Проект "Скоро в школу я пойду"
методическая разработка (подготовительная группа)

Кныш Лилия

Материал для подготовительных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skoro_v_shkolu_ya_poydu.odt67.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 154»

(МАДОУ д/с № 154)

Проект «Скоро в школу я пойду»

Тип проекта – познавательно-игровой 

Возраст: подготовительная группа

С 07.04.2025 по 18.04.2025

Руководители проекта:

воспитатели Ю.Н. Быкова

Л.С. Кныш

г. Новосибирск

2025 год

Проблема:

Недостаточное формирование у детей мотивационной готовности к школе.

Современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся научить детей как можно раньше - читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка дошкольника- игровая. Дети, как правило, играют в обучающие игры по правилам взрослых. Между тем, старшие дошкольники плохо ориентируются в отношения между людьми, смутно представляют их социальные роли. Таким образом, в школу приходят дети, не готовые к пониманию самой организации школьной жизни.

Актуальность:

Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выгодский назвал кризисом семи лет.

Главное что необходимо ребенку, - положительная мотивация к обучению. По результатам опроса на начальном этапе дошкольники представляют свою будущую школьную жизнь примерно так: школьник самый счастливый ребенок ему купили новый портфель, форму и всякие принадлежности, он будет слушать учителя и получать пятерки. Подобные детские надежды таят в себе опасность, потому что ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной. Таким образом, стала очевидным целенаправленная работа по воспитанию положительного отношения к школе, формированию умения сотрудничества со взрослыми. Отношение ребенка к школе формируется до того как он в нее пойдет, и здесь важно правильно подать информацию со стороны родителей и детского сада. В дошкольном возрасте важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушить ему, что у него все получиться, если он постарается. И поэтому, реализуя данный проект, углубились в формирование у детей знаний о тех предметах, качествах характера и условий которые необходимы школьнику для получения результата.

Цель: формирование представления о школе и положительного отношения к школьной жизни у старших дошкольников.

 Задачи проекта:

• способствовать формированию внутренней позиции будущего ученика (закрепление положительных представлений о школе, чтобы узнать много нового и уметь учиться);

• формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

• продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения;

• способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия;

• продолжать повышать уверенность в себе, самостоятельность и адекватную самооценку;

• снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;

• повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.

Ожидаемые результаты по проекту:

• формирование у детей мотивационной готовности к школе;

расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике;

освоение новых форм взаимодействия педагогов и родителей;

повышение педагогической компетентности всех участников проекта;

высокая активность родителей в решении задач обучения и воспитания детей.

Формы реализации проекта:

- беседы;

- просмотр мультфильмов;

- игровая деятельность (дидактическая игра, сюжетно — ролевая игра);

- продуктивная деятельность - аппликация, изготовление органайзеров;

- чтение худ. литературы;

- взаимодействие с родителями по реализации плана проекта: консультации, папки — передвижки.

Продукт проектной деятельности:

Изготовление органайзеров.

I этап Предварительный (07.04 - 10.04)

Дата

Мероприятие

Тема

Ответственный

Подтверждение

07.04

Постановка проблемы перед детьми

Воспитатели

07.04

Определить продукт проекта

Воспитатели

08.04-09.04.

Подготовка материала для продуктивной деятельности

Воспитатели

10.04-

11.04

Подбор демонстрационного материала, наглядно-дидактических пособий, литературы по теме

Воспитатели

II этап Основной (14.04 – 18.04)

Дата

Мероприятие

Тема

Ответственный

Подтверждение

14.04

Беседа

«Что я знаю о школе»

Воспитатели

См. : Приложение № 1/фотоотчёт

14.04

Просмотр

развивающего мультфильма

«Остров ошибок» 

Воспитатели

См.: https://yandex.ru/video/preview/12037437103028372904 /фотоотчёт

14.04

Дидактическая игра

«Что лишнее и почему» 

Воспитатели

См.: Приложение № 2/фотоотчёт

15.04

Беседа

 «Чем школа отличается от садика»

Воспитатели

См. : Приложение № 1/фотоотчёт

15.04

Аппликация 

 «Закладка для книг» 

Воспитатели

См.: Приложение № 3/ фотоотчёт

16.04

Беседа

Проблемная ситуация

«Если бы не было школы»  

Воспитатели

См. : Приложение № 1/ фотоотчёт

16.04

Просмотр

развивающего мультфильма

«В стране не выученных уроков»

Воспитатели

См.: https://yandex.ru/video/preview/5601931522754358503/фотоотчёт

16.04

Чтение художественной литературы  

Л. Воронкова «Подружки идут в школу» 

Воспитатели  

См.: Приложение № 4

17.04

ООД

 «Первый урок в школе»

Воспитатели

См. : Приложение № 5/фотоотчёт

17.03

Раскрашивание раскрасок 

«Школа, школьные принадлежности, дети в школе» 

Воспитатели

См.: фотоотчёт

17.03

Изготовление игры

«Ходилка»

Дети, воспитатели

См.: фотоотчёт

18.03

Сюжетно- ролевая игра 

«Школа»

Воспитатели

См.: Приложение № 6/фотоотчёт

18.03

Чтение художественной литературы

Л.Н. Толстой «Филлипок»

Воспитатели

См.:

Приложение № 4

18.03

Мастер - класс

Изготовление органайзеров, по выбору детей

Воспитатели, дети, родители

См.:  Приложение № 7/ фотоотчёт

III этап Заключительный

1. Подведение итогов проекта, оформление проекта;

2. Изготовлени органайзеров.

Результаты:  

   Во время проведения проекта у детей сформировалась мотивационная готовность к школе; расширились знания детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике; повысилась педагогическая компетентность всех участников проекта; возросла активность родителей в решении задач обучения и воспитания детей.

