Отчет по работе опорной площадки
методическая разработка (подготовительная группа)

Кадырева Анна Федоровна

«Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами STEAM технологий»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 30»

«Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами STEAM технологий»

Слайд 1

Окружающий мир стремительно развивается. На пороге – эра искусственного интеллекта, робото и нанотехнологий, виртуальной медицины, генной инженерии и бионики – время, которое потребует от наших детей не узких знаний и навыков, а способности креативно мыслить, принимать нестандартные решения. Нашим детям предстоит овладеть не только новыми технологиями, но и инжинирингом в прикладном значении этого слова. Уже сегодня в России не хватает инженеров и работников высокотехнологичных производств, зато есть явный переизбыток экономистов и юристов. Традиционная система образования дает лишь разрозненные знания в области естествознания как прикладной науки. Но ведь именно такие знания и именно такие специалисты в будущем будут необходимы обществу.

В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития интеллектуального потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. Поэтому возникла необходимость внедрения СТИМ — технологии в образовательный процесс детского сада, что дает возможность создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству и формированию творческого мышления и воображения, так же первоначальных технических навыков.

Изначально СТИМ-технологии были разработаны для совершенствования и обновления процесса подготовки профессиональных исследователей и инженеров в высших учебных заведениях. Однако практика показывает, что гораздо большего эффекта можно добиться, если внедрять элементы междисциплинарного интегративного подхода уже начиная с детского сада. Дошкольники более восприимчивы к новой информации, их психика более податлива, пластична, поэтому знания усваиваются быстрее, умения и навыки формируются без особого сопротивления. Такой хороший багаж на самом старте будет весомым преимуществом, дополнительным плюсом в копилку компетенций, гарантом высокой конкурентоспособности специалиста в будущем.

Слайд 2

Что такое Стим – образование?

СТИМ-образование – модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество.

Если расшифровать STEAM (английская аббревиатура), то мы увидим пять составляющих, которые входят в единую схему. Давайте попробуем разобраться, что же это за пять направлений?

S science – естественные науки

T technology - технология

E engineering - инженерия

A art – творчество, искусство

M mathematics - математика

Развитие у дошкольников СТИМ-компетенций - бесспорно важная и актуальная задача, находящаяся в поле зрения представителей всего педагогического сообщества. Это навыки будущего, позволяющие детям научиться смотреть на мир комплексно и системно, работать в команде и реализовывать свои идеи и замыслы через призму естественных наук, инженерного творчества, математики и искусств. Ведь сегодняшние «подготовишки» – это кадровый потенциал будущей России.

На основании приказа Управления образования № 236 от 19.04.2022 года нашему детскому саду был присвоен статус муниципальной опорной площадки по реализации проекта «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами STEAM технологий».

Слайд 3

Цель проекта - осуществление обновления содержания дошкольного образования путем внедрения в образовательный процесс STEAM технологий.

Задачи:

1. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с возможностью вовлечения их в научно-техническое творчество посредством STEM WALL панелей.

2. Повысить компетентность педагогов ДОУ в области внедрения инновационных технологий научно-технической направленности.

3. Организовать взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников с целью повышения их педагогической компетентности по вопросам познавательно-исследовательской, проектной деятельности и научно-технического творчества.

Слайд 4

Погружение в мир СТИМ – технологий мы начали с обновления развивающей образовательной среды интерактивным оборудованием.

Для этого были приобретены:

- набор комплектующих деталей к интерактивному комплексу «STEM WALL»;

- цифровой микроскоп;

- мультстанок МультДис-П Профи;

- наборы для лего-конструирования и робототехники «Левушка».

Также продолжается работа с цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии».

Слайд 5

Развивающая предметно-пространственная среда к образовательному модулю «Экспериментирование с живой и неживой природой» позволяет обеспечить изучение неживой природы, изучение живой природы, изучение оптических явлений.

Экспериментирование с живой и неживой природой, позволило дошкольникам обогатить свои знания об окружающем мире через практический опыт.

Слайд 6

Развивающая предметно-пространственная среда к образовательному модулю «LEGO-конструирование» включает: базовый набор для детей 3-5 лет.

Наборы позволяют собирать модели автомобилей, самолётов, кораблей, зданий, роботов.

Наборы «Первые механизмы» позволяют познакомить детей с принципами действия рычага и других базовых механизмов на простых и понятных примерах.

Слайд 7

Модуль «Робототехника» является одним из самых востребованных в современном образовательном процессе. Сегодня дети с раннего возраста окружены автоматизированными системами, и от их умения ориентироваться в составляющих научно-технического прогресса зависит дальнейшая интенсификация производства в нашей стране и во всем мире.

