Главные вкладки
Статья «Интеллектуальное развитие дошкольников с ОВЗ посредством Stem-технологий»
статья (старшая, подготовительная группа)
СТАТЬЯ опубликована в рамках распространения опыта в области SТEM-образование детей дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 204.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
в рамках распространения опыта
«SТEM-образование детей дошкольного возраста»
«Интеллектуальное развитие дошкольников с ОВЗ
посредством Stem-технологий»
Автор:
Воспитатель
МБДОУ д/с №333
Кулакова О.В.
Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий, в условиях динамичных изменений во всех сферах, поэтому от человека будущего требуется не столько владение знаниями, умениями и навыками, а умение получать и практически использовать полученную информацию, быть гибким, обладать коммуникативными навыками, уметь работать в команде.
На формирование таких личностных компетенций ориентирован Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Национальный проект «Образование» также ставит перед системой образования задачу по внедрению современных образовательных технологий для обеспечения успеха каждого ребенка и формированию эффективной системы поддержки и развития его способностей.
Среди таких технологий особое внимание заслуживают STEM-технологии. STEM-это уникальный подход к образованию детей с разными образовательными потребностями (в том числе с ОВЗ), основанный на связи нескольких дисциплин.
В Stem-образовании слились 4 кита, на которых держится это направление – это наука, технологии, инженерия и математика
Science (Наука),
Technology (технологии),
Engineering (инжиниринг, проектирование),
Mathematics (математика).
STEM сочетает в себе проектный и междисциплинарный подход.
Я работаю с детьми со статусом ОВЗ с ТНР – т.е. с детьми, имеющими отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте, которые проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Детям с ОВЗ, имеющими речевую патологию, легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. И STEM-технологии в полной мере удовлетворяют этот запрос на наглядность и практику, а также современные интересы детей.
В своей работе я использую различные игры и пособия для развития Stem-мышления детей.
На начальном этапе это палочки Кюизенейра, блоки Дьенеша, конструкторы Lego, игры Воскобовича, игры-головоломки; игры по технологии «Соты Кайе». С помощью этих игр у детей развиваются наблюдательность, воображение, память, внимание, мышление, мелкая моторика. Эти игры помогают развивать активный исследовательский, сенсорный, познавательный, коммуникативный опыт. В играх решаются задачи на классификацию, сравнение, логику, что способствует пополнению словарного запаса детей и, как следствие- использование приобретенных в этих играх понятий в активной речи.
Отличной системой для развития инженерного мышления детей ОВЗ являются конструкторы «Лего». Игры с ним позволяют вырабатывать возможность к обобщению, нахождению причинно-следственных отношений, вырабатывают умение систематизировать объекты, развивают воображение. В процессе игры происходит речевое планирование и речевое обсуждение деятельности, то есть происходит расширение и активизация словарного запаса, формирование связной речи.
В старших группах я предлагаю детям конструктор «Куборо». Этот конструктор изобрел швейцарский инженер. Куборо- это образовательная система, направленная на развитие и формирование инженерных навыков. Он способствует развитию инженерного мышления, развивает пространственное воображение и логическое мышление, концентрацию внимания и творческие способности.
В процессе игры ребенок получает возможность совершенствовать монологическую и диалогическую связную речь, взаимодействуя со сверстниками и взрослыми.
Хочу отметить, что у детей с речевой патологией отмечаются особенности развития и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, неуверенность в себе, трудности в налаживании контактов со сверстниками. «Куборо» позволяет успешно решать эти проблемы, т.к. эта система направлена на развитие основных социальных навыков soft skills – навыков, позволяющих быть успешным независимо от специфики деятельности. Дети, работая в парах или группах, учатся договариваться и сотрудничать, представлять свои проекты, выдвигать свои идеи, что тоже способствует развитию речевых навыков.
Также в старшей группе я предлагаю детям Stem- игру «Робомышь». Это прекрасная возможность внедрения Stem-технологий через захватывающую игру.
Игра обучает основам программирования. В процессе освоения игры у детей развиваются навыки счета, логическое и пространственное мышление, способность к анализу, совершению логических операций. Сначала дети собирают поле и строят лабиринт. Определяют начальную и конечную точку для достижения мышкой цели-сыра. Можно воспользоваться карточками-схемами для построения лабиринта, но дети часто самостоятельно строят лабиринт. Затем программируется сама мышь-задается последовательность действий-движений (на спине у мыши находятся клавиши-стрелки для управления движениями мыши). После запуска мышка ставится на начальную точку, запускается программа, и мышь преодолевает лабиринт-начинает свой путь, и останавливается, как только прикоснется к сыру, издав звук.
Хочу отметить, что дети со статусом ОВЗ дольше осваивают данную игру, чем нормотипичные дети, часто у них программирование застревает на 3-5 шагах, но при систематической игре эти навыки успешно развиваются. Для таких детей игра является отличной системой для развития мышления, восприятия, воображения, памяти, то есть для всех тех областей, которые для детей с ОВЗ являются проблемными. Возможность выдумать различные схемы и ходы не дает таким детям быстро утомляться при игре, что важно для детей с ОВЗ. Также при игре мы проговариваем все действия, что способствует развитию речи детей, расширению и активизации словаря, правильному построению лексико-грамматической стороны речи. У детей развиваются умения составлять диалогические высказывания, формируются умение строить предложения, монологические описательные рассказы.
ВЫВОД Я могу сделать вывод, что STEM-технологии, как никакое другое направление, подходит для социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями из-за своей наглядности и практикоориентированности.
Применение Stem-игр в дошкольном возрасте развивает способность в дальнейшем осваивать навыки программирования и основ инженерии, а также помогает успешно решать коррекционные задачи, возникающие в процессе работы с детьми с ОВЗ.
STEM-технологии наряду с коррекционно-развивающими мероприятиями имеют огромный ресурс для развития, обучения и удовлетворения индивидуальных потребностей детей с ОВЗ, для расширения возможностей их коммуникации, ведь обучение ведётся не через заучивание или пассивное слушание, а через непосредственное включение детей в активный познавательно-исследовательский процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Интеллектуальное развитие дошкольников на музыкальных занятиях"
В статье описан опыт работы музыкального руководителя дошкольного отделения по теме "Интеллектуальное развитие дошкольников"...
Статья: "Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании развивающих игр".
Основным путём реализации программы математического развития детей являются познавательные и развивающие игры (игровые занятия).Развивающие игры вводят детей в мир логики и математики.Творческие разви...

Методическое пособие ""Интеллектуальное развитие детей дошкольников посредством легоконструирования"
Пособие...

Статья "Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС"
Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осущес...

Занятия по познавательному развитию с использованием элементов STEM технологии
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием элементов STEM технологии.(средняя группа) «Перелетные птицы»....

Игры на развитие межполушарного взаимодействия посредством Stem технологий
В процессе работы с детьми я заметила, что некоторые из них испытывают трудности в освоении рабочего материала, что свидетельствует о недостаточной сформированности межполушарных связей.Эт...

