Использование системы ТРИЗ в дошкольном образовательном учреждении .Подготовительная группа.
статья (подготовительная группа)

Генрих Альтшуллер - Теория развития творческой личности  и Теория решения избирательных задач.

Значение применения системы в ГБДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx429.01 КБ

Предварительный просмотр:

Статья педагога подготовительной группы «Дошкольник - в школу»

           

       Генрих Альтшуллер -автор разработки «Теория развития творческой личности (ТРТЛ)», писал :

«Творческой личности очень важно выйти на свою дорогу как можно раньше, сделать это легче в 5 лет, чем в 50 и старше… Нельзя ждать и рассчитывать на то, что ребенок встретится с чудом сам по себе, что ему повезет. Надо организовать такую встречу в процессе его воспитания».  Все это неразрывно связано с главной разработкой его жизни ТРИЗ, ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач

     ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач. Кроме изобретателей, которые используют методы ТРИЗ для своих интеллектуальных упражнений и изобретений, это находит свое применение в различных областях жизни , дизайнерство, педагогика, рекламное дело, делопроизводство, может пригодится всем, кто по роду деятельности способен решать сложные, противоречивые  вопросы, находить решение в сложных противоречивых ситуациях, планировать действия в непредвиденных обстоятельствах, и получать  гарантированный результат.

     Не лишне будет упомянуть о взаимосвязи «тех результатов» с применением системы ТРИЗ в раннем, дошкольном возрасте. Именно дети, тем более в дошкольном возрасте любознательны и активны, со своим детским, нестандартным подходом к решению самых разных задач. Можно рассмотреть пример:

Вода в трубе

Условие. Достаточно простая и известная задача. Есть металлическая труба, проложенная под землёй, по которой течёт вода. Для устранения неполадок в работе системы, часть трубы раскопали и столкнулись с необходимостью определить, в какую сторону движется вода. Попытки выяснить это путём простукивания, на слух, завершились неудачей. Вопрос: как понять в какую сторону течёт вода в трубе? Нарушать герметичность трубы (сверлить, резать) нельзя.

Предполагаемое решение

Решение. Эта задача решается очень просто. ТРИЗ предусматривает не только строгий алгоритм решения, но и чёткую проработку условий задания. Г. С. Альтшуллер всегда советовал перед началом работы попробовать сформулировать условия задачи другими словами. В нашем случае есть труба и вода, которая по ней движется. Воздействовать на трубу нельзя, значит нужно воздействовать на воду. Отсюда самое простое решение – нагреть трубу в одном месте, и по тому в какую сторону будет течь подогретая жидкость, нагревая и трубу, определить направление.

     Творческий подход необходим там, где требуются свежие и оригинальные идеи, это и есть продукт изобретательского творчества.

     Широкое применение ТРИЗ находит не только в детских садах, с огромным успехом может быть внедрена и в домашних условиях, что подводит нас к мысли о широком применении этой технологии в занятиях  детьми с ограниченными возможностями. Помощником в решении этой проблемы могут быть дидактические игры ТРИЗ, которые позволят вам скоротать время и интересно его провести.

Прочитите сказку, спросите, понравилась ли ему сказка,развитие сюжета, финал. Предложите малышу придумать новое завершение сказки, сначала вместе с ним, а потом пусть ребенок развивает свою фантазию сам. Помогите малышу в первый раз пофантазировать, не надо говорить ему слова: так не бывает, так не должно быть. Придерживайтесь девиза ТРИЗовцев - «Можно говорить всё!» И дети говорят, фантазируют. Внимательно выслушайте своего малыша. Пусть ваши дети учатся возражать вам, родителям, воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Запомните, детям нужно давать только положительную оценку: «интересно», «любопытно», «необычно», «хорошо», «молодец» и т.д.

Для развития логики используйте игру «Фантазия», которую можно использовать не только при решениий задачи дидактического раздела, но и в других ситуациях.  Игра помогает найти новые ресурсы решения данных задач. Обычная жизненная ситуация, ваш ребенок не хочет собирать игрушки. Предложите вашему ребенку представить, что все игрушки обиделись и ушли от него. Что же тогда будет? Малыш будет размышлять, придумывать и одновременно развивать свою речь.

                            

Таким образом использование ТРИЗ помогает и решает проблемы связанные с воспитание и обучением дошкольников, в полной мере позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка. Способствует всестороннему развитию творческого начала и позволит более успешно пройти путь подготовки к школе.Дидактические игры по методике ТРИЗ помогают дошкольникам развивать умственные способности, связную речь, логическое мышление, воображение, память, внимание, усидчивость.

От дошкольника к школе.

Воспитатель подготовительной группы «Звездочки»

Марденгская Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация системы мониторинга в дошкольном образовательном учреждении по физическому развитию, ст. воспитатель Е.А.Никулина

Основной целью психолого-педагогического мониторинга является своевременность коррекции образовательной и оздоровительной деятельности, а также условий среды дошкольного образовательного учрежде...

Статья ФИТНЕС В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

"Внедрение технологий фитнеса в детские дошкольные образовательные учреждения"...

Совершенствование системы управления современным дошкольным образовательным учреждением

Совершенствование системы управления современным дошкольным образовательным учреждением...

Система методической поддержки дошкольных образовательных учреждений Южного округа

Курсовая работа на тему "Система методической поддержки педагогов дошкольных образовательных учреждений"...

Методическая разработка музыкального праздника "Город Петра" в дошкольном образовательном учреждении, подготовительная группа

Методическая разработка создана на основе выполнения целей и задач познавательного, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития. Праздник "Город Петра" был проведён по данной мето...

Использование методов технологии ТРИЗ в дошкольном образовательном учреждении .

Занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личнос...