Развивающая предметно-пространственная среда к образовательному модулю «Робототехника» включает робототехнический образовательный набор для конструирования «LegоWeDo 2.0» и его аналог «Левушка», конструктор «Huna MRT», в котором есть двигатели, датчики движения и датчики касания.

На занятиях дети знакомятся с основами робототехники и технического моделирования, учатся правильно читать инструкцию и грамотно организовывать процесс конструирования, и конечно создавать своих неповторимых роботов.

Данные занятия совмещают развлечение и образование, помогают развивать у ребенка творческий потенциал и навыки научного мышления, способствуют развитию необходимых в дальнейшей жизни навыков, формируют специальные технические умения, развивают аккуратность, усидчивость, организованность, нацеленность на результат.

Систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет также большую роль при подготовке к школе, оно способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знания в окружающем мире, закладывают первые предпосылки учебной деятельности.

Слайд 8

Инновационным элементом для развития детского технического, исследовательского, художественного творчества является анимационная педагогика. Свой первый мультфильм ребята совместно с педагогом создали в приложении «Movavi», используя в качестве персонажей свои постройки из конструктора.

Слайд 9

После приобретения мультстудии мы с ребятами начали изучать возможности нового оборудования. И последующие мультфильмы создавали непосредственно на мультстанке.

Слайд 10

В рамках работы опорной площадки одной из приоритетных задач является развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с возможностью вовлечения их в научно-техническое творчество посредством STEM WALL панелей.

Что такое система STEM WALL?

        Интерактивный   комплекс, представляющий   собой   панель   - основание, с   дополнительными   развивающими   комплектами. Система   STEM   WALL   гарантирует   максимальную   гибкость   в применении, благодаря ей дети смогут безгранично развивать свою фантазию и воображение.

        При помощи данной панели дети могут создавать красочные рисунки, используя разноцветные колышки, вкручивать болты или использовать трубы и желоба, чтобы совершать интересные путешествия при помощи шариков.  У детей всегда будет новая задача, которую нужно решать и исследовать каждый день.

        Подходит как для самостоятельных занятий одного ребенка или группы детей, так и для организованной педагогом деятельности.

В процессе работы на панели SТЕМ WALL –  у детей        формируются и развиваются такие навыки как:

- развитие саморегуляции и усидчивости;

- сенсорное развитие;

- развитие мышления;

- развитие навыков коммуникации;

- ориентировка в пространстве;

- понятия «симметрия» и «асимметрия»;

- счет, простые математические операции, сравнения множеств;

- освоение простых законов физики;

- развитие беглости – умения выдавать несколько разных идей за небольшой промежуток времени по одному и тому же поводу;

- развитие творческой гибкости - способность выдавать по одной проблеме разные непохожие идеи;

- развитие оригинальности, новизны, что-то, чего не делают все остальные

- развитие разработанности – умение выбирать из множества идей.

Слайд 11

Панель SТЕМ WALL является универсальным пособием, которое можно использовать для решения широкого спектра задач, в том числе для закрепления знаний обучению грамоте при выкладывании букв или по математике.

Слайд 12

Иногда мы создаем настоящую квест-игру вместе с детьми. Начинаем с изучения карты. Затем на STEM WALL панели создаём дорогу со станциями, по которой будем следовать по нужному пути. Собирая шестерёнки на станциях, должна собраться дорога, которая при правильной сборке, движется. Благодаря  STEM WALL панели игра становится ещё увлекательней и добавляет особую атмосферу.

Слайд 13

STEM WALL панели можно использовать для создания пальчиковых дорожек.

Пальчиковые шаги – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Ребенок вместе со взрослым проговаривает или слушает короткие стишки или рифмованные строчки, сопровождая каждую фразу движениями пальцев. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковые шаги как игру и с удовольствием выполняет все. Такое развитие положительно влияет на становление детской речи, повышает работоспособность ребёнка, внимательность, повышает активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

Каждый специалист в детском саду использует здоровье сберегающие технологии. Одной из таких находок в нашей работе стало использование нейрогимнастики. Использование нейропсихологических приемов в игровой форме вызывает у детей интерес, повышая внимательность и сосредоточенность. Например, нейро -  дорожка. Эти дорожки можно организовать на STEM WALL панелях. Занимаясь индивидуально, дети могут самостоятельно выходить в коридор и отрабатывать ранее выполненные движения.  

Слайд 14                              

При работе с кинетическим треком дети изучат действия основных физических законов, разовьют логическое мышление и воображение, научатся замечать причинно-следственные связи. С помощью набора, дети могут проложить интересные маршруты для прохождения мячика.

