Познавательно-творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя семья – моё богатство» для детей от 4 до 5 лет
проект (средняя группа)

Максудова Умзахра Ибравовна

Важным фактором личностного развития ребёнка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми. В первую очередь – с родителями. «Семья – это цветок, который надо холить, лелеять, любить. Основа хорошего, яркого детства, обучение житейским мудростям, основанным на житейских заповедях». Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека. О семейных традициях и их развитии в современных условиях.

     Проект направлен на формирование у детей ценностного отношения к семье, осознание её значимости в жизни каждого человека, воспитание чувства любви и уважения к близким, а также развитие интереса к истории своей семьи и родного края. Проект предусматривает интеграцию различных видов детской деятельности – игровой, познавательной, творческой, коммуникативной – и опирается на активное вовлечение детей, педагогов и родителей в совместную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_semya_-moyo_bogatstvo_dorabotat.docx1022.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 Рябинка»

   

Picture background

Познавательно-творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«Моя семья – моё богатство» для детей от 4 до 5 лет

Picture background

Разработала воспитатель:

Максудова У.И.

г.Мегион 2024

Содержание

1.

Информационная карта проекта

2

2.

Введение

3

3.

Актуальность проекта

3

4.

Проблема

4

5.

Новизна и педагогическая целесообразность проекта

4

6.

Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты проекта

4

7.

Основные принципы работы в рамках проекта

6

8.

Педагогические технологии:

6

9.

Условия реализации проекта

7

10.

Этапы реализации проекта программы

8

11.

Перспективное планирование работы с детьми среднего возраста по данной теме   

9

12.

Виды совместной деятельности с детьми и формы работы

14

13.

Риски и пути преодоления рисков

15

14.

Полученный результат

15

16.

Результаты деятельности по реализации проекта

16

17.

Список литературы

21

Приложение №1 Конспекты организованной образовательной деятельности

Приложение № 2 Дидактические игры на тему семья

Приложение № 3 Загадки про семью для детей от 4 до 5 лет с ответами

Приложение № 4 Картотека бесед на тему Семья

Приложение№ 5 Анкета для родителей «Семейные традиции»

Приложение№ 6 Консультации для родителей «Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка». Консультация для родителей «Семья и семейные ценности»

Приложение№7 Мнемотаблица «Моя семья»

Приложение№8 Картотека мнемотаблиц для заучивания стихотворений

Приложение№9 Рабочая тетрадь «Дружная семья» для детей и родителей

 

Приложение№10 Диагностика

Информационная карта проекта

Название проекта

«Моя семья и мой родной дом» для детей 4-5 лет

Тип проекта

познавательно-творческий

Вид проекта

Долгосрочный

По количеству детей, вовлечённых в проект

Групповой

Форма проведения

Дневная (совместная образовательная деятельность)

По уровню контактов

На уровне образовательного учреждения

Нормативно-правовое обеспечение

Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)

Конвенция о правах ребёнка (одобрена ООН 20.11.1989)

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «ДС №2 «Рябинка»

Цели

- формировать нравственные основы личности ребёнка, культуры общения, взаимоотношений. Воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся о родных и близких.

Задачи

1.Формировать у детей культуру взаимоотношений с близкими людьми: быть доброжелательными, приветливыми, заботливыми.

2.Воспитывать желание заботиться о них, проявлять почтение, внимание.

3.Развивать углублённые представления детей о семье, родственных отношениях.

4. Формировать представления о социальной роли каждого члена семьи.

5.Дать понятие о семейных традициях, семейных реликвиях.

6.Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.

7.Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

8.Дать представление и понятиях «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие».

Структура и срок реализации проекта

Срок реализации: с сентября по май

1.Подготовительный этап: 1 месяц

2.Основной этап.

Срок реализации: 7 месяцев

3.Заключительный: 1 месяц

Срок реализации: сентябрь-май 2025

Составитель проекта

Максудова У.И. воспитатель

«Задача воспитания – пробудить внимание к духовной жизни…Если наш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведёт себя отлично, но в нём не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному – вы не достигли цели воспитания.»

