Программа театрального кружка " Чародеи" в детском саду.
рабочая программа (старшая группа)
В программе представлен тематический план работы с детьми старшей группы и учебно-методическое обеспечение : сказки, упражнения со звуком, игры- этюды, игры на плстическую выразительность, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 87.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
художественно – эстетической направленности
Театральный кружок « Чародеи» (для детей 5-6 лет.).
Срок реализации 1 год.
Подготовила:
Иванова Наталья Петровна
Содержание
1. Пояснительная записка:
Актуальность.
Новизна и отличительные особенности программы.
Цель.
Задачи.
Срок реализации программы.
Продолжительность занятий.
Ожидаемые результаты.
Формы диагностического уровня усвоения программы.
Педагогические условия для реализации программы.
Методы и приемы обучения.
2. Содержание рабочей программы:
Тематический план театральной студии «Чародеи».
Учебно-методическое обеспечение программы.
3. Приложения:
Приложение 1. Сказки.
Приложение 2. Игры, упражнения со звуками.
Приложение 3. Игры – этюды.
Приложение 4. Игры на развитие пластической выразительности.
Приложение 5. Игры на развитие выразительной мимики.
Приложение 6. Артикуляционная гимнастика.
Приложение 7. Дыхательная гимнастика.
4. Список литературы.
1. Пояснительная записка.
Актуальность.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги- практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения. Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С познавательным развитием тесно связано и речевое. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Новизна и отличительные особенности программы.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5-6 лет (старшая группа). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания и систематизации материала описанного в литературе.
Новизна заключается в том, что в работе кружка могут принимать участие и родители (подготовка декораций, костюмов).
Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом общества. Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия.
Цель: развитие коммуникативно-творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
• Формировать и активизировать познавательный интерес детей.
• Снимать зажатость и скованность.
• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
• Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
• Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.
• Развивать интерес к сценическому искусству.
• Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).
• Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.
• Развивать умение сочинять этюды по сказкам.
• Развивать умение импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
• Развивать чувство ритма и координацию движений.
• Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
• Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность.
• Создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.
• Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.
• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
• Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.
• Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
• Пополнять словарный запас.
• Развивать умение строить диалог.
• Воспитывать культуру поведения в театре.
Срок реализации программы.
Реализация программы рассчитана на 8 месяцев (с 1 октября по 31 мая).
Количество занятий в год - 32.
Продолжительность занятий.
Длительность: 25минут.
Форма организации: групповая.
Предполагаемые умения и навыки детей:
• Умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.
• Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
• Запоминают заданные позы.
• Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
• Знают 5–8 артикуляционных упражнений.
• Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе, не прерывают дыхание в середине фразы и беззвучно.
• Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.
• Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
• Умеют выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
• Умеют составлять предложения с заданными словами.
• Умеют сочинять этюды по сказкам.
• Умеют строить простейший диалог.
Формы усвоения программы:
Формы подведения итогов: драматизации сказок, стихов; выступления передродителями, сотрудниками детского сада; участие в мероприятиях.
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
Педагогические условия для реализации программы:
- создание предметно пространственной развивающей среды;
- единство социально – эмоционального и когнитивного развития;
- насыщение театрализованной деятельности интересным и эмоционально – значимым для детей содержанием;
- последовательность ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
- наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
- совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
Методы и приемы обучения:
Методы:
- беседа;
- разыгрывание сказок, сценок;
- драматизации сказок;
- ролевые диалоги по иллюстрациям;
- имитационные этюды;
- этюды на выразительность передачи образа;
- этюды на выражение основных эмоций;
- пантомимические этюды и игры;
- упражнения на выразительность движений и мимики;
- упражнения на интонационную выразительность;
- игровые упражнения;
- отгадывание загадок;
- рассматривание картинок по сказкам;
- проблемные ситуации;
- подвижные игры;
- танцы;
- слушание музыкальных фрагментов;
- самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и др.).
Занятия в основном строятся по единой схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
- проигрывание ролей в парах.
2. Содержание рабочей программы.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. Музыка, где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. Художественное творчество, где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию к сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
3. Коммуникация, на которых у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. Чтение художественной литературы, где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей театрализованной деятельности.
5. Познание, где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения.
Тематический план театральной студии «Чародеи»
Занятие 1. Игровая программа «Пока занавес закрыт», слушание музыки.
Цель: развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность.
Сказку ты, дружок, послушай и сыграй.
Цель: развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей.
Занятие 2. Игра «Кругосветное путешествие».
Цель: дать детям возможность проявить себя в предлагаемых обстоятельствах; развивать чувства правды, веры в вымысел и смелость, сообразительность, воображение и фантазию.
Ритмопластика, игра-этюд.
Цель: развивать умение детей равномерно размещаться по площадке; двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.
Занятие 3. Произведение «Сказка про паучка».
Цель: познакомить детей с произведением « Сказка про паучка»
Театральные игры, чистоговорки.
Цель: развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.
Занятие 4. Репетиция «Сказка про паучка», слушание музыки.
Цель: объяснить детям значение слова «событие», продолжать работу над сказкой, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность). Совершенствовать технику речи, правильную артикуляцию гласных и согласных.
Игра на действие с воображаемыми предметами, скороговорки.
Цель: способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на сцене согласованно.
Занятие 5. Культура и техника речи, игра-этюд.
Цель: развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей.
Занятие 6. Репетиция «Сказка про паучка».
Цель: совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию.
Игра на действие с воображаемыми предметами.
Цель: способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на сцене согласованно.
Занятие 7. Репетиция «Сказка про паучка».
Цель: совершенствовать память, внимание, общение детей. Работать над голосом.
Разыгрывание этюдов, чистоговорки.
Цель: познакомить детей с понятием "этюд"; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Занятие 8. Репетиция «Сказка про паучка».
Цель: продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать чувство правды и веры в предлагаемые обстоятельства.
Разыгрывание этюдов.
Цель: развивать умение детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга.
Занятие 9. Репетиция «Сказка про паучка».
Цель: продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать чувство правды и веры в предлагаемые обстоятельства.
Разыгрывание этюдов, скороговорки.
Цель: развивать умение детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга.
Занятие 10. Репетиция «Сказка про паучка».
Цель: продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать внимание, память, фантазию, воображение детей.
Ритмопластика, слушание музыки.
Цель: развивать умение детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.
Занятие 11. Репетиция «Сказка про паучка».
Цель: добиваться сведения всех эпизодов сказки «Красная Шапочка» в единый спектакль. Совершенствовать чувства правды, веры в вымысел.
Театрализованная игра «Угадай, что я делаю?»
