Выступление на педагогическом совете " Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников"
консультация

Гредасова Ирина Николаевна

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

Плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,

Это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»

А.С.Макаренко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Ромашка»

Выступление на педагогическом совете.

«Современные подходы к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников»

Подготовила и выступила:

Гредасова И.Н.

2025 год

«Современные подходы к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников»

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

Плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,

Это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»

А.С.Макаренко.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – это одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей стали искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Трудности переходного периода в стране не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания.

Слайд 2. Как сказал В.В. Путин: «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя».

Слайд 3. В Законе РФ «Об образовании» № 273-ФЗ отмечается, что содержание образовательной деятельности общества должно быть ориентировано на воспитание патриотизма и гражданственности. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

С появлением новой Федеральной общеобразовательной программы появились новые цели, в основе которых лежат патриотическое воспитание и развитие духовно- нравственных ценностей у детей, расширился список задач. ФОП ДОО максимально нацелена на базовые ценности российского народа, на развитие патриотизма у дошкольников. И главная задача педагога - воспитывать высоконравственного человека по идеальным представлениям.

Целью Федеральной общеобразовательной программы является:

- разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.

Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ обязано решать задачи нравственно – патриотического воспитания дошкольников. А нравственно – патриотическое воспитание ребёнка сложный педагогический процесс.

Слайд 4. Нравственно – патриотическое воспитание в детском саду – это комплекс мероприятий гражданской направленности, способствующих формированию единых ценностей у ребёнка и его семьи.

Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому то, что воспитатель заложит ребенку с дошкольного возраста, он пронесет это по всей жизни, и будет с нежностью и гордостью хранить в своем сердце. Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, вызывать уважение и гордость за землю на которой живёшь, знать и изучать культуру своих предков.

Слайд 5. Задачи нравственно – патриотического воспитания в ДО: 

  1. Воспитывать любовь к ценностям семьи, детского сада, родного города, своей страны.
  2. Развивать желание детей участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.
  3. Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.
  4. Воспитывать уважение к труду разных профессий.
  5. Развивать интерес к традициям родного края, истории страны.
  6. Формировать трепетное отношение к природе, ее экологическому и экономическому состоянию.
  7. Знакомить с символикой российского государства и своего региона, ее значением.
  8. Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах. 9. Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности         (сельском         хозяйстве,         науке,         спорте,         культуре, образовании).

Нравственно – патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения.

В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Слайд 6. Базой патриотического воспитания является

- нравственное,

-эстетическое,

-трудовое,

-умственное воспитание.

В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.  

Слайд 7. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.  

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) дети знакомятся с такими важными понятиями, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.  

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Любовь к Отечеству возникает с любви к Малой Родине. Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием своего региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя частью единого целого.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.  

Подводя итоги по вопросу «Значение нравственно-патриотического воспитания дошкольников в современных условиях», стоит отметить, что период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как ребенка дошкольника отличает безграничное доверие взрослому, подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость и искренность чувств. Знания и впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь, оказывая глубокое влияние на его развития.

Слайд 8.

 Нравственно-патриотическое воспитание способствует тому, что у ребёнка:

•        развиваются навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

•        появляется чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, стране, уважение к труду;

•        формируется интерес к русским традициям и обычаям;  

•        появляется чувство ответственности и гордости за достижения страны,

•        в целом - формируется социальная компетентность.

Слайд 9. Задача педагогов на данном возрастном этапе:

 - отбор объектов, впечатления от которые доступны детям (эпизоды должны привлекать внимание, быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес);

- отбор сведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник (близость расположения, частота посещения, удобство, назначение);

- расширение диапазона объектов для старших дошкольников – это район, село, город, его достопримечательности, исторические места, должны знать название своей улицы и в честь кого она названа.

- привитие детям важных понятий как «долг перед Родиной», «любовь к Отчизне», «фронтовой и трудовой подвиг», знакомство с другими городами и символикой государства;

- показ большого через малое, зависимостью между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.

Слайд 9. Хочется верить, что проводимая работа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....

Сообощение из опыта работы.Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, которые не казались бы ребенку чрезмерно назидательными.  Главной целью дошк...

Доклад на тему:"Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников".

 Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из  самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравст...

Доклад "Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников"

Главной целью работы по этой теме я считаю воспитание историческим переемственности поколений, сохронение, распростронение и развитию национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческ...

«Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через познавательное развитие».

Консультация для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....