К.Д.Ушинский

1.1. Введение

Важным фактором личностного развития ребёнка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми. В первую очередь – с родителями. «Семья – это цветок, который надо холить, лелеять, любить. Основа хорошего, яркого детства, обучение житейским мудростям, основанным на житейских заповедях». Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека. О семейных традициях и их развитии в современных условиях.

     Проект направлен на формирование у детей ценностного отношения к семье, осознание её значимости в жизни каждого человека, воспитание чувства любви и уважения к близким, а также развитие интереса к истории своей семьи и родного края. Проект предусматривает интеграцию различных видов детской деятельности – игровой, познавательной, творческой, коммуникативной – и опирается на активное вовлечение детей, педагогов и родителей в совместную работу.

 

1.2. Актуальность:

      В современном обществе наблюдается тенденции к ослаблению семейных связей, утрате многих традиционных ценностей. Поэтому именно в дошкольном возрасте важно заложить основы понимания ценности семьи, уважения к её членам и истории. Проект «Моя семья – моё богатство» направлен на воспитание у детей осознания своей принадлежности к семье, формирование чувства гордости за своих близких, а также приобщение к культуре и традициям своего народа, что является важной составляющей патриотического воспитания.

   Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В её позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

     Проблемы семьи находятся в центре внимания педагогики, психологии, социологии, этнографии, культурологии. Семья – первейшая ступень овладения ребёнком родным языком, который является и средством, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребёнка, формирует его как развитую личность. Именно в семье закладываются первые представления ребёнка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге.

    Семья своими ценностями ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребёнка к его будущей семейной жизни. Но общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости.

    С целью изучения семей воспитанников, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с детьми и их семьями, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка у нас появилась идея: создать проект «Моя семья – моё богатство».

    Метод проекта «Моя семья – моё богатство» даёт возможность сделать познавательный процесс интересным и увлекательным, а детям в доступной форме усвоить предложенный материал. Проектная деятельность развивает творческие способности детей, а также учит их мыслить, делать выводы и работать командой: дети, родители, воспитатели.

1.3. Проблема:

   У детей наблюдается недостаточный уровень сформированности представлений о семье, её историй, традициях и ценностях. Дети часто не могут назвать своих родственников, не знают о семейных праздниках и обычаях. Отсутствует осознание своей роли в семье и ответственности перед близкими. Также наблюдается ограниченность знаний о своём роде и национальной культуре. Исходя из этой проблемы, возникла необходимость в данном проекте. Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи.

1.4. Новизна и педагогическая целесообразность проекта:

   

Новизна проекта заключается в интегративном подходе к нравственно-патриотическому воспитанию, который сочетает активные методы работы с детьми с использованием современных педагогических технологий. Проект ориентирован на развитие не только познавательной, но и эмоциональной сферы детей, стимулируя их к проявлению чувств любви, уважения, гордости за свою семью и свой дом. Педагогическая целесообразность проекта заключается в том, что он направлен на формирование у детей целостного представления о семье как важной социальной ячейке, о родном доме как о месте, где царят любовь и взаимопонимание, а также о малой родине, где они родились и живут, что способствует развитию их гражданской ответственности.

1.5. Цель: формировать нравственные основы личности ребёнка, культуры общения, взаимоотношений. Воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся о родных и близких.

Задачи:

 Для детей:

1.Формировать у детей культуру взаимоотношений с близкими людьми: быть доброжелательными, приветливыми, заботливыми.

2.Воспитывать желание заботиться о них, проявлять почтение, внимание.

3.Развивать углублённые представления детей о семье, родственных отношениях.

4. Формировать представления о социальной роли каждого члена семьи.

5.Дать понятие о семейных традициях, семейных реликвиях.

6.Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческую деятельность.

7.Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

8.Дать представление и понятиях «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие».

Задачи для педагогов:

Организационные:

- Планировать и организовать образовательную деятельность в рамках проекта.

- Создавать в группе условия для активного участия детей.

- Организовывать сотрудничество с родителями в рамках проекта.

Методические:

- Разрабатывать и использовать разнообразные методы и приёмы, соответствующие возрасту детей.