Список литературы:

  1. Герцен, А.И. Реферат на тему: Взаимодействие детского сада и семьи в подготовке детей 5-6 лет к школе: [Электронный ресурс]/ А.И.Герцен// www.nauka-pedagogika.com.- 1993.-13 января.
  2. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2007г.

5

  1. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: 120 развивающих заданий для дошкольников 6-7 лет.
  2. Качигина Л. Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013
  3. Пазухина И.А. «Ребёнок идёт в школу». ООО Издательство «Детство- пресс», 2013
  4. Андреева Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе // Детский сад от А до Я – 2007. – № 5. – с. 139–142.
  5. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психологопедагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
  6. Коваленко С.В. Как подготовить ребенка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. – М.: Изд-во Эксмо, 2003


6

Приложение  № 1

Конспекты бесед

Беседа «Что я знаю о школе»

Давайте отправимся в школу. Но сначала я хочу задать вам несколько вопросов. В детском саду проводятся занятия, а в школе? (Уроки). В детском саду вы приходите в группу, а в школе? (В класс). В детском саду вас встречает воспитатель, а в школе (Учитель).

Молодцы! Начинаем наше путешествие. По дороге нас будут подстерегать различные трудности, а преодолеть их помогут ваши знания, смекалка и дружба. Итак, отправляемся.

Вот и первое препятствие. Перед нами болото. Его надо пройти по «камешкам», но сделать это может только тот, кто знает обратный счёт. (Дети выполняют). Все прошли? Теперь рассчитайтесь по порядку. (Прямой счёт.) (Дети делятся на две команды)

По дороге в школу поиграем в игру «Наоборот» (Дж. Чиарди).

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь... (низко).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь... (близко).

Скажу, я слово «потерял»,

И скажешь ты... (нашёл).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты... «храбрец».

Теперь «начало» я скажу,

Ну, отвечай... «конец»!

(Дети занимают свои места)

Я предлагаю вам первое задание, и за правильный ответ каждая команда будет получать фишку.

Сколько дней в неделе? Назовите дни по порядку? С какого дня начинается неделя? Как называется последний день недели? Какой день недели сегодня? Почему?

Ребята! Назовите время года.

А сейчас я предлагаю вам наборы букв, из которых вы сложите слово. (Школа и урок.)

(Проверяют сложенные слова команды друг у друга)

Сейчас вас ждёт новое задание: Я буду говорить слова, вы определите, сколько слогов в этих словах: книга, ученик, портфель, перемена, урок.

(Анализируем ответы)

Сейчас новое задание каждая команда назовёт слово соперникам, а другая команда будет составлять предложение с названным словом.

(Анализируем и дети получают фишки)

А сейчас мы проведём небольшую литературную викторину. Каждой команде читаю по два-три отрывка их изученных произведений. Ребята отгадывают название.

(Команды получают фишки)

7

А сейчас я загадаю вам загадки, а вы говорите отгадки.

У сосны и ёлки

Листики-иголки.

А на каких листочках

Растут слова и строчки?

(Листы тетради.)

В этой узенькой коробке

Ты найдёшь карандаши,

Ручки, скрепки, ластик, кнопки -

Всё бери, рисуй, пиши.

(Пенал.)

Десять дружных братиков -

Славных математиков -

Сосчитают всё на свете.

Вы знакомы с ними, дети?

(Цифры.)

Шар земной внесли в автобус!

Оказался это...(Глобус.)

Умный Ивашка

Всю жизнь в одной рубашке,

По белому полю пройдёт -

Каждый след его поймёт. (Карандаш.)

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построились в ряд,

Каждый в условленном месте стоит,

А называется строй...

(Алфавит.)

Ты ему работу дашь -

Зря трудился карандаш.

(Ластик.)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(Книга.)

То я в клетку,

То в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать...

Что такое я?

(Тетрадь.)

Отгадай, что за вещица:

Острый клювик, а не птица.

Этим клювиком она

Сеет, сеет семена

Не на поле, не на грядке -

На листах твоей тетрадки.

8

(Ручка.)

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог.

(Ранец.)

Молодцы, ребята, на этом наша беседа окончена, вы готовы идти в школу.


Беседа «Чем школа отличается от детского сада»

Цель: систематизировать и расширять представления детей о школе. Задачи: формировать позитивное отношение к обучению в школе, уважительные, дружеские отношения детей друг другу; развивать связанную речь (активизировать использование в речи сложных предложений, расширять словарный запас, упражнять в составлении рассказов).

Ход беседы:

Воспитатель помещает на доску картину «В школу». Задаёт вопросы:

-Как можно назвать эту картину? Придумайте ей название.

-Почему?

- Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?

- Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (ученики, школьники, первоклассники).

- Что находится у школьников в портфелях?

- Как можно назвать все эти предметы одним словом?

- В какое время года дети идут учиться?

- Послушайте слова – «учить», «учитель».

- Какая часть у слов - родственников общая?

- А у слова «школа» есть родственные слова... (школьник, школьная, школьница).

- Чем отличается школа от детского сада?

- Как вы думаете в школе дети дружат между собой?

- Да. В школе тоже дети дружат между собой.

- Вы тоже там найдёте себе друзей. И может быть на всю жизнь.

- А зачем друзья нужны в школе?

Пословицы о дружбе

-Давайте вспомним пословицы о дружбе.

  • Гусь свинье не товарищ.
  • Друга ищи, а найдешь — береги.
  • Друг познается в беде.
  • Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
  • Сытый голодному не товарищ.
  • Друзья — не разлей вода.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Друг денег дороже.
  • Друга за деньги не купишь.

9

Сюрпризный момент

Воспитатель: ребята, я совсем забыла. Сегодня со мной в детский сад пришел рюкзак. Шла я утром в детский сад и увидела его на дороге, на нашей улице… Как она называется?

