Преобразование предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО
консультация

Космачева Татьяна Александровна

При преобразовании развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО необходимо учитывать следующие направления.

         Первое направление – реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса, позволяющего решить воспитательные, развивающие и обучающие задачи.

         Второе направление – обеспечение образовательной деятельности в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, самообслуживания, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной и т.д.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

         Третье направление – обеспечение возможности общения и совместной деятельности взрослых и детей, а также самостоятельности детской деятельности, возникающей и разворачивающейся по их инициативе и замыслу.

         Четвертое направление – реализация интегрированных видов деятельности, построенных на основе синтеза компонентов двух и более видов деятельности, основной характеристикой которых является одна общая тема. Само это определение и подходы к реализации являются инновационными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pps.docx14.64 КБ

Предварительный просмотр:

Преобразование предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО

При преобразовании развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО необходимо учитывать следующие направления.

        Первое направление – реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса, позволяющего решить воспитательные, развивающие и обучающие задачи.

        Второе направление – обеспечение образовательной деятельности в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, самообслуживания, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной и т.д.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

        Третье направление – обеспечение возможности общения и совместной деятельности взрослых и детей, а также самостоятельности детской деятельности, возникающей и разворачивающейся по их инициативе и замыслу.

        Четвертое направление – реализация интегрированных видов деятельности, построенных на основе синтеза компонентов двух и более видов деятельности, основной характеристикой которых является одна общая тема. Само это определение и подходы к реализации являются инновационными.

        Предметно-пространственная среда интегрированных видов деятельности – инновационное понятие – представляет собой специальным образом организованное пространство, в котором каждый ребенок способен проявить активность в реализации содержания интегрированной деятельности с учетом сформированного опыта, представляющего собой совокупность субъективного и субъектного опыта. Субъективный опыт принадлежит конкретному ребенку, отражает его интересы и желания. Субъектный – реализует позицию ребенка как субъекта – проявляется в осознанности, целенаправленности и планировании собственных действий. Благодаря сформированному опыту ребенок способен выбирать, задавать цель, задачи деятельности и успешно добиваться их решения, при этом возможно согласование своих действий с действиями партнера.

        Предметно-пространственная среда интегрированных видов деятельности стимулирует проявление детьми инициативы и самостоятельности, обеспечивает воплощение их субъективного и субъектного опыта.

        Таким образом, предметно-пространственную среду можно рассматривать «как поисковое «поле» ребенка для самостоятельных действий разного характера, проявлений познавательной, практической и творческой активности». Чтобы сделать это «поле» живым, интересным для ребенка, необходимо полностью отказаться от застывших форм, постоянно действующих экспозициях среды, которые совсем не побуждают дошкольника к активности.

        Для реализации положений ФГОС ДО об организации предметно-пространственной игровой среды необходимо руководствоваться положениями, в основе которых научные подходы Л. С. Выготского, В. А. Петровского, Д. В. Менджерицкой, Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселовой, О. В. Дыбиной:

  • соответствие развивающей среды зоне актуального развития ребенка (т.е. его возможностям), при этом она должна способствовать переходу ребенка на следующую ступень развития, создавая тем самым зону ближайшего развития дошкольника;
  • соответствие развивающей среды данному виду интегрированной деятельности, ее компонентам и их содержанию;
  • среда должна способствовать возможности целостного проявления всех сфер личности ребенка в интегрированной деятельности;
  •  среда должна удовлетворять потребности ребенка в практической активности, а также материальным и духовным его потребностям;
  • наличие в среде свободного пространства для самостоятельного выбора ребенком места для организации своей деятельности.

        Функции развивающей предметно-пространственной среды согласно ФГОС ДО:

  • информационная (каждый предмет должен нести в себе определенные сведения об окружающем мире) – средство передачи социального опыта;
  • стимулирующая (мобильная и динамичная среда) – необходимость учета «зоны ближайшего развития», возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, его способностей;

развивающая (сочетание традиционных и новых компонентов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт предметной пространственной развивающей среды в соответствии ФГОС ДО. Изостудия «Весёлый художник»

Развивающая среда изостудии детского сада направлена на  обеспечение активной жизнедеятельности ребёнка, становление его субъективной позиции, развитие творческих проявлений....

Презентация "Предметно - пространственная развивающая среда в соответствии ФГОС ДОО"

Презентация разработана с учётом ФГОС ДОО с целью  раскрыть особенности реализации новых стандартов в дошкольном образовании...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Гендерный аспект в проектировании предметно-пространственной развивающей среды в контексте ФГОС ДО

В данной статье представлены практические материалы по использованию предметно-пространственной развивающей среды с учетом гендерного аспекта...

Буклет для педагогов "Здоровьесберегающая предметно-пространственная развивающая среда в условиях ФГОС ДО".

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) ...