Проект в подготовительной группе "Юнные исследователи"
проект (подготовительная группа)
Долгосрочный проект в подготовительной группе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 41»
ПРОЕКТ
для детей подготовительной группы
по теме
«Юные исследователи».
(срок реализации проекта сентябрь 2025 г.- май 2026 г.)
Кельмишева Оксана Имамкуловна
Воспитатель.
г. Бийск, 2025/2026 г.
Содержание
1. | Введение | 2 |
2. | Актуальность проекта | 3 |
3. | Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты проекта | 4 |
4. | Содержание реализации проекта | 4 |
5. | Содержание технологической фазы реализации проекта | 5 |
6. | Работа с родителями | 7 |
7. | Ресурсное обеспечение проекта | 8 |
8. | Мониторинг реализации проекта | 8 |
9. | Выводы | 9 |
10. | Литература | 10 |
Актуальность проекта.
«Люди, научившиеся наблюдениям и
опытам, приобретают способность сами
ставить вопросы и получать на них
фактические ответы, оказываясь на
более высоком умственном и
нравственном уровне в сравнении с
теми, кто такой школы не прошёл».
К.Е.Тимирязев
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н.Н. Поддьяковым:
«детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Дошкольникам присуще наглядно- действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта:
Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью- доказательством.
Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
Развивать наблюдательность;
Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Вид проекта: групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.
Участники проекта: воспитатель группы, дети 5 -7 лет, родители воспитанников.
Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:
- Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
- Создание единого инновационного пространства.
- Чёткое выполнение поставленной задачи.
- Повышение уровня мотивации к занятиям.
Содержание реализации проекта.
- Модель организации экспериментирования
- Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:
- Создание центра экспериментально-поисковой деятельности;
- Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;
- Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;
- Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.
- Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
- Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Фронтальные занятия.
- КВН, развлечения.
- Наблюдения в природе.
- Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
- Беседы по теме эксперимента.
- Целевая прогулка.
Структура проведения игры–экспериментирования:
Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи); Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)
Подведение итогов, вывод; Фиксация результатов; Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы: внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
тайна, сюрприз; мотив помощи;
познавательный мотив (почему так?); ситуация выбора.
Содержание технологической фазы реализации проекта.
Этап | Срок | Место проведения | Содержание работы воспитателя |
1 этап Подготовительный. | Сентябрь | Групповая комната. | 1. информирование родителей по теме проекта; 2. пополнение предметно-развивающей среды; 3. подборка иллюстраций, картин, презентаций по темам занятий и бесед; 4. подборка детской литературы по тематике проекта; 5. выбор материалов для реализации проекта. |
2 этап основной (практический). | Октябрь | Групповая комната. | «Я - человек». Занятия-экспериментирования: «Вкусовые зоны языка», «Угадай по запаху», «Откуда берется голос», «Рукам своим не верю». |
«Волшебный воздух». Занятия-экспериментирования: «Веселая полоска», «Поиск воздуха», «Танец горошин», «Делаем облако». Познавательно-исследовательская ситуация «Волшебный воздух». | |||
Ноябрь | Групповая комната. | «Вода-волшебница». Занятия экспериментирования: «Окрашивание воды», «Вода бывает теплой, холодной, горячей».Трудовое поручение. «Мытье игрушек». Познавательно-исследовательская ситуация. «Прятки» - с водой. | |
Декабрь | Групповая комната. | «Чудеса из песка и глины». Занятия-экспериментирования: «Посадим дерево», «Волшебный материал». Самостоятельная деятельность детей в уголке природы. Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Пирожки для Мишки». | |
Январь | Групповая комната, детская площадка. | «Снег-снежок». Эксперимент «Замершая вода». Опыты со снегом и льдом. | |
Февраль | Групповая комната. | «В гостях у Карандаша Карандашова и Гвоздика Гвоздикова». Занятия-экспериментирования: «Необычные кораблики», «Волшебная рукавичка», «Чудесные спички». Эксперимент «Магнит». Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Металл, его качества и свойства». | |
Март | Групповая комната. | «Чудеса растений». Занятия-экспериментирования: «Хитрые семена», «Что любят растения?». ФЦКМ «Уход за растениями». Создание паспорта «Комнатные растения» и «Деревья». Создание «Огород на окне». | |
Апрель | Групповая комната. | «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко». Занятия-экспериментирования: «Черное - белое», «Солнечные зайчики», «Радуга». Наблюдение за солнцем. Рисование «Радуга». | |
3 этап обобщающий | Май | Групповая комната, игровая площадка, огород. | Диагностика. Определить эффективность проведённой работы. Провести анализ полученных результатов. |
Работа с родителями.
- Анкетирование родителей.
- Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»,
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Экспериментируем дома».
- Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ.
- Наглядная информация.
- Обмен опытом.
Ресурсное обеспечение проекта.
Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности.
Основное оборудование и материалы:
Приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.
Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.
Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.
Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная. Красители: ягодный сироп. Акварельные краски.
Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.
Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка». Различные фигурки животных, ванна для игр с песком и водой.
Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов. Клеенчатые передники, полотенца.
Материал, находящийся в центре экспериментально-поисковой деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Создание лаборатории не требует больших финансовых вложений. Организация лаборатории осуществляется: с помощью родителей.
Ожидаемые результаты.
Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.
Мониторинг реализации проекта.
Диагностический инструментарий
Для диагностики знаний, умений и навыков воспитанников возможно использование следующего перечня вопросов к воспитанникам и родителям:
Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов
Вопросы для выявления знаний детей о воде:
Что ты знаешь о воде?
Какую форму, запах, цвет имеет вода?
Для чего нужна вода в жизни животных и растений? Где используется вода человеком?
Серия вопросов о снеге:
Что ты знаешь о снеге?
Какую форму, запах, цвет имеет снег? Откуда появляется снег, почему?
Какое значение имеет снег для жизни растений, животных? Для чего нужен снег человеку?
Чем отличается вода от снега? Что быстрее тает лед или снег?
Чем отличается вода ото льда, вода от снега? Что общего у снега и льда? Воды и льда?
Серия вопросов о льде:
Что такое лед?
Для чего нужен лед?
Какую форму, запах, цвет имеет лед? Что быстрее тает лед или снег?
Что общего у снега и льда? Воды и льда?
Вопросы на выявление знаний о газообразном состоянии воды:
Что такое пар?
Что ты знаешь о паре?
Имеет ли пар запах, форму, цвет?
Вторая группа вопросов на выявление связи между агрегатным состоянием воды в зависимости от температуры:
Что происходит с водой на морозе? Почему?
Снег может во что-нибудь превращаться? От чего это зависит? Что происходит со льдом в комнате? Почему?
Что происходит в комнате с водой, если ее нагреть? Во что превращается вода при кипении?
Цель: выяснить знания детей о свойствах глины.
Из чего состоит глина?
В каких местах можно обнаружить глину? Можно ли глину назвать «сыпучей» Почему? Что легче высыпать глину или песок?
Чем глина похожа на пластилин?
Могут ли кусочки глины двигаться быстро и легко? Можно ли глину назвать «рыхлой? Почему?
Как глина впитывает воду?
Что можно сделать из мокрой глины?
Какие станут глиняные предметы после высыхания?
Цель: Выяснить у детей знания о свойствах магнита.
Какие предметы притягивают к себе магнит? Каким свойством обладает магнит?
Почему магниты притягиваются друг к другу? Когда магниты отталкиваются друг от друга?
- Цель: Выяснить знания детей о свойствах песка. Из чего состоит песок?
В каких местах можно обнаружить песок? Почему говорят, что песок сыпучий?
Что легче высыпать песок или глину? Как выглядят песчинки?
Чем песчинки похожи, а чем отличаются?
Что происходит с песчинками, когда дует ветер? Почему песок рыхлый?
В какой песок палочка легче входит в сухой или мокрый? Что можно сделать из влажного песка?
Вопросник для детей после проведения опытов с землей. Есть ли в почве воздух? Как доказать?
Где больше воздуха в рыхлом или влажном комочке земли? Объясните.
В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?
Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинке, а всюду, где им захочется.
На газонах можно увидеть табличку, призывающую не ходить по ним, но люди часто не соблюдают эти призывы. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах? Какую почву для дома выбирает червячок (вблизи или вдали жилья человека) Почему? Объясни.
Список литературы
- Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.- 159 с.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.
- Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1, 2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.:
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.- 32 с.: цв.ил. – (Из опыта работы по программе
«Детство»).
- Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Зима. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).
- Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Весна. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект проекта на конкурс Я -исследователь (районный тур) "История глиняной посуды"
МАДОУ ЦРР –детский сад №2 Проект «История глиняной посуды»(номинация «неживая природа») Автор проекта: Пастернак Матвей, Пастернак Захар...

Педагогический проект по ФКЦМ "Маленькие исследователи"
Проект по проведению экспериментов и исследований по ФКЦМ с детьми 2 младшей группы детского сада...

НОД по познавательному развитию "Исследовательская деятельность в подготовительной группе "Исследователи"
Иссдовательская деятельность даёт детям возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность....

Проект в подготовительной группе "Юные исследователи"
Проект поможет воспитателям в ознакомлении детей с окружающим миром...

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Исследователи воды»
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Исследователи воды»...

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Исследователи»
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Исследователи»...

Долгосрочный проект в подготовительной группе "Юный исследователь : Живая и неживая природа"
Опытная деятельность - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.Детское эксперементирование имеет огромный развивающий потенциал. Через этот проект мы сможем расширя...