Дети: улица Виктора Шевелёва.

Воспитатель: ребята, кто хочет открыть наш портфель?

(Дети открывают портфель)

Воспитатель: (достает из рюкзака пенал) что это такое? (Это такая сумочка, где носят карандаши, ручки, ножницы). Это пенал.
Это такой важный предмет, он нужен всем школьникам.
Пенал они носят в рюкзаке/портфеле. В нем лежат авторучки, ластик, линейка, фломастеры. Все они имеют свое место. Это так удобно. Не надо искать ручку по всему рюкзаку, а можно просто вынуть пенал и достать ее.

Отгадывание загадок

Воспитатель: Следующий школьный предмет мы узнаем, отгадав загадку:

Я – в клетку, то в линейку.
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Что такое я?

Дети: Тетрадь!
(
Воспитатель достает из рюкзака тетрадь)

Воспитатель: Отгадаем следующую загадку

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.( Книга).

Воспитатель: (достает из рюкзака книгу). Правильно. В рюкзаке есть и книга. Школьники по ним учатся.

Воспитатель: все вы готовы идти в школу. Сегодня вы еще раз показали, отгадываете загадки, играете и отвечаете на вопросы.

Воспитатель с рюкзаком и дети садятся на ковер.

Воспитатель: (достает из рюкзака мягкий мяч). Рюкзак мне шепнул, что он хочет, чтобы вы составили о нем рассказ.

Составление рассказа

Воспитатель говорит первое предложение и передает мяч соседу.
Тот говорит второе предложение и передает мяч сидящему рядом и т.д

Воспитатель: Какой интересный рассказ у вас получился. Спасибо вам, ребята.

Игра «Что лежит в рюкзаке»

- Предлагаю поиграть и узнать, что же может лежать в школьном рюкзаке. Воспитатель вешает рюкзак за спину, подходит к одному ребенку и говорит: «Я рюкзак, а ты кто?»

Ребенок: Я – пенал.

Воспитатель: Идем вместе. Друг за другом дальше. Воспитатель хлопает его по плечу и говорит: «Я - рюкзак». Затем ребенок хлопает его по плечу и говорит: «Я - пенал, а ты кто?». Ребенок отвечает. Игра продолжается до тех пор, пока все дети паровозиком не сделают круг по ковру.

10

Воспитатель: молодцы, ребята, скоро вы пойдете в школу, а сейчас вы еще в детском саду, но мы с вами еще много раз будем говорить о школе, а сегодня наша встреча подошла к концу.

Я хочу отметить старание…, хорошую работу…, активность…(воспитатель называет имена детей).

До свидания!

Беседа «Если бы не было школы»

Цель: формирование коммуникативной компетентности у детей в подготовительной к школе группе.

Задачи: упражнять детей в умении составлять предложение по заданным словам; закреплять навык послогового чтения; упражнять детей в составлении и решении простых арифметических задач; закреплять навык ведения диалога; автоматизировать поставленные звуки в самостоятельной речи; развивать слуховое, зрительное внимание; развивать пространственное восприятие; развивать память; развивать звуковой анализ и синтез; развивать интонационную окрашенность речи; воспитывать культуру общения; воспитывать у детей чувство эмпатии,

Ход беседы:

Воспитатель: - Здравствуйте, маленькие котики! Я как то не так сказала? Давайте по - другому: «Здравствуйте, грозные львы!». Что опять не так? Хорошо, а так вам понравится: «Здравствуйте, мои будущие первоклассники!».

Дети стоят. Звучит аудиозапись песни «Если б не было школ…» (отрывок).

Воспитатель: - А если б не было школ, до чего человек бы дошёл? (варианты ответов детей). Готовясь к занятию, я много интересной информации нашла в интернете. Оказывается, даже сейчас путешественники в непроходимых джунглях, и на далеких островах, встречают новые племена, которые живут как древние люди.

Показать фотографии «взрослых дикарей», рассмотреть одежду, оружие, боевую раскраску…

Воспитатель: - А так выглядят их дети.

Показать фотографии «детей дикарей», рассмотреть.

Воспитатель: - Как вы думаете, чтобы выжить в суровых условиях, чему должны взрослые дикари научить своих детей? (хорошо вслушиваться в окружающие звуки, различать следы на земле, ориентироваться на местности…)

Воспитатель: - Правильно, чтобы не заблудиться в джунглях и всегда находить дорогу домой, дикарям нужно хорошо ориентироваться на местности.

11

- А ещё дикарь хорошо вслушивается в окружающие его звуки. Он умеет по звукам определить, как передвигается животное: быстро или медленно. А вы умеете внимательно слушать звуки? (ответы детей). Попробуйте догадаться по звукам, как животное передвигалось быстро, а какое животное - медленно?

Дидактическое упражнение «Быстро – медленно»

Задача: Развивать слуховое внимание, умение сравнивать разные по темпу звуки.

Воспитатель:

- Дикари очень хорошие охотники. Однажды, они пошли на охоту и увидели, что на поляне пасутся антилопы. Но им никак не удавалось посчитать, сколько животных пасётся на поляне. Давайте, поможем их сосчитать.

Воспитатель:

- Сколько паслось антилоп? (5) Положите перед собой цифру 5. Количество антилоп дети обозначают цифрой на своём рабочем месте.

Воспитатель:

- Побежали дикари за подмогой, а когда вернулись, то обрадовались - антилоп стало больше. Дети, давайте сосчитаем, сколько ещё пришло антилоп на поляну.

Воспитатель:

- Сколько ещё пришло антилоп? (4) Какую цифру положите рядом с цифрой 5? (4)

Количество пришедших антилоп дети обозначают цифрой на своём рабочем месте.