- Применять современные образовательные технологии (игровые, проектные).

- Интегрировать различные образовательные области в проектную деятельность.

- Обеспечивать эмоциональный комфорт и безопасность детей.

- Осуществлять диагностику, анализ и оценку результатов проекта.

Задачи для родителей:

Практические:

- Сотрудничать с педагогами в реализации проекта.

- Предоставлять информацию о своей семье, истории, традициях, реликвиях, фотографиях.

- Поддерживать совместную деятельность в рамках проекта с детьми.

- Создавать дома атмосферу, способствующую развитию любви и уважения к членам семьи.

Образовательные:

- Приобщать детей к семейным делам и традициям.

- Рассказывать детям о своей семейной истории.

- Поощрять детей в проявлении любви и заботы к членам семьи.

- Воспитывать у детей уважение к старшему поколению.

- Поддерживать развитие у детей навыков общения, творческих способностей и познавательной активности в отношении семьи и истории своего рода.

Участники: дети, родители, воспитатели.

Ожидаемые результаты: дети научатся рассказывать о своей семье, своём доме, называть членов семьи, описывать семейные традиции, выражать свои чувства по отношению к близким, проявлять интерес к истории своего дома и родного края.

Выход темы (продукт):

-Многофункциональное дидактическое пособие «Шкатулка- «Семейные ценности»;

-Круги Луллия (семейные традиции); 

-Кубики Блума;

-Генеалогическое дерево семьи;

-Герб семьи;

- Консультации для родителей «Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка»

-Анкетирование родителей по теме «Семейные традиции»;

Методы и приёмы:

- организационные;

- мотивирующие;

- словесные;

- игровые;

- наглядные.

- наглядно-действенные приемы

Принципы реализации проекта:

- принцип наглядности;

- принцип доступности;

- принцип систематичности и последовательности;

1.6. Основные принципы работы в рамках проекта:

     - Принцип системности и последовательности. Все этапы проекта логически связаны между собой, каждый последующий этап основывается на предыдущем с постепенным расширением и углублением знаний и представлений детей о семье.

-Принцип активности и самостоятельности. Дети активно участвуют в процессе создания продуктов проекта, проявляя инициативу и творчество.

-Принцип интеграции. Использование различных видов деятельности (игры, рисование, чтение, обсуждение) для достижения целей проекта.

-Принцип сотрудничества. Взаимодействие педагогов, детей, родителей и соцпартнёров с целью создания единого образовательного пространства для достижения общих целей.

- Принцип личностно-ориентированного подхода: учет индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

- Принцип наглядности и доступности: использование наглядных материалов, соответствующих возрасту детей, доступность информации и заданий.

1.7. Педагогические технологии:

Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий:

Личностно-ориентированная технология обучения и воспитания: обеспечение комфортных условий ребёнку в семье и дошкольном учреждении, предоставление возможности ребёнку для самореализации в игре. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребёнка, её самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании;

индивидуального подхода- воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная методика позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников;

здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковые гимнастики, подвижные и спортивные игры, гимнастика (для глаз, дыхательная), динамические паузы, релаксация, закаливания, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье);

технология проектной деятельности одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее;

технология исследовательской деятельности; знакомство с историей своего рода; предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей;

в современном мире при всем нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видео просмотры, подбирается иллюстративный материал (сканирование, интернет, презентация); дополнительный познавательный материал к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий; оформление групповой документации по проекту; создание презентации в программе PowerPoint для повышения эффективности с детьми совместной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

1.8. Условия реализации проекта

        Создание условий для реализации проекта должно обеспечить развитие личности ребёнка в сфере социально-коммуникативного развития на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и к другим людям.

       Построение предметно-развивающей среды в ДОУ основано на методических рекомендациях для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования» О.А.Карабанова, Э.Ф.Алиева, О.Р.Радионова и др.М.: ФИРО,2014

Психолого-педагогические условия

Для успешной реализации проекта обеспечены психолого-педaгогические условия. Это уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности через реализацию намеченных мероприятий.

