Выступление перед педагогами на конференции "Патриотическое воспитание как противодействие негативным западным влияниям"
консультация

Попова Наталия Анатольевна

В выступлении перед педагогами рассматривается, какие негативные влияния оказывает на подрастающие покаление Запад, в чем они конкретно проявляются; раскрывается понятие "патриотизм" и "патриотическое воспитание"; содержательное наполнение патриотического воспитания на современном этапе развития России. В ходе работы на конференции поднимаются вопросы о российских традиционных духовных ценностях, о национальных проектах и их реализации в школе и детском саду, о государственных наградах за существенный вклад в нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление перед педагогами на конференции

на тему: «Патриотическое воспитание как противодействие негативным западным влияниям»

Слайд 3: Понятия «патриот», «патриотизм»

Уважаемые коллеги, тема нашей сегодняшней конференции «Патриотическое воспитание как противодействие негативным западным влияниям».

Беседа:

  1. Сейчас  уже конец лета, время педагогических отпусков заканчиваются. Успели ли вы отдохнуть? Вы отдыхали дома в Тамбовской области или выезжали куда-то? Перечислите, какие места вы посетили? (Ответы)
  2. Все места и местечки, территориально рядом расположенные, в пределах границ одного государства, называются страной. А страна, где человек родился, это - … (его Родина).
  3. Места, в которых вы побывали, чем вас привлекли? (море, теплый климат – природные факторы, возможность оздоровиться; возможность прикоснуться к культуре, историческим местам, т.е. у вас была возможность лучше почувствовать, понять и узнать нашу Родину).
  4. А какие чувства вы испытывали по отношению к тем местам, где вы побывали? (благодарность, гордость, нежность и пр.), т.е. положительные чувства в большинстве своем.
  5. Если бы кто-то решил отобрать у вас эту возможность наслаждаться природой, узнавать и углубляться в культурно-историческое наследие нашей страны, какие чувства испытали по отношению к этому человеку или группе лиц? (негодование, возмущение, желание спорить с оружием в руках). Что бы вы хотели сделать? А что в этом случае испытывали и делали бы по отношению к Родине? (желание защитить), т.е. испытали бы потребность защитить свою Родину.
  6. Кто такой патриот? Из нашей беседы легко вывести это понятие самостоятельно, и кроме того можем заглянуть в словари различные и увидеть, что  

Патриот – человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, и готовый ради него на подвиги и жертвы.

( Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова)

  1. О каких жертвах здесь говорится? Прежде всего, о готовности принести в жертву ради своей страны свою жизнь и жизнь своих близких. А подвиги - это поступки на грани жизни и смерти, могут закончиться хорошо, а могут печально (например, спасти от пожара людей).

Патриотизм - это ни что другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может. Она просто растворится, как кусок сахара в чае.

В.В. Путин

Патриот не только испытывает определенные положительные чувства по отношению к своей Родине, но и готов на серьезные поступки ради ее интересов, иногда вопреки своим интересам, вплоть принесения своей жизни в жертву, если это потребуется.

  1. Исходя из нашей беседы, сделайте вывод: что для патриота важнее: его индивидуальные личные потребности или потребности общественные, потребности страны? (ответы аудитории).

Слайд 4: Что такое «патриотизм»?

Изучая тему патриотизма, сталкиваешься с определением патриотизма как принципа, чувства, мировоззрения, идеии, цели. Следовательно, патриотизм лежит в области идеологии, духовно-нравственных ценностей. Патриотизм – явление  духовное, опрелеяющее выбор того или иного поведения в сложный период для Отечества.

Патриотизм – одна из социальных ценностей, принятых в обществе. Социальные ценности — это идеи, принципы, идеалы, цели, к которым, по мнению общества, необходимо стремиться. Эти ценности определяют саму суть жизни человека. В различных обществах социальные ценности могут быть разными.

Патриотизм –  врожден или формируется в течение жизни? Патриотизм касается общества, он социально обусловлен и поэтому формироваться может только под воздействием воспитания.

Слайд 5: Патриотом рождаются или патриотом становятся? Каково Ваше мнение?

Патриотизм –  врожден или формируется в течение жизни? Патриотизм касается общества, он социально обусловлен и поэтому формироваться может только под воздействием воспитания.

Патриота родить нельзя воспитать.  (где поставим запятую?)

