Консультация с педагогами "Способы и поддержка детской инициативы согласно ФОП ДО. Индивидуализация образовательного процесса и РППС групп"
консультация
В статье имеется развернутый план консультации и таблицы для самостоятельного заполнения воспитателями для закрепления теоретического материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация с педагогами по теме: «Анализ раздела ФОП ДО «Способы и направления поддержки детской инициативы». Индивидуализация образовательного процесса и РППС группы»
Цель: проанализировать с педагогами содержание раздела 2.3 и 2.4. «Федеральной образовательной программы дошкольного образования», систематизировать знания об индивидуализации РППС группы и образовательного процесса во взаимосвязи, обобщить представления педагогов о видах детской инициативы.
Время проведения: 01.10. 2025 год. Кто проводит: старший воспитатель
Средства: ОП ДО ДОУ, рабочая программа воспитателя, таблица в бумажном варианте для анализа, положение о смотре – конкурсе на каждую группу, мультимедийное оборудование для просмотра презентации.
План мероприятия:
- Совместное чтение разделов рабочей программы «Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик» (часть, где перечислены виды инициатив) и «Способы и направления поддержки детской инициативы» (весь):
Культурные практики предоставляют ребёнку возможность проявить свою субъектность с разных сторон, что, в свою очередь, способствует становлению разных видов детских инициатив:
- в игровой практике ребёнок проявляет себя как творческий субъект (творческая инициатива);
- в продуктивной - созидающий и волевой субъект (инициатива целеполагания);
- в познавательно-исследовательской практике - как субъект исследования (познавательная инициатива);
- коммуникативной практике - как партнер по взаимодействию и собеседник (коммуникативная инициатива);
Чтение художественной литературы дополняет развивающие возможности других культурных практик детей дошкольного возраста (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности).
Тематику культурных практик педагогу помогают определить детские вопросы, проявленный интерес к явлениям окружающей действительности или предметам, значимые события, неожиданные явления, художественная литература и другое.
В процессе культурных практик педагог создает атмосферу свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик предполагает подгрупповой способ объединения детей. К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы.
Основные тезисы:
- Любая деятельность ребёнка в ДОО может протекать в форме самостоятельной инициативной деятельности, например; перечислено - 8
- Для поддержки детской инициативы педагог должен учитывать следующие условия; предложено - 8
- Для поддержки детской инициативы педагогу рекомендуется использовать ряд способов и приемов; рекомендовано – 6
Педагог уделяет особое внимание обогащению РППС, обеспечивающей поддержку инициативности ребёнка. В пространстве группы появляются предметы, побуждающие детей к проявлению любой инициативной активности.
- Раздача положения о смотре – конкурсе «Лучшее оснащение РППС группы…» (приложение) Просмотр презентации воспитателя МБДОУ «Детский сад № 130», представленного на ГМО 12.04.2025 год «Организация РППС для поддержки и развития детской инициативы»
- Заполнение таблицы «Содержание РППС группы по центрам согласно трем направлениям» (приложение)
- Начать совместно на консультации, дать задание продолжить самостоятельно, в зависимости от возраста группы.
Таблица для заполнения – группы раннего возраста:
«Содержание РППС группы по центрам согласно трем направлениям»
(написать, что находится в центрах для реализации данного направления)
№ | Центры развития | индивидуализация | гендерный подход | инициатива |
1 | Раздевалка
| |||
2 | центр двигательной активности
| |||
3 | центр сенсорики и конструирования | |||
4 | центр для организации предметных и предметно-манипуляторных игр, совместных играх со сверстниками под руководством взрослого | |||
5 | центр творчества и продуктивной деятельности | |||
6 | центр познания и коммуникации (книжный уголок) | |||
7 | центр экспериментирования и труда |
Таблица для заполнения – группы дошкольного возраста:
«Содержание РППС группы по центрам согласно трем направлениям»
(написать, что находится в центрах для реализации данного направления)
№ | Центры развития | индивидуализация | гендерный подход | инициатива |
1 | Раздевалка
| |||
2 | центр двигательной активности | |||
3 | центр конструирования | |||
4 | центр игры | |||
5 | центр творчества детей | |||
6 | центр познания и коммуникации детей | |||
7 | центр экспериментирования
| |||
8 | центр логики и математики | |||
9 | книжный уголок | |||
10 | центр театрализации и музицирования | |||
11 | центр безопасности | |||
12 | центр уединения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психолого-педагогическая поддержка детской инициативы в рамках реализации современных образовательных стандартов"
Материалы статьи полезны для ознакомления педогогами дошкольных образовательных учреждений....

Поддержка детской инициативы, как средство обеспечения индивидуализации развития и воспитания дошкольников
Материал для воспитателей и родителей...

Мастер - класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ».
Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования и поддержки у дошкольников инициативности и самостоятельности. Основная идея технологии состоит в то...

Мастер - класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ».
При внедрении в свою работу технологии «План – дело – анализ», можно увидеть то, как растёт инициативность детей, как меняется направленность интересов (от игровых действий к у...

Способы и направления поддержки детской инициативы согласно ФОП ДО
Личность 21 века - человек активный, ответственный, способный принимать решения в ситуации выбора обладающем лидерскими качествами. Такого человека необходимо воспитывать с дошкольного возраста. Сейча...

Способы и направления поддержки детской инициативы согласно ФОП ДО
Личность 21 века - человек активный, ответственный, способный принимать решения в ситуации выбора обладающем лидерскими качествами. Такого человека необходимо воспитывать с дошкольного возраста. Сейча...

"Поддержка детской инициативы у детей дошкольного возраста в процессе организации игры с мячом"
Материал для выступления из опыта работы...
