ХОД. Головные уборы. Подготовительная группа
план-конспект урока (подготовительная группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 11.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ХОД. Головные уборы. Подготовительная группа
Воспитатель:
Чтоб мои не мёрзли уши,
Стану мамочку я слушать,
И надену не спеша я,
«Что — то» тёплое, с ушами!
А про «Что — то» кто — то знает?
И загадку отгадает? О чем эта загадка?
(о шапке)
— Правильно, ребята, это шапка. А как еще можно назвать шапку?
— Головной убор.
— Какие головные уборы вы знаете еще?
— Берет, косынка, платок, панама, шляпа…
— Как вы думаете, почему этим предметам дано такое название – головной убор?
— Головной убор- потому что предназначен для убранства головы.
— А зачем нам вообще нужны головные уборы?
— Головные уборы чаще необходимы нам, чтобы укрыть голову от солнца, от ветра, от холода, чтобы не застудить уши.
Посмотрите на экран. Какие головные уборы вы видите на экране? (каска, колпак, косынка, шлем, бескозырка).
Кому нужны такие головные уборы? Каска нужна строителю, колпак — повару, врачу, косынка – швее, летчику- шлем, космонавту – скафандр.
Как вы думаете, эти головные уборы помогают своим хозяевам или мешают в работе?
Помогают избежать несчастных случаев во время работы. Предлагается исследовательская деятельность, какие головные уборы и кому помогают избежать несчастных случаев. (Косынка или колпак повара предотвращают попадание волос в пищу, каска каменщика, строителя, сварщика защищает голову от ударов, кепка, косынка панама защищают голову от теплового удара).
А это старинные головные уборы. (Рассматривают с детьми).
— Вы знаете, совсем недавно я узнала, что слово «шапка» в переводе с французского языка обозначает… покрышка. Какое точное название, действительно, надевая шапку, человек, как бы покрывает голову. Скажите, а какую покрышку вы носите на своей голове? (Шапка, платок, кепка, панАмка, косынка, бАндана).
— Дидактическая игра «Кто больше назовет головных уборов».
— Молодцы, как много разных головных уборов вы знаете, а сейчас я предлагаю вам посмотреть на выставку головных уборов (дети рассматривают экспонаты).
Несмотря на многообразие головных уборов, с древнейших времен они служили человеку, прежде всего защитой наиважнейшей части его тела- головы. Если голова перегреется или перемерзнет, человек может заболеть.
— Подумайте и скажите, как можно разделить головные уборы в зависимости от времени года?
— Летние и зимние.
На столе лежат картинки с рисунками головных уборов. Вы сидите по двое, определитесь сами, кто из вас выберет зимние головные уборы, кто летние.
Проверьте друг друга, правильно вы выполнили задание.
— Ребята, чем отличаются зимние головные уборы от летних? Зимние уборы шьют из меха, тканей, чтобы они были теплыми, а летние делают из соломы, тонкой ткани, чтобы они не грели голову, а только защищали ее от солнца.
А сейчас я хочу проверить, умеете ли вы отгадывать загадки?
Чтоб шахтеру под землей работать без опаски,
Он спускается в забой,
Конечно, только в… (Каске.)
Свой лесной уютный домик,
Запирая на крючок,
Погулять уходит гномик,
Шарф надев и…
(Колпачок.)
Всегда надеваем мы вместе с футболкой
Спортивную кепкус названьем…
(Бейсболка.)
Он есть у танкиста и есть у пилота –
У всех, кто опасною занят работой.
И облачаясь в тяжелые латы,
Всегда надевал его рыцарь когда-то.
(Шлем.)
Там, где солнце, хлопок, дыни,
Носят все ее поныне.
Шапочку назвать сумей-ка — Вся в узорах…
(Тюбетейка.)
Меня на голову надень
И бегай в самый жаркий день,
А снимешь- недовольна мама.
Я — шапка летняя.
(Панама.)
С шапочкой длинной, такой боевой,
Конечно, не раз мы встречались с тобой.
