ПАСПОРТ развивающей предметно-пространственной среды. Подготовительная группа (6-7 лет).
материал (подготовительная группа)
ПАСПОРТ развивающей предметно-пространственной среды. Подготовительная группа (6-7 лет).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 173.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 145"
ПАСПОРТ РППС
группы № 10 «Семицветик»
(подготовительная группа, 6-7 лет)
Воспитатели: Бакерина Е. В.
Виноградова Е. М.
.
Содержание
1. Пояснительная записка 3
2. Нормативно-правовая и методическая база построения РППС в ДОУ 5
3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде 6
4. Формирование предметного содержания РППС 8
5. Информационная справка о раздевальной комнате 10
6. Информационная справка о групповой комнате 11
- Пояснительная записка
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения само- ценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жёсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях.
Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее – РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию:
∙ образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
∙ двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
∙ различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.
Назначение, цели и задачи организации РППС ДОО
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы. В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
- создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
- Нормативно-правовой базой для отбора оборудования, учебно-методических и игровых материалов являются:
- Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Обновленный ФГОС дошкольного образования в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955 (зарегистрирован в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264)
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрирован в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847)
- Методические рекомендации Минпросвещения РФ от 19.12.2023 г «Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01. 2021 № 2 «Об утверждении правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;
- Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);
- Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;
- Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
- Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1022, зарегистрирована в Минюсте России 27 января 2023 г.
- Требования к развивающей предметно-пространственной среде
В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
∙ содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
∙ трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
- вариативной – обеспечивать наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
∙ полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
∙ доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
∙ безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно- эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Определение содержания компонентов РППС для дошкольной организации базируется на деятельностном подходе. Преемственность этапов развития деятельности должна быть обеспечена в образовательной программе с учетом специфики воспитательно-образовательных задач для каждой возрастной группы дошкольной организации.
Требования к общеобразовательной программе, условиям ее реализации и результатам обозначены во ФГОС ДОО. Одним из условий реализации общеобразовательной программы в организации выступает формирование развивающей предметно-пространственной среды и выполнение ее следующих функций:
- реализация различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий;
- организация образовательного потенциала пространства ДОО и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
- реализация двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения.
Опираясь на вышеуказанные функциональные аспекты, РППС должна отражать полный процесс образовательной деятельности ДО с учетом индивидуальных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда состоит из характеристик, необходимых для выполнения требований ФГОС ДО в целом, и организации РППС, в частности. Полноценное функционирование РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду ДОО с учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей. Данный принцип предполагает организацию совместных мероприятий со стороны ДОО, в лице педагога с семьей воспитанника, для обеспечения преемственности РППС в домашних условиях. Стоит отметить, что данный аспект немаловажен, поскольку РППС, организованные в ДОО и в условиях семьи должны иметь единые принципы для обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка. Организация РППС должным образом позволит содействовать реализации индивидуального образовательного маршрута каждого воспитанника ДОО.
- Формирование предметного содержания РППС
Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные группы, нацеленные на решение различных воспитательно-образовательных задач.
Предметное содержание функциональных модулей в соответствии с ФГОС ДО соответствует основным направлениям (образовательными областями). Отдельно стоит заметить, что деление образовательных областей на отдельные группы (направления) довольно условно, поскольку при учете взаимодополнения решение конкретных задач в свою очередь содействует и косвенному решению других задач.
