Консультация для родителей "Познавательная активность детей второго года жизни"
консультация (младшая группа)

Карамина Ольга Владимировна

Познавательная активность детей  второго года жизни.

Раннее детство – период интенсивного психического развития ребенка. Из беспомощного младенца он превращается в самостоятельного, говорящего, думающего и активного человека. Развиваются все психические процессы: восприятие,  мышление, память, внимание, воображение и др. Главные приобретения этого возраста: развитие предметных действий, в которых совершенствуются восприятие, мышление, движения, воображение; развитие речи, которое перестраивает общение и сознание ребенка; возникновение и развитие новой для малыша деятельности – сюжетной игры; начало общения со сверстниками, которое значительно расширяет круг социальных контактов малыша.

Постигать мир, общаться с окружающими, приобретать полезные навыки ребенок сможет посредством активных занятий, которые будут с ним проводиться. Основной целью таких занятий является развитие у ребенка основных психических функций.

    Познавательное развитие – непрерывный процесс. Он начинается  сразу после рождения и заканчивается с последним вздохом. Ежесекундно человек получает какую-то новую для себя информацию, сравнивает ее, анализирует, запоминает.

     Умственное и психическое развитие ребенка невозможно без познавательной деятельности. Каждому возрасту соответствуют свои возможности, а также индивидуальные потребности познания мира. Все, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. Полученная новая информация трансформируется в знания и, следовательно, в опыт.  

Познавательное развитие ребёнка можно разделить на два этапа: получение новой информации и формирование к ней личного отношения малыша. 

Когда ребенка еще недостаточно развита речь, невелик активный словарь для высказывания своих желаний, настроений, познавательных побуждений, он пользуется выразительными жестами, вопросительными взглядами, мимикой, стремится вступить в контакт со взрослым, указывая жестами на заинтересовавший его предмет или явление.  Он исключительно чуток к эмоциональным проявлениям взрослых. Не зная многого, ребенок начинает понимать ситуацию, как бы «считывая» информацию через эмоциональные мимические реакции на лице взрослого человека.  Во взглядах малыша при этом можно прочитать вопрос, разрешение к действию, желание привлечь внимание взрослого к себе, эмоционально откликнуться на происходящее.

Постепенно  в исследовательском поведении ребенка начинает появляться целенаправленность, устойчивость действий и избирательность реагирования на предмет или явление, что говорит о развитии способности к освоению окружающего мира.

Развитие познавательной активности ребенка раннего возраста во многом зависит от подбора игрушек, стимулирующих самостоятельный поиск информации о предмете и его свойствах и вызывающих его эмоциональный отклик.

На втором и, особенно на третьем году  у ребенка совершенствуется познавательная деятельность: развивается мотивация поиска, все чаще проявляются элементы, составляющие активную ориентировку.

К 1.5 годам у малыша нарастает устойчивость и целенаправленность поисковой деятельности.  Это говорит о возрастающей способности удерживать  в уме замысел, понимать основную задачу, отвлекаться от незначительных для данной деятельности ситуации.  Именно в  этом возрасте отчетливее выражены специфические исследовательские действия руки, усиливается речевое общение с взрослым, увеличивается число высказываний, отражающих познавательные потребности детей, они чаще задают вопросы: кто там? что там? и др. Ребенок действует более уверенно в незнакомой для них ситуации.  В процессе общения с взрослыми малыш перенимает их социальный опыт, характер взаимодействия с окружающей средой.  Мы взрослые должны помнить для малыша  это труд , который дает основу первых знаний ,  а сам ребенок - не пассивный созерцатель, он- творец.

Действия с предметами является ведущей для детей второго года жизни влияет на умственное развитие ребенка раннего возраста. Восприятие малыша обогащает не только  представлениями о форме предметов, их свойства - значительно развивается и пространственная ориентировка, умение видеть предмет в разных положениях, соотношениях и т.п.  Ребенок учится производить действия, требующие относительно сложных ручных умений, на эмоционально - чувственной, ориентировочной основе овладевают практическими способами познания физических свойств предметов, определяют зависимость  действий от качественной характеристики объекта: движение предметов зависит от их формы - круглая игрушка способна прокатываться , некруглая - остается на месте, от величины - в большой предмет можно вложить меньший, а не наоборот , нанизывать можно только игрушки, имеющие сквозное отверстия и т.п.