Воспитатель:

- Как вы думаете, какой арифметический знак надо поставить между цифрами? (ответ детей). Правильно, знак «плюс». А кто может составить по этой записи задачу? Но сначала давайте вспомним, из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ) Условие составит … (имя ребёнка), а вопрос поставит … (имя ребёнка). Решите её.

Дети выкладывают решение на своём рабочем месте.

Воспитатель:

- … (имя ребёнка) прочитай пример. … (имя ребёнка) какой ответ задачи? (паслось 9 антилоп) Молодцы!

  • А давайте посмотрим, каких ещё животных может встретить дикарь в местах обитания.

12

Физминутка «У жирафа пятна, пятна…» (аудиозапись)

Дети стоят в кругу.

- Захотелось дикарям записать историю про охоту, но писать и читать они не умеют. Как же тогда дикарям рассказать друг другу об охоте? (варианты детей) Правильно, они делали наскальные рисунки, где изображали животных, сколько было животных, чем охотились дикари (наскальный рисунок с охотой)

- Ребята, а как можно ещё передать информацию: не рисуя и не произнося ее вслух? (варианты детей) жестами.

- Присаживайтесь на полянку.

Дети садятся «на поляну» в круг.

- На нашей поляне находится зашифрованная дикарями информация на картах. Нужно из этой информации составить предложение. Сможем ли мы его расшифровать, собрать, составить правильно?

Дети берут карты с написанными словами: «Ди-ка-ри» «си-дят» «во-круг» «кос-тра.». Прочитывают слова, из которых составляют предложение «Дикари сидят вокруг костра».

- Молодцы! Я сейчас произнесу это предложение, а вы попробуйте определить его настроение, сможете? (Педагог произносит предложение спокойным голосом) «Дикари сидят вокруг костра». С каким настроением я произнесла это предложение? (ответ детей)

- Правильно, я произнесла его спокойно. Давайте попробуем произнести это предложение с разным настроением, а помогут вам смайлики.

Дидактическое упражнение «Настроение»

Задача: развивать интонационную окрашенность речи

Ход:

Воспитатель показывает «смайлики» разного настроения, дети повторяют предложение с соответствующей интонацией.

- А ещё дикари не только хорошие охотники, но и отличные рыбаки. Хотите, и мы тоже отправится на рыбалку, но не простую, а буквенную? (да)

- У нас есть пруд с «рыбками - буквами», а чтобы стать хорошим рыбаком нужно ловить рыбу по инструкции вождя.

Дидактическая игра «Буквенная рыбалка»

Задача: развивать звуковой анализ и синтез.

13

Ход:

Воспитатель дает задания, обращаясь по имени к ребенку:

- …, поймай ту букву, которую напишем в слове «крокодил» второй.

- …, поймай ту букву, которую напишем в слове «зебра» последней.

- …, поймай ту букву, которую напишем в слове «бегемот» второй с конца.

- …, поймай ту букву, которую напишем в слове «шакал» третьей.

- …, поймай ту букву, которую напишем в слове «слон» первой.

- …, поймай ту букву, которую напишем в слове «пума» второй.

- …, поймай ту букву, которую напишем в слове «жираф» предпоследней.

- …, поймай ту букву, которую напишем в слове «тигр» последней.

Воспитатель: - Молодцы, вы отличные рыбаки!

Итог занятия.

Воспитатель:

- Дети, вы сегодня молодцы! Оказывается, вы умеете так же хорошо, как дикари …(« Что делать?») (ответы детей: слушать, ориентироваться на местности…). А чему мы могли бы научить дикарей? (ответы: считать, решать задачи, читать).

- В каких заданиях вы испытывали трудности? (ответы детей) А что вам понравилось? (ответы детей)

- Да, правильно вы умеете читать, считать, составлять и решать задачи, ориентироваться по клеточкам, потому что, вы кто? (будущие первоклассники) Правильно, будущие первоклассники! Мы желаем удачи вам в школе! 

Приложение № 2

Дидактическая игра

«Что лишнее и почему?»

Цель: Закрепить умение находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Задачи: развивать словесно-логическое мышление; уточнять и активизировать словарь по лексическим темам; развивать связную речь; развивать внимательность.

Ход игры:  воспитатель показывает детям карточки - картинки с изображением школьных принадлежностей. Ребёнок закрывает часть с предметом, не относящимся к школьным принадлежностям. Поясняет свой выбор.

14

Приложение № 3

План – конспект занятия по аппликации.

Изготовление аппликации «Закладка для книги».

Цель: создание закладки для книги.

Задачи: познакомить детей с технологией изготовления закладки; развивать пространственное воображение, конструктивное мышление; воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.

Ход занятия:

- Ребята, отгадайте загадку:

Я не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а про все рассказываю.

(книга)

Ребята, а вы любите книги?

А за что вы их любите?

А как нужно обращаться с книгой?

Но вот иногда бывает такая ситуация читаешь или рассматриваешь книгу, и вдруг тебя кто-то отвлёк или появилось какое-то неотложное дело, книгу приходиться оставить, закрыть. А когда опять возвращаешься к книге, приходится искать нужную страничку, перебирать их, от этого странички мнутся, пачкаются со временем. А что можно сделать, чтобы этого не происходило, чтобы нужная страница открывалась сразу.

Дети: закладка.

Воспитатель:

Действительно закладка.

Книжная закладка появилась очень давно. Еще в древности люди приклеивали на свитки кусочки папируса.

Были закладки, состоящие из лент, прикреплённых к какому – либо предмету: пуговице, катушке, шляпе с драгоценными камнями на полях. Такими закладками можно заложить несколько страниц сразу.

А еще позже появились фигурные держатели из металла, к которым крепились ленточки.

15

Предлагались закладки на все случаи жизни, со всевозможными поздравлениями, пожеланиями друзьям и близким, выражением благодарности, словами любви и сочувствия, портретами королей

А многие читающие дамы нередко отдавали предпочтение цветам и кружевным платочкам…

Через много лет закладки стали делать из бумаги и тонкого картона.

