Познавательно-творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя семья – моё богатство» для детей от 4 до 5 лет
проект (средняя группа)
Важным фактором личностного развития ребёнка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми. В первую очередь – с родителями. «Семья – это цветок, который надо холить, лелеять, любить. Основа хорошего, яркого детства, обучение житейским мудростям, основанным на житейских заповедях». Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека. О семейных традициях и их развитии в современных условиях.
Проект направлен на формирование у детей ценностного отношения к семье, осознание её значимости в жизни каждого человека, воспитание чувства любви и уважения к близким, а также развитие интереса к истории своей семьи и родного края. Проект предусматривает интеграцию различных видов детской деятельности – игровой, познавательной, творческой, коммуникативной – и опирается на активное вовлечение детей, педагогов и родителей в совместную работу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1022.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 Рябинка»
Познавательно-творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«Моя семья – моё богатство» для детей от 4 до 5 лет
Разработала воспитатель:
Максудова У.И.
г.Мегион 2024
Содержание
1. | Информационная карта проекта | 2 |
2. | Введение | 3 |
3. | Актуальность проекта | 3 |
4. | Проблема | 4 |
5. | Новизна и педагогическая целесообразность проекта | 4 |
6. | Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты проекта | 4 |
7. | Основные принципы работы в рамках проекта | 6 |
8. | Педагогические технологии: | 6 |
9. | Условия реализации проекта | 7 |
10. | Этапы реализации проекта программы | 8 |
11. | Перспективное планирование работы с детьми среднего возраста по данной теме | 9 |
12. | Виды совместной деятельности с детьми и формы работы | 14 |
13. | Риски и пути преодоления рисков | 15 |
14. | Полученный результат | 15 |
16. | Результаты деятельности по реализации проекта | 16 |
17. | Список литературы | 21 |
Приложение №1 Конспекты организованной образовательной деятельности | ||
Приложение № 2 Дидактические игры на тему семья | ||
Приложение № 3 Загадки про семью для детей от 4 до 5 лет с ответами | ||
Приложение № 4 Картотека бесед на тему Семья | ||
Приложение№ 5 Анкета для родителей «Семейные традиции» | ||
Приложение№ 6 Консультации для родителей «Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка». Консультация для родителей «Семья и семейные ценности» | ||
Приложение№7 Мнемотаблица «Моя семья» | ||
Приложение№8 Картотека мнемотаблиц для заучивания стихотворений | ||
Приложение№9 Рабочая тетрадь «Дружная семья» для детей и родителей |
| |
Приложение№10 Диагностика |
Информационная карта проекта
Название проекта | «Моя семья и мой родной дом» для детей 4-5 лет |
Тип проекта | познавательно-творческий |
Вид проекта | Долгосрочный |
По количеству детей, вовлечённых в проект | Групповой |
Форма проведения | Дневная (совместная образовательная деятельность) |
По уровню контактов | На уровне образовательного учреждения |
Нормативно-правовое обеспечение | Концепция дошкольного воспитания (1989 г.) Конвенция о правах ребёнка (одобрена ООН 20.11.1989) Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «ДС №2 «Рябинка» |
Цели | - формировать нравственные основы личности ребёнка, культуры общения, взаимоотношений. Воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся о родных и близких. |
Задачи | 1.Формировать у детей культуру взаимоотношений с близкими людьми: быть доброжелательными, приветливыми, заботливыми. 2.Воспитывать желание заботиться о них, проявлять почтение, внимание. 3.Развивать углублённые представления детей о семье, родственных отношениях. 4. Формировать представления о социальной роли каждого члена семьи. 5.Дать понятие о семейных традициях, семейных реликвиях. 6.Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность. 7.Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь. 8.Дать представление и понятиях «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие». |
Структура и срок реализации проекта | Срок реализации: с сентября по май 1.Подготовительный этап: 1 месяц 2.Основной этап. Срок реализации: 7 месяцев 3.Заключительный: 1 месяц Срок реализации: сентябрь-май 2025 |
Составитель проекта | Максудова У.И. воспитатель |
«Задача воспитания – пробудить внимание к духовной жизни…Если наш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведёт себя отлично, но в нём не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному – вы не достигли цели воспитания.»
