ООД "Тайны снега" в подготовительной группе
опыты и эксперименты (старшая группа)

Рахимова Людмила Васильевна

Ребята из группы "Эколята-дошколята" стали настоящими учеными-исследователями и изучили свойства снега для Незнайки, который никогда не видел зимы.

В своей лаборатории юные ученые опытным путем определяли, какой снег по цвету, есть ли у него запах и из чего он состоит, почему тает. Также ребята исследовали талую воду и убедились в том, что хоть снег и белый по цвету, в нем могут быть частички песка, грязи и пыли. В этом исследовании пригодились юным ученым и весы!.Опытным путем ребята определили, что легче снег или вода. 

А что может быть интереснее создания искусственного снега?! Ребята узнали, как можно сделать снег в домашних условиях. Не только узнали, но и слепили накстоящих искусственных снеговиков!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayny_snega_otkrytoe_zanyatie.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

ООД «Тайны снега».

Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со снегом.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация.

Программные задачи:

Познавательная:

- расширять представления детей о свойствах снега;

-учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

-учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем.

Развивающая:

- развивать навыки опытно – экспериментальной деятельности, через исследование свойств снега;

- развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания;

         - развивать связную речь посредством составления описательного рассказа по карточкам-символам.

Воспитательная:

- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею;

- воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы;

Словарная работа: лаборатория, эксперимент, научный доклад.

Формы работы: беседа, ситуативный разговор, наблюдение, решение проблемных ситуаций, экспериментирование.

Технологии: развитие связной речи, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, ИКТ технологии, игровые технологии, технология развивающего обучения.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «Зима», чтение художественной литературы по теме «Зима», наблюдение за снегом, снегопадом во время прогулки, просмотр обучающего видео по теме, разучивание приветствия «Доброе утро», пальчиковой гимнастики «Снежинки», физминутки «Зима», опыты с водой.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, камера, магнитная доска, карточки-символы «Свойств снега». Пластиковый контейнер со снегом, полоски из бумаги трех цветов (белый, серый, голубой), пластиковая ложка, два пластиковых блюдца, пластмассовые фишки синего цвета, прозрачные пластиковые стаканы с водой и снегом, пустой прозрачный пластиковый стакан, кусок белой ткани, вата,  лупа, ситечко, весы, сухие салфетки по количеству детей.

Ход занятия:

1.Мотивационный: Дети входят и стают перед воспитателем в круг.

1а.Приветствие: 

Утро – добрая пора для зарядки и работы,

И поэтому с утра мы решаем все заботы.

Утра доброго тебе, бодрости и настроения,

Будь всегда на высоте и во всем имей терпение.

 Воспитатель: Ребята, на электронную почту нашего детского сада пришло письмо, предлагаю его прочитать, согласны?

Открывает письмо и читает:

«Здравствуйте, ребята, пишет вам Незнайка из Цветочного города, вчера я встретил полярную сову, она сказала мне, что в тундре, откуда она прилетела, есть много снега, а я его не видел и ничего о нем не знаю, помогите мне, пожалуйста, расскажите о снеге?»

Вот такая проблема у Незнайки, как вы думаете, ребята, мы можем ему помочь?

(Ответы ребят) А как мы сможем ему помочь? (Расскажем о снеге все, что знаем).

Да, можем мы, как настоящие ученые, подготовить научный доклад о снеге для Незнайки.

Хорошо, прежде чем начать предлагаю проверить вашу внимательность. Сейчас мы поиграем.

Д/и «Узнай зимние слова»

Я буду называть слова, если вы услышите слово, которое связанно с зимой, хлопните в ладоши один раз, вот так, если слово не связанно с зимой, нужно убрать руки за спину, начнем?

(вьюга, капель, снег, проталины, листопад, лыжи, коньки, метель, декабрь, снегопад, лед, лыжи, пляж, грибы, жара, новый год)

Молодцы!

