СЕМИНАР «Цифровая грамотность дошкольников»
материал

Родомакина Елена Васильевна
Повышение профессиональной компетентности педагогов по реализации образовательной программы с применением цифровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семинар "Цифровая грамотность"25.77 КБ
Файл Презентация493.49 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР  

«Цифровая грамотность дошкольников»

СЛАЙД 1

ЦЕЛЬ: повышение профессиональной компетентности педагогов по реализации ОП с применением цифровых технологий.

СЛАЙД 2

Цифровая грамотность – это способность создавать и использовать контент с помощью цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования, поиск и обмен информацией, коммуникацию с другими людьми. Цифровая грамотность как набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета, включает в себя цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровую безопасность. 

СЛАЙД 3

Цифровая грамотность, для детей младшего возраста, - это развитие навыков использования изображений и звуков для передачи информации, идей и чувств о себе, своей деятельности и своем окружении с помощью мультимедиа они начнут развивать навыки организации и анализа информации. 

СЛАЙД 4

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) устанавливает возможность применения при реализации образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (статья 13 Федерального закона № 273-ФЗ),

а при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части при невозможности перенесения сроков освоения образовательной программы дошкольного образования – необходимость осуществления реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (статья 108 Федерального закона № 273-ФЗ).

СЛАЙД 5

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) — это технологии в образовании, которые делают материалы для обучения доступными на расстоянии, хранят информацию о воспитанниках и помогают контролировать уровень их  знаний.

К таким технологиям относятся инструменты для общения. Например, видеосвязь (лекции, вебинары, онлайн - занятия), электронная почта и чаты. А ещё материалы и форматы, которые нужны для интерактивной работы.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ)  - это ряд образовательных технологий,  реализуемых с применением современных информационных

телекоммуникационных технологий, при этом взаимодействие между педагогом и воспитанником осуществляет на расстоянии.

СЛАЙД 6

Электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников

СЛАЙД 7

Основными видами дистанционных образовательных технологий являются: кейсовая технология,  компьютерные сетевые технологии,  дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных

Коплексные кейс – технологии

Данная группа дистанционных образовательных технологий основана на самостоятельном изучении мультимедийные и печатных учебно – методических материалов, представленных  в форме кейса и включающий в себя лекции, семинары, тренинга и т.д. Каждый кейс представляет собой завершенный программно – методический комплекс, где все материалы взаимосвязаны между собой и образуют единое целое.

Компьютерные сетевые технологии

Эта группа ДОТ характеризуется  использование разнообразных компьтерных обучающих программ, электорнных учебников и элетронной методической литературы, которые учащиеся могут пользоваться в процессе обучения. Представленные материалы находятся в открытом доступе в сети Интернет или локальной сети учебного заведения.

 Дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных

В основу данной технологии положен принцип деления дисциплины на модули (зет),каждый из которых представляет собой законченный блок, по итогу изучения которого учащийся проходит промежуточный контроль качества своих знаний и усвоения модуля. Для того, чтобы сдать предмет и получить по нему зачет, необходимо закончить положительно все модули дисциплины. В заключении по дисциплине проводится итоговый электронный тест.

СЛАЙД 8

Министерства просвещения Российской Федерации выпустило методические рекомендации по реализации образовательных программ дошкольного образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

 Реализация ОП ДО с применением ЭО, ДОТ может осуществляться в двух основных моделях:

1. Педагог и дети (воспитанники) находятся в ДОО. Осуществляется непосредственное взаимодействие педагога с детьми, при этом при реализации ОП ДО педагог применяет элементы ЭО, поскольку деятельность в электронной образовательной среде является естественной для современного ребенка, способствует повышению его мотивации к познанию мира, позволяет учитывать его индивидуальные образовательные потребности. Большинство детей еще в раннем возрасте в семье получают первый опыт обращения с ЭСО, знакомства с электронными образовательными и информационными ресурсами.