К.Д.Ушинский
1.1. Введение
Важным фактором личностного развития ребёнка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми. В первую очередь – с родителями. «Семья – это цветок, который надо холить, лелеять, любить. Основа хорошего, яркого детства, обучение житейским мудростям, основанным на житейских заповедях». Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека. О семейных традициях и их развитии в современных условиях.
Проект направлен на формирование у детей ценностного отношения к семье, осознание её значимости в жизни каждого человека, воспитание чувства любви и уважения к близким, а также развитие интереса к истории своей семьи и родного края. Проект предусматривает интеграцию различных видов детской деятельности – игровой, познавательной, творческой, коммуникативной – и опирается на активное вовлечение детей, педагогов и родителей в совместную работу.
1.2. Актуальность:
В современном обществе наблюдается тенденции к ослаблению семейных связей, утрате многих традиционных ценностей. Поэтому именно в дошкольном возрасте важно заложить основы понимания ценности семьи, уважения к её членам и истории. Проект «Моя семья – моё богатство» направлен на воспитание у детей осознания своей принадлежности к семье, формирование чувства гордости за своих близких, а также приобщение к культуре и традициям своего народа, что является важной составляющей патриотического воспитания.
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В её позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
Проблемы семьи находятся в центре внимания педагогики, психологии, социологии, этнографии, культурологии. Семья – первейшая ступень овладения ребёнком родным языком, который является и средством, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребёнка, формирует его как развитую личность. Именно в семье закладываются первые представления ребёнка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге.
Семья своими ценностями ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребёнка к его будущей семейной жизни. Но общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости.
С целью изучения семей воспитанников, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с детьми и их семьями, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка у нас появилась идея: создать проект «Моя семья – моё богатство».
Метод проекта «Моя семья – моё богатство» даёт возможность сделать познавательный процесс интересным и увлекательным, а детям в доступной форме усвоить предложенный материал. Проектная деятельность развивает творческие способности детей, а также учит их мыслить, делать выводы и работать командой: дети, родители, воспитатели.
1.3. Проблема:
У детей наблюдается недостаточный уровень сформированности представлений о семье, её историй, традициях и ценностях. Дети часто не могут назвать своих родственников, не знают о семейных праздниках и обычаях. Отсутствует осознание своей роли в семье и ответственности перед близкими. Также наблюдается ограниченность знаний о своём роде и национальной культуре. Исходя из этой проблемы, возникла необходимость в данном проекте. Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи.
1.4. Новизна и педагогическая целесообразность проекта:
Новизна проекта заключается в интегративном подходе к нравственно-патриотическому воспитанию, который сочетает активные методы работы с детьми с использованием современных педагогических технологий. Проект ориентирован на развитие не только познавательной, но и эмоциональной сферы детей, стимулируя их к проявлению чувств любви, уважения, гордости за свою семью и свой дом. Педагогическая целесообразность проекта заключается в том, что он направлен на формирование у детей целостного представления о семье как важной социальной ячейке, о родном доме как о месте, где царят любовь и взаимопонимание, а также о малой родине, где они родились и живут, что способствует развитию их гражданской ответственности.
1.5. Цель: формировать нравственные основы личности ребёнка, культуры общения, взаимоотношений. Воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся о родных и близких.
Задачи:
Для детей:
1.Формировать у детей культуру взаимоотношений с близкими людьми: быть доброжелательными, приветливыми, заботливыми.
2.Воспитывать желание заботиться о них, проявлять почтение, внимание.
3.Развивать углублённые представления детей о семье, родственных отношениях.
4. Формировать представления о социальной роли каждого члена семьи.
5.Дать понятие о семейных традициях, семейных реликвиях.
6.Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческую деятельность.
7.Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
8.Дать представление и понятиях «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие».