Современные закладки делают из самых разных материалов: кожа, металл, дерево, ткань, бисер. Они могут стать самым настоящим произведением дизайна и графики.

Так какую же функцию выполняет закладка?

Книжная закладка, выполняет еще одну важную функцию, она помогает не пачкать страницы и не листать читателями без надобности книгу, чтобы дольше ее сохранить аккуратной.

Верно красивая закладка,

Нужна нам для порядка,

Зря страницы не листай,

Где закладка, там читай.

Так что же мы можем сделать, чтобы продлить жизнь нашим книгам?

Сегодня мы будем выполнять закладку из бумаги. Закладка-уголок в виде лисички.

Показ готовой закладки.

Чтобы изготовить такую закладку, нужно выдержать несколько этапов. (показ изготовления закладки поэтапно)

Воспитатель показывает дети смотрят и запоминают. Воспитатель уточняет этапы работы.

Вы все рассказали правильно, молодцы! Но не забывайте о том, чтобы закладка получилась красивая, нужно делать все аккуратно!

Ваши книги ждут ваши закладки. Проходите за столы. Сядьте правильно, выпрямите спину. А теперь можно мастерить закладки. Желаю всем успеха!

Самостоятельная деятельность детей.

Помощь затрудняющимся детям.

Рефлексия. Посмотрите какие красивые закладки у вас получились. А зачем мы их делали? Что вам больше всего понравилось? Что было трудным? Молодцы! Все справились с заданием.

16

Приложение № 4

Чтение художественной литературы

Любовь Воронкова

Подружки идут в школу

Эти несколько деньков пролетели очень быстро, пролетели, как жёлтые листочки с берёзы, унесённые ветром. Наступило первое сентября. В этот день Таня проснулась очень рано. Ясное сентябрьское солнце косо заглядывало в окно, и у бабушки в кухне ещё топилась печка. Таня вскочила с постели и, шлёпая босыми ногами, побежала на кухню.

  • Ты что вскочила такую рань? — сказала бабушка. — У меня ещё и завтрак не готов!

— Так и надо, чтобы рань! — ответила Таня. — Ты, бабушка, наверно, всё забыла!

— А что ж такое я забыла?

— Бабушка, да ведь я сегодня в школу иду!

— Ну и что ж ты кричишь? — удивилась бабушка. — В школе тоже уроки не до свету начинаются.

Тут она вытащила из печки большую, шипящую на сковороде лепёшку и сказала: — Вот я тебе и лепёшку испекла, с собой возьмёшь в школу. Видишь — ничего я не забыла!

Таня побежала на крыльцо умываться. Щёки и уши сразу загорелись от холодной воды. Таня крепко вытерлась суровым полотенцем, по посмотрела на свои руки и опять побежала на крыльцо. Руки у неё были обветренные, коричневые от загара. Таня тёрла их и намыливала, тёрла и намыливала...

— Да уж будет тебе! — сказала бабушка.

— Да как же, бабушка, будет? — чуть не плача, ответила Таня, — А дежурная посмотрит, что руки чёрные, и скажет: «Уходи из класса». Вон Нюра Туманова говорит, что там дежурные всегда руки смотрят!

К завтраку пришла мать с молотьбы.

— Я сейчас сама дочку в школу соберу, — сказала она. — Ну-ка, иди сюда!

Она дала Тане выглаженное коричневое платье, застегнула на ней чёрный фартук, сунула ей в карман носовой платок и сама расчесала Тане волосы. Расчесала и задумалась:

— А что же нам с твоими волосами делать? Так идти в школу не годится, на голове у тебя словно овин горит — завитушки торчат во все стороны. Или подстричь их надо, или косичку заплести.

— Косичку заплести! — сказала Таня.

Мать достала из комода синюю ленту и заплела Тане косичку. Косичка вышла маленькая и закручивалась кверху. Но Таня радовалась и гордилась и всё трогала её рукой. Таня ещё никогда в жизни не ходила с косичкой!

Мать оглядела Таню, всё ли на ней хорошо, и сказала:

— Учись, дочка, прилежно, слушай, что учительница будет говорить, набирайся ума-разума!

Таня пила чай и дула в блюдце, потому что она торопилась, а чай был горячий и никак не остывал. В это время в окно заглянула Алёнка. Таня поставила блюдце с

17

чаем на стол:

— Идём?

Алёнка кивнула головой.

— Да куда ж ты? — сказала Тане бабушка. — Ты хоть чай-то допей!

Но Таня уже схватила свою сумку, которую ей приготовили в школу, и выскочила на крыльцо. А в сумке была тёплая лепёшка, бутылка с молоком и холщовые кармашки для азбуки.

Подружки вышли на улицу.

— Ух, как провода на солнце блестят! — сказала Таня. — Может, они серебряные?

— Наверно, серебряные, — согласилась Алёнка. Таня опасливо посмотрела кругом:

— Снежка не видать? Как бы за нами не увязался!

А Снежок словно только и ждал, чтобы про него вспомнили. Он выбежал из калитки и начал прыгать вокруг Тани.

— Ты не смей с нами ходить! — прикрикнула на него Таня. — Иди домой!

Но Снежок глядел на неё и вилял хвостом, словно хотел сказать: «Ну, а почему мне нельзя с тобой идти? Я пойду!»

Тогда Таня подняла хворостинку и замахнулась на Снежка:

— Кому говорят — домой иди! Вот я тебя!

Снежок обиделся, опустил хвост и отстал. Он стоял и глядел, как Таня и Алёнка всё дальше и дальше уходили по дороге.

