ТЕХНИКА ТРИЗ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ И НЕСТАНДАРТНОГО МЫШЛЕНИЯ
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ТЕХНИКА ТРИЗ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ И НЕСТАНДАРТНОГО МЫШЛЕНИЯ
Балдакова Ирина Вениаминовна,
воспитатель,
МАДОУ детский сад № 41 «Ласточка»,
г. Улан-Удэ, Республика Бурятия
Дмитриева Ольга Леонидовна,
старший воспитатель,
МАДОУ детский сад № 41 «Ласточка»,
г. Улан-Удэ, Республика Бурятия
Аннотация. Статья посвящена применению техники теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в дошкольных образовательных учреждениях. Рассматриваются методы развития креативности и нестандартного мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых форм занятий и специальных упражнений. Описываются преимущества внедрения ТРИЗ-технологий в образовательный процесс, способствующие формированию способности мыслить творчески, решать проблемы оригинальным способом и развивать воображение ребенка. Приводятся практические рекомендации по организации занятий с использованием элементов ТРИЗ.
Ключевые слова: техника ТРИЗ, креативность, нестандартное мышление, инновационные подходы, творческие способности, решение проблем.
Мы вступили в стремительно меняющийся мир. И это закономерно повлекло за собой появление ряда глобальных проблем в области образования на всех уровнях. Очевидна новая потребность, а вместе с ней и новая проблема педагогов: как научить детей жить в динамичном, быстро развивающемся мире. Основные составляющие этого умения: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучать самого себя, принимать самостоятельные решения, быстро справляться с массой постоянно «сваливающихся» творческих задач. [6; с.4]
Современная система образования предъявляет высокие требования к развитию творческих способностей и критического мышления у детей. Уже в раннем возрасте ребенок нуждается в формировании ключевых компетенций, позволяющих успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру. Одним из эффективных методов достижения этой цели является внедрение методики Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ).
Методика решения изобретательских задач (ТРИЗ) выступает в роли новаторского инструмента для воспитания творческих качеств у дошкольников. Данный подход даёт возможность педагогам создать оптимальные условия для реализации возможностей каждого ребёнка, пробуждая в нём стремление изучать окружающую действительность и находить уникальные пути преодоления трудностей.
Основа техники ТРИЗ строится на трёх фундаментальных положениях:
1. Творческое мышление: методика учит ребят искать нестандартные выходы даже в простых ситуациях.
2. Целостное понимание действительности: дети постепенно постигают взаимосвязанность объектов и процессов окружающей среды.
3. Стимулирование воображения: активное вовлечение ребят в игровые процессы и творческие упражнения раскрывает потенциал их фантазии и креативности.
Процесс применения ТРИЗ стартует с формулировки задачи для детей. Им предлагают столкнуться с реальной жизненной ситуацией, требующей самостоятельного или совместного с педагогом поиска решения. Так, ребёнку задают вопрос типа: «Что мешает игрушечной машинке двигаться?»
Затем применяются специализированные приёмы и инструменты, нацеленные на стимуляцию творческого мышления:
- Коллективное обсуждение — совместное рассмотрение группой всех возможных вариантов решения поставленной задачи.
- Воображение — выдвижение оригинальных идей для выхода из затруднительной ситуации («может, машина сможет взлететь?»).
- Выявление конфликтов — определение факторов, препятствующих достижению нужного результата («машинке нужны большие скорости, однако колёса остаются маленькими»).
Решение задачи проходит последовательно: от понимания сути проблемы до выбора наиболее подходящего способа её разрешения.
Основная роль воспитателя состоит в создании благоприятных условий для воплощения детских задумок.
Применение ТРИЗ-техник в дошкольных учреждениях осуществляется различными способами:
- Игровые формы: создание ситуаций, в которых дети решают интересные и увлекательные задачи, используя элементы творчества и фантазии.
- Проектная деятельность: организация совместных проектов, направленная на развитие исследовательской инициативы и самостоятельности.
- Практикоориентированные задания: выполнение практических заданий, направленных на выявление и устранение недостатков в игрушках, конструкциях и предметах быта.