2. Педагог и дети (воспитанники) находятся на удалении друг от друга. Осуществляется опосредованное взаимодействие педагога с детьми: ОП ДО реализуется с применением ЭО, ДОТ и включает как онлайн-формат (режим реального времени, синхронное обучение), так и оффлайн-формат (асинхронное обучение, не привязанное к конкретному месту и времени). В последнем случае педагог заранее подготавливает и направляет родителям (законным представителям) необходимый цифровой образовательный контент. Ребенок осваивает ОП ДО с помощью указанного контента в присутствии родителей (законных представителей). Решение о внедрении ДОО данной модели реализации ОП ДО принимается, как правило, при наступлении вынужденных обстоятельств (карантин, режим самоизоляции, чрезвычайная ситуация, продолжительная болезнь ребенка и др.) в случае отсутствия возможности организовать работу по реализации права на  обучение по ОП ДО на дому или в медицинской организации при длительном лечении. Необходимо также отметить, что в практике образовательной деятельности ДОО вышеназванные модели могут сочетаться. Например, большинство детей посещает ДОО и осваивает ОП ДО непосредственно, при этом педагог включает в образовательный процесс элементы ЭО, а один или несколько воспитанников ДОО в силу вынужденных обстоятельств осваивают ОП ДО удаленно и опосредованно - с применением ЭО и ДОТ. Применение ЭО, ДОТ, а также работа с ЭСО при реализации ООП ДО должны осуществляться в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.

СЛАЙД 9

Особенности образовательной среды ДОО при реализации ОП ДО с применением ЭО и ДОТ

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 -2025 годы, включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»

В распоряжении педагогов ДОУ представлен широкий спектр технологий, методов, приемов, направленных на координацию усилий всех участников образовательных отношений по комплексному сопровождению развития ребенка в детском саду

СЛАЙД 10

В ДОО предлагается 3 вида образовательной деятельности с использованием цифровых технологий:

  1. Занятие с мультимедийной поддержкой

Использование мультимедийной презентации позволяет сделать занятие эмоционально окрашенным, интересным, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. С помощью компьютерных программ:

- PowerPoint http://www.mimio-edu.ru/metodicheskaya-kopilka/4002

 - MIMIO http://www.mimio-edu.ru/projects/doshkolniki 

- Apple Keynote https://www.apple.com/ru/keynote/ 

Веб-сервисы:

- Prezi https://prezi.com/nl7yczc08kxc/prezicom-/ 

- EMAZE (Виртуальная экскурсия) — Программа онлайн презентаций https://www.emaze.com/ru 

СЛАЙД 11

  1. Занятие с компьютерной поддержкой

Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ. В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры.

Примеры:

- 15 развивающих приложений для детей разных возрастов:  поиграть и научиться  15 развивающих приложений для детей разных возрастов: поиграть и научиться | ichip.ru   (раздел  - игры для дошкольников)    

 

- Читать, считать и исследовать космос: 14 развивающих приложений для детей https://journal.tinkoff.ru/list/kids-dev-apps/   

- Топ обучающих приложений для детей от 2 до 10 лет  Топ обучающих приложений для детей от 2 до 10 лет | Приложения | Блог | Клуб DNS (dns-shop.ru)

3. Диагностическое занятие

Для проведения таких занятий требуются специальные программы, что встречается мало, или вообще не существует по некоторым общеобразовательным программам.

СЛАЙД 12

Образовательная среда ДОО должна соответствовать требованиям ФГОС ДО, санитарно-эпидемиологических правил (в том числе в части оборудования рабочего места, освещенности, микроклимата и др.), учитывать  образовательную программу дошкольного образования, а в случае применения ЭО, ДОТ включать в себя также:

электронный образовательный контент;

инфраструктуру ЭСО (интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры и иные средства), ПО, серверы, микрофоны, камеры, доступ к сети «Интернет»;

информационные системы и технологии (образовательные платформы, платформы для осуществления онлайн-взаимодействия, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических инструментов и др.).

СЛАЙД 13

Используемые в образовательной среде ЭСО (электронные средства обучения)  должны соответствовать требованиям СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21, обязательным требованиям, установленным техническими регламентами. Продолжительность непрерывного использования экрана ЭСО и общая продолжительность использования ЭСО должна соответствовать требованиям СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21.

        

Электронные средства обучения

Возраст

детей

На занятии,

мин.

Суммарно в день,

мин.

