Использование системы ТРИЗ в дошкольном образовательном учреждении .Подготовительная группа.
статья (подготовительная группа)

Генрих Альтшуллер - Теория развития творческой личности  и Теория решения избирательных задач.

Значение применения системы в ГБДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx429.01 КБ

Предварительный просмотр:

Статья педагога подготовительной группы «Дошкольник - в школу»

           

       Генрих Альтшуллер -автор разработки «Теория развития творческой личности (ТРТЛ)», писал :

«Творческой личности очень важно выйти на свою дорогу как можно раньше, сделать это легче в 5 лет, чем в 50 и старше… Нельзя ждать и рассчитывать на то, что ребенок встретится с чудом сам по себе, что ему повезет. Надо организовать такую встречу в процессе его воспитания».  Все это неразрывно связано с главной разработкой его жизни ТРИЗ, ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач

     ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач. Кроме изобретателей, которые используют методы ТРИЗ для своих интеллектуальных упражнений и изобретений, это находит свое применение в различных областях жизни , дизайнерство, педагогика, рекламное дело, делопроизводство, может пригодится всем, кто по роду деятельности способен решать сложные, противоречивые  вопросы, находить решение в сложных противоречивых ситуациях, планировать действия в непредвиденных обстоятельствах, и получать  гарантированный результат.

     Не лишне будет упомянуть о взаимосвязи «тех результатов» с применением системы ТРИЗ в раннем, дошкольном возрасте. Именно дети, тем более в дошкольном возрасте любознательны и активны, со своим детским, нестандартным подходом к решению самых разных задач. Можно рассмотреть пример:

Вода в трубе

Условие. Достаточно простая и известная задача. Есть металлическая труба, проложенная под землёй, по которой течёт вода. Для устранения неполадок в работе системы, часть трубы раскопали и столкнулись с необходимостью определить, в какую сторону движется вода. Попытки выяснить это путём простукивания, на слух, завершились неудачей. Вопрос: как понять в какую сторону течёт вода в трубе? Нарушать герметичность трубы (сверлить, резать) нельзя.

Предполагаемое решение

Решение. Эта задача решается очень просто. ТРИЗ предусматривает не только строгий алгоритм решения, но и чёткую проработку условий задания. Г. С. Альтшуллер всегда советовал перед началом работы попробовать сформулировать условия задачи другими словами. В нашем случае есть труба и вода, которая по ней движется. Воздействовать на трубу нельзя, значит нужно воздействовать на воду. Отсюда самое простое решение – нагреть трубу в одном месте, и по тому в какую сторону будет течь подогретая жидкость, нагревая и трубу, определить направление.

     Творческий подход необходим там, где требуются свежие и оригинальные идеи, это и есть продукт изобретательского творчества.

     Широкое применение ТРИЗ находит не только в детских садах, с огромным успехом может быть внедрена и в домашних условиях, что подводит нас к мысли о широком применении этой технологии в занятиях  детьми с ограниченными возможностями. Помощником в решении этой проблемы могут быть дидактические игры ТРИЗ, которые позволят вам скоротать время и интересно его провести.

Прочитите сказку, спросите, понравилась ли ему сказка,развитие сюжета, финал. Предложите малышу придумать новое завершение сказки, сначала вместе с ним, а потом пусть ребенок развивает свою фантазию сам. Помогите малышу в первый раз пофантазировать, не надо говорить ему слова: так не бывает, так не должно быть. Придерживайтесь девиза ТРИЗовцев - «Можно говорить всё!» И дети говорят, фантазируют. Внимательно выслушайте своего малыша. Пусть ваши дети учатся возражать вам, родителям, воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Запомните, детям нужно давать только положительную оценку: «интересно», «любопытно», «необычно», «хорошо», «молодец» и т.д.

Для развития логики используйте игру «Фантазия», которую можно использовать не только при решениий задачи дидактического раздела, но и в других ситуациях.  Игра помогает найти новые ресурсы решения данных задач. Обычная жизненная ситуация, ваш ребенок не хочет собирать игрушки. Предложите вашему ребенку представить, что все игрушки обиделись и ушли от него. Что же тогда будет? Малыш будет размышлять, придумывать и одновременно развивать свою речь.

                            

Таким образом использование ТРИЗ помогает и решает проблемы связанные с воспитание и обучением дошкольников, в полной мере позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка. Способствует всестороннему развитию творческого начала и позволит более успешно пройти путь подготовки к школе.Дидактические игры по методике ТРИЗ помогают дошкольникам развивать умственные способности, связную речь, логическое мышление, воображение, память, внимание, усидчивость.

От дошкольника к школе.

Воспитатель подготовительной группы «Звездочки»

Марденгская Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация системы мониторинга в дошкольном образовательном учреждении по физическому развитию, ст. воспитатель Е.А.Никулина

Основной целью психолого-педагогического мониторинга является своевременность коррекции образовательной и оздоровительной деятельности, а также условий среды дошкольного образовательного учрежде...

Статья ФИТНЕС В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

"Внедрение технологий фитнеса в детские дошкольные образовательные учреждения"...

Методическая разработка музыкального праздника "Город Петра" в дошкольном образовательном учреждении, подготовительная группа

Методическая разработка создана на основе выполнения целей и задач познавательного, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития. Праздник "Город Петра" был проведён по данной мето...

Использование методов технологии ТРИЗ в дошкольном образовательном учреждении .

Занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личнос...

Педагогический проект «Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

laquo;Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»...