Проект соответствует возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитание детей через вовлечение в совместную деятельность с детьми.

Материально – техническое обеспечение проекта

- выставка детских рисунков «При матери добро, при солнышке тепло», посвящённая Дню матери.

- выставка детских рисунков к Дню отца

- интерактивная игра «Угадай семейную традицию».

- интерактивная игра с Кубиком Блума «Семья»

- интерактивная игра «Моя семья»

- Многофункциональное дидактическое пособие Шкатулка «Семейные ценности»

- картотека видеоматериалов и слайдовых презентаций;

- картотека игр и сказок:

- альбомы предметных картин (игрушки, семья) 

- атрибуты для игр (фигурки людей, животных, птиц);

- папки сюжетных картинок (Моя семья, мой город, моя малая Родина)

- д \и: «Назови одним словом»

-дидактические пособия: «Загадки», «Скороговорки», «Фонетическая зарядка», «Потешки»

-атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Библиотека», «Магазин», «Кафе», «Тур поход».

-интерактивная доска

-бумага, краски, карандаши, фломастеры, пластилин, ножницы, клей, ватман

-фотографии

-книжный уголок (литература о семье, о родном крае)

- генеалогическое дерево семей

- гербы семей

Ожидаемые результаты проекта:

- Сформировать представления о семье, её составе, родственных связях, традициях.

- Понимают важности семейных ценностей и уважительное отношение к близким.

- Эмоционально открыты, способны выражать свои чувства и эмоции.

- Развивать коммуникативные навыки, умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.

- Проявлять интерес к истории своей семьи и малой родины.

- Активно участвовать в проектной и творческой деятельности.

1.9. Этапы реализации проекта:

Работа по теме выстроена поэтапно.

Этапы реализации проекта.

1 этап: Подготовительный этап

Этап Подготовительный   -   детальное планирование работы по проекту, определяются технологии, способствующие реализации проекта, готовятся материалы, оборудование, информационный и наглядный материал для организации и оснащения проекта; создаётся фонд   методической и художественной литературы, пословиц и поговорок; дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр и т.д.

1.Определение темы и цели проекта.

2. Сбор информации и материалов по теме проекта.

3. Подготовка плана реализации проекта.

4. Информирование родителей о проекте и их вовлечение в совместную работу.

5.Создание необходимых условий для реализации проекта.

6.Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
7. Разработка конспектов, составление перспективного плана, создание развивающей среды по данному проекту.

2 этап: Основной этап

Этап Основной - в течение данного этапа осуществляется непосредственно реализация плана проекта (организация взаимодействия с детьми и родителями), разрабатываются методические материалы (конспекты бесед, занятий, сценарии праздников, творческие задания для родителей и детей, дидактические игры, рекомендации), проводятся развлечения, чтение художественной литературы, игровая и художественно-продуктивная деятельность; подводятся промежуточные результаты реализации проекта.

1. Проведение цикла занятий.

2. Консультации с родителями.

3. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

3 этап: Заключительный этап

Этап заключительный - сбор полученного материала по проекту. На последнем этапе обобщается и систематизируется накопленный опыт по теме проекта.

  1. Подведение итогов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными.

  2. Презентация проекта «Моя семья – моё богатство»:

  3. Выставка детских рисунков «Моя семья – моё богатство».

4. Обработка и оформление материалов проекта.

5. Выставка «Генеалогическое дерево семьи».

6. Выставка «Герб семьи»

7. Пособие «Шкатулка – «Семейные ценности»

8. Рабочая тетрадь-«Дружная семья» (для закрепление пройденного материала).

Перспективное планирование работы с детьми среднего возраста по данной теме (в таблице): 

Месяц/

Сентябрь

Работа с детьми

Работа с родителями

2 неделя

-Беседы о семье, её составе, родственных связях,

-Рассматривание фото,

-Дид. игры «Кто где живёт»,

-«Мама, папа, я»

-Просмотр мультфильма «Аленький цветочек»

Индивидуальные беседы: Обсуждение с родителями особенностей их семей, традиций.

3 неделя

-Пословицы и поговорки о семье.