Для развития детей второго года жизни использовать 5 видов игрушек.

  • Игрушки для нанизывания на стержень: кольца, втулки, шары, кубы, и пр., имеющие сквозное отверстие.
  • Объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы и др.
  • Геометрические игрушки-вкладыши (вкладываются меньшие в большие).
  • Народно сборно-разборные игрушки(матрешки, богата и др.)

небольшие сюжетные игрушки: куколки, машины и др.

Взаимодействия с различными предметами у детей второго года жизни активно развиваются слух, зрение, сенсорные чувства, ориентировочная активность, мышление, память, воображение и другие высшие психические функции, а также моторика пальцев и координированные движения рук; формируются любознательность,  устойчивый интерес и волевые качества характера ( умение не отвлекаться от поставленной цели, доводить дело до завершения, стремиться к достижению положительного результата и т.п.

В социальном развитии ребенка так же происходят изменения. Он стремиться быть хорошим, соответствовать требованиям взрослых, получать их одобрение. Отрицательная оценка его деятельности часто вызывает слезы.

   Общение со сверстниками: развивается умение играть рядом, а затем и вместе со сверстниками; формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

   Развивайте и обучайте своих детей для того, чтобы они выросли целостными и органичными личностями.

      Помните, что в обучении и воспитании ребенка главное – терпение. Как писал психолог Лев Семенович Выготский, вряд ли разумный садовник будет тянуть растение вверх, чтобы оно быстрее росло. Так и вы терпеливо воспитывайте и обучайте своего малыша, и результат обязательно будет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_karamina.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная активность детей второго года жизни.

Раннее детство – период интенсивного психического развития ребенка. Из беспомощного младенца он превращается в самостоятельного, говорящего, думающего и активного человека. Развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воображение и др. Главные приобретения этого возраста: развитие предметных действий, в которых совершенствуются восприятие, мышление, движения, воображение; развитие речи, которое перестраивает общение и сознание ребенка; возникновение и развитие новой для малыша деятельности – сюжетной игры; начало общения со сверстниками, которое значительно расширяет круг социальных контактов малыша.

Постигать мир, общаться с окружающими, приобретать полезные навыки ребенок сможет посредством активных занятий, которые будут с ним проводиться. Основной целью таких занятий является развитие у ребенка основных психических функций.

Познавательное развитие – непрерывный процесс. Он начинается сразу после рождения и заканчивается с последним вздохом. Ежесекундно человек получает какую-то новую для себя информацию, сравнивает ее, анализирует, запоминает.

Умственное и психическое развитие ребенка невозможно без познавательной деятельности. Каждому возрасту соответствуют свои возможности, а также индивидуальные потребности познания мира. Все, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. Полученная новая информация трансформируется в знания и, следовательно, в опыт.

Познавательное развитие ребёнка можно разделить на два этапа: получение новой информации и формирование к ней личного отношения малыша.

Когда ребенка еще недостаточно развита речь, невелик активный словарь для высказывания своих желаний, настроений, познавательных побуждений, он пользуется выразительными жестами, вопросительными взглядами, мимикой, стремится вступить в контакт со взрослым, указывая жестами на заинтересовавший его предмет или явление. Он исключительно чуток к эмоциональным проявлениям взрослых. Не зная многого, ребенок начинает понимать ситуацию, как бы «считывая» информацию через эмоциональные мимические реакции на лице взрослого человека. Во взглядах малыша при этом можно прочитать вопрос, разрешение к действию, желание привлечь внимание взрослого к себе, эмоционально откликнуться на происходящее.

Постепенно в исследовательском поведении ребенка начинает появляться целенаправленность, устойчивость действий и избирательность реагирования на предмет или явление, что говорит о развитии способности к освоению окружающего мира.

Развитие познавательной активности ребенка раннего возраста во многом зависит от подбора игрушек, стимулирующих самостоятельный поиск информации о предмете и его свойствах и вызывающих его эмоциональный отклик.