Цель: развивать память, воображение детей.
Занятие 12. Спектакль «Сказка про паучка».
Цель: творческий отчет по театральной деятельности.
Занятие 13. Театральная игра.
Цель: развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма.
Театральная игра «Любитель-рыболов».
Цель: развивать воображение, музыкальный слух, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами.
Театральная игра «Одно и то же по-разному».
Цель: развивать воображение, фантазию детей.
Занятие 14. Культура и техника речи, слушание музыки.
Цель: развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей.
Занятие 15. Сказка «Лесная история».
Цель: познакомить детей со сказкой «Заяц - портной». Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку.
Занятие 16 -20. Репетиция сказки «Лесная история».
Цель: совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телосложением. Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов.
Занятие 21. Культура и техника речи, слушание музыки.
Цель: совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация).
Ритмопластика.
Цель: развивать чувство ритма, координацию движений; умение согласовывать действия друг с другом.
Занятие 22. Театральная игра «Метелица», скороговорки.
Цель: развивать умение детей ориентироваться в окружающей обстановке, развивать внимание и наблюдательность, музыкальную память, умение верно интонировать мелодию и действовать с воображаемыми предметами.
Занятие 23. Работа над эпизодами сказки «Лесная история».
Цель: воспитывать коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность. Развивать воображение, память, фантазию.
Занятие 24. Репетиция сказки «Лесная история».
Цель: развивать умение детей узнавать героев по характерным признакам. Развивать интонационную выразительность.
Занятие 25. Репетиция сказки «Лесная история», слушание музыки.
Цель: совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. Формировать дружеские взаимоотношения
Занятие 26. Репетиция сказки «Лесная история», скороговорки.
Цель: совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки. Развивать у детей память.
Занятие 27. Работа над эпизодами сказки «Лесная история».
Цель: воспитывать коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность. Развивать воображение, память, фантазию.
Занятие 28. Репетиция эпизодов сказки «Лесная история».
Цель: продолжать работу над сценическим воплощением сказки «Заюшкина избушка»; развивать воображение, фантазию, память детей.
Занятие 29. Культура и техника речи.
Цель: продолжать совершенствовать речевой аппарат; учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.
Ритмопластика, слушание музыки.
Цель: развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность.
Занятие 30. Репетиция сказки «Лесная история».
Цель: развивать внимание, воображение, память, совершенствовать общение.
Занятие 31. Драматизация сказки «Лесная история».
Цель: совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передавая образы героев.
Занятие 32. Театральная игра «Карусель».
Цель: воспитывать музыкальность, внимание, умение соизмерять свои действия с действиями товарищей. Работать над дикцией и голосом.
Театральная игра «Это вы можете».
Цель: развивать воображение, фантазию детей; учить подбирать рифмы к словам.
3. Приложения
Приложение 1. Сказки.
«Сказка про паучка»
(звучит сказочная музыка)
Ведущий:
В гости сказка к нам пришла
И с собою принесла
Лучик солнышка горячий
Облачка бочок блестящий
Дуновенье ветерка и журчанье ручейка
Это присказка и вот
Сказки настаёт черёд.
Жил на свете Паучок
Чёрненькая спинка
Его домиком была
Чудо паутинка.
(звучит музыка, выходит паучок)
Паук:
Здесь обедал я и спал,
Книжки умные читал,
Утром солнышко встречал,
А под вечер засыпал.
Я один гулять ходил,
Чай один с вареньем пил,
Так один себе и жил
И никто со мной не дружил.
А без друга каждый знает
Очень скучно нам бывает.
Ведущий:
Но однажды поутру
Ёжики пришли к нему. (звучит музыка)…..
Паук:
Здравствуйте, Ёжики, здравствуйте, колючие!
Ежи:
Здравствуй, Паучок - чёрненькая спинка!
Паук:
Что вас привело сюда?
Рад я вам помочь всегда.
Ежи:
Там под дикой яблонькой
Яблочки лежат
Как бы нам хотелось ими
Угостить ежат.
Только как же яблочки
Домой нам унести
Не из чего ёжикам
Сумочку сплести.
Паук:
Горю вашему, друзья
Я помочь смогу
Из этой паутинки
Сумочку сплету (плетёт.)
Ведущий:
Чтоб не скучно было Паучку работать,
Ёжики станцевали веселый танец.
Танец «английский»
Паук:
Вот и всё готово!
Ежи:
Ну, спасибо, Паучок,
Очень добрый ты жучок.
До свиданья!
Паук:
До свиданья, ёжики!
Ведущий:
На полянку к Паучку
Пчёлки прилетели, (звучит музыка)…..
И порхая на лету
К паучку подсели
Паук:
Здравствуйте, Пчёлки, здравствуйте, красавицы!
Пчёлы:
Здравствуй, Паучок - чёрненькая спинка!
Паук:
Что вас привело сюда?
Рад я вам помочь всегда.
Пчёлы:
1)Мы с цветочка на цветок
Весело летаем
И цветочную пыльцу
Дружно собираем.
2)А потом все из пыльцы
Делаем медок
И на зиму запасаем
Мы медок наш впрок,
3)Только как же в улей
Мёд нам унести
Кто б помог корзинку
Пчёлкам нам сплести.
Паук:
Не волнуйтесь, Пчёлки,
Это не беда,
Я сплету корзинку.
Рад помочь всегда. (плетёт)
Ведущий:
А пока Паучок плёл корзинку,
Пчёлки полетели собирать цветочный сок.
Танец «пчёлок и цветов»
Паук:
Вот и всё готово!
Пчёлы:
Вот, спасибо, Паучок,
Очень добрый ты жучок.
До свиданья!
Паук:
До свиданья, пчёлки!
Ведущий:
На полянку к Паучку
Белки прискакали (звучит музыка)….
И наперебой ему
Вот что рассказали
Паук:
Здравствуйте, Белочки, здравствуйте, проказницы!
Белки:
1)Здравствуй, Паучок - чёрненькая спинка!
Мы весёлые сестрицы
Рыженькие озорницы
2)По деревьям мы скакали
И орешки собирали,
Но одна вдруг поспешила
И занозу посадила (дуют на палец одной белки) .
3)Кто бы нам связал перчатки,
Чтобы прыгать без оглядки?
Паук:
Я смогу связать перчатки,
Чтоб вам прыгать без оглядки (вяжет) .
Ведущий:
Паучок перчатки вяжет
Ну, а Белочки попляшут.
Исполн-ся «Полька»
Паук:
Вот и всё готово!
Белки:
Ну, спасибо, Паучок,
Очень добрый ты жучок.
