Конспект занятия "Почему люди плачут"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

«Почему люди плачут»

 

Занятие по социально-нравственному воспитанию детей

в подготовительной к школе группе

 

            Цель: Закрепить умение детей замечать, что кому-то плохо, выражать свое сочувствие. Вызвать желание проявлять сочувствие друг к другу.

Активизация словаря: утешить, успокоить, приласкать, пожалеть, грустный, печальный, веселый.

Обогащение словаря: сочувствовать, сопереживать, сожалеть.

Материал: стихи А. Барто, произведение В. Короленко «Слепой музыкант».

                                                                       

Ход занятия:

Воспитатель или ребенок читает стихотворение.

            Не хочу я говорить! Не хочу я кушать!

            Целый день я буду ныть, никого не слушать! А-а-а, у-у-у!

            Почему я все кричу? Вам какое дело?

            Ничего я не хочу, все мне надоело! А-а-а! У-у-у!

- О чем это стихотворение?

- Почему люди плачут? (что-то болит, кто-то обидел, у кого-то горе и т.д.)

- А бывает так, что плачут без причины?

- Послушайте стихотворение А. Барто «Девочка - ревушка». Что случилось с девочкой Ганей? Как называют тех, кто плачет часто без причины? (рева – корова, плакса – вакса, ревушка)

- Как вы относитесь к таким детям? Как бы вы повели себя на их месте? Что бы вы пожелали им? (надо потерпеть, стыдно плакать без причины)

- А если хочется поплакать? Ну, например, у кого-то плохое настроение. Как в этом стихотворении.

            У тучек сегодня плохие прически.

            Тучки рыдают и капают слезки.

                        А-а-а!

            Ивушки плачут и плачут березки –

            С листиков капают, капают слезки.

                        А-а-а!

            Грустно на свете, печально на свете.

            Плачут деревья и тучки, и ветер.

- Что же делать в таких случаях? (успокоить, развеселить)

- Мы сказали, что стыдно плакать без причины. А всегда ли стыдно плакать? (нет, не всегда)

- А когда не стыдно плакать? (когда больно, обидно, жалко кого-то)

- Давайте вспомним рассказы, сказки, стихи, в которых люди или животные плачут (сказки «Снежная королева», «Аленький цветочек», «Хаврошечка», С.Есенин «Лебедушка», А.Толстой «Птичка», «Лев и собачка» и т.д.)

- Что вы чувствовали, когда  слушали эти произведения? (было жалко)

- Я так поняла, что вы умеете жалеть других, сочувствовать плачущему. Я сочувствую – я чувствую вместе с тобой, я чувствую твою боль. Я сожалею – я жалею тебя, я жалею вместе с тобой, тебе плохо и мне тоже плохо. Я сопереживаю – я переживаю вместе с тобой, ты переживаешь и я переживаю за тебя. Давайте вместе скажем эти слова: сочувствовать, сопереживать, сожалеть. Когда я  сожалею, сочувствую, сопереживаю, я тоже могу заплакать от сочувствия, сожаления. Это обязательно случается с живыми людьми. Мы иногда сопереживаем, плачем от переживания, например, когда читаем книгу, смотрим фильм. Послушайте отрывок из книги В.Короленко «Слепой музыкант».

 

Чтение отрывка из  книги В.Короленко «Слепой музыкант».

 

- Девочка не знала, что мальчик слепой, поэтому назвала его смешным, странным. В жизни, к сожалению, часто такое случается. Я видела мальчика 7 лет, которого мама везла в коляске. А дети бежали рядом и дразнили его: «Маленький, маленький, в колясочке едет!» А я знаю этого мальчика, он самого рождения не может ходить. Мне стало жалко этого мальчика и больно за него и горько за тех детей, которые дразнили его, не понимая какую жестокую обиду они ему наносят.

- Как можно назвать детей, которые смеялись? (жестокие, безжалостные, бесчувственные)

- Скоро вы пойдете в школу и может произойти ситуация как в стихотворении  А. Барто «Ботаника больна».

 

Чтение стихотворения  А. Барто «Ботаника больна».