Задачи для педагогов:
Организационные:
- Планировать и организовать образовательную деятельность в рамках проекта.
- Создавать в группе условия для активного участия детей.
- Организовывать сотрудничество с родителями в рамках проекта.
Методические:
- Разрабатывать и использовать разнообразные методы и приёмы, соответствующие возрасту детей.
- Применять современные образовательные технологии (игровые, проектные).
- Интегрировать различные образовательные области в проектную деятельность.
- Обеспечивать эмоциональный комфорт и безопасность детей.
- Осуществлять диагностику, анализ и оценку результатов проекта.
Задачи для родителей:
Практические:
- Сотрудничать с педагогами в реализации проекта.
- Предоставлять информацию о своей семье, истории, традициях, реликвиях, фотографиях.
- Поддерживать совместную деятельность в рамках проекта с детьми.
- Создавать дома атмосферу, способствующую развитию любви и уважения к членам семьи.
Образовательные:
- Приобщать детей к семейным делам и традициям.
- Рассказывать детям о своей семейной истории.
- Поощрять детей в проявлении любви и заботы к членам семьи.
- Воспитывать у детей уважение к старшему поколению.
- Поддерживать развитие у детей навыков общения, творческих способностей и познавательной активности в отношении семьи и истории своего рода.
Участники: дети, родители, воспитатели.
Ожидаемые результаты: дети научатся рассказывать о своей семье, своём доме, называть членов семьи, описывать семейные традиции, выражать свои чувства по отношению к близким, проявлять интерес к истории своего дома и родного края.
Выход темы (продукт):
-Многофункциональное дидактическое пособие «Шкатулка- «Семейные ценности»;
-Круги Луллия (семейные традиции);
-Кубики Блума;
-Генеалогическое дерево семьи;
-Герб семьи;
- Консультации для родителей «Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка»
-Анкетирование родителей по теме «Семейные традиции»;
Методы и приёмы:
- организационные;
- мотивирующие;
- словесные;
- игровые;
- наглядные.
- наглядно-действенные приемы
Принципы реализации проекта:
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип систематичности и последовательности;
1.6. Основные принципы работы в рамках проекта:
- Принцип системности и последовательности. Все этапы проекта логически связаны между собой, каждый последующий этап основывается на предыдущем с постепенным расширением и углублением знаний и представлений детей о семье.
-Принцип активности и самостоятельности. Дети активно участвуют в процессе создания продуктов проекта, проявляя инициативу и творчество.
-Принцип интеграции. Использование различных видов деятельности (игры, рисование, чтение, обсуждение) для достижения целей проекта.
-Принцип сотрудничества. Взаимодействие педагогов, детей, родителей и соцпартнёров с целью создания единого образовательного пространства для достижения общих целей.
- Принцип личностно-ориентированного подхода: учет индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
- Принцип наглядности и доступности: использование наглядных материалов, соответствующих возрасту детей, доступность информации и заданий.
1.7. Педагогические технологии:
Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий:
Личностно-ориентированная технология обучения и воспитания: обеспечение комфортных условий ребёнку в семье и дошкольном учреждении, предоставление возможности ребёнку для самореализации в игре. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребёнка, её самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании;
индивидуального подхода- воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная методика позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников;
здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковые гимнастики, подвижные и спортивные игры, гимнастика (для глаз, дыхательная), динамические паузы, релаксация, закаливания, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье);
технология проектной деятельности одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее;
технология исследовательской деятельности; знакомство с историей своего рода; предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей;
в современном мире при всем нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видео просмотры, подбирается иллюстративный материал (сканирование, интернет, презентация); дополнительный познавательный материал к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий; оформление групповой документации по проекту; создание презентации в программе PowerPoint для повышения эффективности с детьми совместной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
1.8. Условия реализации проекта
Создание условий для реализации проекта должно обеспечить развитие личности ребёнка в сфере социально-коммуникативного развития на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и к другим людям.