До свиданья!
Паук:
До свиданья, белочки!
Ведущий:
Вот и вечер подошёл
Светлячков черёд пришёл
Паук:
Здравствуйте, светлячки, разноцветные жучки!
Светлячки:
Здравствуй, Паучок - чёрненькая спинка!
Паук:
Что вас привело сюда?
Рад я вам помочь всегда!
Светлячки:
1)Мы весёлые жучки
Мы цветные светлячки
Только вечер наступает
На полянку вылетаем
2)И всю ночь потом летаем
Всем дорожки освещаем
Утром все ложимся спать,
Чтобы силушки набрать.
3)Очень просят светлячки.
Чтоб сплели нам гамачки
Где б могли мы отдыхать,
Чтобы силушки набрать.
Паук:
Не печальтесь, светлячки,
Я сплету вам гамачки (плетёт)
Ведущий:
Вы станцуйте, светлячки
Пока сплетут вам гамачки.
Танец «Дружбы»(барбарики)
Паук:
Вот и всё готово!
Светлячки:
Ну, спасибо, Паучок,
Очень добрый ты жучок.
До свиданья!
Паук:
До свиданья, светлячки!
Ведущий:
Оглянулся Паучок
Где же паутинка?
Паук:
Светлячкам сплёл гамачок,
Пчёлкам всем – корзинку,
Я сплёл сумочку Ежам,
Белочкам – перчатки.
Паутиночка, ау! Ты играешь в прятки? (плачет)
Ведущий:
Не печалься, Паучок, ты ведь всем друзьям помог
И хотя нет паутинки, вытри поскорей слезинки
Принимай скорей подарки!
(звучит музыка)
Пчёлы: От пчёл прими медок душистый.
Светлячки: От светлячков фонарик чистый.
Белки: От белочек – орешки гладкие.
Ежи: От ёжиков – яблочки сладкие.
Ведущий: Это знают даже дети
Все: Всех нужней друзья на свете!
Песня «Дружба крепкая…"
(представление артистов)
Сказка «Лесная история»
Цель: развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
- совершенствование артистических и певческих навыков детей;
- раскрепощение ребенка;
- работа над речью, интонациями;
- коллективные действия, взаимодействия;
- пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, сочувствовать и соперживать происходящему.
Использованный источник: сказка М.Ю. Картушиной " Заяц - портной"
Ход сценария:
Рассказчик: На полянке, под сосной,
Жил- был заинька косой,
Но не просто белый заяц,
А известный всем портной
(Выходит Заяц, исполняет песню)
Заяц: Да! Я Заяц не простой,
Самый лучший я портной!
Что, друзья, мне сшить для вас?
Я приму любой заказ?
Рассказчик: О том, что есть в лесу портной,
Узнал лохматый пес,
И он примчался к мастерской
И свой заказ принес!
(Выходит собака Дружок, исполняет "песню Дружка")
Дружок: Днем и ночью дом большой я стерегу,
Службу верно и усердно я несу! Гав!
Заяц: Ну зачем же так кричать?
Что желаешь заказать?
Дружок: Ты мне, Заинька, скорей,
Шапку новую пошей.
Ночью холодно. Боюсь,
Очень скоро простужусь!
Заяц: Завтра встретимся мы снова,
Будет шапочка готова!
Дружок: Буду очень, очень рад!
Позову к тебе зверят,
Кого встречу на дороге,
Чтоб заказов было много!
(Дружок убегает, на полянку под музыку выходят мышки, исполняют песню.)
Рассказчик: Мышки- модницы спешат,
Платья пестрые шуршат.
Мышки: Здравствуй, заинька- косой,
Мы слыхали - ты портной.
Сшей перчатки нам скорей,
Ждем мы к ужину гостей.
(выходит кошка)
Кошка: Не меня ли в гости ждете?
Гость такой как я в почете!
Мыши: Кошка, кошка, ой беда!
Разбегайтесь, кто куда!
( под музыку кошка догоняет мышей, которые убегают)
Кошка: Заяц, мой тебе привет!
Узнаешь меня иль нет?
Заяц: Не угодно ли присесть?
Кошка: Небольшое дело есть!
Для моей пушистой спинки
Сшей мне, зайка, пелеринку!
Заяц: За обновой будьте в среду,
Буду ждать я вас к обеду.
Кошка: Что ж, надеюсь я на Вас,
До свиданья!
Заяц: В добрый час!
( Заяц берет у кошки материал. Кошка уходит, заяц начинает и шить под музыку)
Заяц: Пелеринку дошиваю,
Мех покрепче прикрепляю.
Самую осталось малость.
Ой, иголочка сломалась!
Не сходить ли мне к ежу,
Может даст коль попрошу!
( подходит к домику ежа)
Заяц: Здравствуй, ежик!
Ежик: Здравствуй, зайка!
Посмотри сюда на милость-
Мои валенки прохудились!
Зайка, зайка, эй, скорей
Мои валенки подшей!
(Под "Песню ежа" заяц шьет валенки)
Заяц: Вот, готово!
Ежик: Ну и ну! (смотрит на валенки) Как тебя отблагодарю?
Заяц: Ежик, я сегодня сразу много получил заказов,
А иголок не осталось и последняя сломалась!
Ежик: Я за эти валенки дам иголок маленьких
(дает коробочку с иголками)
Заяц: Побегу скорей домой! (убегает в домик)
Рассказчик: Хорошо в лесу зимой
Рыжим белкам под сосной
Они танцуют и поют
Очень весело живут
Исполняется "Песня белочек"
Заяц: Эй вы, белки- озорницы,
Рыжехвостые сестрицы,
Хватит прыгать вам без толку
По осинам и по елкам
Белки: Здравствуй, зайка,
Шубки белкам залатай-ка.
В шубках снежною порой
Будет нам тепло зимой!
Заяц: Ваши теплые обновы
Завтра будут все готовы!
Рассказчик: Спрятались белки, а Заинька побежал к себе домой.
В лесу тихо - ель скрипит,
Кто-то к нам сюда спешит.
О! Да это бурый мишка,
Что он бродит здесь топтыжка?
Да еще он не один,
Рядом тут сыночек с ним!
Медвежонок: Не хочу, не буду спать,
Очень жесткая кровать!
Где печенье, шоколадка?
Медведь: Спи, Мишутка, сладко, сладко!
Медвежонок: Не хочу, не буду спать,
Буду лапу я сосать!
(Исполняется « Колыбельная песня медведя»)
Рассказчик: Засыпает медвежонок, ночь в лесу… Не спит только хитрая лиса.