- Ситуация не такая приятная и веселая (учительница заболела, а дети радуются, что не будет урока) Дети проявили себя жестокими, безжалостными, бесчувственными. А как еще называют таких людей? Я прочитаю вам стихотворение, оно вам подскажет.

 

Чтение стихотворения  А. Барто «Нет сердца у Валерика».

            Нет сердца  у Валерика,

С его щенком истерика,

Бедняга лает взаперти

- Гулять, гулять, меня пусти!

Но дела нет Валерию,

Что пес скулит за дверью.

Мы на просмотре фильма волнуемся в кино,

Переживаем сильно,

Валерке все равно!

- Дружить не будем мы с тобой,-

Сказали мы Валерию,

Ему билета не берем

На вторую серию.

- Таких людей называют бессердечными. Вы же понимаете, что у всех есть сердце. Но люди, которые не умеют сопереживать, не могут поплакать, когда кому-нибудь больно, называют бессердечными.

- А теперь представьте себе следующие ситуации. Кто бы как помог?

1. Мальчик катился с горки, санки перевернулись, и он больно ударился.

2. Бабушка пошла в магазин за молоком. На улице очень скользко. Она остановилась около ледяной дорожки и плачет.

3. Ребенок плачет.

Вывод: Надо всегда замечать горе других, сочувствовать, сопереживать тому, кому плохо и стараться помочь им.

- А сейчас посмотрите друг на друга. У всех у вас хорошее настроение? Не грустно ли кому? Улыбнитесь друг другу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_lyudi_plachut.docx14.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Почему люди плачут»

Занятие по социально-нравственному воспитанию детей

в подготовительной к школе группе

          Цель: Закрепить умение детей замечать, что кому-то плохо, выражать свое сочувствие. Вызвать желание проявлять сочувствие друг к другу.

Активизация словаря: утешить, успокоить, приласкать, пожалеть, грустный, печальный, веселый.

Обогащение словаря: сочувствовать, сопереживать, сожалеть.

Материал: стихи А. Барто, произведение В. Короленко «Слепой музыкант».

        

Ход занятия:

Воспитатель или ребенок читает стихотворение.

        Не хочу я говорить! Не хочу я кушать!

        Целый день я буду ныть, никого не слушать! А-а-а, у-у-у!

        Почему я все кричу? Вам какое дело?

        Ничего я не хочу, все мне надоело! А-а-а! У-у-у!

- О чем это стихотворение?

- Почему люди плачут? (что-то болит, кто-то обидел, у кого-то горе и т.д.)

- А бывает так, что плачут без причины?

- Послушайте стихотворение А. Барто «Девочка - ревушка». Что случилось с девочкой Ганей? Как называют тех, кто плачет часто без причины? (рева – корова, плакса – вакса, ревушка)

- Как вы относитесь к таким детям? Как бы вы повели себя на их месте? Что бы вы пожелали им? (надо потерпеть, стыдно плакать без причины)

- А если хочется поплакать? Ну, например, у кого-то плохое настроение. Как в этом стихотворении.

        У тучек сегодня плохие прически.

        Тучки рыдают и капают слезки.

                А-а-а!

        Ивушки плачут и плачут березки –

        С листиков капают, капают слезки.

                А-а-а!

        Грустно на свете, печально на свете.

        Плачут деревья и тучки, и ветер.

- Что же делать в таких случаях? (успокоить, развеселить)

- Мы сказали, что стыдно плакать без причины. А всегда ли стыдно плакать? (нет, не всегда)

- А когда не стыдно плакать? (когда больно, обидно, жалко кого-то)

- Давайте вспомним рассказы, сказки, стихи, в которых люди или животные плачут (сказки «Снежная королева», «Аленький цветочек», «Хаврошечка», С.Есенин «Лебедушка», А.Толстой «Птичка», «Лев и собачка» и т.д.)