Построение предметно-развивающей среды в ДОУ основано на методических рекомендациях для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования» О.А.Карабанова, Э.Ф.Алиева, О.Р.Радионова и др.М.: ФИРО,2014
Психолого-педагогические условия |
Для успешной реализации проекта обеспечены психолого-педaгогические условия. Это уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности через реализацию намеченных мероприятий. Проект соответствует возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитание детей через вовлечение в совместную деятельность с детьми. |
Материально – техническое обеспечение проекта |
- выставка детских рисунков «При матери добро, при солнышке тепло», посвящённая Дню матери. - выставка детских рисунков к Дню отца - интерактивная игра «Угадай семейную традицию». - интерактивная игра с Кубиком Блума «Семья» - интерактивная игра «Моя семья» - Многофункциональное дидактическое пособие Шкатулка «Семейные ценности» - картотека видеоматериалов и слайдовых презентаций; - картотека игр и сказок: - альбомы предметных картин (игрушки, семья) - атрибуты для игр (фигурки людей, животных, птиц); - папки сюжетных картинок (Моя семья, мой город, моя малая Родина) - д \и: «Назови одним словом» -дидактические пособия: «Загадки», «Скороговорки», «Фонетическая зарядка», «Потешки» -атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Библиотека», «Магазин», «Кафе», «Тур поход». -интерактивная доска -бумага, краски, карандаши, фломастеры, пластилин, ножницы, клей, ватман -фотографии -книжный уголок (литература о семье, о родном крае) - генеалогическое дерево семей - гербы семей |
Ожидаемые результаты проекта:
- Сформировать представления о семье, её составе, родственных связях, традициях.
- Понимают важности семейных ценностей и уважительное отношение к близким.
- Эмоционально открыты, способны выражать свои чувства и эмоции.
- Развивать коммуникативные навыки, умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.
- Проявлять интерес к истории своей семьи и малой родины.
- Активно участвовать в проектной и творческой деятельности.
1.9. Этапы реализации проекта:
Работа по теме выстроена поэтапно.
Этапы реализации проекта. |
1 этап: Подготовительный этап Этап Подготовительный - детальное планирование работы по проекту, определяются технологии, способствующие реализации проекта, готовятся материалы, оборудование, информационный и наглядный материал для организации и оснащения проекта; создаётся фонд методической и художественной литературы, пословиц и поговорок; дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр и т.д. 1.Определение темы и цели проекта. 2. Сбор информации и материалов по теме проекта. 3. Подготовка плана реализации проекта. 4. Информирование родителей о проекте и их вовлечение в совместную работу. 5.Создание необходимых условий для реализации проекта. 6.Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала. |
2 этап: Основной этап Этап Основной - в течение данного этапа осуществляется непосредственно реализация плана проекта (организация взаимодействия с детьми и родителями), разрабатываются методические материалы (конспекты бесед, занятий, сценарии праздников, творческие задания для родителей и детей, дидактические игры, рекомендации), проводятся развлечения, чтение художественной литературы, игровая и художественно-продуктивная деятельность; подводятся промежуточные результаты реализации проекта. 1. Проведение цикла занятий. 2. Консультации с родителями. 3. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью. |
3 этап: Заключительный этап Этап заключительный - сбор полученного материала по проекту. На последнем этапе обобщается и систематизируется накопленный опыт по теме проекта. 1. Подведение итогов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными. 2. Презентация проекта «Моя семья – моё богатство»: 3. Выставка детских рисунков «Моя семья – моё богатство». 4. Обработка и оформление материалов проекта. 5. Выставка «Генеалогическое дерево семьи». 6. Выставка «Герб семьи» 7. Пособие «Шкатулка – «Семейные ценности» 8. Рабочая тетрадь-«Дружная семья» (для закрепление пройденного материала). |