Солдату любому она, как подружка,
И лихо он носит ее на макушке.
(Пилотка.)
А еще о головном уборе, а именно о шапке, есть много поговорок.
Вы слышали поговорку «На воре шапка горит»?. Как вы ее понимаете?
Поговорка «На воре и шапка горит» имеет такую историю: жулик на базаре что-то стянул. Случайно увидев это, один находчивый человек как крикнет что есть мочи: «На воре шапка горит!». От неожиданности жулик схватился за шапку и сорвал её с головы. Тем себя и выдал.
Пословица «Поспел к шапочному разбору» говорит о том, что кто-то опоздал, только-только явился, когда дело уже сделано, т. е. все люди уже собираются разъезжаться по домам, одеваются, шапки разбирают.
Упражнение на релаксацию. Воспитатель предлагает выбрать с выставки любой головной убор и, надев его на голову, представить себя в роли человека в этом головном уборе.
О том, что головным уборам издавна придавалось большое значение, говорит и то, что с головными уборами связаны и многие правила этикета.
Как вы думаете, почему нужно снимать шапку, когда входишь в дом?
Обычай снимать головной убор возник в ту пору, когда от гостя требовалась демонстрация миролюбия: так он показывал, что не прячет под ним никакого оружия. Впрочем, металлический шишак или шлем сам по себе мог быть опасным. Но главное в этой процедуре, конечно, просто жест благожелательности.
Да, если у тебя есть шапка, то скучно точно не будет! А вот в старину, с помощью шапки, шляпы решались очень серьезные дела. Например, в суде, если судья не мог разрешить конфликт двух спорщиков, то в шляпу бросали бумажки, где были написаны имена споривших и какую доставали первой, тот и считался правым. С тех пор в народе говорят «Дело в шляпе», когда точно уверены, в своей победе.
Я предлагаю вам в память о нашей встрече разрисовать эти головные уборы. Выбирайте сами. Дети выбирают панаму, бескозырку, берет, косынку, колпак, пилотку, шапку-ушанку, шляпу мужскую, женскую. Разрисовав головной убор, рассказывают, как он называется и кому может пригодиться.
Рассказав, вешают свой головной убор на приготовленное воспитателем дерево. Все дети поют хороводную песню.
Вот и закончилось наше небольшое путешествие в мир головных уборов. С какими новыми головными уборами вы познакомились? (Со старинными).А что вам больше всего запомнилось сегодня? Мы с вами еще встретимся с головными уборами на празднике шляп. Спасибо всем и до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи по теме "Головные уборы" подготовительная группа
Уважаемые коллеги и родители! Материал по лексической теме "Головные уборы" может пригодиться логопедам, дефектологам, воспитателям, и родителям для занятий с детьми...

В помощь воспитателю. Домашнее задание по теме "Одежда, обувь, головные уборы". Средняя группа
Домашнее задание на тему "Одежда, обувь, головные уборы" для средней группы представляет собой подборку речевых упражнений и пальчиковых игр на данную тему, здесь же подобраны соответствующие теме и в...
Группировка предметов (одежда, обувь, головные уборы). Средняя группа.
Цель: познакомить детей с тем, что вещи, которые люди носят, делятся на одежду, обувь, головные уборы, выяснить, какие из этих вещей ребята знают, уточнить названия некоторых из них; учить детей...
Лепбук "Одежда, обувь, головные уборы" подготовительная группа.
Данное пособие способствует расширению и обогащению знаний по теме «Одежда, обувь, головные уборы».В нем располагаются разнообразные игры позволяющие запомнить названий одежды, развить пам...
Лепбук "Одежда, обувь, головные уборы" подготовительная группа.
Данное пособие способствует расширению и обогащению знаний по теме «Одежда, обувь, головные уборы».В нем располагаются разнообразные игры позволяющие запомнить названий одежды, развить пам...
Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Презентация по теме "Головные уборы" (подготовительная группа)
Демонстрационный материал к НОД по теме "Головные уборы" (подготовительная группа)...