В конце улицы уже собрались все колхозные ребятишки-школьники. Кто идёт в четвёртый класс, кто в третий, кто во второй, а кто и вовсе только в первый раз учиться идёт. Все собрались и вместе пошли в школу. И Таня с Алёнкой тоже пошли.

Светлое поле лежало по сторонам дороги. В поле было уже пусто, хлеб убран, и жёлтая стерня слабо блестела на солнце. А за полем стоял нарядный сентябрьский лес.

С дальних полей возили овёс. Большие косматые возы, покачиваясь, шли по дороге.

— Эй, школьники, садитесь, подвезём! — кричали им с возов.

— Подвезёте в ригу, — отвечали ребята, — а нам надо в школу. Не по пути!

В риге шумела молотилка, рокотали веялки, слышались голоса... Весёлый шум работ далеко разносился над опустевшими полями.

— Слышите? — сказал Юра председателев. — Вот как у нас теперь — все молотилки и веялки на электричестве работают! ГЭС пустили! — И тут же крикнул: — Ребята, сторонись! Машина сзади!

Ребятишки сбежали с дороги. Машина шла, поднимая невысокую пыль. Она была доверху нагружена тяжёлыми мешками — колхоз отправлял хлеб на ссыпной пункт.

С машины тоже покричали:

— Может, подвезти?

— Далеко едете! — отвечали ребята. — Увезёте в район, а наша школа близко.

Дорога спустилась в овражек, заросший ольшаником. А когда поднялась на горку,

18

кусты расступились, и стало видно школу. Вот она стоит на зелёной луговине —

новая, с голубыми наличниками — и блестит на солнце своими большими окнами.

Алёнка оглянулась и подтолкнула Таню:

— Тань, посмотри-ка!

Таня оглянулась тоже. По дороге шагали ещё двое: Дёмушка и его товарищ Ваня Берёзкин. А сзади, закрутив лохматый хвост, бежал Снежок.

— Так и есть, — сказала Таня, — все тут!

— Думают, что их тоже примут! — усмехнулась Алёнка.

Со всех сторон, изо всех деревень собрались в школу ученики. Учителя встретили их и развели по классам.

Таня и Алёнка, держась друг за друга, вошли в первый класс и сели за парту.

Но едва все ученики уселись, как открылась дверь, и вошли ещё двое — Дёмушка и Ваня Берёзкин. Они вошли, сняли шапки и остановились у дверей.

Учительница посмотрела на них:

— А вы зачем пришли?

— А мы тоже учиться, — сказал Дёмушка.

— Сколько же тебе лет?

— Семь. Почти уж восьмой.

— А мне уж почти девятый, — осмелев, сказал Ваня Берёзкин.

Учительница улыбнулась:

— Восьмой вам будет через год, а девятый — через два года. На будущую осень приходите, а сейчас ступайте домой! Дёмушка и Ваня переглянулись, надели шапки и пошли домой.

— Вот как! — засмеялась Таня. — Уже выучились!

— Сядьте прямо, дети, — сказала учительница, — положите руки на парту... — И вдруг посмотрела на дверь: — Кто это царапается за дверью?

Учительница открыла дверь, и в класс вбежал Снежок. Он увидел Таню и сразу завилял хвостом. Все ребятишки засмеялись, учительница тоже засмеялась и сказала:

— Вот так ученик явился! Ну нет, нам таких учеников не надо! Уходи, уходи из класса!

Она прикрикнула на Снежка и прогнала его. Ребята посмеялись, но скоро успокоились и стали слушать, что говорит учительница.

Л.Н. Толстой.
Филлипок

Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу.

Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: куда ты, Филипок, собрался? — В школу. — Ты еще мал, не ходи,— и мать оставила его дома.

Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке. Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую,

19

отцовскую и пошел в школу.

Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе слышны гудят голоса ребят. На Филипка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать. Шла мимо школы баба с ведром и говорит: все учатся, а ты что тут стоишь?

Филипок и пошел в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине.

— Ты что? — закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил. — Да ты кто? — Филипок молчал. — Или ты немой? — Филипок так напугался, что говорить не мог.

— Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. — А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.

Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.
— Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.

— Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.

Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.

— Ну-ка, сложи свое имя. — Филипок сказал: хве-и-хви, —ле-и-ли, —пеок-пок. — Все засмеялись.

— Молодец,— сказал учитель. — Кто же тебя учил читать?
Филипок осмелился и сказал: Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! — Учитель засмеялся и сказал: а молитвы ты знаешь? — Филипок сказал: знаю,— и начал говорить Богородицу; но всякое слово говорил не так. Учитель остановил его и сказал: ты погоди хвалиться, а поучись.  С тех пор Филлипок стал ходить с ребятами в школу.

Приложение № 5

ООД «Первый урок в школе»

Цель: формирование знания детей о школе, закрепить название и назначение учебных принадлежностей.

Задачи: развивать словарь по данной теме; упражнять в составлении сложных предложений по картине; в подборе слов – антонимов, слов – признаков;

20

развивать умение согласовывать числительные с существительными, объяснять смысл пословиц и поговорок, развивать память, мышление, внимание, связную речь, воспитывать положительное отношение к школе и стремление учиться.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в одно место, где вы наверняка еще не были. Но сначала угадайте загадку: «Здание, где учатся дети».

Дети: Школа.

Воспитатель: Мы с вами побываем на первом уроке в школе. Вы хотите туда попасть?

Дети: Да.

Воспитатель: Но прежде чем сесть за парты и начать наш урок, я должна узнать, готовы ли вы к школе, проверить каковы ваши знания о школе. Итак, мы начинаем игру «Мозговой штурм», где вы должны быстро, четко и правильно отвечать на поставленный вопрос.

Игра «Мозговой штурм».