Интерактивная доска

5-7 лет

7

20

Интерактивная панель

5-7 лет

5

10

Персональный компьютер

6-7 лет

15

20

Ноутбук

6-7 лет

15

20

Планшет

6-7 лет

10

10

Готовность педагогических работников

  Педагогические работники образовательной организации, реализующие ОП ДО с применением ЭО, ДОТ, должны:

знать требования действующего законодательства в области информации, информационных технологий, защиты информации, персональных данных, реализации ОП с применением ЭО, ДОТ, а также СП 2.4.3648-20 в части организации образовательного процесса с использованием ЭСО;

обеспечивать безопасность и доступность образовательного процесса с применением ЭО, ДОТ;

владеть навыками правильной эксплуатации ЭСО с использованием соответствующего инструментария (ПО, платформ и сервисов), технически обеспечивающего реализацию ОП ДО с применением ЭО, ДОТ;

иметь представление и уметь выбирать Интернет-сервисы, локальные приложения, электронные образовательные и информационные ресурсы, в том числе находящиеся на внешних интернет-сайтах, для наиболее эффективного решения конкретных образовательных задач;

учитывать имеющиеся у родителей (законных представителей) ребенка возможности освоения ОП ДО с применением ЭО, ДОТ; обеспечивать оптимальное соотношение онлайн и оффлайн форматов реализации ОП ДО; консультировать родителей воспитанников по вопросам реализации ОП ДО с применением ЭО, ДОТ

Цифровая грамотность в дошкольном образовании заключается в рассмотрении возможности использования цифровых технологий в дошкольном образовании для раннего приобретения цифровых навыков как части общего развития детей дошкольного возраста.

Многие маленькие дети попадают в среду раннего обучения с разной степенью способностей к цифровым технологиям. Таким образом, для многих воспитателей дошкольного образования, обучающих цифровой грамотности в дошкольном образовании, речь идет не о технической компетентности, а скорее о способности применять эффективное педагогическое взаимодействие.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕМИНАР «Цифровая грамотность дошкольников»

Слайд 2

Цифровая грамотность – это способность создавать и использовать контент с помощью цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования, поиск и обмен информацией, коммуникацию с другими людьми. Цифровая грамотность как набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета, включает в себя цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровую безопасность.

Слайд 3

Цифровая грамотность , для детей младшего возраста, - это развитие навыков использования изображений и звуков для передачи информации, идей и чувств о себе, своей деятельности и своем окружении с помощью мультимедиа они начнут развивать навыки организации и анализа информации .

Слайд 4

устанавливает возможность применения при реализации образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (статья 13 Федерального закона № 273-ФЗ); при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части при невозможности перенесения сроков освоения образовательной программы дошкольного образования – необходимость осуществления реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (статья 108 Федерального закона № 273-ФЗ). Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Слайд 5

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - это ряд образовательных технологий, реализуемых с применением современных информационных телекоммуникационных технологий, при этом взаимодействие между педагогом и воспитанником осуществляет на расстоянии.

Слайд 6

Электронное обучение (ЭО) – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно - телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Слайд 7

Виды дистанционных образовательных технологий Комплексные кейс - технологии Компьютерные сетевые технологии Дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных

Слайд 8

Модели реализации ОП ДО с применением ЭО, ДОТ Реализация ОП ДО с применением ЭО, ДОТ может осуществляться в двух основных моделях: Педагог и дети (воспитанники) находятся в ДОО. Осуществляется непосредственное взаимодействие педагога с детьми, при этом при реализации ОП ДО педагог применяет элементы ЭО, поскольку деятельность в электронной образовательной среде является естественной для современного ребенка, способствует повышению его мотивации к познанию мира, позволяет учитывать его индивидуальные образовательные потребности. Педагог и дети (воспитанники) находятся на удалении друг от друга. Осуществляется опосредованное взаимодействие педагога с детьми: ОП ДО реализуется с применением ЭО, ДОТ и включает как онлайн-формат так и оффлайн-формат

Слайд 9

Особенности образовательной среды ДОО при реализации ОП ДО с применением ЭО и ДОТ Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 -2025 годы, включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»