Социально- коммуникативное развитие | Познаватель-ное развитие | Развитие речи | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
Основные направления образовательной области | ||||
Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей | Знакомство с миром природы и формирова-ние экологичес-кого сознания | Развитие словаря | Формирование и развитие эстетического восприятия мира | Приобрете-ние дошкольни-ками опыта двигатель-ной деятельно-сти |
Знакомство с социальным миром | Воспитание звуковой культуры | Формирование и развитие эстетического восприятия социального мира | Становление целенаправ-ленности и саморегуля-ции в двигатель-ной сфере | |
Формирова-ние мира основ безопасного поведения в быту, социуме, природе | Развитие связной речи | Формирование и развитие художествен-ного восприятия произведений искусства | Становление ценностей здорового образа жизни | |
Развитие трудовой деятельности | Развитие элементар-ных математичес-ких представле-ний | Формирова-ние граммати-ческого строя речи | Художествен-ная и изобразитель-ная деятельность | |
Патриотическое воспитание | Воспитание любви и интереса к художественному слову | |||
Организация современной РППС в рамках многомерного пространства зависит от конкретных задач, поставленных в ходе реализации образовательной программы ДОО. В свете современных тенденций развития вариативных форм дошкольного образования необходимо учитывать специфику пространственного решения для обеспечения реализации образовательной деятельности.
Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности.
При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах РППС должна обеспечивать:
∙ соответствие общеобразовательной программе ДОО;
∙ соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО;
∙ соответствие возрастным возможностям детей;
∙трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;
∙ возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;
∙ вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;
∙ наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными возможностями физического здоровья и детей-инвалидов) непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды.
∙ соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН.
С учетом вышеуказанных требований РППС ДОО должна обеспечивать вариативность на содержательно-педагогическом уровне образовательного процесса. Данная задача решается системно, упорядочивая множество игровых средств ДОО в «систему игровых средств» – «игровую поддержку развития детей».
- Информационная справка о раздевальной комнате
Назначение: использование развивающей предметно - пространственной среды для информирования родителей с условиями пребывания детей в детском саду, осуществление хранения личных детских вещей. Раздевальная комната оборудована шкафчиками для хранения верхней одежды детей и шкафом для одежды персонала, зеркалом, а также письменным столом и стульями. Шкафчики для одежды и обуви оборудованы индивидуальными ячейками- полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. В раздевальной комнате предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей (имеется батарея, под детскими шкафами проходит отопительная труба). В раздевальной комнате расположена полочка для выставки детских работ, а также стенах комнаты располагаются информационные стенды:
- Наша группа «Семицветик»
- «Наше творчество»
- «Поделки-самоделки»
- «Безопасность»
- «Информация для родителей учителя-логопеда»
- «Информация для родителей учителя-дефектолога»
- «Меню»
- Содержание развивающей предметно-пространственной среды
Центр развития | Имеющиеся материалы и оборудование | План развития |
«Центр сюжетно-ролевых игр» | Содержит оборудование для организации сюжетно - ролевых игр: «Семья», «Парикмахерская», «Аптека», «Больница», «Магазин», «Гараж». В центре «Гараж» есть: машины, техника специального назначения, в т.ч военная техника, воздушный и водный транспорт, набор инструментов. В центре «Семья»: плита, посуда (Столовая, чайная, кухонная и т.д.), утюги, доска для глажки белья, микроволновая печь, холодильник, чайник световой, тостер и др. В магазине имеются: фартук и головное убор продавца, сумки, корзины и тележка для покупок, касса, кошельки, товары (продукты, овощи, фрукты, хлебобулочные и кондитерские изделия и т.д), предметы заместители. В парикмахерской есть: набор парикмахера (2 шт), кукла-манекен для создания причесок, упаковки для косметических средств и средств личной гигиены, заколки. Для сюжетно-ролевой игры «Больница» имеются: костюм доктора, набор доктора (2 шт.), упаковки от лекарств. Мебель: кухонный уголок, шкафчики для одежды (ряженье), стульчики, кроватка для кукол, модуль мебели «Парикмахер с зеркалом», Модуль мебельный «Магазин» стеллажи и прилавок, и т.д.) | Обновить костюмы для сюжетно - ролевых игр: «Парикмахерская», «Семья», дополнить прихватками и одеждой для ряженья. Пополнить центр «Гараж» маленькими машинами. |
«Центр конструктивной деятельности» | Оснащен различными конструкторами: Конструктор «Полесье», Конструктор «Городок», Конструктор «Полидрон гигант», Магнитный конструктор «МАГ плюс», Конструктор «Механик», лего, конструктор «Малыш», конструктор «Томик» Мелкий, средний и крупный строительный материал для сооружения построек. Простейшие схемы построек и алгоритм их выполнения. | Наборы для плоскостного конструирования. Картотека плоскостного конструирования. |