Перспективное планирование работы с детьми среднего возраста по данной теме (в таблице):
Месяц/ Сентябрь | Работа с детьми | Работа с родителями |
2 неделя | -Беседы о семье, её составе, родственных связях, -Рассматривание фото, -Дид. игры «Кто где живёт», -«Мама, папа, я» -Просмотр мультфильма «Аленький цветочек» | Индивидуальные беседы: Обсуждение с родителями особенностей их семей, традиций. |
3 неделя | -Пословицы и поговорки о семье. -Пальчиковые игры: «Семья», -Сказка: «Волк и семеро козлят», -Рисование «Моя семья» -Просмотр мультфильма «Лягушонок ищет папу» -Интерактивная игра «Угадай семейную традицию», | Домашнее задание: принести семейные фотографии, рассказать детям о членах семьи. |
4 неделя | -Беседа «Хочу быть похожей на маму» -Лепка «Семья матрёшек» -Конструирование, - Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино» -Игра «Папины помощники» | Консультация: «Роль мамы в жизни ребёнка». |
Октябрь | Работа с детьми | Работа с родителями |
1 неделя | -Беседа, -Рассматривание фотографий, -Игра «Угадай бабушку», -Рассказы о бабушках и дедушках -Просмотр мультфильма «Просто супер-Семейка» | Попросить помочь детям составить небольшой рассказ о маме, выучить стихотворение или песню. |
2 неделя | -Беседа, -рассматривание иллюстраций, -конструирование «Мой дом», -Аппликация «Моя семья» -игра «Кто где живёт?» -Слушание музыки П. И. Чайковский «Болезнь куклы» -Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности» | - Посмотреть мультфильм: «Что такое хорошо и что такое плохо» - Беседа после просмотра |
3 неделя | -Сюжетно-ролевые игры «Дочки матери» -Чтение стихотворения Е.Благинина «Посидим в тишине». -Игры с куклами «Семья обедает», «Семья отдыхает», -Просмотр мультфильма «Мешок яблок» -Рисование портрет папы, -Составление рассказа по картинке -Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности» | Домашнее задание: провести вечер с детьми, играя в настольные игры или читая книги. |
4 неделя | -Беседа, -Рассматривание фотографий и видео, -Разучивание стихов о родном городе, -Просмотр мультфильма «Мама для мамонтёнка» -Дидактическая игра «Узнай свой город» -Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности» -Работа в Рабочей тетради «Дружная семья» | Домашнее задание: обсудите с детьми, какой у них дом, какие в нём есть комнаты, чем они там занимаются. |
Ноябрь | Работа с детьми | Работа с родителями |
1 неделя | -Беседа, -Рассказы родителей (по возможности), -Составление книги «Семейные традиции», -Дидактическая игра «Угадай традицию» -Просмотр мультфильма «Каникулы Бонифация» -Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности» | Домашнее задание: попросить детей помочь в выполнении простых домашних обязанностей. |
2 неделя | -Сказка «Гуси лебеди». -Пальчиковая игра «Семья». -Подготовка к театрализованному представлению, -Репетиции, -Оформление сцены -Аппликация «Подарок маме» -Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности» -Работа в Рабочей тетради «Дружная семья» | Анкета: “Какие традиции есть в вашей семье”. |
3 неделя | -Совместные игры, -Чтение художественной литературы, -Подведение итогов проекта -Театрализованное представление «Семейный праздник». -Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности» -Мастер-класс для родителей «Как использовать пособие «Шкатулка- «Семейные ценности» | Домашнее задание: рассказать детям о семейных традициях, подготовить с детьми рассказ об одной из традиций |
4 неделя | -Чтение художественной литературы на тему: сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». -Рассматривание иллюстраций разных домов. -Конструирование «Мой дом». -Лепка «Мой кот» -Просмотр мультфильма «Волк и телёнок» -Интерактивная игра «Угадай семейную традицию», -Игры с куклами на тему «Семья дома». -Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности» -Работа в Рабочей тетради «Дружная семья» | Экскурсия: «По знакомым местам» (прогулка по микрорайону детского сада). |
Декабрь | Работа с детьми | Работа с родителями |
1 неделя | -Беседа, игра «Назови своё имя», -Экскурсия по детскому саду. -Беседы о доме, о том, как в нём живут и любят друг друга. -Просмотр мультфильма «Высокая гора» -Аппликация «Уютный дом». -Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности» | Домашнее задание: прогуляться с детьми по городу, осмотреть достопримечательности, рассказать историю любимых мест. |