( Выходит Лиса)
Лиса: О шляпках и нарядах
Я думаю всегда,
Но кто же будет шить их?
Конечно заяц, да, да, да!
К нему скорее побегу,
Его я быстро украду!
( Бежит под музыку, останавливается у дома Зайца. Стучится. Заяц открывает дверь.)
Лиса: Здравствуй, заинька- косой,
Знаю - модный ты портной,
Платье бархатное сшей
Мне, голубчик, поскорей!
Заяц: Платье? (Трет глаза, Лиса подкрадывается сзади).
Хорошо, сошью!
(Лиса берет мешок)
Лиса: Ап! (накрывает мешком)
Посидишь в мешке косой,
Славный заинька- портной!
Поскорее б унести лапы,
Пока спит Дружок лохматый!
( Под музыку появляется Дружок)
Дружок: Кто-то ходит здесь в лесу.
Чую рыжую Лису!
Здесь Лисица?
Рассказчик: Да!
Дружок: Не уйти ей никуда!
Вот она! Стоять! Ни с места!
Лапы вверх! Что за спиной?
Лиса: Если так уж интересно,
Здесь мешок совсем пустой!
Дружок: Я не верю - покажи!
(Лиса убирает мешок, выходит Заяц)
Лиса: Ой, простите вы меня!
Вас не буду огорчать
И портного обижать!
Вед.: Что ж простим ее друзья?
Звери: Простим!
Заяц: И на праздник пригласим!
Демонстрацию моделей
Проведем у старой ели.
Рассказчик: А готовы ли обновы?
Заяц: Все заказы в срок готовы!
Рассказчик: Всех в лесу портной обшил,
Никого не позабыл!
(Звучит музыка.Начинается дефиле костюмов зверей)
Рассказчик: Мышки - в новеньких перчатках
Сшиты по последней моде,
К платьям пестреньким подходят
(Проходят мышки, встают на свои места)
И, изящно выгнув спинку,
Кошка в новой пелеринке.
( Кошка идет, встает с мышками)
Еж в подшитых валенках,
Протопает удаленько.
( Ежик встает на свое место)
Белочкам по шубке,
(Выходят Белочки)
Штанишки для мишутки
( Белочки и медведи встают на свои места)
Шапка - для Дружка,
В платье бархатном Лиса-
Настоящая краса!
(Выходит Лиса)
Рассказчик: Ох, и чудная у ели демонстрация моделей!
Все звери: Заяц - просто молодец!
Тут и сказочке конец!
( Все герои выходят на поклон).
Приложение 2. Игры,упражнения со звуками(чистоговорки, считалки, скороговорки).
Игра "Угадай, кто я"
Игра проходит веселее, когда в ней принимает участие много ребят. С помощью считалки выбирают водящего. Ему завязывают глаза. Дети берутся за руки и встают в круг вокруг водящего. Водящий хлопает в ладоши, а дети двигаются по кругу.
Водящий хлопает еще раз – и круг замирает. Теперь водящий должен указать на какого-либо игрока и попытаться угадать, кто он. Если ему удается сделать это с первой попытки, то игрок, угаданный им, становится водящим. Если же водящий с первой попытки не угадал, кто перед ним, он имеет право дотронуться до этого игрока и попробовать угадать второй раз.
В случае правильной догадки водящим становится ребенок, которого опознали. Если же водящий так и не смог правильно догадаться, он водит по второму кругу.
Вариант игры. Можно ввести правило, по которому водящий может попросить игрока что-либо произнести, например, изобразить животное: прогавкать или мяукнуть. Если водящий не узнал игрока, он водит еще раз.
Игра "Цепочка слов от А до Я"
Играющие садятся в кружок и по часовой стрелке называют: первый называет слово на букву а, например, арбуз, второй на последнюю букву этого слова, на з – заяц, третий – на ц, цапля, четвертый – яблоко и т. д.
Игра "Горячий картофель"
Традиционно в игре используется настоящий картофель, но его можно заменить теннисным мячиком или волейбольным мячом.
Дети садятся в круг, водящий находится в центре. Он бросает "картошку" кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают "картошку" друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (как будто это настоящая горячая картошка). Вдруг ведущий произносит: "Горячий картофель!" Игрок, у которого оказалась в руках "горячая картошка", выбывает из игры. Когда в кругу остается один ребенок, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.
Игра "Проверка памяти"
Педагог кладет на поднос несколько разных предметов и накрывает их полотенцем. Дети садятся в круг, педагог открывает перед ними поднос на несколько секунд, затем накрывает вновь полотенцем и уносит. Дети получают задание нарисовать как можно больше предметов, которые они запомнили.
Игра "Музыкальный стул"
Несколько стульев ставят в круг, спинками внутрь; стульев должно быть на один меньше, чем игроков. Звучит музыка, дети медленно идут вокруг стульев. Когда музыка прекращается, игроки должны попытаться занять стулья. Тот, кому не досталось стула, выбывает из игры. Убирают один стул, так как игроков стало на одного меньше, и игра продолжается.
Выигрывает тот, кто остался один и сидит на последнем стуле.
Игра "Угадай, кто главный!"
Дети с помощью считалки выбирают водящего. Он на одну минуту покидает комнату, а в это время дети назначают "главного". Когда ведущий возвращается, по его команде "главный" начинает делать различные движения, например, качать головой, топать ногами, хлопать в ладоши, а дети должны повторять эти движения за "главным". Они должны это делать так, чтобы водящий не догадался, кто эти действия придумывает.
Задача водящего – попытаться быстро отгадать, кто "главный", и если ему это удалось, то "главный" становится водящим в следующем кону.
Игра "Краски"
Дети выбирают по жребию "хозяина" и "покупателя". Остальные игроки – "краски". Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его "хозяину", он приглашает "покупателя". "Покупатель стучит":
– Тук, тук!
– Кто там?
– Покупатель!
– За чем пришел?
– За краской.
– За какой?
– За голубой.
Если голубой краски нет, "хозяин" говорит: "Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!" или "Скачи на одной ножке по голубой дорожке, принеси мне голубые сапожки!" Если же "покупатель" угадал цвет краски, то игрока-"краску" он забирает себе.
Когда "покупатель" отгадает несколько красок, он становится "хозяином", а "хозяин" выбирает из числа угаданных красок. При большом количестве участников можно выбрать двух покупателей. Сначала с "хозяином" разговаривает один "покупатель", затем другой. Они подходят по очереди и выбирают краски. Выигрывает "покупатель", который угадал больше красок.
Игра может быть усложнена тем, что покупателю предлагается "поймать" угаданную "краску". При этом в комнате определяются границы, до которых можно ловить играющих.