Нравственные установки, которым человек будет следовать всю свою жизнь и стремиться передать следующему поколению, закладываются в возрасте до 7 лет. Дальше их можно только корректировать.

Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. 
       Наше будущее во многом определяется уровнем воспитанности, духовно нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения. Как сказал В.В. Путин: «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя».

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.

Патриотизм –  врожден или формируется в течение жизни? Патриотизм касается общества, он социально обусловлен и поэтому формироваться может только под воздействием воспитания.

Слайд 6: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность детей с целью:

А) воспитания патриотических чувств (эмоционально-волевое развитие): воспитание чувства положительных чувств по отношению к Родине (любовь, гордость), 

Б) обогащения их знаний о Родине: о своей семье, доме, улице, городе, стране, природе, культурно-историческом наследии (познавательное развитие),  

В) формирования умений и навыков нравственного поведения: уважительное отношение к старшим, поведение в местах общественных (в том числе и музеях), гендорное воспитание и пр. (правила поведения, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие),

Г) развития потребности в деятельности на общую пользу: убери за собой, за другом, не сори!, приучение к общественному труду (дежурство по столовой, субботники, уборка территории участка на прогулке, посадка растений и уход за ними (труд). 

Дошкольное учреждения призваны сформировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к социальной действительности, начала патриотизма

Слайд 7: Негативные западные влияния

Россия владеет многими ценными ресурсами, дефицит которых наблюдается в Европеи других странах мира. Для европейских стран Россия столетиями является лакомым кусочком. Извне нашу страну захватить невозможно. Поэтому делаются попытки ослабить Россию изнутри.  А затем разделить ее на кусочки.

Широко известно высказывание Отто фон Бисмарка (дипломат, канцлер Пруссии в 19 веке):

«Русских невозможно победить,

Мы убедились в этом за сотню лет.

Но русским можно привить ложные ценности,

И тогда они победят сами себя.»

     Через деятельность экстремистских и террористических организаций, отдельных средств массовой информации и массовой коммуникации, действий США и др. недружестввнных государств, ряда иностранных корпораций и организаций, а также некоторых организаций и лиц в самой России на россиян оказывается идеологическое и психологическое воздействие.

Воздействие на граждан ведет к разрушению российского общества.  Разрушается институт семьи через  пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, отрицание ценностей крепкой семьи, естественного продолжения жизни (следовательно, мало детей и демографическая ситуация ухудшается); нарушается поведение и морально-нравственный облик граждан (эгоизм, пагубные пристрастия, отрицательное отношение к труду), нивелирование вклада России в общемировую культуру и историю, а также лишение возможности России полноценно проявлять себя на международной арене сегодня (отрицание патриотизма, служения Отечеству, переписывание истории - особенно результатов ВОВ, нельзя участвовать в международных соревнованиях под своими символами). Получаем в результате такого воздействия следующую картину: на огромной территории проживает небольшое количество людей, которые не желают пополнять свой род; трудиться эти люди не хотят; многие среди них алкоголики и наркоманы; ценности свой страны граждане не осознают; защищать ее не хотят. Что в итоге получаем?  Приходите, берите нас (тех, кто остался на территории огромной страны) голыми руками.

  Слайд 8: Западный либерализм

В основе идеологического и психологического воздействия на граждан России лежат идеи либерализма. Долгое время в нашей стране со стороны западных стран прививалась идея «некой ущербности, неполноценности» России по сравнению с западными развитыми странами. Все русское – плохо, загранично – хорошо. Что же такое хорошее предлагалось взамен?

Несколько десятилетий России навязывали либеральные ценности, маскируя их под привлекательное название «общегуманитарные ценности».

Либерализм – теория и практика, которые во главу угла приоритетно ставят интересы личности, ее права, свободы в экономической сфере (вопросы частной собственности и т.д.), политической сфере (права на собрания, митинги, манифестации) и социальной сфере (право вероисповедания, перемещения, и др.). Современный либерализм размывает национальные границы, национальные интересы и государственные границы. Это скорректировало необходимость наличия национальных валют у многих государств. Т.е. часть независимых государств потеряли некоторые классические признаки своей государственности (независимое национальное правовое пространство, национальные границы, национальную валюту), по которым в политологии, международном праве, геополитике и в ряде других наук  идентифицируютм страну как государство. В такой абсолютной форме упрощения национальных интересов детерминантной у людей становится потребительство [2 с.109-112]. У либералов права личности выше, чем права общества и государства. Если у тебя нет собственности, то какой же ты либерал? Если ты такой умный, то почему такой бедный! Наличие «кошелька» определяет твое положение в обществе. Возможность перемещаться по всему миру и жить в различных государствах, создают у человека ложное  чувство: где он живет (там, где ему комфортно), там его дом, там его «Родина». Везде тебе хорошо.  Понятие комфорт заменило понятие Отечество.