2 неделя | -Беседы о родном городе, его достопримечательностях. -Просмотр фотографий и видеоматериалов о родном крае. -Разучивание стихов и песен о Родине. -Интерактивная игра «Угадай семейную традицию», -Создание коллективного плаката «Мой родной край». -Чтение стихов -Интерактивная игра с Кубиком Блума «Семья» -Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности» | Домашнее задание: познакомить детей с элементами народной культуры, разучить потешки, поговорки, поиграть в народные игры. |
3 неделя | -Сюжетно-ролевая игра «Магазин», -Дидактическая игра «Чьи детки?» -Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая». -Подготовка презентации “Мой род”. -Лепка «Корзинка с фруктами» -Интерактивная игра с Кубиком Блума «Семья» -Подготовка к театрализованному представлению. -Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности» | Домашнее задание: помочь детям подготовить новогодние подарки для семьи и друзей. |
4 неделя | -Беседа о семье на основе обсуждения рассказа Л. Толстого «Косточка» -Интерактивная игра «Моя семья» -Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности» -Работа мнемотаблице по сказкам, -Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев» -Работа в Рабочей тетради «Дружная семья» | Домашнее задание: подготовить семейные фотографии и небольшие рассказы о проекте. |
Январь | Работа с детьми | Работа с родителями |
2 неделя | -Рассматривание энциклопедий. -Чтение художественной литературы -Проговаривание потешек про семью. -Чтение стихов о маме, бабушке, сказки: «Курочка ряба» -Сюжетно-ролевая игра «Дочки матери» | Составление генеалогического древа |
3 неделя | -Беседа «Сердце семьи» -Разгадывание загадок про семью -Работа по мнемотаблице по разучиванию стихов «Моя мама» -Дидактическая игра «Маленькие помощники» -Просмотр мультфильма «Король лев» -Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности» | Подборка фотографий для альбома «Семья и семейные традиции» Фотоконкурс любимое Новогоднее блюдо моей семьи |
4 неделя | -Беседа «Странички семейного альбома» -Дидактическая игра «Кто главный?» -Просмотр мультфильма «Жихарка» -Чтение художественной литературы. -Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности» | Участие в конкурсе рисунков по теме «Моя семья»; |
5 неделя | -Беседа «Наша дружная семья» -Дидактическая игра «Кто где живёт?» -Просмотр мультфильма «Волк и семеро козлят» -Пословицы и поговорки о семье. -Прослушивание аудиозаписей и песенок о маме, папе, дедушке и бабушке. -Кукольный спектакль "Маша и медведь" -Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности» -Работа в Рабочей тетради «Дружная семья» | Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту». |
Февраль | Работа с детьми | Работа с родителями |
1 неделя | -Беседа по пословицам (на ковре) -Дидактическая игра «Назови ласково» -Просмотр мультфильма «Умка» -Пословицы и поговорки о семье. -Чтение художественной литературы. -Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности» | Индивидуальные семейные консультации. |
2 неделя | -Беседа «Семья глазами ребенка» -Дидактическая игра «Вежливые слова» -Просмотр мультфильма «Приключения Малыша Гиппопо» -Составление рассказа: «С кем я живу?». -Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности» | Консультации «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной» |
3 неделя | -Беседа «Беседа о маме» -Дидактическая игра «Доброе слово» -Просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон» -Чтение художественной литературы. -Дидактические игры: «Домашний труд» -Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности» | Рассказы родителей о своей профессии. |
4 неделя | -Беседа «Мама, мамочка моя!» -Дидактическая игра «Дружная семья» -Чтение стихотворений: Н.Майданик «Вместе с бабушкой» -Русская народная сказка «Три медведя» -Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности» -Работа в Рабочей тетради «Дружная семья» | Домашнее задание: попросить детей помочь в выполнении простых домашних обязанностей. |