Игра "Поехали-поехали"
Дети встают в круг, в середине встает водящий. Дети должны его внимательно слушать, следить за ним, но думать и показывать нужные движения самостоятельно. Задача водящего – говорить одно, а показывать другое. Он ходит по кругу и похлопывает руками по коленям, приговаривая "Поехали-поехали". Ребята повторяют движения за ним. Неожиданно для играющих он кричит "Самолет!", а показывает на пол, дети же должны показать наверх, так как самолеты летают в небе. Водящий может крикнуть "Нога!", а схватить себя за нос. Дети должны показать то, что называет, а не показывает ведущий. Слова могут быть разные: ракета, вертолет, собака, чайка, поезд, лошадь, глаз, лоб, нос, рука, лев. В определенный момент показ движений должен стать обманным. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Таким образом выявляется самый внимательный ребенок.
Игра "Кто из нас самый наблюдательный?"
Эту игру любят все дети и охотно играют в нее. Выбирают водящего, который внимательно осматривает играющих: их одежду, обувь, кто где сидит или стоит, запоминает позы игроков. Водящий выходит из комнаты. Ребята меняются местами; изменяют позы, переобуваются; обмениваются кофточками, сумочками, ленточками, платочками, шарфиками. Входит водящий и ищет изменения. Чем больше изменений он находит, тем лучше, тем он наблюдательнее.
Игра "Подскажи словечко"
Ведущий выразительно читает несложный текст, дети должны подсказать слово, подходящее по смыслу и рифме.
Можно придумать простенькую мелодию, если вы готовитесь заранее, или подобрать что-то по ходу игры. Музыка всегда оживляет обстановку, все могут хлопать в ладоши в такт музыке.
Упражнения со звуками
«Треугольник». С предельно точной артикуляцией и даже нарочито педалируя каждое положение губ произносятся гласные в следующем порядке: «а-о-у-э-ы-и». Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как можно дальше.
«Я» (из упражнений Е. Ласкавой). Участнику становятся полукругом, и каждый, выходя к залу, прикладывает руку к груди, а затем, выбрасывает её вперёд с разворотом ладони к верху, произносит «я». Задача – послать звук вместе с рукой как можно дальше. Думаю, что не будет большой разницы, если вместо «я» будут произносится буквы из треугольника.
«Соединение гласной и согласной». В этом упражнении важно чётко и одновременно быстро произнесение однотипных слогов. Сначала к одной согласной присоединяются все гласные «треугольника», потом к другой и т.д. Цепочка буквосочетаний такова: «ба – ба – ба – ба – бо – бо – бо – бо – бу – бу – бу – бу – бэ – бэ – бэ – бэ – бы – бы – бы – бы»; буквосочетание с «и» произносится один раз и длинно.
«Парные» согласные».. Ребята в полукруге хором попарно произносят пары согласных. Вот эти пары: д – т, г – к, б – п, в – ф, ж – ш, з – с.
«Сложные звукосочетания. Дети стоят боком к преподавателю. Одна рука на груди, а вторая на поясе. Вперед выбрасывается рука, которая на груди, и вместе с ходом руки произносится одно из следующих звукосочетаний: «рство», «пктрча», «пство», «ремкло».
«Эхо».Ученики разбиваются на две команды, становятся в разные концы комнаты. Первая кричит «ау-у-у», вторая отзывается им эхом «ау-у-у»,первая повторяет эхом эхо «ау-у-у» и так до затихания звука.
«Звуки».
БАП-БОП-БУП-БЭП-БЫП-БИП
ТАТ-ТОТ-ТУТ-ТЭТ-ТЫТ-ТИТ
МАМ-МОМ-МУМ-МЭМ-МЫМ-МИМ
ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКЫ-ПТКИ
ПТКАПТ-ПТКОПТ-ПТКУПТ-ПТКЭПТ-ПТКЫПТ-ПТКИПТ
ПДГА-ПДГО-ПДГУ-ДПГЭ-ПДГЫ-ПДГИ
БДГАБДТ-БДГОБДТ-БДГУБДТ-БДГЭБДТ-БДЫБДТ-БДГИБДТ
«Чистоговорки»
В сценической речи используются ЧИСТОговорки. Это те же тексты, что и скороговорки, но внимание их обращается не на скорость произношения, а на чистоту проговаривания.
Вот некоторые упражнения с чистоговорками.
Участники стоят в кругу и по очереди вспоминают чистоговорки. Каждый по одной. Это упражнение помогает сосредоточиться при внимании к участнику большого количества людей (зал).
«Сплетня». С помощью разныхчистоговорок участники передают друг другу новость. Упражнение может использоваться и в разделе «Логика речи». Только там основной акцент будет сделан на новость, а здесь на чёткость произнесения.
«Переброс». (из упражнений Е. Ласкавой). Участники стоят в кругу, у одного из них в руках мячик. Тот, у кого в руках мяч, произносит чистоговорку и отправляет последнее слово и мячик партнеру через круг.
«Чистоговорка в образе». (из упражнений Е. Ласкавой). Участники по одному выходят в круг и произносят одну и ту же чистоговорку, но в разных, заранее заданных педагогом образах. Например, сказать: «От топота копыт пыль по полю летит» - как учительница русского языка, читающая диктант. Ту же чистоговорку – как её скажет преподаватель по речи и т.д.
Рождение звука.
Следует обратить внимание на тот факт, что чем конкретнее ученик представляет технологию звукоизвлечения, тем более стабильным он достигает результатов. Мы апеллируем к воображению ребят, добиваясь от них полного сосредоточения на звуке, предлагая умозрительно передвигать его в своём теле и пространстве и, наконец, осознанно овладеть им. Необходимо продолжить все усилия для того, чтобы студийцы учились слышать себя и своих товарищей. Для этого нужно каждый раз обращать их внимание на верный звук, а также на ошибки в звучании и стараться помочь определить причины этих ошибок.
Все последующие упражнения начинаются с правильного вдоха в живот.
«Бамбук»
Ноги на ширине плеч. Расслабленный корпус брошен вниз, дыхание свободное. Очень медленно выстраиваем позвоночник, начиная с копчика, представляя, что каждый позвонок – это звено молодого бамбука. В каждом звене мы умозрительно посылаем звук. Удобнее всего это делать на тихом стоне – прерывисто произнося звук «м». Но в тот момент, когда берётся дыхание, не должно возникать жёстких точек. Когда позвоночник выстроен, бамбук острой стрелой пронзает небо.
«Тряпичная кукла-2»
Это упражнение аналогично дыхательному «Тряпичная кукла – 1», правда на выдохе мы стонем на звук «м».