  1. Ребенок, который учится в школе.
  2. Занятие в школе.
  3. Звуковой сигнал, обозначающий перемену в школе.
  4. Перерыв между уроками.
  5. В каком месяце дети идут в школу.
  6. Знак сложения.
  7. Знак вычитания.
  8. Чем пишут на доске в школе.
  9. Кто учит детей в школе.

Воспитатель: Молодцы! А теперь я приглашаю вас в класс сесть за парты. (Дети садятся).

Воспитатель: Кто-то где-то сделал парту. Для кого?

Дети: Для меня.

Воспитатель: Начертили где-то карту. Для кого?

Дети: Для меня.

Воспитатель: Там звонок на переменке. Для кого?

Дети: Для меня.

Воспитатель: Там учитель ждет ответа. От кого?

Дети: От меня.

Воспитатель: Ждет дневник пятерок новых. От кого?

Дети: От меня.

Воспитатель:

Значит, нужно нам учиться,

Значит, нужно так трудиться,
Чтобы мы могли гордиться
За кого?

Дети: За меня.

Прочитаю я вам стихотворение про вашу лень:

Я ребята – ваша лень
С вами я хожу, как тень.
21

Ну, зачем же вам учиться,
Ну, зачем же вам трудиться,
Разным делом заниматься?
Лучше слушать вашу лень
И лежать, лежать весь день.

Воспитатель: Нашим детям лень совсем не нужна в школе, правда ребята? Они очень трудолюбивые и хотят в школе учиться только на 4 и 5. Поиграем в игру как мы быстро умеем собирать портфель.

Игра «Собери портфель».

Воспитатель загадывает загадки об учебных принадлежностях, дети отгадывают их и собирают портфель.

  1. Новый дом несу в руке
    Дверцы дома на замке
    Тут жильцы бумажные
    Все ужасно важные. (портфель)
  2. Я с ребятами дружу,
    В школу с ними я хожу
    Кто альбом раскрасит наш?
    Ну, конечно,… (карандаш)
  3. Карандаш чтоб не пропал,
    Уберем его в … (пенал)
  4. Чтобы ручками писать,
    Приготовьте все … (тетрадь)
  5. Я люблю прямоту
    Я сама прямая
    Сделать новую черту
    Вам я помогаю. (линейка)
  6. От страницы до страницы
    Книжку эту мы прочтем,
    Потому что очень нужно
    Подружиться с … (букварем)
  7. Рисовать цветы и маски
    Детям всем помогут … (краски)

Воспитатель: Портфель наш готов. Много предметов мы взяли с собой в школу. А как мы их назовем, одним словом?

Дети: Учебные принадлежности.

Воспитатель: Расскажите, а для чего они нужны в школе?

Игра «Для чего нужен предмет?»

Дети рассказывают о назначении учебных принадлежностей.

Воспитатель: Почему мы не взяли в школу куклу? кубик? машину?

Дети: Потому что это игрушки, а игрушками играют дома или в детском саду.

Игра «Что из чего сделано»

  1. Карандаш. (Из дерева, он деревянный)
  2. Тетрадь. (Из бумаги, она бумажная)
  3. Ластик. (Из резины, он резиновый)

22

  1. Рюкзак. (Из ткани, он тканевый)
  2. Портфель. (Из кожи, он кожаный)
  3. Ручка. (Из пластмассы, она пластмассовая)

Игра «Назови несколько».

Воспитатель показывает цифру от 1 до 10 и предметную картинку. Дети упражняются в согласовании числительного с существительным.

Игра «Скажи наоборот».

  1. Белый мел – черная доска
  2. Светлый день – темная ночь
  3. Умный ученик – глупый щенок
  4. Твердый стол – мягкая резинка
  5. Длинная указка – короткий карандаш
  6. Трудолюбивый школьник – ленивый кот

Картина «Класс».

Воспитатель предлагает детям придумать предложения по картине, опираясь на ниже приведенные схемы.

«Пословицы и поговорки».

Воспитатель предлагает детям вспомнить пословицы или поговорки о труде и об обучении, объяснить их смысл.

  1. «Кто хочет много знать, тому мало надо спать»
  2. «Ученье – свет, а неученье – тьма.»
  3. «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
  4. «Кто много знает, с того много и спрашивают»
  5. «Повторенье – мать ученья»

Воспитатель: Наш первый урок в школе подходит к концу. Вы сегодня хорошо занимались, как настоящие ученики, школьники. Как вы думаете, какими должны быть школьники?

Дети: Любознательными, трудолюбивыми, аккуратными, культурными, прилежными, общительными, воспитанными, отзывчивыми.

Воспитатель: Я думаю, что все эти качества вы проявите, и покажите в школе. А какой должен быть учитель?

Дети: Строгий, талантливый, любящий детей, требовательный, интеллигентный, культурный, порядочный, ответственный, отзывчивый.

Воспитатель:

Вы умеете считать, рисовать,
И уменье дружить много значит,
Будете вы на «пятерки» все знать
И с успехом решать все задачи.
Песня «Чему учат в школе».

Приложение № 6

Сюжетно- ролевая игра «Школа»

Ход игры: Воспитатель: Ребята, скоро наступит 1 сентября, и вы пойдёте в школу. Как вы думаете, как вас будут называть? (первоклассники, ученики). А чем занимаются ученики в школе? (ответы детей). Ребята, как называются занятия в школе и кто их проводит? (уроки, учитель).

23

Сегодня мы с вами поиграем в школу. Для этого сначала построим наш класс (расставляем столы как парты и стулья, раскладываем на партах игровой материал) и распределим роли. Вера будет учителем. Ульяна, Денис, Даша, Миша, Карина, Ири, вы – учениками, Марьям – буфетчица, Али - охранник.

-Звенит звонок.

Дети садятся за парты. Входит учитель, дети приветствуют его вставанием со стульчиков.

Учитель (Вера): «Здравствуйте, дети. Садитесь. Первый урок – математика. Денис, посчитай, сколько мальчиков в классе (ответ Дениса).