Будет ли либерал защищать Родину (если это потребуется) с оружием в руках, если он ставит личные ценности выше общественных и государственных? Скорее всего, нет. Что подтверждает результаты опроса, проведенного в странах с либеральными ценностями. Были заданы всего два вопроса:

1.         Гордитесь ли Вы принадлежностью в гражданству своей страны?

2.         Готовы ли Вы ее защищать с оружием в руках?

На первый вопрос все опрошенные дали положительный ответ, а на второй вопрос положительный ответ дало одна пятая часть опрошенных.

Т.е. можно сделать вывод: либерал не может быть патриотом по своим убеждениям. 

Что мы можем противопоставить идеологии либерализма? Давайте послушаем фрагмент интервью В.В.Путина.

* В.В. Путин фрагмент выступления.

Слайд 9:  Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» 

Традиционные российские ценности конкретизированы в Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

 Документ является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Он определяет систему целей, задач и инструментов реализации стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». 
            4. Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.

К аудитории: Давайте по очереди будем зачитывать по одной ценности!

  1.  К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Слайд 10: Традиционные российские ценности – основа воспитания и развития ребенка

 ФОП ДО традиционные российские ценности делает основой воспитания и развития ребенка. Уже на второй странице пояснительной записки об этом говорится. Традиционные ценности в ФОП ДО перечисляются, взяты  из Указа Президента № 809.

Всестороннее развитие и воспитание ребенка на основе традиционных российских ценностях.

 Слайд 11: ФАОП ДО о ценностном воспитании детей с ОВЗ

Что для них важнее коррекционно-развивающая работа или нравственно-ценностное воспитание?

ФАОП ДО ставит коррекцию недостатков в числе задач в работе с детьми с ОВЗ на 2 место, а о духовно-нравственном воспитании говорится в пункте 6. Таким образом, для ребенка с ОВЗ преоритетным является компенсация и минимизация имеющихся недостатков.

Слайд 12: До появления ФОП ДО для поведения мероприятий патриотического воспитание в детских садах и школах разрабатывались программы дополнительного общеобразовательного образования. Институт повышения квалификации работников образования проводил конкурсы среди этих программ, отдельных методических рекомендаций для помощи педагогам в реализации патриотического воспитания.

Как сейчас организовано гражданско-патриотическое воспитание в дошкольной образовательной организации нам расскажет Ермошина Светлана Петровна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад «Ромашка» город Кирсанов «Гражданско-патриотическое воспитание детей в условиях современной дошкольной образовательной организации».

Слайд 13: Выступление педагога

Слайд 14: Родной язык – основа патриотического воспитания 

Патриотическое воспитание начинается в семье и охватывает все грани воспитания и развития ребенка, в том числе и речевое развитие.

Гуление и лепет на начальных этапах у детей различных национальностей одинаковы. Однако к году  у ребенка преобладают звуки языка, на котором с ним общаются. Почему? (В семье (прежде всего матерью) положительно подкрепляются, среди всех звуков случайно произносимых ребенком, именно звуки родного языка, сначала в отдельных словах. Параллельно ребенок слышит потешки, стишки, сказки на родном языке. В детском саду продолжается использование устного народного творчества, как средства развития речи и патриотического воспитания. Как это происходит,  нам расскажет Комарова Наталья Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 62 «Огонек» город Тамбов.

Слайд 15: Выступление педагога

Слайд 16: Награды за патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание имеет стратегически важное, жизненеобходимое значение, об этом говорит тот факт, что за существенный вклад в патриотическое воспитание вручаются государственные награды:

Почетным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации» поощряются коллективы. Например, награжден коллектив Котовского индустриального техникума (директор - Александр Кочетков). В техникуме реализуется программа «Я - патриот России». Студенты техникума - участники акций и конкурсов патриотической направленности, постоянно оказывают адресную помощь ветеранам и престарелым людям, осуществляют уход за воинскими захоронениями, работают в составе поискового отряда «Солдаты памяти» в Ленинградской области.

