ТЕХНИКА ТРИЗ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ И НЕСТАНДАРТНОГО МЫШЛЕНИЯ
статья (подготовительная группа)

Балдакова Ирина Вениаминовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon baldakova_i.v._statya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНИКА ТРИЗ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ И НЕСТАНДАРТНОГО МЫШЛЕНИЯ

Балдакова Ирина Вениаминовна,

воспитатель,

МАДОУ детский сад № 41 «Ласточка»,

г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

irabaldakova@yandex.ru 

Дмитриева Ольга Леонидовна,

старший воспитатель,

МАДОУ детский сад № 41 «Ласточка»,

г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

olga.dvitrieva.75@list.ru 

Аннотация. Статья посвящена применению техники теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в дошкольных образовательных учреждениях. Рассматриваются методы развития креативности и нестандартного мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых форм занятий и специальных упражнений. Описываются преимущества внедрения ТРИЗ-технологий в образовательный процесс, способствующие формированию способности мыслить творчески, решать проблемы оригинальным способом и развивать воображение ребенка. Приводятся практические рекомендации по организации занятий с использованием элементов ТРИЗ.

Ключевые слова: техника ТРИЗ, креативность, нестандартное мышление, инновационные подходы, творческие способности, решение проблем.

Мы вступили в стремительно меняющийся мир. И это закономерно повлекло за собой появление ряда глобальных проблем в области образования на всех уровнях. Очевидна новая потребность, а вместе с ней и новая проблема педагогов: как научить детей жить в динамичном, быстро развивающемся мире. Основные составляющие этого умения: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучать самого себя, принимать самостоятельные решения, быстро справляться с массой постоянно «сваливающихся» творческих задач. [6; с.4]

Современная система образования предъявляет высокие требования к развитию творческих способностей и критического мышления у детей. Уже в раннем возрасте ребенок нуждается в формировании ключевых компетенций, позволяющих успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру. Одним из эффективных методов достижения этой цели является внедрение методики Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ).

Методика решения изобретательских задач (ТРИЗ) выступает в роли новаторского инструмента для воспитания творческих качеств у дошкольников. Данный подход даёт возможность педагогам создать оптимальные условия для реализации возможностей каждого ребёнка, пробуждая в нём стремление изучать окружающую действительность и находить уникальные пути преодоления трудностей.

Основа техники ТРИЗ строится на трёх фундаментальных положениях:

1. Творческое мышление: методика учит ребят искать нестандартные выходы даже в простых ситуациях.

2. Целостное понимание действительности: дети постепенно постигают взаимосвязанность объектов и процессов окружающей среды.

3. Стимулирование воображения: активное вовлечение ребят в игровые процессы и творческие упражнения раскрывает потенциал их фантазии и креативности.

 Процесс применения ТРИЗ стартует с формулировки задачи для детей. Им предлагают столкнуться с реальной жизненной ситуацией, требующей самостоятельного или совместного с педагогом поиска решения. Так, ребёнку задают вопрос типа: «Что мешает игрушечной машинке двигаться?»

Затем применяются специализированные приёмы и инструменты, нацеленные на стимуляцию творческого мышления:

- Коллективное обсуждение — совместное рассмотрение группой всех возможных вариантов решения поставленной задачи.

- Воображение — выдвижение оригинальных идей для выхода из затруднительной ситуации («может, машина сможет взлететь?»).

- Выявление конфликтов — определение факторов, препятствующих достижению нужного результата («машинке нужны большие скорости, однако колёса остаются маленькими»).

  Решение задачи проходит последовательно: от понимания сути проблемы до выбора наиболее подходящего способа её разрешения.

Основная роль воспитателя состоит в создании благоприятных условий для воплощения детских задумок.

Применение ТРИЗ-техник в дошкольных учреждениях осуществляется различными способами:

- Игровые формы: создание ситуаций, в которых дети решают интересные и увлекательные задачи, используя элементы творчества и фантазии.

- Проектная деятельность: организация совместных проектов, направленная на развитие исследовательской инициативы и самостоятельности.

- Практикоориентированные задания: выполнение практических заданий, направленных на выявление и устранение недостатков в игрушках, конструкциях и предметах быта.

Примером успешного внедрения ТРИЗ в детский сад может служить проведение тематических мероприятий, где ребята вместе с воспитателями ищут новые способы использования привычных предметов, придумывают сказки и истории с неожиданными сюжетами, создают собственные игрушки и конструкции.

Волшебная мастерская. Дети переосмысливают известные сказки, создавая новые сценарии, заменяя героев, места действия или события. Упражнение направлено на развитие оригинального мышления и фантазии у ребят.

Создание конструкций. Дети сооружают разные постройки из конструкторов, деталей или глины, пытаясь справиться с заданной задачей («как сделать самое высокое здание?»).

Используя данную технику, удается достичь существенного улучшения интеллектуального развития детей, повысить их коммуникабельность и развить лидерские качества. Постоянные тренировки способствуют лучшей адаптации ребят к новым обстоятельствам, поощряют инициативу и независимость действий.  

Работа в группе и обмен идеями играют важную роль в занятиях по ТРИЗ. Дети учатся уважать мнение сверстников, открыто выражать свою позицию и договариваться, работая сообща над решением общей задачи. Такие навыки важны для последующего социального функционирования и профессиональной деятельности.

В традиционной системе ошибок боятся, стараясь избегать неправильных ответов. Однако в рамках ТРИЗ ошибка воспринимается как полезная часть обучения, позволяющая найти правильное решение путём экспериментов и размышлений. Такое отношение избавляет детей от страха совершить ошибку и создает атмосферу доверия и свободы самовыражения.

Современные реалии требуют от подрастающего поколения умения быстро реагировать на изменения, приспосабливаться к новым условиям и находить эффективные решения в незнакомых ситуациях. Традиционное образование иногда упускает этот аспект, тогда как ТРИЗ целенаправленно готовит детей к жизни в условиях неопределённости и постоянного обновления.

Подводя итог, можно сказать, что использование метода ТРИЗ в дошкольных образовательных учреждениях является эффективным инструментом формирования гармонично развитой личности, способной успешно решать любые возникающие трудности и преодолевать препятствия.

Список литературы

  1.  Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук - Ульяновск, 2001.
  2. Белоусова Л.Е. «Удивительные истории». Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста;
  3. Большева Т.В.; «Учимся по сказке». Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники
  4. Владимирова Т.В. Формирование у старших дошкольников представлений о некоторых свойствах времени. - Ульяновск, 1999.
  5. Корзун А.В. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.  Мн.: Университетское, 2000
  6. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников (Методическое пособие для работников дошкольных учреждений), 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система дошкольного образовательного учреждения «Развитие субъектности детей дошкольного возраста как условие успешной социализации в обществе»

Современная социокультурная среда создает подвижные, вариативные взаимоотношения между человеком и обществом, характер развития которых детерминирован в значительной степени самим человеком, его субъе...

Проект "Креативное мышление у детей дошкольного возраста через дивергентный подход в многофункциональных зонах дошкольных образовательных учреждениях Шурышкарского района"

Дошкольное отделение Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Шурышкарская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» Педагогическое совещание...

Использование методов технологии ТРИЗ в дошкольном образовательном учреждении .

Занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личнос...

Использование системы ТРИЗ в дошкольном образовательном учреждении .Подготовительная группа.

Генрих Альтшуллер - Теория развития творческой личности  и Теория решения избирательных задач.Значение применения системы в ГБДОУ....