Консультация для педагогов "Этапы развития графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Загузина Олеся Григорьевна

Этапы развития графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад №17»

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ

по теме

Этапы развития графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

                                                                           

                                                                            Подготовила:

воспитатель

Загузина О.Г.

г. Камень-на-Оби

2025 г.

Графо-моторный навык

– это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.  

 Компоненты графо-моторного навыка:

•        зрительное внимание,  

•        зрительная память,  

•        зрительно-пространственные отношения,  

•        функции распределения внимания с одного объекта на другой и функция контроля,

•        зрительно-моторные,  

•        слухо-моторные координации,

•        координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме),

•        мелкая моторика.

 

Графо-моторные навыки включают в себя:

1.  Мелкая мускулатура пальцев         

-   Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры;

-   Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.  

• дорисовывание незаконченных рисунков;

• дорисовывание рисунков с недостающими деталями

  2.  Зрительный анализ и синтез (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);

- Упражнения на определение правых и левых частей тела

 •  упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.         

-  Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

 -   Задания с условиями по выбору нужных направлений.

3.   Графическая символика

4.   Рисование

-   Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).

-   Занятия по штриховке по контуру, обводка.

-   Срисовывание геометрических фигур.          

Виды деятельности, способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений

 

• Пальчиковая гимнастика

• Шнуровки

• Массаж и самомассаж кистей, ладоней и пальцев рук с использованием массажных мячей, массажеров, прицепок и др.

• Работа с песком, манной крупой: рисование, прорисовывание элементов букв, букв и др.

• Работа с крупой: пальчиковый бассейн, перебирание крупы и др.

• Работа с ножницами, бумагой: вырезание, оригами, аппликация и др.

• Игры: лего, пазлы, мозайка и др.

• Раскраски, штриховки, трафареты, обведение по контуру различных фигур

• Лепка (работа с пластилином — скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.)

• Аппликация (бумага, ткань, пух, вата, фольга)

• Поделки из природных материалов

• Шитье, вязание, плетение и др.

 

 Графо-моторные навыки включают в себя:

1.        Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);

2.        Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);

3.        Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);  

4.        Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов);

Этапы развития графо-моторных навыков.

 1 этап:

Развитие крупной и мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики пальцев рук является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и стимулирующем речевое развитие ребенка.

Для развития мелкой моторики необходимо:

•        выполнять пальчиковую гимнастику, а также массаж (самомассаж, массаж роликами);

•        лепить из пластилина или глины;

•        вырезать из бумаги;

•        нанизывать бусины, пуговицы и т.д.;

•        застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки;

•        собирать мозаики и конструкторы;

•        раскрашивать раскраски;

•        копировать рисунки на прозрачную бумагу и т.д.

2 этап:

Формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений.  

Этот этап предусматривает:

•        ориентировку в собственном теле;

•        ориентировку в окружающем пространстве;

•        уточнение пространственного расположения фигур

 Пространственные понятия лучше закрепляются в процессе конкретной практической работы и осуществляются в определенной последовательности.

 3 этап:

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

• Развитие зрительного гнозиса:

-контурные изображения предметов,  

- контурные изображения, наложенные друг на друга и др.

• уточнение представлений о форме, цвете, величине.

• уточнение и расширение объема зрительной памяти:

 - развитие зрительного анализа и синтеза;    

4 этап:

 – изобразительно-графические способности:

•        Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

•        Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.

•        Наклонные прямые линии и комбинации из них.

•        Рисование орнаментов

•        Дуги, волнистые линии, круги, овалы.

•        Рисование по клеткам предметов сложной формы.

•        Овладение графической символизацией

•        Работа по формированию графического образа букв (графемы).

•        Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.        Анищенко Ю.В. «Формирование графомоторных навыков у дошкольников»

2.        Исаева М.А. «Формирование навыков графомоторного компонента письма у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

3.        Тельминова А.В. « Развитие графомоторных навыков у младших школьников с нарушениями речи»

4.        [http://www.lalio.com.ua/blog/formirovanie-grafomotornyh-navykov-u-doshkolnikov-208/]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...

Развитие социально-личностных навыков у детей старшего дошкольного возраста по средствам игры

Недостаточно развитые навыки игровой деятельности, являются причиной низкой социализации ребенка в обществе. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникаю...

Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке;  обогащаются переживания ребенка, эмоциональная отзывч...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе...

Консультация для воспитателей «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения...

Консультация для педагогов ДОУ "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста"

Консультация для педагогов ДОУ  "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста"...