2.Основной этап:

Воспитатель: Ребята, рассказать о снеге мы с вами можем много, но, чтобы ни в чем не ошибиться, я предлагаю исследовать свойства снега, провести опыты со снегом, как настоящие ученые – исследователи. Ученые работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (лаборатория)

Проходите в нашу лабораторию.

2а Опыт 1. «Определение цвета и запаха снега»

Посмотрите, перед вами контейнер, в который мы положили снег, скажите, пожалуйста, какого он цвета.

А я думаю, серого.

Предлагаю проверить, возьмем полоски бумаги, поднесем к снегу и сравним. Кто из нас прав, почему?

Прикрепляет к магнитной доске карточку белого цвета. Обратите внимание на доску, сюда мы будем помещать специальные карточки-символы, обозначающие свойства снега.

Как вы думаете, какой у снега запах? Чем пахнет снег? Предлагаю проверить, понюхаем снег.

Хорошо, вывешивает на магнитную доску карточку с изображением перечеркнутого носа. Снег не имеет запаха.

Хорошо, а нас ждет следующий опыт, проходите к следующим столам и садитесь на стулья. Ребята, как вы думаете, из чего состоит снег?

Опыт 2 «Из чего состоит снег»

Предлагаю в этом убедиться, возьмите ложкой немного снега из контейнера и положите его на ладонь, а теперь сожмите руку в кулак и подержите над тарелкой. Что происходит?

Верно, появилась вода. Вывешивает на магнитную доску карточку с нарисованной каплей воды.

Как вы считаете, почему появилась вода? Верно, из-за чего растаял снег?

Правильно, температура наших рук выше, чем температура снега, то есть наши руки теплее, чем снег, поэтому снег тает.

Вывешивает на доску карточку с изображением термометра.

Предлагаю вытереть руки салфеткой.

Молодцы. Вы хорошо поработали, предлагаю немного отдохнуть и согреть руки. Проходите на ковер и встаньте в круг.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки» 
Стою и снежинки в ладошку
 ловлю.

Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки. 
Я зиму, и снег,
 и снежинки люблю, Ритмичные удары пальцами правой 
 руки, начиная с указательного, по ладони левой руки. 
Но где же снежинки?
 В ладони вода,  

На вопрос сжать кулаки, на ответ – разжать. 
Куда же исчезли снежинки? Куда?
 На первый вопрос сжать кулаки, на
второй – разжать.
Растаяли хрупкие льдинки-лучи...
 

Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.
Как видно, ладони мои горячи.

Молодцы! Проходите стол. Садитесь!

Опыт 3 «Определение прозрачности снега»

Молодцы, ребята, а сейчас возьмите свои фишки и положите по одной фишке в центр каждого блюдца. Теперь возьмем стакан с водой и нальем немного воды на красную фишку. На синюю фишку мы поместим снег, с помощью ложки. Теперь посмотрите на блюдца, и сравните воду и снег. В каком блюдце видно фишку? А в том блюдце. Где лежит снег фишку видно?

Какой вывод мы можем сделать? Через воду можно увидеть предмет, значит вода прозрачная, сквозь снег предмет увидеть нельзя, значит снег какой? Снег не прозрачный, лед прозрачный. Верно. Молодцы!

Вывешивает на доску карточку с изображением фишки под снегом.

Опыт 4 «Исследование талой воды»

Ребята, посмотрите, снег в наших контейнерах начинает превращаться в воду, как вы думаете, почему это происходит?

Правильно, снег превратился в воду, потому что в группе тепло, как вы думаете, чистая эта вода или нет? Предлагаю проверить.

Возьмите пустой стакан, накройте его тканью, и сделайте в ткани небольшое углубление, а теперь, придерживая оставшийся снег, перельем воду из контейнера в стакан через ткань, осторожно, чтобы не пролить воду.

Теперь рассмотрим ткань через лупу. Какой вывод можно сделать?