Памятная медаль «Патриот России» вручается гражданам Российской Федерации за большой вклад в реализацию действующих государственной, ведомственных и региональных программ и планов патриотического воспитания граждан России, проявление патриотизма в общественной, служебной, военной и трудовой деятельности. Среди награжденных тамбовчан – ветераны Великой Отечественной войны и люди искусства, педагоги и врачи. Например, директор Жердевского колледжа сахарной промышленности Алексей Каширин. Под его редакцией издана книга памяти о земляках - участниках Великой Отечественной войны.

Почетная грамота «За успехи в патриотическом воспитании» учреждена приказом Министерства культуры РФ и является формой поощрения граждан, коллективов творческих союзов, общественных объединений, иных организаций за достигнутые успехи в патриотическом воспитании граждан России. Данную награду получили руководитель арт-студии «Пятый Океан» Александра Бушева, педагог Приборостроительного колледжа Елена Валатина.

Медаль «За заслуги в увековечении памяти погибших защитников Отечества» учреждена приказом Министерства обороны РФ и вручается за большой личный вклад в увековечение памяти погибших защитников Отечества, установление имен погибших и судеб, пропавших без вести военнослужащих. В числе награжденных заведующий Музейно-выставочным центром Тамбовской области Игорь Николаев.

Слайд 17: Награды за вклад в патриотическое воспитание (фото)

Слайд 18: В 2023 год звание «Почетный гражданин Тамбовской области» присвоено за большой вклад в идейно-патриотическое воспитание молодежи, сохранение памяти о событиях Отечественной истории, увековечения подвигов Защитников Отечества в Тамбовской области присвоено Мединскому Ростиславу Игнатьевичу, Советнику Председателя Российского военно-исторического общества, создателю Музея Российского военно-исторического общества, и заведующему филиалом Музейно-выставочного центра Тамбовской области, Председателю Совета Регионального отделения Российского военно-исторического общества, члену Общественной палаты региона Игорю Николаеву.

В 2023 году в Музейно-выставочном центре региона с большим успехом был реализован новый просветительский проект «О России с любовью». В основе проекта - видеолекции из цикла «Рассказы из русской истории» на канале «Россия-Культура» доктора исторических наук Владимира Мединского.

Музеи играют важную роль в сохранении памяти о прошлом. Музейная педагогика с успехом применяется в детских садах. О том, как технологии мини-музеев используется в развитии связной речи дошкольников расскажут Королева Анастасия Олеговна, Ледовских Алёна Сергеевна, учителя-логопеды МБДОУ «Детский сад № 40 «Русалочка» город Тамбов.

Слайд 19: Выступление педагога

Вопрос к выступающим: какие сложности возникли у вас при создании мини-музеев? Что послужило толчком к их созданию?

Согласны вы с выступающими в формах проведения музейной педагогики или у вас есть и другой опыт? А какие музеи есть в ваших образовательных учреждениях? Организовывали вы виртуальные экскурсии по музеям?

Слайд 20: Национальные проекты

Указ Президента о традиционных национальных  ценностях находит практическую реализацию через национальные проекты. Одним из таких национальных проектов является  нац проект «Молодёжь и дети», который был разработан  в  2024 года  на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Направлен на формирование суверенной системы образования, создание необходимой инфраструктуры, воспитание патриотизма. За реализацию отвечает Минпросвещение, Росмолодежь, Минобороны, Росгвардия.

В нацпроект «Молодёжь и дети» включены федеральные проекты:

  • «Россия  - страна возможностей»;
  • «Мы вместе» (воспитание гармонично развитой личности);
  • «Россия в мире»;
  • «Всё лучшее детям»;
  • «Ведущие школы»;
  • «Педагоги и наставники»;
  • «Создание сети современных кампусов»;
  • «Университеты для поколения лидеров»;
  • «Профессионалитет»;

«Приоритет-2030».

Слайд 21: Федеральный проект «Мы вместе» 

Патриотического воспитания непосредственно касается Федеральный проект «Мы вместе» (воспитание гармонично развитой личности), который охватывает широкий спектр мероприятий, направленных на зарождение и укрепления чувства национальной гордости, патриотизма, творческого потенциала и социальной ответственности среди детей и подростков. Среди программ, которые реализуются в рамках проекта, можно выделить:

  • военно-патриотическую программу «Дороги победы. Путешествие для школьников»,
  • программу «Орлята России»,
  • мобильные парки «Россия — моя история»,
  • всероссийское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ». 