-Пальчиковые игры: «Семья»,

-Сказка: «Волк и семеро козлят»,

-Рисование «Моя семья»

-Просмотр мультфильма «Лягушонок ищет папу»

-Интерактивная игра «Угадай семейную традицию»,

Домашнее задание: принести семейные фотографии, рассказать детям о членах семьи.

4 неделя

-Беседа «Хочу быть похожей на маму»

-Лепка «Семья матрёшек»

-Конструирование,

- Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино»

-Игра «Папины помощники»

Консультация: «Роль мамы в жизни ребёнка».

Октябрь

Работа с детьми

Работа с родителями

1 неделя

-Беседа,

-Рассматривание фотографий,

-Игра «Угадай бабушку»,

-Рассказы о бабушках и дедушках

-Просмотр мультфильма «Просто супер-Семейка»

Попросить помочь детям составить небольшой рассказ о маме, выучить стихотворение или песню.

2 неделя

-Беседа,

-рассматривание иллюстраций, -конструирование «Мой дом»,

-Аппликация «Моя семья»

-игра «Кто где живёт?»

-Слушание музыки П. И. Чайковский «Болезнь куклы»

-Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности»

- Посмотреть мультфильм: «Что такое хорошо и что такое плохо»                            

 - Беседа после просмотра

3 неделя

-Сюжетно-ролевые игры «Дочки матери»

-Чтение стихотворения

Е.Благинина «Посидим в тишине».

-Игры с куклами «Семья обедает»,

«Семья отдыхает»,

-Просмотр мультфильма «Мешок яблок»

-Рисование портрет папы,

-Составление рассказа по картинке

-Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности»

Домашнее задание: провести вечер с детьми, играя в настольные игры или читая книги.

4 неделя

-Беседа,

-Рассматривание фотографий и видео,

-Разучивание стихов о родном городе,

-Просмотр мультфильма «Мама для мамонтёнка»

-Дидактическая игра «Узнай свой город»

-Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности»

-Работа в Рабочей тетради «Дружная семья»

Домашнее задание: обсудите с детьми, какой у них дом, какие в нём есть комнаты, чем они там занимаются.

Ноябрь

Работа с детьми

Работа с родителями

1 неделя

-Беседа,

-Рассказы родителей (по возможности),

-Составление книги «Семейные традиции»,

-Дидактическая игра «Угадай традицию»

-Просмотр мультфильма «Каникулы Бонифация»

-Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности»

Домашнее задание: попросить детей помочь в выполнении простых домашних обязанностей.

2 неделя

-Сказка «Гуси лебеди».

-Пальчиковая игра «Семья».

-Подготовка к театрализованному представлению,

-Репетиции,

-Оформление сцены

-Аппликация «Подарок маме»

-Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности»

-Работа в Рабочей тетради «Дружная семья»

Анкета: “Какие традиции есть в вашей семье”.

3 неделя

-Совместные игры,

-Чтение художественной литературы,

-Подведение итогов проекта

-Театрализованное представление «Семейный праздник».

-Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности»

-Мастер-класс для родителей «Как использовать пособие «Шкатулка- «Семейные ценности»

Домашнее задание: рассказать детям о семейных традициях, подготовить с детьми рассказ об одной из традиций

4 неделя

-Чтение художественной литературы на тему: сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

-Рассматривание иллюстраций разных домов.

-Конструирование «Мой дом».

-Лепка «Мой кот»

-Просмотр мультфильма «Волк и телёнок»

-Интерактивная игра «Угадай семейную традицию»,

-Игры с куклами на тему «Семья дома».

-Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности»

-Работа в Рабочей тетради «Дружная семья»

Экскурсия: «По знакомым местам» (прогулка по микрорайону детского сада).

Декабрь

Работа с детьми

Работа с родителями

1 неделя

-Беседа, игра «Назови своё имя»,

-Экскурсия по детскому саду.

-Беседы о доме, о том, как в нём живут и любят друг друга.

-Просмотр мультфильма «Высокая гора»

-Аппликация «Уютный дом».

-Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности»

Домашнее задание: прогуляться с детьми по городу, осмотреть достопримечательности, рассказать историю любимых мест.

2 неделя

-Беседы о родном городе, его достопримечательностях.

-Просмотр фотографий и видеоматериалов о родном крае.

-Разучивание стихов и песен о Родине.

-Интерактивная игра «Угадай семейную традицию»,

-Создание коллективного плаката «Мой родной край».

-Чтение стихов

-Интерактивная игра с Кубиком Блума «Семья»

-Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности»

Домашнее задание: познакомить детей с элементами народной культуры, разучить потешки, поговорки, поиграть в народные игры.

3 неделя

-Сюжетно-ролевая игра «Магазин»,

-Дидактическая игра «Чьи детки?»  

-Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая».

-Подготовка презентации “Мой род”.

-Лепка «Корзинка с фруктами»

-Интерактивная игра с Кубиком Блума «Семья»

-Подготовка к театрализованному представлению.

-Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности»

Домашнее задание: помочь детям подготовить новогодние подарки для семьи и друзей.

4 неделя

-Беседа о семье на основе обсуждения рассказа Л. Толстого «Косточка»

-Интерактивная игра «Моя семья»

-Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности»

-Работа мнемотаблице по сказкам,

-Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев»

-Работа в Рабочей тетради «Дружная семья»

Домашнее задание: подготовить семейные фотографии и небольшие рассказы о проекте.

Январь

Работа с детьми

Работа с родителями

2 неделя

-Рассматривание энциклопедий.

-Чтение художественной литературы

-Проговаривание потешек про семью.

-Чтение стихов о маме, бабушке, сказки:

 «Курочка ряба»

-Сюжетно-ролевая игра «Дочки матери»

Составление генеалогического древа

3 неделя

-Беседа «Сердце семьи»

-Разгадывание загадок про семью

-Работа по мнемотаблице по разучиванию стихов «Моя мама»

-Дидактическая игра «Маленькие помощники»

-Просмотр мультфильма «Король лев»

-Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности»

Подборка фотографий для альбома «Семья и семейные традиции»

Фотоконкурс любимое Новогоднее блюдо моей семьи

4 неделя

-Беседа «Странички семейного альбома»

-Дидактическая игра «Кто главный?»

-Просмотр мультфильма «Жихарка»

-Чтение художественной литературы.

-Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности»

Участие в конкурсе рисунков по теме «Моя семья»; 

5 неделя

-Беседа «Наша дружная семья»

-Дидактическая игра «Кто где живёт?»

-Просмотр мультфильма «Волк и семеро козлят»

-Пословицы и поговорки о семье.

-Прослушивание аудиозаписей и песенок о маме, папе, дедушке и бабушке.

-Кукольный спектакль "Маша и медведь"

-Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности»

-Работа в Рабочей тетради «Дружная семья»

Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту».

Февраль

Работа с детьми

Работа с родителями

1 неделя

-Беседа по пословицам (на ковре)

-Дидактическая игра «Назови ласково»

-Просмотр мультфильма «Умка»

-Пословицы и поговорки о семье.

-Чтение художественной литературы.

-Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности»

Индивидуальные семейные консультации.

2 неделя

-Беседа «Семья глазами ребенка»

-Дидактическая игра «Вежливые слова»

-Просмотр мультфильма «Приключения Малыша Гиппопо»

-Составление рассказа: «С кем я живу?».

-Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности»

Консультации «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной»

3 неделя

-Беседа «Беседа о маме»

-Дидактическая игра «Доброе слово»

-Просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон»

-Чтение художественной литературы.

-Дидактические игры: «Домашний труд»

-Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности»

Рассказы родителей о своей профессии.

4 неделя

-Беседа «Мама, мамочка моя!»

-Дидактическая игра «Дружная семья»

-Чтение стихотворений: Н.Майданик «Вместе с бабушкой»

-Русская народная сказка «Три медведя»

-Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности»

-Работа в Рабочей тетради «Дружная семья»

Домашнее задание: попросить детей помочь в выполнении простых домашних обязанностей.