Ульяна, посчитай, сколько девочек в классе (ответ Ульяны).

Денис, кого больше девочек или мальчиков (ответ Дениса).

Мы будем учиться считать, решать примеры и задачи, познакомимся с геометрическими фигурами.

Из счётных палочек:

  1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).
  2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).
  3. Постройте фигуру, у которой 2 острых угла и 2 тупых (ромб).

Учитель (Вера): Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием! А теперь послушайте и отгадайте математическую загадку:

- Пять лисят песок копают,

Три на солнце загорают,

Два купаются в золе.

Сколько всех, скажите мне.

Предполагаемый ответ детей: (десять).

Звенит звонок на перемену. Учитель (Вера) проводит физкультминутку в игровой зоне. (Хороводная игра «Шел козел по лесу»)

Шел козел по лесу,

По лесу, по лесу,

Нашел себе принцессу.

Принцессу, принцессу.

Давай коза, попрыгаем, попрыгаем.

Ножками подрыгаем, подрыгаем.

Головкой повиляем, виляем.

И снова начинаем.

Звенит звонок. Дети садятся за парты.

Учитель (Вера): Ребята, второй урок – письмо. Предлагаю вам взять карандаши, открыть тетради и выполнить вертикальную и горизонтальную штриховку грибочка. Штриховку выполняем, не выходя за контур и соблюдая расстояние между линиями. Молодцы ребята.

Наши пальчики устали и должны немного отдохнуть. Выполним для них гимнастику. (Про грибы)

Один, два, три, четыре, пять,

Мы идем грибы искать!

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

24

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все сьел,

Оттого и потолстел.

Звенит звонок на перемену.

Учитель (Вера): Ребята предлагаю сходить в буфет.

Учитель (Вера) ведёт учеников в буфет.

Буфетчица предлагает ученикам чай и печенье. Дети кушают и благодарят её. Звенит звонок. Дети садятся за парты.

Учитель (Вера): Ребята, а сейчас у нас урок рисования. Сегодня мы с вами рисуем нашу школу. Дети выполняют задание и по окончании работы размещают рисунки на стенде.

Звенит звонок.

Рефлексия: Воспитатель: Вот и подошел к концу наш первый день в школе. Вы были очень послушными и аккуратными учениками. Мне очень понравилось, как вы играли. Понравилась ли вам наша игра? Какой урок вам понравился и почему? (предполагаемый ответ детей). Что вам понравилось больше всего? (предполагаемый ответ детей).

Приложение № 7

Мастер-класс с детьми и родителями «Органайзер своими руками»

(по выбору детей)

Цель: приобщение детей и родителей к совместной деятельности, создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, родителей и воспитателей, увлеченных общим делом.

Задачи: повышать уровень вовлеченности родителей в деятельность ДОУ;  развивать творческие способности, фантазию детей и взрослых; воспитывать взаимопонимание, доброжелательное отношение, сплочение детей и родителей; воспитывать интерес к сотворчеству, любовь к ручному труду; вызвать радость от совместно проведенного времени; развивать мелкую моторику рук, внимание, память.

Назначение: настольный органайзер ориентирован для хранения канцелярских принадлежностей.

Ход мастер-класса:

Добрый вечер, уважаемые родители, спасибо вам, что нашли время посетить наш мастер-класс. Мы рады видеть вас таких красивых, добрых, весёлых и с хорошим настроением в нашей творческой мастерской. Надеемся, это время принесёт нам радость творчества и массу интересных впечатлений.

Сегодня мы попробуем смастерить свой органайзер для школьных принадлежностей, и будем использовать в своей работе такой материал как: втулки, пластиковые бутылки, коробки, цветной картон, отделочные детали и многое другое.

Просим занять места вместе с детьми за столами. Начинаем совместную работу. На столе находятся все необходимые материалы для изготовления наших органайзеров. Предлагаем вам внимательно посмотреть слайды

25

последовательности выполнения органайзера. Ознакомиться с шаблонами уже подготовленных работ. Надеемся, что эти способы выполнения не вызовут у вас затруднения.

Подведение итогов

Уважаемые родители, благодарим за совместную работу. Получились очень красивые, а главное сделанные вместе, сообща органайзеры. Мы хотим, чтобы каждый из вас высказал своё мнение о сегодняшнем мастер — классе действием. Если вам понравилось занятие поднимите трубочки красных тонов вверх, если нет, то синих тонов.

26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в детском саду для детей подготовительной к школе группы, тема: «Скоро в школу я пойду»

Тип проекта:По доминирующей в проекте деятельности: социальный.По числу участников проекта: групповой (10-20 человек, все желающие).По времени проведения: краткосрочный (2 недели).По характеру контакт...

"Скоро в школу мы пойдем!" Программа психологической подготовки детей 6-7 лет к школе

Рабочая               программа отвечает требованиям ФГОС и возрастным особенностям детей дошкольного возраста с учетом дидактических принципов. ЦЕЛЬ:Развитие с...

Загадки про школу "Скоро в школу мы пойдем"

Загадки про школу "Скоро в школу мы пойдем"...

Семинар "Скоро в школу мы пойдем, будет школа нам как дом"

Семинар содержит информационный материал по видам готовности ребенка-дошкольника в обучению. А также много практических заданий, опросник....

Программа (фрагмент) психолого-педагогического сотрудничества детского сада и семьи в процессе подготовки ребенка к школе «Вместе в школу мы пойдем!»

Цель программы сотрудничества  – организация совместной работы детского сада, ребенка и его семьи в процессе подготовки к обучению в школе. Программа состоит из пяти блоков.Первый  блок...

Познавательный проект в подготовительной к школе группе «Скоро в школу я пойду»

Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выгодский назвал кризисом семи лет....