Март | Работа с детьми | Работа с родителями |
1 неделя | -Беседа «Семьи большие и маленькие» -Дидактическая игра «Собери портрет» -рассматривание семейных альбомов, -Просмотр мультфильма «Винни пух» -Пословицы и поговорки о семье. -Чтение художественной литературы. -Лепка: «Печенье для родных к чаю» -Чтение стихотворений: Р. Гамзатова «Про дедушку», -Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности» | Домашнее задание: провести вечер с детьми, играя в настольные игры или читая книги. |
2 неделя | -Беседа «Что такое традиции и традиции моей семьи» -Дидактическая игра «Что мы делаем?» -Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин». -Просмотр мультфильма «Бременские музыканты» -Рисование с детьми «Моя семья» -Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности» | Стендовая информация: «ребенок и компьютер». |
3 неделя | -Беседа «Наша дружная семья» -Дидактическая игра «Запоминаем имена близких родственников». -Настольные игры: «Найди маму», «Найди папу», «Чей малыш?». -Просмотр мультфильма «Крокодил Гена» -Интерактивная игра «Моя семья» -Д\И Лото для детей «Кем быть» -Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности» | Памятки для родителей о трудовом воспитании младших дошкольников «обязанности каждого в семье», «защитим детей вместе» (о правах ребенка) |
4 неделя | -Чтение художественной литературы. -Дидактическая игра «Как мы помогаем родным» -Просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда» -Театрализованная деятельность по сказке «Репка». -Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности» -Работа в Рабочей тетради «Дружная семья» | Консультации для родителей «Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка» |
Апрель | Работа с детьми | Работа с родителями |
1 неделя | -Разгадывание загадок про семью -Дидактическая игра «Кто, кем приходится» -Просмотр мультфильма «Мойдодыр» -Рисование: «Красивый платок для бабушки» -Составление рассказа по пентаграмме на тему: «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку). -Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности» | Индивидуальные семейные консультации. |
2 неделя | -Просмотр мультфильма «Чипполино» -Дидактическая игра «Родство» -Настольно-печатные игры «Мой дом» -Рассказы детей о семье. -Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности» | Консультации «Помогаем детям вместе» |
3 неделя | -Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи -Дидактическая игра «С кем я живу» -Просмотр мультфильма «Приключения Буратино» -Чтение художественной литературы. -Пальчиковые игры «Моя дружная семья» -Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности» | Консультация для родителей «Семья и семейные ценности» |
4 неделя | - Пословицы и поговорки о семье. -Дидактическая игра «Пожарные» -Просмотр мультфильма «Летучий корабль» -Разучивание стихотворения М. Садовского «Вот бы как мама» -Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Дом». -Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности» -Работа в Рабочей тетради «Дружная семья» | Презентация семейного герба. |
Май | Работа с детьми | Работа с родителями |
1 неделя | - Интерактивная игра «Моя семья» -Чтение художественной литературы. -Дидактическая игра «Моя семья» -Строительные игра «Мебель для дома». -Подвижная игра «Кувшин доброты». -Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности» | Домашнее задание: подготовить семейные фотографии и небольшие рассказы о проекте. |
2 неделя | -Разгадывание загадок про семью -Дидактическая игра «Где, кто работает?» -Рассказы детей о семье -Пословицы и поговорки о семье. -Пальчиковые игры: «Дружная семейка», «Братцы». -Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности» -Работа в Рабочей тетради «Дружная семья» | Консультация "Моя семья - что может быть дороже!" |
3 неделя | -Выставка детских работ и семейных альбомов. -Театрализованное представление «Семейный праздник». -Подведение итогов проекта, анализ полученных результатов. -Презентация проекта. | Анкетирование родителей «Семейные традиции» |
1.11. Формы работы:
с родителями
- индивидуальная работа,
- консультации,
- беседы,
- анкетирование.
