Консультация для педагогов "Этапы развития графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)
Этапы развития графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
по теме
Этапы развития графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Подготовила:
воспитатель
Загузина О.Г.
г. Камень-на-Оби
2025 г.
Графо-моторный навык
– это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Компоненты графо-моторного навыка:
• зрительное внимание,
• зрительная память,
• зрительно-пространственные отношения,
• функции распределения внимания с одного объекта на другой и функция контроля,
• зрительно-моторные,
• слухо-моторные координации,
• координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме),
• мелкая моторика.
Графо-моторные навыки включают в себя:
1. Мелкая мускулатура пальцев
- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры;
- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.
• дорисовывание незаконченных рисунков;
• дорисовывание рисунков с недостающими деталями
2. Зрительный анализ и синтез (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);
- Упражнения на определение правых и левых частей тела
• упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.
- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
- Задания с условиями по выбору нужных направлений.
3. Графическая символика
4. Рисование
- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).
- Занятия по штриховке по контуру, обводка.
- Срисовывание геометрических фигур.
Виды деятельности, способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений
• Пальчиковая гимнастика
• Шнуровки
• Массаж и самомассаж кистей, ладоней и пальцев рук с использованием массажных мячей, массажеров, прицепок и др.
• Работа с песком, манной крупой: рисование, прорисовывание элементов букв, букв и др.
• Работа с крупой: пальчиковый бассейн, перебирание крупы и др.
• Работа с ножницами, бумагой: вырезание, оригами, аппликация и др.
• Игры: лего, пазлы, мозайка и др.
• Раскраски, штриховки, трафареты, обведение по контуру различных фигур
• Лепка (работа с пластилином — скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.)
• Аппликация (бумага, ткань, пух, вата, фольга)
• Поделки из природных материалов
• Шитье, вязание, плетение и др.
Графо-моторные навыки включают в себя:
1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);
2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);
3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);
4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов);
Этапы развития графо-моторных навыков.
1 этап:
Развитие крупной и мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики пальцев рук является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и стимулирующем речевое развитие ребенка.
Для развития мелкой моторики необходимо:
• выполнять пальчиковую гимнастику, а также массаж (самомассаж, массаж роликами);
• лепить из пластилина или глины;
• вырезать из бумаги;
• нанизывать бусины, пуговицы и т.д.;
• застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки;
• собирать мозаики и конструкторы;
• раскрашивать раскраски;
• копировать рисунки на прозрачную бумагу и т.д.
2 этап:
Формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений.
Этот этап предусматривает:
• ориентировку в собственном теле;
• ориентировку в окружающем пространстве;
• уточнение пространственного расположения фигур
Пространственные понятия лучше закрепляются в процессе конкретной практической работы и осуществляются в определенной последовательности.
3 этап:
Развитие зрительного восприятия и узнавания.
• Развитие зрительного гнозиса:
-контурные изображения предметов,
- контурные изображения, наложенные друг на друга и др.
• уточнение представлений о форме, цвете, величине.
• уточнение и расширение объема зрительной памяти:
- развитие зрительного анализа и синтеза;
4 этап:
– изобразительно-графические способности:
• Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
• Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.
• Наклонные прямые линии и комбинации из них.
• Рисование орнаментов
• Дуги, волнистые линии, круги, овалы.
• Рисование по клеткам предметов сложной формы.
• Овладение графической символизацией
• Работа по формированию графического образа букв (графемы).
• Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.
Список использованных источников
1. Анищенко Ю.В. «Формирование графомоторных навыков у дошкольников»
2. Исаева М.А. «Формирование навыков графомоторного компонента письма у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»
3. Тельминова А.В. « Развитие графомоторных навыков у младших школьников с нарушениями речи»
4. [http://www.lalio.com.ua/blog/formirovanie-grafomotornyh-navykov-u-doshkolnikov-208/]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...

Развитие социально-личностных навыков у детей старшего дошкольного возраста по средствам игры
Недостаточно развитые навыки игровой деятельности, являются причиной низкой социализации ребенка в обществе. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникаю...

Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке; обогащаются переживания ребенка, эмоциональная отзывч...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе...

Консультация для воспитателей «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения...

Консультация для музыкальных руководителей «Развитие певческих способностей, навыков, умений детей старшего дошкольного возраста на занятиях вокально-хорового кружка детской христианской песни «Поющие сердечки»
Описание работы по развитию певческих способностей...

Консультация для педагогов ДОУ "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста"
Консультация для педагогов ДОУ "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста"...
