости от того, к какому звука готовим артикуляционный аппарат.

III. Развитие фонематического слуха и уточнение артикуляции (5-7 мин) 

Знакомство со звуками: 

Показ символов звуков (насос [С], змея [Ш]).

• Акустический образ: "Как качает шины насос? С-с-с." (ребенок повторяет). "Как шипит змея? Ш-ш-ш." (ребенок повторяет).

• Артикуляционный образ:

* [С]: Губы в улыбке, зубы почти сомкнуты, кончик языка за нижними зубами, по центру языка желобок, холодный воздух. Почувствовать струю воздуха тыльной стороной ладони.

* [Ш]: Губы округлены, немного вытянуты вперед; зубы немного разомкнуты; широкий кончик языка поднят к нёбу, теплый воздух. Почувствовать струю воздуха ладонью.

Сравнение звуков на слух и по артикуляции: 

* "Чем отличаются эти звуки?" (по положению губ, языка, по теплоте струи воздуха).

 * "Игра "Угадай звук": Логопед произносит [С] или [Ш], ребенок поднимает соответствующий символ или говорит, какой это звук.

IV. Дифференциация звуков в слогах (7-10 мин)

• Цель: Научить ребенка различать и правильно произносить звуки [С] и [Ш] в слогах.

•Повторение слоговых рядов за логопедом:

С прямыми слогами: СА-ША, ША-СА; СЫ-ШЫ, ШЫ-СЫ; СУ-ШУ, ШУ-СУ; СЭ-ШЭ, ШЭ-СЭ; СИ-ШИ, ШИ-СИ.

С обратными слогами: АС-АШ, АШ-АС; ОС-ОШ, ОШ-ОС.

Со стечением согласных: СТА-ШТА, ШТА-СТА; СПА-ШПА, ШПА-СПА.

•Игра С мячом":

Давай поиграем в такую игру. Я буду кидать тебе мяч и называть слог со звуком [с], а ты будешь называть этот слог со звуком [ш ] и возвращать мяч мне.

СА – ... (ША)

СУ – ... (ШУ)

СЫ – ... (ШИ)

СО – ... (ШО)

УС – ... (УШ)

ОС – ... (ОШ)

ИС – ... (ИШ)

ЫС – ... (ЫШ)

Молодец! Продолжим игру. Но теперь я стану называть слог со звуком [ш], а ты будешь называть этот слог со звуком [с ]. Договорились?

ША – ... (СА)

ШО – ... (СО)

ШУ – ... (СУ)

ШИ – ... (СЫ)

АШ – ... (АС)

УШ – ... (УС)

ЫШ – ... (ЫС)

ОШ – ... (ОС)

• Игра "Слоговой лабиринт": На карточках нарисованы дорожки из слогов, ребенок "проходит" по ним, проговаривая слоги.

V. Итог занятия (2-3 мин) 

Обобщение: "Какие звуки мы сегодня учились различать?" (Звуки [С] и [Ш]).

Оценка работы ребенка: Похвала, акцентирование успехов. "Ты очень хорошо потрудился, был внимательным, правильно различал звуки."

Домашнее задание: 

• Повторить артикуляционную гимнастику.

• Повторить слоги со звуками [С] и [Ш].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по звуковой культуре речи "Дифференциация звуков С и З"

Государственное казённое учреждениеДетский дом – интернат «Южное Бутово»Департамента социальной защиты населения города Москвы      Конспект индивидуального занятия по зв...

Коррекционно-развивающее занятие для детей с особыми возможностями здоровья (индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ). Тема: "Один-много. Шар.Куб"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательной деятельности с ребёнком с особыми возможностями здоровья....

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие. ТЕМА: Дифференциация звуков Р-РЬ.

Закрепление навыков различения звуков Р - Рь в слогах, словах, предложениях....

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ, АВТОМАТИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКА [Р]

Тема: Автоматизация звука [Р].Цель: автоматизация звука [Р] в начале слова, открытых слогах ро, ру.Задачи: Коррекционно-образовательные:Учить правильно произносить звук [Р]Учить согласованию существит...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Ш. Постановка звука Р"

При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в ж...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука [ш]. Постановка звука [р] "

Индивидуальное  логопедическое занятие  "Автоматизация звука [л] " направлено на автоматизацию поставленного звука [л] в слогах, словах и предложениях. Конспект содержит подробное ...