Слайд 15

Пособия панели SТЕМ - WALL позволяют детям придумывать многообразные способы манипуляции с ними, создавать «рисунки», «картины» необычным способом, тем самым развивая воображение, пространственное мышление, мелкую моторику.

Слайд 16

В ходе реализации проекта педагогами были разработаны планы-конспекты образовательных мероприятий, изготовлен альбом со схемами.

Важным критерием успешного развития детей является коммуникация образовательной организации с семьей.

Задача педагогов детского сада – поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, поиск новых полезных идей, свежих инновационных технологий в работе с семьями воспитанников.

Вместе с традиционными формами взаимодействия педагоги используют инновационные формы работы.

Инновационные формы взаимодействия с родителями предполагают три составляющие:

- активную позицию родителей в партнерстве с педагогом

- инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям

- применение в семейной среде.

Только совокупность этих составляющих дает право говорить об инновационности форм работы с родителями.

Слайд 17

Для эффективной работы с родителями была проведена различная работа:

-   Выпуск методических рекомендаций для родителей (брошюры, памятки, буклеты) при ознакомлении с темой «STEАM-образование».

Слайд 18

 -  Оформление фотовыставок и презентаций по результатам проектов.

 - Информирование родителей о проведенных мероприятиях на официальном сайте ДОУ.

  -  Выставки детских работ на STEM WALL панелях и создание совместных проектов детей и родителей

  - Анкетирование родителей «Исследовательская активность вашего ребенка в семье».

  -    Фотовыставка «STEАM-образование» в жизни группы.

  - Ознакомление родителей с деятельностью проекта «STEАM-образование» при помощи работы на STEM WALL панелях.

  Активное участие родители принимали во время подготовок к выставкам и конкурсам по Лего конструированию.

Слайд 20

Одной из новых форм работы является создание флексагона.

 Флексагон – данная техника полностью ложится под STEAM-образование. Она направлена на развития интеллектуальных способностей, произвольности всех психических процессов, повышения эффективности обучаемости детей дошкольного возраста, на основе яркого эмоционального самовыражения.

Флексагоны способствуют развитию мелкой моторики, пространственного воображения, памяти, внимания, терпения, при специально продуманной раскраске активизируют формирование представлений по всем разделам математики, развитие речи для дошкольников. Флексагоны как средство речевого развития имеют отличительные черты: экономичность, доступность, многоплановый развивающий характер. Флексагоны выполненные своими руками совместно с родителями ещё становятся интересней и доступней. Родители приняли активное участие в данном виде работы.

Свой опыт работы мы регулярно освещали на официальном сайте ДОУ и в сети интернет.

Итоги деятельности опорной площадки:

Рост профессиональной компетентности и мастерства педагогов в вопросах применения STEAM технологий.

Дошкольники обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, в конструировании, создании собственных образцов, творческих фантазиях.

Администрация ДОУ заинтересована в открытости и обратной связи с родителями воспитанников, для этого ежегодно проводятся Дни открытых дверей.Информирование родителей о проведенных мероприятиях на официальном сайте ДОУ, на страницах официальных сообществ в ВК и Одноклассники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет о работе инновационной площадки

ОТЧЕТо первом этапе работы региональной инновационной площадки в системе дошкольного образования Московской области на базе МДОУ №7 «Вишенка»...

ОТЧЕТ о работе опорной (экспериментальной) площадки на базе структурного подразделения детский сад «Ромашка» ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины в 2013-2014 учебном году

Название экспериментальной площадки  «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа»...

Аналитический отчет о деятельности опорной площадки «Инновационная технология ТРИЗ как средство развития речевого творчества дошкольников» «Детский сад комбинированного вида «Радуга» за 2014-2015 учебный год.

Аналитический отчет о деятельности опорной площадки«Инновационная технология ТРИЗ как средство развития речевого творчества дошкольников» «Детский сад комбинированного вида «Радуга» за ...

Отчет по работе экспериментальной площадки «Этнопедагогика народов Приамурья и Дальнего Востока в физическом воспитании дошкольников».

Главная идея  работы площадки - сохранить, возродить и развивать национальные игры и спорт, этническую воспитательную культуру Народов Приамурья и Дальнего Востока....

Отчет о работе муниципальной базовой (опорной) площадки

Новый стандарт поставил перед нами одну из важных задач - приобщение детей дошкольного возраста к социальному миру. Вот почему одним из ключевых направлений деятельности дошкольного учреждения стало с...

Отчет о работе стажировочной площадки "Приобщение детей дошкольного возраста к искусству в соответствии с ФОП ДО"

Цель стажировочной площадки: Создание организационных условий, способствующих повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО по художественно...