Да, снег хоть и белый по цвету, но в нем могут содержаться частички песка и пыли.  Ребята, а кто-нибудь из вас пробовал есть снег? Но мы с вами убедились, снег грязный и есть его нельзя.

Карточка с изображением перечеркнутого рта.

А что можно делать со снегом?

Снег очень замечательный, с ним можно играть, как? Например: лепить снеговика, когда снег сырой; строить ледяную горку и крепости, играть в снежки.

Карточка с изображением зимних забав.

Опыт 5«Что легче: вода или снег»

В одно ведро налить воду до краев, а в другое – снег насыпать. Все взвесить. Заранее в третьем ведре дождаться, когда растает полное ведерко снега (оставить в группе на ночь)

 И показать , что после того как он растаял, воды только на донышке и вес ее значительно уменьшился.

Итог эксперимента: снег состоит из множества снежинок и воздуха между ними. Он легкий, и поэтому когда его растопить, он потеряет вес, поэтому он легче воды.

Карточка с изображением весов и ведерок с водой и снегом.

Опыт «Снежинки»

Перенасыщенный раствор соли наносим на цветной картон, вода испаряется, соль остается. Давайте нарисуем снежинки для Незнайки.

Вы хорошо поработали, предлагаю отдохнуть, согласны? Тогда пройдем в центр группы и станем в круг.

Физминутка:

Под музыку вьюги

Кружатся подруги,

Кружатся снежинки –

Зимы балеринки.

Устали кружиться

На землю присели.

Заслушались музыкой

Зимней метели.

Лишь миг отдохнули –

И снова их ветер

Заставил кружиться

В веселом балете.

Отлично, проходите на свои места.

Ребята, сейчас, я предлагаю составить научный доклад о снеге по картинкам и записать его на камеру, а после отправить Незнайке по электронной почте. Согласны? Хорошо, я начну, а вы продолжите.

Рассказ о свойствах снега по картинкам. «Снег белого цвета, у снега нет запаха, он состоит из воды, при повышении температуры снег тает, снег не прозрачный, сквозь него невозможно увидеть предмет, снег нельзя есть, потому что он грязный, в нем содержатся маленькие частички пыли и песка, со снегом можно играть, например в снежки».

Воспитатель: А еще, ребята, можно сделать искусственный снег. Хотите я вас научу.

Давайте пройдем еще раз в нашу лабораторию.

Опыт  5 «Искусственный снег»

В контейнере смешайте ½ стакана пищевой соды и медленно добавлять ½ стакана кондиционера для волос или пены для бритья. Размешайте вилкой. Добавьте несколько капель воды или соды, пока не получится идеальная снежная консистенция, смесь не приобретет вид снега.

Воспитатель: Даже если у Незнайки в Цветочном городе никогда не бывает зимы, снег искусственный можно сделать.

Как вы думаете, где можно использовать искусственный снег? (Ответы детей)

Рефлексия:

Воспитатель: Что понравилось больше всего? Что раньше не знал, а сегодня узнал…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому развитию детей подготовительной группы. Тема: «Волшебный снег»

Данная деятельность может быть использована в работе с детьми, посещающих речевую группу. Для реализации поставленных задач активно используются методы и приемы ТРИЗ....

Проектно- исследовательская деятельность. Тема " Почему тает снег?" ( подготовительная группа)( 2015 год).

Проектно-исследовательская деятельность развивает познавательный интерес ребенка, способствует развитию речи, находчивости,  развивает умение поиска информации....

Презентация "Какую пользу приносит снег" подготовительная группа

Презентация "Какую пользу приносит снег" подготовительная группа...

ОД в подготовительной группе с использованием нестандартного оборудования (степ-платформы). Образовательная область «Физическое развитие». «Белый снег, белый снег разукрашивает всех…»

ОД в подготовительной группе с использованием нестандартного оборудования (степ-платформы). Образовательная область «Физическое развитие». Тема «Белый снег, белый снег разу...