- Что вы чувствовали, когда  слушали эти произведения? (было жалко)

- Я так поняла, что вы умеете жалеть других, сочувствовать плачущему. Я сочувствую – я чувствую вместе с тобой, я чувствую твою боль. Я сожалею – я жалею тебя, я жалею вместе с тобой, тебе плохо и мне тоже плохо. Я сопереживаю – я переживаю вместе с тобой, ты переживаешь и я переживаю за тебя. Давайте вместе скажем эти слова: сочувствовать, сопереживать, сожалеть. Когда я  сожалею, сочувствую, сопереживаю, я тоже могу заплакать от сочувствия, сожаления. Это обязательно случается с живыми людьми. Мы иногда сопереживаем, плачем от переживания, например, когда читаем книгу, смотрим фильм. Послушайте отрывок из книги В.Короленко «Слепой музыкант».

Чтение отрывка из  книги В.Короленко «Слепой музыкант».

- Девочка не знала, что мальчик слепой, поэтому назвала его смешным, странным. В жизни, к сожалению, часто такое случается. Я видела мальчика 7 лет, которого мама везла в коляске. А дети бежали рядом и дразнили его: «Маленький, маленький, в колясочке едет!» А я знаю этого мальчика, он самого рождения не может ходить. Мне стало жалко этого мальчика и больно за него и горько за тех детей, которые дразнили его, не понимая какую жестокую обиду они ему наносят.

- Как можно назвать детей, которые смеялись? (жестокие, безжалостные, бесчувственные)

- Скоро вы пойдете в школу и может произойти ситуация как в стихотворении  А. Барто «Ботаника больна».

Чтение стихотворения  А. Барто «Ботаника больна».

- Ситуация не такая приятная и веселая (учительница заболела, а дети радуются, что не будет урока) Дети проявили себя жестокими, безжалостными, бесчувственными. А как еще называют таких людей? Я прочитаю вам стихотворение, оно вам подскажет.

Чтение стихотворения  А. Барто «Нет сердца у Валерика».

                Нет сердца  у Валерика,

С его щенком истерика,

Бедняга лает взаперти

- Гулять, гулять, меня пусти!

Но дела нет Валерию,

Что пес скулит за дверью.

Мы на просмотре фильма волнуемся в кино,

Переживаем сильно,

Валерке все равно!

- Дружить не будем мы с тобой,-

Сказали мы Валерию,

Ему билета не берем

На вторую серию.

- Таких людей называют бессердечными. Вы же понимаете, что у всех есть сердце. Но люди, которые не умеют сопереживать, не могут поплакать, когда кому-нибудь больно, называют бессердечными.

- А теперь представьте себе следующие ситуации. Кто бы как помог?

1. Мальчик катился с горки, санки перевернулись, и он больно ударился.

2. Бабушка пошла в магазин за молоком. На улице очень скользко. Она остановилась около ледяной дорожки и плачет.

3. Ребенок плачет.

Вывод: Надо всегда замечать горе других, сочувствовать, сопереживать тому, кому плохо и стараться помочь им.

- А сейчас посмотрите друг на друга. У всех у вас хорошее настроение? Не грустно ли кому? Улыбнитесь друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект: «Труд людей весной»

Цель: закрепление пройденного материалаЗадачи:Расширять и активизировать словарь существительными, прилагательными и глаголами по теме;Закреплять представления детей о труде людей весной.Формировать у...

Исследовательская работа «Почему люди плачут, нарезая лук, и как этого избежать?»

Как-то сидя на кухне, я наблюдала за тем, как готовит моя мама. Я обратила внимание, что она начала плакать, когда резала лук. Мне стало интересно, почему именно от лука плачут, а от других овощей нет...

Конспект "Великие люди России"

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию...

Конспект занятия «Люди как растения?»

Цель. Формировать представления о сходстве процессов, происходящих в организме человека и растений. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. Учить детей простейшим умозаключениям...

Конспект «Зачем людям нужна одежда» (вторая младшая группа)

Цель: дать представление детям, для чего людям нужна одежда. Отметить, что в разное время года человек меняет одежду в зависимости от сезонных изменений....

Исследовательский проект "Почему люди плачут, нарезая лук, и как этого избежать?"

В исследовательской работе описывается поиск ответов на вопросы: Почему от лука плачут? Какие виды лука более жгучие, а какие менее? Как избежать "луковых слез" при нарезании лука?...