Примером успешного внедрения ТРИЗ в детский сад может служить проведение тематических мероприятий, где ребята вместе с воспитателями ищут новые способы использования привычных предметов, придумывают сказки и истории с неожиданными сюжетами, создают собственные игрушки и конструкции.
Волшебная мастерская. Дети переосмысливают известные сказки, создавая новые сценарии, заменяя героев, места действия или события. Упражнение направлено на развитие оригинального мышления и фантазии у ребят.
Создание конструкций. Дети сооружают разные постройки из конструкторов, деталей или глины, пытаясь справиться с заданной задачей («как сделать самое высокое здание?»).
Используя данную технику, удается достичь существенного улучшения интеллектуального развития детей, повысить их коммуникабельность и развить лидерские качества. Постоянные тренировки способствуют лучшей адаптации ребят к новым обстоятельствам, поощряют инициативу и независимость действий.
Работа в группе и обмен идеями играют важную роль в занятиях по ТРИЗ. Дети учатся уважать мнение сверстников, открыто выражать свою позицию и договариваться, работая сообща над решением общей задачи. Такие навыки важны для последующего социального функционирования и профессиональной деятельности.
В традиционной системе ошибок боятся, стараясь избегать неправильных ответов. Однако в рамках ТРИЗ ошибка воспринимается как полезная часть обучения, позволяющая найти правильное решение путём экспериментов и размышлений. Такое отношение избавляет детей от страха совершить ошибку и создает атмосферу доверия и свободы самовыражения.
Современные реалии требуют от подрастающего поколения умения быстро реагировать на изменения, приспосабливаться к новым условиям и находить эффективные решения в незнакомых ситуациях. Традиционное образование иногда упускает этот аспект, тогда как ТРИЗ целенаправленно готовит детей к жизни в условиях неопределённости и постоянного обновления.
Подводя итог, можно сказать, что использование метода ТРИЗ в дошкольных образовательных учреждениях является эффективным инструментом формирования гармонично развитой личности, способной успешно решать любые возникающие трудности и преодолевать препятствия.
Список литературы
- Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук - Ульяновск, 2001.
- Белоусова Л.Е. «Удивительные истории». Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста;
- Большева Т.В.; «Учимся по сказке». Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники
- Владимирова Т.В. Формирование у старших дошкольников представлений о некоторых свойствах времени. - Ульяновск, 1999.
- Корзун А.В. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.: Университетское, 2000
- Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников (Методическое пособие для работников дошкольных учреждений), 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее образование в дошкольном образовательном учреждении. (Развитие здоровья - приоритет развивающего образования.)
Информация для воспитателей....

Воспитательная система дошкольного образовательного учреждения «Развитие субъектности детей дошкольного возраста как условие успешной социализации в обществе»
Современная социокультурная среда создает подвижные, вариативные взаимоотношения между человеком и обществом, характер развития которых детерминирован в значительной степени самим человеком, его субъе...

Проект "Креативное мышление у детей дошкольного возраста через дивергентный подход в многофункциональных зонах дошкольных образовательных учреждениях Шурышкарского района"
Дошкольное отделение Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Шурышкарская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» Педагогическое совещание...

Использование методов технологии ТРИЗ в дошкольном образовательном учреждении .
Занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личнос...

Использование нестандартного физкультурного оборудования и развитие речи на физкультурных занятиях в условиях дошкольного образовательного учреждения
Из опыта работы инструктора по физической культуре ДОУ...
Использование системы ТРИЗ в дошкольном образовательном учреждении .Подготовительная группа.
Генрих Альтшуллер - Теория развития творческой личности и Теория решения избирательных задач.Значение применения системы в ГБДОУ....

«Конструирование в дошкольном образовательном учреждении – шаг к задаткам инженерного мышления»
Для родителей и педагогов...