«Корни»
После полузевка представляем, что наши ноги превращаются в корни деревьев и уходят глубоко в землю, с ними же в землю уходит звук «а».
«Резиновый крег»
Представляем себе, что наши бёдра скованы упругим резиновым кругом, и мы звуком «о» на выдохе отталкиваем его от себя кистями рук и животом.
«Фонарь»
Представляем себе, что в нашей груди находится столп света, который мы созвукам «я» на выдохе выпускаем наружу, освещая им всё пространство вокруг.
«Антенна»
Мы представляем себе, что из нашего темени в небо уходит антенна со звуком «и».
«Разноцветный фонтан»
Произносим весь блок гласных звуков – А, О, Я, Э, И, представленных в предыдущих упражнениях (от «Корней» до «Антенны»). Добиваясь звучания, аналогичного достигнутому: воображаем, что через наше тело пробивается наружу и вверх разноцветный фонтан воды.
«Спираль»
Всё те же звуки прокручиваем по спирали снизу вверх вокруг нашего позвоночника.
«Орган»
Дети лежат на спине, «переливая» любой гласный звук или сонорный «м» по телу от ног до головы.
Считалки
На златом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей.
Не задерживай добрых
И честных людей.
Раз, два, три, четыре, пять,
Выходи, тебе искать!
Шла лисичка по тропинке
И несла грибы в корзинке -
Пять опят и пять лисичек
Для лисят и для лисичек.
Кто не верит – это он,
Выходи из круга вон!
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет:
Пиф-паф, ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой.
У ребят Спрятан клад,
Кто отыщет, будет рад,
Кто отыщет, тот расскажет,
Тот расскажет и покажет.
Если сможешь отыскать,
Не забудешь рассказать,
Не забудешь показать,
Как у нас на сеновале
Две лягушки ночевали.
Утром встали, щей поели
И тебе водить велели.
Испекла пирог Надюша,
По куску дала Катюше,
И Валюше, и Иринке,
И Светланке, и Маринке.
У Катюши и Маринки
Два куска в одной корзинке.
Кто пирог умеет печь,
Растопи скорее печь!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ты иди скорей искать!
Жили-были два дружка,
Два заядлых рыбака.
На заре до петухов
Накопали червяков
И другой приманки
Две стеклянных банки.
Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала:
Две Маринки на окошке,
Две Аринки на перинке,
Две Танюшки на подушке,
А Петрушка в колпачке
На дубовом сундучке.
Скороговорки
Скороговорки полезны и занимательны. Они помогают сформировать правильную речь и нравятся людям любого возраста. Попробуйте произнести скороговорки 3 раза – быстро, без ошибок.
Едет с косой косой козел.
Ехал Пахом на козе верхом.
Ткач ткет ткани на платок Тане.
Все бобры добры до своих бобрят.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
Дали Клаше каши с простоквашей.
Не любила Мила мыло, мама Милу мылом мыла.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Маша дала Ромаше сыворотку от простокваши.
Купила бабуся бусы Марусе.
Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
Шапкой Мишка шишки сшиб.
Маленькая болтунья молоко болтала-болтала, не выболтала.
Если бы да кабы, во рту выросли бобы, и был бы не рот, а целый огород.
Осип охрип, Архип осип.
Летели лебеди с лебедятами.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он был смешон.
Приложение 3. Игры- этюды.
Цель: развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.
1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это, же мама — простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).
2. Представьте себя собачкой в будке.
Серьезная собачка.
Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим).
3. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.
4. Я работник сладкий,
Целый день на грядке:
Ем клубнику, ем малину,
Чтоб на всю наесться зиму…
Впереди арбузы — вот!..
Где мне взять второй живот?
5. На носочках я иду —
Маму я не разбужу.
6. Ах, какой искристый лед,
А по льду пингвин идет.
7. Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки мальчика.
8. У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.
9. Жадный пес
Дров принес,
Воды наносил,
Тесто замесил,
Пирогов напек,
Спрятал в уголок
И съел сам.
Гам, гам, гам!
10. Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего ноги в луже
11. Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор.
12. Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову; испуганный, ощущает слабость и недомогание.
13. Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку. Спокойно, с наслаждением.
14. Был у зайца дом как дом
Под развесистым кустом
И доволен был косой:
— Крыша есть над головой! —
А настала осень,
Куст листочки сбросил,
Дождь как из ведра полил,
Заяц шубу промочил. –
Мерзнет заяц под кустом:
— Никудышный этот дом!
15. Шерсть чесать — рука болит,
Письмо писать — рука болит,
Воду носить — рука болит,
Кашу варить — рука болит,
А каша готова — рука здорова.
16. У забора сиротливо
Пригорюнилась крапива.
Может, кем обижена?
Подошел поближе я,
А она-то, злюка,
Обожгла мне руку.
17. Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки.
Весь перецарапали! Лопнул шар,
А две подружки посмотрели —
Нет игрушки, сели и заплакали…
18. Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?
— Как быть без хруста, Если я — капуста.
(Руки отведены в стороны ладонями вверх, плечи приподняты, рот раскрыт, брови и веки приподняты.)
19. Полюбуемся немножко,
Как ступает мягко кошка.
Еле слышно: топ-топ-топ,
Хвостик книзу: оп-оп-оп.
Но, подняв свой хвост пушистый,
Кошка может быть и быстрой.
Ввысь бросается отважно,
А потом вновь ходит важно.
Приложение 4. Игры на развитие пластической выразительности
Цель: закреплять выразительные приемы создания игрового образа, следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.
1. Предложить детям пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
2. Предложить ребенку от лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
3. Предложить ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.
4. Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному.
Примечание. Приведенные выше задания показывают путь, по которому можно искать.
Приложение 5. Игры на развитие выразительной мимики.
Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.
1. Соленый чай.
2. Ем лимон.
3. Сердитый дедушка.
4. Лампочка потухла, зажглась.
5. Грязная бумажка.
6. Тепло - холодно.
7. Рассердились на драчуна.
8. Встретили хорошего знакомого.
9. Обиделись.
10. Удивились.
11. Испугались забияку.
12. Умеем лукавить (подмигивание).
13. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).
14. Мне грустно.
15. Получить подарок.
16. Две обезьяны: одна гримасничает — другая копирует первую.
17. Не сердись!
18. Верблюд решил, что он жираф,
И ходит, голову задрав.
У всех он вызывает смех,
А он, верблюд, плюет на всех.
19. Встретил ежика бычок
И лизнул его в бочок.
А лизнув его бочок,
Уколол свой язычок.
А колючий еж смеется:
— В рот не суй что попадется!
20. Будь внимателен.
21. Радость.