«Центр дежурств» | Стенд: «Мы дежурим» Фартуки, шапочки, емкость для мусора, инвентарь для уборки, салфетки, салфетницы. | Схема правильного раскладывания предметов на занятии Фартуки. |
«Центр математического развития» | Интерактивная доска, ноутбук. Демонстрационные материалы, развивающие игрушки, трафареты, линейки и другие измерительные эталоны. Счетный материал и счетные палочки. Дидактические игры с цифрами. Математическое домино. Счеты. Развивающие игры: шахматы, шашки, лото-бочонки, блоки Дьенеша, игры Воскобовича и др в соответствии с возрастными задачами. Папка «Занимательная математика», где собраны: загадки, задачи в стихотворной форме, шуточные задачи по математике и др..; дидактические игры по ознакомлению детей с ориентировкой во времени. | Пополнить фиолетовый лес «Воскобовича». Пополнить центр развивающими играми: «Числовые лабиринты», «Соедини по точкам», «Повтори узор». |
«Центр речевого развития» | Материалы для слогового и звукового анализа и синтеза (разноцветные фишки, магниты). Игры: «Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова». Игры на совершенствование грамматического строя речи: «Назови ласково», «Составь слово из двух» и др. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса: «Кто, чем занимается», «Горячий – холодный» и др. Комплект наглядных пособий «Обучение грамоте» | Картотеки скороговорок и чистоговорок |
«Центр художественной литературы» | Книги-панорамы, книги разных жанров худ.литературы рекомендованные детям, малые фольклорные жанры (загадки, пословицы, поговорки). Портреты русских писателей. | Подобрать книги в уголок согласно возрасту. Книги для самостоятельного чтения детьми. |
Центра патриотического воспитания | Герб, флаг страны, города Ярославля, портрет Президента РФ; Демонстрационные материалы «Наш город», «Семья», «Русские ремесла»; Художественная литература; Игрушки «Матрешка», «Русская печь». Изготовлены: - альбом «Животные Ярославской области», «Улицы на которой я живу», «Моя семья», «Знаменитые земляки»; - макеты «Русская изба», «Вечный огонь»; Кубик Блума по темам «Мой город», «Моя семья»; Куклы-закрутки, «Русский медвежонок». | Куклы в национальном костюме. |
«Центр природы» | Панно «Фиолетовый лес» Календарь природы, календарь наблюдений за погодой, книги о животных и растениях родного края. Макеты «Ферма» и «Лес». Макеты «Животные холодных стран», «Животные жарких стран» Материал для развития трудовых навыков (лейки для полива, набор для рыхления земли, пульверизатор - распылитель). Дидактические игры. | Пополнить дидактические игры на природоведческую тематику. Наглядный материал. |
«Центр экспериментирования» | Природный бросовый материал, ракушки, камешки, проволока, резина, шишки, вата, птичий пух, семена цветов. Контейнеры с песком, глиной, баночки с различными материалами. Пробирки для проведения опытов, пинцеты, стаканчики, трубочки. Картотека опытов и экспериментов | Пополнить наглядный материал. Оформить коллекцию «Камни и минералы» |
«Центр изобразительной деятельности» | Канцелярские принадлежности: мел, цв.карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски, кисти разных размеров и ворса, баночки для воды, точилки, ластики, белая и цветная бумага, пластилин, дощечки, стеки, ножницы и клей. Палитры. Наглядный материал: хохломской росписи, Семеновская матрешка, богородские игрушки, гжель, дымковские игрушки. | Схемы последовательного рисования. Образцы для рисования. Наглядный материал |
«Центр музыкально-театрализованной деятельности» | Музыкальные инструменты: бубны, барабаны, погремушки, металлофон и др. Музыкальные игрушки-самоделки (шумовой оркестр). Атрибуты к играм. Костюмы, маски, атрибуты, элементы декораций для постановки сказок. Портреты композиторов. Ширмы для настольного театра. | Пальчиковый театр. Подобрать муз. произведения для слушания. |
«Центр физического здоровья и спортивный уголок» | Оборудование: корзина для хранения спорт.инвентаря, массажный коврик, «дорожка здоровья», мячи, кольцеброс, скакалки, игра «Боулинг», флажки. Картотеки «Подвижных игр на прогулке», «Утренняя гимнастика» и «Гимнастики после сна» Балансиры. Наборы для игры на улице: «Теннис», «Бадминтон», «Хоккей»; | Мячи для игр на улице. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...

Паспорт Развивающей Предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе.
Паспорт РППС для подготовишек, только игровой комнаты группы....

Паспорт развивающей предметно- пространственной среды группы
КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ПОЛУЧИТ ЗДЕСЬ ЛАСКУ, КАЖДОГО ВСТРЕТЯТ ТЕПЛО И УЮТ.КАЖДУЮ ДЕВОЧКУ, КАЖДОГО МАЛЬЧИКА ЗДЕСЬ УВАЖАЮТ, ЛЮБЯТ И ЖДУТ!...

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды подготовительной группы
Паспорт развивающей предметно-пространственной средыподготовительной группы «Светлячки» МАДОУ №65,реализующую примерную основнуюобщеразвивающую программу дошкольного образования&laqu...

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды в группе "Почемучки" старшая группа
Паспорт развивающей предметно-пространственной среды в группе "Почемучки" старшая группа...

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе 2021 – 2022 г.
Центром всей образовательной работы группы является развивающая предметно – пространственная среда. Ей принадлежит ведущая роль в укреплении психофизического здоровья ребенка и его всестороннего...