Март

Работа с детьми

Работа с родителями

1 неделя

-Беседа «Семьи большие и маленькие»

-Дидактическая игра «Собери портрет»

-рассматривание семейных альбомов,

-Просмотр мультфильма «Винни пух»

-Пословицы и поговорки о семье.

-Чтение художественной литературы.

-Лепка: «Печенье для родных к чаю»

-Чтение стихотворений: Р. Гамзатова «Про дедушку», 

-Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности»

Домашнее задание: провести вечер с детьми, играя в настольные игры или читая книги.

2 неделя

-Беседа «Что такое традиции и традиции моей семьи»

-Дидактическая игра «Что мы делаем?»

-Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».

-Просмотр мультфильма «Бременские музыканты»

-Рисование с детьми «Моя семья»

-Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности»

Стендовая информация: «ребенок и компьютер».

3 неделя

-Беседа «Наша дружная семья»

-Дидактическая игра «Запоминаем имена близких родственников».

-Настольные игры: «Найди маму», «Найди папу», «Чей малыш?».

-Просмотр мультфильма «Крокодил Гена»

-Интерактивная игра «Моя семья»

-Д\И Лото для детей «Кем быть»

-Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности»

Памятки для родителей о трудовом воспитании младших дошкольников «обязанности каждого в семье», «защитим детей вместе» (о правах ребенка)

4 неделя

-Чтение художественной литературы.

-Дидактическая игра «Как мы помогаем родным»

-Просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда»

-Театрализованная деятельность по сказке «Репка».

-Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности»

-Работа в Рабочей тетради «Дружная семья»

Консультации для родителей «Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка»

Апрель

Работа с детьми

Работа с родителями

1 неделя

-Разгадывание загадок про семью

-Дидактическая игра «Кто, кем приходится»

-Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

-Рисование: «Красивый платок для бабушки»

-Составление рассказа по пентаграмме на тему: «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку).

-Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности»

Индивидуальные семейные консультации.

2 неделя

-Просмотр мультфильма «Чипполино»

-Дидактическая игра «Родство»

-Настольно-печатные игры «Мой дом»

-Рассказы детей о семье.

-Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности»

Консультации «Помогаем детям вместе»

3 неделя

-Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи

-Дидактическая игра «С кем я живу»

-Просмотр мультфильма «Приключения Буратино»

-Чтение художественной литературы.

-Пальчиковые игры «Моя дружная семья»

-Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности»

Консультация для родителей «Семья и семейные ценности»

4 неделя

- Пословицы и поговорки о семье.

-Дидактическая игра «Пожарные»

-Просмотр мультфильма «Летучий корабль»

-Разучивание стихотворения М. Садовского «Вот бы как мама»

-Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Дом».

-Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности»

-Работа в Рабочей тетради «Дружная семья»

Презентация семейного герба.

Май

Работа с детьми

Работа с родителями

1 неделя

- Интерактивная игра «Моя семья»

-Чтение художественной литературы.

-Дидактическая игра «Моя семья»

-Строительные игра «Мебель для дома».

-Подвижная игра «Кувшин доброты».

-Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности»

Домашнее задание: подготовить семейные фотографии и небольшие рассказы о проекте.

2 неделя

-Разгадывание загадок про семью

-Дидактическая игра «Где, кто работает?»

-Рассказы детей о семье 

-Пословицы и поговорки о семье.

-Пальчиковые игры: «Дружная семейка», «Братцы».

-Игры с пособием Шкатулка- «Семейные ценности»

-Работа в Рабочей тетради «Дружная семья»

Консультация "Моя семья - что может быть дороже!"

3 неделя

-Выставка детских работ и семейных альбомов.

-Театрализованное представление «Семейный праздник».

-Подведение итогов проекта, анализ полученных результатов.

-Презентация проекта.

Анкетирование родителей «Семейные традиции»

1.11. Формы работы:

с родителями

- индивидуальная работа,

- консультации,

- беседы,

- анкетирование.