В рамках федерального проекта «Мы вместе» реализуются программы, которые позволяют изучать историю России, её природу и людей, сделавших страну великой, в тематических путешествиях и историко-патриотических лагерях. Например, на площадках молодёжного историко-патриотического центра «Истоки» в Печорах и Севастополе проводятся лекции, командные конкурсы и экскурсии. Также в рамках проекта реализуется программа «Больше, чем путешествие», которая способствует развитию полезного молодёжного туризма. 

Срок реализации проекта — с 1 января 2025 года по 31 декабря 2030 года.

 Так на первый взгляд сложно, но, когда разберешься, понятно и просто организована система патриотического воспитания в России.

Определенную структуру имеет и синквейн. Что это такое и как применяется технология синквейна в работе учителя-логопеда в качестве эффективного средства патриотического воспитания» расскажет Добрынина Татьяна Александровна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Журавушка» город Мичуринск.

Слайд 22: Выступление педагога

Слайд 23: Реализация программ патриотического воспитания

Что необходимо для реализации программ по патриотическому воспитанию? (Ответы аудитории. Ждем ответа – наполненная предметно-пространственная развивающая образовательная среда.)

Педагогам необходимо знать, о чем они будут рассказывать детям, какими пособиями при этом можно взять.  О разработке пособия, знакомящим детей с особенностями нашего региона, и его использовании в работе с воспитанниками, имеющими нарушения речи, расскажет Евсеева Оксана Львовна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» город Тамбов.

Слайд 24: Выступление педагога

Вопрос к аудитории: «Какие пособия используете вы в целях патриотического воспитания?»

Вопрос к выступающему: «Как зародилась идея создания пособия?», «Что было самым интересным в работе? Сложным?»

Время все дальше уносит нас от ВОВ. Однако память о тех сложных, героических годах необходимо сохранять и передавать нашим детям. Конечно, одними расказами в таком деле не обойтись, нужна наглядность. Педагоги часто создают пособия о ВОВ, тем более в год 80 летия Великой Победы, нельзя обойти внманием такую тему. О том, как используется  многофункциональное дидактическое пособие  «Расскажем детям о войне» в коррекционной работе учителя-логопеда» послушаем Галкину Оксану Владимировну, учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 «Рябинушка» город Мичуринск.

Слайд 25: Выступление педагога

Вопрос аудитории: «Какие формы работы и пособия о ВОВ (героях СВО) используете вы в своей работе?»

Слайд 26: Вывод

Патриотическое воспитание формирует мировоззрение будущего гражданина страны, любящего свою Родину и готового на конкретные действия ради ее процветания и защиты. Патриотическое воспитание россиян основано на традиционных ценностях. Давайте в заключении нашей конференции еще раз посмотрим на наши  традиционные ценности, станем выстраивать свою работу в предстоящем учебном году с их учетом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление перед педагогами МДОУ

1 февраля 2018 года в рамках МО прошло выступление педагога  Смирновой Александры Вячеславовны. Она поделилась с коллективом опытом своей работы на тему: «Организация уголка ряженья и театр...

Выступление перед педагогами "Основы познавательного развития детей дошкольного возраста" (с презентацией)

Выступление разработано для участия в районном семинаре для педагогов ДОУ "Создание условий для развития познавательной активности детей дошокльного возраста в соответствии с требованиями совреме...

Выступление перед педагогами "ФГОС ДО: как поддержать детску.деятельность и самостоятельность" (с презентацией)

Инициатива и самостоятельность могут формироваться только в процессе детской деятельности. Педагог должен так развернуть детскую деятельность, чтобы от этапа демонстрации ребенку как эта деятельность ...

Мини-музей Живой природы Выступление перед педагогами

Экспонат – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Мы учим бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собс...

Выступление перед педагогами ДОУ: «Чтение как средство ранней профориентации дошкольников»

Профессионально важные человеческие качества надо не только «выявить», но и во многом и «заложить» в человека средствами воспитания, образования и организации его деятельности....

Выступление для педагогов «Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

           В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением стано...

Выступление перед педагогами "Волшебные камешки Марблс"

Нетрадиционные методы работы с детьми дошкольного возраста....