ЧТО ТАКОЕ «Я» И ЧТО ТАКОЕ «ТЫ»: РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ И ЭМПАТИИ
материал (старшая группа)

ЧТО ТАКОЕ «Я» И ЧТО ТАКОЕ «ТЫ»: РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ И ЭМПАТИИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧТО ТАКОЕ «Я» И ЧТО ТАКОЕ «ТЫ»: РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ И ЭМПАТИИ

Вступление (5 минут)

Психолог: Добрый день, ребята! Сегодня у нас очень интересное занятие. Мы поговорим о том, кто мы такие, и как понять, что чувствует наш друг. А еще узнаем, как стать хорошими друзьями. А начнем мы с веселой игры! (под музыку или с песней)

Песня или игра:
Можете спеть короткую песню о дружбе или просто попрыгать вместе. Например:
 "Дружба — это хорошо, дружба — это свет,
Дружба — это тепло, и радость, и смех."
 

2. Обсуждение понятий «я» и «ты» (5 минут)

Психолог: А сейчас давайте узнаем, кто такие «я» и «ты».  (показываю на себя)

— Это я! Я — это я. Я люблю играть, я умею рисовать, я чувствую себя хорошо или грустно. (показываю на другого ребенка или игрушку)

— А это — мой друг или (игрушка). У  него тоже есть свои желания и чувства.

— Значит, «я» — это ты сам, это те чувства и действия, которые регулируешь исходя из своих намерений, а «ты» — это другой человек или друг, который в похожей ситуации может повести себя по-другому, так как ваши чувства на одну ситуацию могут отличаться.

— А скажите, ребята, кто знает, кто вы такие?

 (жду ответов: каждый ребенок описал себя, рассказал, что-то о себе, его отличительные черты)

— Правильно! Вы — это вы, и у каждого есть свои чувства, желания, мечты.

3. Игровая активность «Покажи свои чувства» (10 минут)

Психолог: А сейчас я предложу вам показать, как вы себя чувствуете прямо сейчас!   У меня есть карточки с разнообразными эмоциями (показываю карточки с изображениями лиц: улыбка, грусть, удивление, злость) сейчас вам необходимо закрыть глаза расслабиться и почувствовать какую эмоцию вы испытываете прямо сейчас.

(дети закрыли глаза и постарались прислушаться к себе, что бы понять, что они испытывают)

— А сейчас по очереди вы будете выходить, и выбирать ту карточку, которая отражает ваше состоянии, и расскажете, почему именно это вы сейчас чувствуете. Выходя вам необходимо сказать такую фразу: «Я сейчас чувствую…» и называйте свои чувства.

(дети по очереди выполняют задание, кто не хотел делиться историей, просто показывал картинку)

- Замечательно, какие мы с вами молодцы, что смогли определить свои чувства. Но так же можно сказать, что мы разговаривали сейчас о себе, то есть «я».

- А дальше мы с вами поговорим и про «ты», то есть, то, что могут чувствовать другие, и как мы отличаемся.

4. Творческое задание «Мой портрет и портрет друга» (10 минут)

Психолог: Сейчас я дам вам бумагу и краски или карандаши. Вам нужно нарисовать два портрета: один — это вы, а другой — ваш друг или кто вам очень нравится.

(раздаю материалы)

— Нарисуйте, как вы выглядите, и как выглядит ваш друг. Постарайтесь показать, что у каждого есть свои особенности. Какие-то важные приметы, которыми вы или ваш друг отличаются от окружающих.

(после рисования)

— Какие у вас получились рисунки, а сейчас я предлагаю вам кратко рассказать, что вы нарисовали. Какие особенности вы нарисовали у себя. А какие интересные детали вы нарисовали другу (можно добавить краткую характеристику про друга как вы его видите)

5. Упражнение на развитие эмпатии «Что чувствует друг?» (10 минут)

Психолог: — А теперь я расскажу короткую историю. (читаю)

«Маша очень грустная, потому что потеряла свою любимую игрушку. Она плачет и грустно сидит. Что бы вы сделали, чтобы Маше было лучше?»

— Какие идеи у вас есть? (выслушиваю детей)

— Правильно! Можно обнять Машу, сказать ей: «Все хорошо, я помогу тебе найти игрушку», или подарить ей свою игрушку, чтобы ей стало веселее. (ответы детей)

— Чтобы понять, что чувствует наш друг, нужно внимательно слушать его и быть добрым и проявлять к нему сострадание и понимание в сложных ситуациях. Ведь все мы разные, и у каждого есть свои чувства.

6. Итоги и закрепление (5 минут)

Психолог: — Сегодня мы узнали, что значит «я» и «ты».— Мы учились показывать свои чувства и понимать чувства других.

— А что значит понять другого человека? (жду ответов детей)

— Да, правильно! Значит — слушать его, смотреть в его глаза, замечать, как он себя чувствует. А еще важно быть добрым и заботливым другом.

7. Заключение (3 минуты)

Психолог:  Ребята, спасибо вам за хорошую работу! Вы молодцы! Дома вы можете послушать, как чувствуют себя ваши родители или друзья, и сказать им спасибо или обнять их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Опыт работы по теме: «Сказкотерапия как средство развития самосознания старших дошкольников»

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом воспитания маленького человека....

Особенности развития самосознания у детей дошкольного возраста.

Основным социальным институтом, формирующим самосознание ребенка, является его семья. Именно здесь закладывается фундамент личности ребенка. Приобретается опыт общения ребенка и взаимоотношений с роди...

"Развитие самосознания у детей старшего возраста при подготовке к обучению в школе"

По мнению отечественных психологов, самосознание играет важную роль в формировании психологической готовности к обучению в школе: Е.Е Кравцова  одной из составляющих психологической готовности к ...

Развитие самосознания дошкольников через экологическое воспитание

Среди проблем, возникающих перед современным человеком, проблема окружающей среды – одна из важнейших....

Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте.

Самостоятельнее, все более независимым от взрослых становится дошкольник. Расширяются, усложняются и его взаимоотношения с окружающими. Это дает возможность более полно и глубоко осознать себя, оценит...

Развитие самосознания детей в дошкольный период

Статья о развитии самосознания детей в дошкольный период...

Личностное развитие, развитие самосознания.

Происходит качественный сдвиг в развитии самосознания. Последовательно проявляются 2 особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция» (система внутренне согласован...