22. Восторг.
23. Я чищу зубы.
Приложение 6. Артикуляционная гимнастика.
Прежде чем выполнять артикуляционные упражнения, педагог объясняет детям, что губы должны двигаться не горизонтально, т.е. в растянутом положении (в этом случае возникают губные и челюстные зажимы), а вертикально, вместе с движением челюсти. Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркальце.
«Назойливый комар» (подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица)
Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно.
«Хомячок». Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза добавить хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.
«Рожицы». Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Только лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает добычу», «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой. Скорчить рожицу «кто смешнее», «кто страшнее».
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГУБ
Улыбка – хоботок
Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку. Всего 8 пар движений.
Часы
Губами, вытянутыми вперёд хоботком, описываем круг по часовой стрелке и обратно. Можно предложить ребятам взять вытянутыми вперед губами карандаш и написать им в воздухе своё имя.
«Веселый пятачок»:
а/на счет раз сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;
б/ сомкнутые вытянутые губы(пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;
в/ пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.
Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.
Шторки
Сначала поднимаем вверх только верхнюю губу, затем опускаем вниз только нижнюю, а потом совмещаем эти движения со звуками:
«в» - верхняя губа поднимается вверх;
«м» - возвращается на место;
«з» - нижняя губа опускается вниз.
Затем попеременно натягиваем верхнюю губу на верхние зубы, нижнюю – на нижние.
Для того чтобы губы двигались вертикально, можно приставить указательные пальцы к щекам, как бы ограничивая пальцами возможность растягивания губ.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЯЗЫКА
Уколы
Делаем «уколы» напряженным языком попеременно в правую и левую щеки. Губы при этом сомкнуты, а челюсти разомкнуты.
Змея
Высовываем язык вперед и, как змея, делаем быстрые уколы.
«Самый длинный язычок». Высунуть язык как можно дальше и попытаться достать им до носа, а затем до подбородка.
Чаша
Широко открыв рот, выдвигаем вперёд язык, приподнимая его кончик таким образом, чтобы язык приобрёл форму чаши, и в таком виде убираем его в рот.
Коктейль
Представляем, что наш язык – это трубка, через которую мы пьём вкусный коктейль. Упражнение выполняется на вдохе.
Львёнок и варенье
Представляем себя львёнком, который весь, от кончиков усов до кончика хвоста, перепачкан вареньем, и нам нужно слизать это варенье огромным длинным языком. Мы «облизываемся», начиная с подушечек пальцев рук и заканчивая пальцами стоп.
«Жало змеи». Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо-влево.
«Конфетка». Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.
«Колокольчик». Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.
«Язык на ребро». Поставить язык на ребро между челюстями, раскрыв рот. Затем перевернуть язык на другое ребро. Добиваться быстроты выполнения упражнения.
Зарядка для шеи и челюсти
Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди
«Удивленный бегемот»: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот приэтом открывается широко и свободно.
«Зевающая пантера»: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау…», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.
«Горячая картошка»: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань опущена).
Приложение 7. Дыхательная гимнастика.
«Свечка». Участники ставят палец перед ртом. Набирается и устанавливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.
«Погреем руки» (из упражнений Е. Ласкавой). Участники ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух на ладошку.
«Разброс» (из упражнений М. Гансовской). На входе прыжком широко расставляются ноги и в разные стороны раскидываются руки. На 4, 8 или 12 счетов выдыхается воздух и собирается всё тело вместе.
«Снайпер». То же, что и «свечка», но воздух выдыхается одномоментно и за максимально короткое время.
«Упрямая свечка». То же, что и «снайпер», но воздух выдыхается в несколько приёмов без дополнительного добора дыхания.
«Комарик».* Участники становятся в шахматном порядке. Руки в стороны. Перед носом у каждого вьётся со звуком «з – з – з – з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.
«Насосик». Участники разбиваются на пары, один из пары – мячик, второй – насосик. Вначале «мячик» сдут, то есть ребёнок в максимально расслабленной позе сидит на корточках на полу. «Насосик» со звуком «пс» и сгибается в пояснице до прямого угла «накачивает» «мячик». Каждое выпрямление – вдох, каждый наклон – выдох. «Мячик» постепенно «надувается». При этом воздух набирается дискретно, порциями. Когда «мячик» надут, «насосик», выдёргивает «затычку», и «мячик» со звуком «ш - ш – ш» сдувается. Выдох происходит длительно. Потом участники меняются ролями. Это упражнение хорошо тем, что каждый ребёнок проходит тренинг на тактированные и на длительные вдох и выдох.
«Счёт». Распределить выход на заранее заданное количество счетов: четыре, восемь, двенадцать, шестнадцать. Количество счетов обычно даётся кратным четырем, но Е. Ласкавая делает счет кратным трём. Большое значение в кратности трём или четырём я не вижу. Это упражнение, я обычно сопровождаю движением руки. Пока рука двигается в одну сторону, произносится одна цифра (один раз непрерывным звуком), пошла рука в другую сторону – следующая ( и тоже один раз непрерывным звуком).
«Егорка».: «Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…» и т.д. Перед началом счёта Егорок подбирается дыхание. Это упражнение хорошо тем, что наглядно показывает, насколько ученики смогли продвинутся по сравнению с прошлым разом.
Очень важно помнить, что время выполнение каждым учеником каждого дыхательного упражнения индивидуально и определяется тем, насколько хватит дыхания у конкретного ребёнка. Нельзя поощрять у детей стремление быть в этих упражнениях первыми, так как это плохо отражается на связках.
Скакалка
Произносится текст ритмичного стихотворения, дети прыгают со скакалкой, чётко отслеживая доборы воздуха.
Катер, катер, белый катер
Белый, белый катерок
Катит, катит, словно гладит
Скатерть белый утюжок.
«Упражнение с мячом». Стукая мяч об пол читать стихи:
Барабанил в барабан
Барабанщик Андриан
Барабанил, барабанил
Бросил барабан
Пришел баран,
Прибежал баран,
Прободал барабан
И пропал барабан
«Перед сном»
Лечь на пол на спину, положить руку на живот. Полностью расслабить все мышцы и, вспоминая, как умиротворённо дышится перед сном, попытаться отследить технологию этого вдоха. Затем следует обратить внимание на положение живота, диафрагмы, грудной клетки в процессе дыхания и попытаться мысленно зафиксировать это положение.
Необходимо повторить вдох, сознательно утрируя движение мышц живота; обратить особое внимание на расслабленность плеч. Когда же ученик понял принцип дыхания и овладел им, приступаем к вариантам упражнения со счётом (выполняются лёжа).