На втором и, особенно на третьем году у ребенка совершенствуется познавательная деятельность: развивается мотивация поиска, все чаще проявляются элементы, составляющие активную ориентировку.

К годам у малыша нарастает устойчивость и целенаправленность поисковой деятельности. Это говорит о возрастающей способности удерживать в уме замысел, понимать основную задачу, отвлекаться от незначительных для данной деятельности ситуации. Именно в этом возрасте отчетливее выражены специфические исследовательские действия руки, усиливается речевое общение с взрослым, увеличивается число высказываний, отражающих познавательные потребности детей, они чаще задают вопросы: кто там? что там? и др. Ребенок действует более уверенно в незнакомой для них ситуации. В процессе общения с взрослыми малыш перенимает их социальный опыт, характер взаимодействия с окружающей средой. Мы взрослые должны помнить для малыша это труд , который дает основу первых знаний , а сам ребенок - не пассивный созерцатель, он- творец.

Действия с предметами является ведущей для детей второго года жизни влияет на умственное развитие ребенка раннего возраста. Восприятие малыша обогащает не только представлениями о форме предметов, их свойства - значительно развивается и пространственная ориентировка, умение видеть предмет в разных положениях, соотношениях и т.п. Ребенок учится производить действия, требующие относительно сложных ручных умений, на эмоционально - чувственной, ориентировочной основе овладевают практическими способами познания физических свойств предметов, определяют зависимость действий от качественной характеристики объекта: движение предметов зависит от их формы - круглая игрушка способна прокатываться , некруглая - остается на месте, от величины - в большой предмет можно вложить меньший, а не наоборот , нанизывать можно только игрушки, имеющие сквозное отверстия и т.п.

Для развития детей второго года жизни использовать 5 видов игрушек.

  • Игрушки для нанизывания на стержень: кольца, втулки, шары, кубы, и пр., имеющие сквозное отверстие.
  • Объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы и др.
  • Геометрические игрушки-вкладыши (вкладываются меньшие в большие).
  • Народно сборно-разборные игрушки(матрешки, богата и др.)

небольшие сюжетные игрушки: куколки, машины и др.

Взаимодействия с различными предметами у детей второго года жизни активно развиваются слух, зрение, сенсорные чувства, ориентировочная активность, мышление, память, воображение и другие высшие психические функции, а также моторика пальцев и координированные движения рук; формируются любознательность, устойчивый интерес и волевые качества характера ( умение не отвлекаться от поставленной цели, доводить дело до завершения, стремиться к достижению положительного результата и т.п.

В социальном развитии ребенка так же происходят изменения. Он стремиться быть хорошим, соответствовать требованиям взрослых, получать их одобрение. Отрицательная оценка его деятельности часто вызывает слезы.

Общение со сверстниками: развивается умение играть рядом, а затем и вместе со сверстниками; формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Развивайте и обучайте своих детей для того, чтобы они выросли целостными и органичными личностями.

Помните, что в обучении и воспитании ребенка главное – терпение. Как писал психолог Лев Семенович Выготский, вряд ли разумный садовник будет тянуть растение вверх, чтобы оно быстрее росло. Так и вы терпеливо воспитывайте и обучайте своего малыша, и результат обязательно будет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие речи ребенка второго года жизни"

Для успешного развития речи ребенка необходимо создание условий с самого раннего возраста. В консультации отражены изменения в развитии речи детей второго года жизни, даны советы и рекомендации по орг...

Консультация " Трудовое воспитание детей пятого года жизни"

Дети пятого года жизни значительно отличаются от детей 3-4 лет жизни. Движения их более совершенны, они способны уже к более продолжительному сосредоточению к какому - то виду деятельности, к большему...

Консультация "Возрастные особенности детей пятого года жизни"

В деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия....

Беседа – консультация с родителями детей пятого года жизни (средняя группа) «Почему нужно приучать ребенка к труду с ранних лет?»

Беседа – консультацияс родителями детей пятого года жизни(средняя группа) «Почему нужно приучать ребенка к труду с ранних лет?»...

Консультация для родителей «Кризис первого года жизни»

Консультация для родителей«Кризис первого года жизни» На первом месте для годовалого малыша – знакомство с большим миром, который он познает всеми доступными способами. Он беско...