с детьми:

Дети:

-Рабочая тетрадь «Дружная семья»

- Пособие «Шкатулка – «Семейные ценности»

- Круги Луллия

- Кубики Блума

- интерактивная игра «Угадай семейную традицию»,

- интерактивная игра с Кубиком Блума «Семья»

- интерактивная игра «Моя семья»

- подборка литературного материала,

- картотеки игр и упражнений,

-сказки,

-рассказы,

-мнемотаблицы по сказкам,

-атрибуты к сюжетно-ролевым играм,

-разнообразные виды театра,

-дидактические куклы,

-дидактические игры,  

-альбомы с иллюстрациями семьи для рассматривания,

-ИКТ,

-методический материал (планирование работы, конспекты занятий) и т.д.

1.12. Риски и пути преодоления рисков

Риск: Пассивность родителей.

Пути преодоления: индивидуальные беседы, анкетирование, родительские собрания, привлечение родителей к организации мероприятий, использование социальных сетей для общения, поощрение и благодарность за участие.

Риск: Сложности в выражении чувств детьми.

Пути преодоления: использование игровых технологий, арт-терапии, создание доверительной атмосферы, индивидуальный подход, поощрение и поддержка детей.

Риск: Недостаток материального обеспечения.

Пути решения: привлечение родителей к сбору материалов, использование подручных материалов, взаимопомощь между педагогами.

Риск: Недостаточный уровень развития речи у некоторых детей.

Пути преодоления: индивидуальная работа, игры на развитие речи, использование наглядных материалов, стимулирование рассказывания.

Риск: Недостаточный интерес детей.

Пути преодоления: разнообразие форм и методов работы, создание эмоционально привлекательной атмосферы, индивидуальный подход, вовлечение детей в процесс планирования проекта.

1.13. Полученный результат:

Исходя из проведённой работы, были получены следующие результаты:

- Сформированность представлений о семье, её составе, родственных связях, традициях.

- Понимание важности семейных ценностей и уважительное отношение к близким.

- Эмоциональная открытость, способность выражать свои чувства и эмоции.

- Коммуникативные навыки, умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.

- Проявление интереса к истории своей семьи и малой родины.

- Активное участие в проектной и творческой деятельности.

1.14. Результаты деятельности:

      В результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, праздник, совместная деятельность детей и родителей мы получили положительный результат. У детей повысились знания о семье, родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проходимых в детском саду.

За время реализации проекта «Моя семья – моё богатство» уровень знаний детей о семье значительно повысится. Дети узнают больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.  Верится, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей.

      Взаимодействие с семьей в соответствии с ФГОС позволило обеспечить оптимальные условия для осуществления образовательной деятельности в условиях ДОУ, где родители, становясь активными участниками общественной жизни и процесса обучения своих детей, чувствуют себя хорошими мамами и папами, поскольку вносят свой вклад и приобретают все новые умения.

Список литературы:

  1. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Средняя группа. 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
  2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России: Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа.
  3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
  4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  5. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников» М Сфера 2003.
  6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
  7. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  8. Ушакова О.С. «Знакомство с литературой детей 3 -5 лет» - Москва: Сфера, 2009.

11.  Презентации, видеоматериалы о семье, доме, родном городе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей раннего развития «Моя семья»

Семья – источник вдохновенья,Где рядом взрослые и дети.В семье от всех невзгод спасенье.Здесь друг за друга все в ответе....

Познавательно-творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей под-готовительной группы "Мы живем в России"

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и куль...

«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»

Сообщение на педсовете по теме«Музыка и нравственно – патриотического в  воспитание в семье»...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей во второй младшей группе «Моя семья, мой дом». для детей 3-4 лет.

Данный материал представлен в помощь педагогам по нравственно-патриотическому воспитанию детей 3-4 лет....

Познавательно-творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Край, в котором мы живем» для детей старшего дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду,  родному городу, родно...

Познавательно-творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы "Мы живем в России"

Познавательно-творческий проектпо нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы"Мы живем в России"«Человеку никак нельзя жить без Родины,как нельзя жить без ...

Познавательно-творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Русь 100 лет назад или шаг в прошлое»

Повышение интереса детей к культурным традициям русского народа, его прошлому....