с детьми:
Дети:
-Рабочая тетрадь «Дружная семья»
- Пособие «Шкатулка – «Семейные ценности»
- Круги Луллия
- Кубики Блума
- интерактивная игра «Угадай семейную традицию»,
- интерактивная игра с Кубиком Блума «Семья»
- интерактивная игра «Моя семья»
- подборка литературного материала,
- картотеки игр и упражнений,
-сказки,
-рассказы,
-мнемотаблицы по сказкам,
-атрибуты к сюжетно-ролевым играм,
-разнообразные виды театра,
-дидактические куклы,
-дидактические игры,
-альбомы с иллюстрациями семьи для рассматривания,
-ИКТ,
-методический материал (планирование работы, конспекты занятий) и т.д.
1.12. Риски и пути преодоления рисков
Риск: Пассивность родителей.
Пути преодоления: индивидуальные беседы, анкетирование, родительские собрания, привлечение родителей к организации мероприятий, использование социальных сетей для общения, поощрение и благодарность за участие.
Риск: Сложности в выражении чувств детьми.
Пути преодоления: использование игровых технологий, арт-терапии, создание доверительной атмосферы, индивидуальный подход, поощрение и поддержка детей.
Риск: Недостаток материального обеспечения.
Пути решения: привлечение родителей к сбору материалов, использование подручных материалов, взаимопомощь между педагогами.
Риск: Недостаточный уровень развития речи у некоторых детей.
Пути преодоления: индивидуальная работа, игры на развитие речи, использование наглядных материалов, стимулирование рассказывания.
Риск: Недостаточный интерес детей.
Пути преодоления: разнообразие форм и методов работы, создание эмоционально привлекательной атмосферы, индивидуальный подход, вовлечение детей в процесс планирования проекта.
1.13. Полученный результат:
Исходя из проведённой работы, были получены следующие результаты:
- Сформированность представлений о семье, её составе, родственных связях, традициях.
- Понимание важности семейных ценностей и уважительное отношение к близким.
- Эмоциональная открытость, способность выражать свои чувства и эмоции.
- Коммуникативные навыки, умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.
- Проявление интереса к истории своей семьи и малой родины.
- Активное участие в проектной и творческой деятельности.
1.14. Результаты деятельности:
В результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, праздник, совместная деятельность детей и родителей мы получили положительный результат. У детей повысились знания о семье, родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проходимых в детском саду.
За время реализации проекта «Моя семья – моё богатство» уровень знаний детей о семье значительно повысится. Дети узнают больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Верится, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей.
Взаимодействие с семьей в соответствии с ФГОС позволило обеспечить оптимальные условия для осуществления образовательной деятельности в условиях ДОУ, где родители, становясь активными участниками общественной жизни и процесса обучения своих детей, чувствуют себя хорошими мамами и папами, поскольку вносят свой вклад и приобретают все новые умения.
Список литературы:
- Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Средняя группа. 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России: Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
- Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников» М Сфера 2003.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
- Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Ушакова О.С. «Знакомство с литературой детей 3 -5 лет» - Москва: Сфера, 2009.
11. Презентации, видеоматериалы о семье, доме, родном городе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей раннего развития «Моя семья»
Семья – источник вдохновенья,Где рядом взрослые и дети.В семье от всех невзгод спасенье.Здесь друг за друга все в ответе....

Познавательно-творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей под-готовительной группы "Мы живем в России"
Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и куль...

«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»
Сообщение на педсовете по теме«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей во второй младшей группе «Моя семья, мой дом». для детей 3-4 лет.
Данный материал представлен в помощь педагогам по нравственно-патриотическому воспитанию детей 3-4 лет....

Познавательно-творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Край, в котором мы живем» для детей старшего дошкольного возраста
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу, родно...

Познавательно-творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы "Мы живем в России"
Познавательно-творческий проектпо нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы"Мы живем в России"«Человеку никак нельзя жить без Родины,как нельзя жить без ...
Познавательно-творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Русь 100 лет назад или шаг в прошлое»
Повышение интереса детей к культурным традициям русского народа, его прошлому....