Слайд 10

1. Занятие с мультимедийной поддержкой Использование мультимедийной презентации позволяет сделать занятие эмоционально окрашенным, интересным, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Примеры компьютерных программ: - PowerPoint http://www.mimio-edu.ru/metodicheskaya-kopilka/4002 - MIMIO http://www.mimio-edu.ru/projects/doshkolniki - Apple Keynote https://www.apple.com/ru/keynote/ Веб-сервисы : - Prezi https://prezi.com/nl7yczc08kxc/prezicom-/ - EMAZE (Виртуальная экскурсия) — Программа онлайн презентаций https :// www.emaze.com / ru

Слайд 11

2 . Занятие с компьютерной поддержкой Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ. В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. Примеры: - 15 развивающих приложений для детей разных возрастов: поиграть и научиться 15 развивающих приложений для детей разных возрастов: поиграть и научиться | ichip.ru (раздел - игры для дошкольников) - Читать, считать и исследовать космос: 14 развивающих приложений для детей https :// journal.tinkoff.ru / list / kids-dev-apps / - Топ обучающих приложений для детей от 2 до 10 лет Топ обучающих приложений для детей от 2 до 10 лет | Приложения | Блог | Клуб DNS ( dns-shop.ru ) 3. Диагностическое занятие

Слайд 12

Образовательная среда ДОО должна соответствовать требованиям ФГОС ДО, санитарно-эпидемиологических правил (в том числе в части оборудования рабочего места, освещенности, микроклимата и др.), учитывать образовательную программу дошкольного образования, а в случае применения ЭО, ДОТ включать в себя также: электронный образовательный контент; инфраструктуру ЭСО (интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры и иные средства), ПО, серверы, микрофоны, камеры, доступ к сети «Интернет»; информационные системы и технологии (образовательные платформы, платформы для осуществления онлайн - взаимодействия, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических инструментов и др.).

Слайд 13

Электронные средства обучения Возраст детей На занятии, мин. Суммарно в день, мин. Интерактивная доска 5-7 лет 7 20 Интерактивная панель 5-7 лет 5 10 Персональный компьютер 6-7 лет 15 20 Ноутбук 6-7 лет 15 20 Планшет 6-7 лет 10 10

Слайд 14

Педагогические работники образовательной организации, реализующие ОП ДО с применением ЭО, ДОТ, должны: информационных технологий, защиты информации, персональных данных, реализации ОП с применением ЭО, ДОТ, а также СП 2.4.3648-20 в части организации образовательного процесса с использованием ЭСО; обеспечивать безопасность и доступность образовательного процесса с применением ЭО, ДОТ; владеть навыками правильной эксплуатации ЭСО с использованием соответствующего инструментария ; иметь представление и уметь выбирать Интернет-сервисы , локальные приложения, электронные образовательные и информационные ресурсы, в том числе находящиеся на внешних интернет-сайтах, для наиболее эффективного решения конкретных образовательных задач; учитывать имеющиеся у родителей (законных представителей) ребенка возможности освоения ОП ДО с применением ЭО, ДОТ; обеспечивать оптимальное соотношение онлайн и оффлайн форматов реализации ОП ДО; консультировать родителей воспитанников по вопросам реализации ОП ДО с применением ЭО, ДОТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар –практикум Креативная экономика «Финансовая грамотность дошкольников» Для педагогов ДОУ

Цель : повышение финансовой грамотности педагогов.Задачи:Расширить знания о значении финансовой грамотности; актуализировать и расширить знания педагогов в области экономики и финансовой гра...

Обучение дошкольников основам цифровой грамотности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФОП ДО

Материал разработан для включения в образовательную программу дошкольного учреждения, составленную на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования....

Использование цифровых технологий в процессе формирования основ функциональной грамотности дошкольников

 В связи с требованиями ФГОС ДО и реализацией национального проекта "Образование", одной из актуальных задач современного образования является формирование функционально грамотны...

Обучение дошкольников основам цифровой грамотности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФОП ДО

Материал разработан для включения в образовательную программу дошкольного учреждения, составленную на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования....

Обучение дошкольников основам цифровой грамотности

Обучение дошкольников основам цифровой грамотности...

Цифровая грамотность с детства: как помочь дошкольникам адаптироваться в мире технологий

В наше время технологии повсеместно окружают детей — от раннего возраста они видят планшеты, смартфоны, умные телевизоры и интерактивные доски. Дошкольник сегодня — это не только ребенок, ...