Вдох – задержка дыхания – выдох на счёт. Сначала выдох длится 3 счёта, затем 6, 9 и т.д.
Вдох 5 с. – задержка дыхания 5 с. – выдох 5 с. Повторить 6 раз.
«Поклонение солнцу»
Все стоят по кругу. Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно, руки свободно опущены вдоль корпуса. На выдохе ладони сложить домиком на уровне груди. Далее:
вдох – руки и голову поднять вверх;
выдох – наклон, руки ладонями упираются в пол;
вдох - левую руку отставить назад, голову поднять вверх;
выдох – нога возвращается на исходную позицию, голова опущена вниз;
вдох – выдох – повторить тоже самое с правой ноги;
вдох – выпрямить позвоночник, голову держать прямо;
выдох – ладони сложить домиком на уровне груди.
Упражнение выполняется одновременно всеми сначала в очень медленном темпе. Постепенно темп ускоряется до максимально быстрого, затем следует успокоить дыхание. Для этого выполняется специальное упражнение.
«Два вдоха и два выдоха»
Ученики хаотично двигаются по помещению. Дыхание свободно. По хлопку педагога они останавливаются и делают по два вдоха и выдоха. Затем двигаются дальше, меняя темп. Хлопок, опять смена темпа и т.д., пока дети не научатся делать вдохи (в живот) и выдохи совершенно синхронно.
«Черепаха-2»
Шею вытянуть вперед – вдох в живот, убрать назад – «холодный выдох» через длинное произнесение звука «п».
«Арлекин»
Вдох в живот – руки от плеча до локтевого сустава зафиксированы параллельно полу, предплечья и кисти свободно висят. «Холодный выдох» через «п» - одно быстрое круговое движение предплечий и кистей рук при закреплённом плечевом поясе. Далее на каждый выдох скорость движения рук увеличивается, и так до 6 круговых движений на одном выдохе. Затем повторяем движения в обратном порядке, сводя их снова до одного на выдохе. Скорость движения определяет педагог. Амплитуда – максимально возможная.
«Мельница»
Вдох в живот – руки поднимаем вверх. Задержка дыхания. Выдох – наклон, руки опускаем вниз. И так 6 раз. Усложняем упражнения. Вдох – корпус, голову, руки опускаем вниз. Выдох – корпус выпрямляем, руки поднимаем вверх. 6 раз.
«Кофемолка»
Садимся на «мячик». Вдох в живот. Задержка дыхания. Выдох – круговое движение бёдрами: 3 в одну сторону и 3 в другую.
«Катание на мячике»
Из положения «сидим на мячике» перекатываемся с пятки на носок – выдох, с носка на пятку – вдох. Затем, наоборот: с пятки на носок – вдох, с носка на пятку – выдох.
«Тряпичная кукла-1»
Вдох – руки поднимаем вверх «в замок», выдох – бросок расслабленного тела вправо, влево, вперёд.
«Примус»
Резкий вдох в низ живота. На «холодном выдохе» через «п» - резкое поджимание ягодиц.
«Львенок греется»
Мягким, долгим выдохом (как бы беззвучно произносят слог «ха»), который у нас называется «тёплым дыханием», греем последовательно: ладони, локти, плечи, грудь, живот, колени, стопы, «хвост». Упражнение «Львёнок греется» всегда последнее в этом блоке, разогреваем им голосовые связки и приступаем к следующему блоку.
«Цветочный магазин»
Представляем, что вошли в цветочный магазин и с удовольствием вдыхаем через нос ароматы цветов. Если ученик точно выполняет задание, то он автоматически пропускает воздух в диафрагму. Выдыхаем через рот, как бы беззвучно произнося «ха» (тёплый выдох).
«Свеча»
Это упражнение включает 3 ступени. Движение каждой повторяем 6 – 8 раз.
1-я ступень: делаем вдох в живот, затем представляем себе, что дуем на пламя свечи очень медленно и ровно, таким образом, чтобы удержать это пламя в горизонтальном положении.
2-я ступень: упрямая свеча. Мы хотим затушить свечу, но пламя не гаснет. Выдох становится более интенсивным.
3-я ступень: затушу свечу. Теперь делаем сильный резкий выдох, и свеча гаснет.
«Мяч-насос»
Дети распределяются по парам, договариваются, кто из них мяч, а кто насос. Тот, кто изображает мяч, - «сдувается», т.е. сидит на корточках, расслабив корпус. Второй медленно, с усилием опускает корпус вниз, произносит звук «с», - изображает насос.
( Данное упражнение и последующие из этого комплекса заимствованы из программы З. Савковой.)
Первый поднимается на вдохе, изображая надувшийся мяч. Затем он сдувается, произнося «пш». Вся группа работает одновременно под счёт педагога. Упражнение повторяется 6 – 8 раз, после чего ребята меняются ролями.
«Дровосек»
Вдох – руки подняты вверх, как бы держат топор. Выдох со словами «и – раз», руки опускаются вниз – раскололи полено. Таким образом, вдох – замах, выдох – удар.
Все эти упражнения направлены на развитие диафрагматического дыхания. В игровом пространстве посредствам физических движений, помогающих «открывать» диафрагму, мы постепенно увеличиваем объём воздуха и учимся распределять протяженность и силу выдоха, от которых напрямую зависит долгота и сила звука.
4. Список литературы:
1. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб., 1998.
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 1991. – 127с.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
4. Маханева М.Д. Театрализованный занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003 .
5. Петрова Т.И., Петрова Е.С., Сергеева Е.Л. Театрализованные игры в детском саду: разработка занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М: Школьная пресса
6. Понсов А. Д. Конструкции и технология изготовления театральных декораций. – М., 1988.
7. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет / под редакцией О.Ф.Горбуновой. – М.: Мозаика- Синтез. 2008.
8. Интернет ресурсы.( Музыкальные произведения, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа театрального кружка в детском саду для детей 5-6 лет
Программа театрального кружка в детском саду для детей 5-6 лет Программа театрального кружка "Теремок"...

Презентация театрального кружка в детском саду "ТЕАТР И ДЕТИ"
«Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре познается мир» ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Театральная деятельность в детском саду – экологический театр «Светлячок».
Педагогическая целесообразность: Театрально-экологическая деятельность закладывает у дошкольников фундамент отношений человека с окружающим миром. Данная программа направлена на формирование экол...

Программа театрального кружка в детском саду " Оле- Лукойе"
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть р...

Программа театрального кружка в детском саду.
Программа театрального кружка. Основные направления работы с детьми. План работы на год в подготовительной группе....

Программа театрального кружка в детском саду
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит своеотражение стихийно, потому что связана...

