Консультация с педагогами "Способы и поддержка детской инициативы согласно ФОП ДО. Индивидуализация образовательного процесса и РППС групп"
консультация

Балашова Ольга Алексеевна

В статье имеется развернутый план консультации и таблицы для самостоятельного заполнения воспитателями для закрепления теоретического материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация с педагогами по теме: «Анализ раздела ФОП ДО «Способы и направления    поддержки детской инициативы». Индивидуализация образовательного процесса и  РППС группы»

Цель: проанализировать с педагогами содержание  раздела 2.3 и 2.4. «Федеральной образовательной программы дошкольного образования», систематизировать знания об индивидуализации РППС группы и образовательного процесса во взаимосвязи, обобщить представления педагогов о видах детской инициативы.

Время проведения:  01.10. 2025  год.  Кто проводит: старший воспитатель

Средства:  ОП ДО ДОУ, рабочая программа воспитателя, таблица в бумажном варианте для анализа, положение о смотре – конкурсе  на каждую группу, мультимедийное оборудование для просмотра презентации.

План  мероприятия:

  1. Совместное чтение разделов рабочей программы  «Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик» (часть, где перечислены виды инициатив) и «Способы и направления    поддержки детской инициативы»  (весь):

Культурные практики предоставляют ребёнку возможность проявить свою субъектность с разных сторон, что, в свою очередь, способствует становлению разных видов детских инициатив:

- в игровой практике ребёнок проявляет себя как творческий субъект (творческая инициатива);

- в продуктивной - созидающий и волевой субъект (инициатива целеполагания);

- в познавательно-исследовательской практике - как субъект исследования (познавательная инициатива);

- коммуникативной практике - как партнер по взаимодействию и собеседник (коммуникативная инициатива);

Чтение художественной литературы дополняет развивающие возможности других культурных практик детей дошкольного возраста (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности).

Тематику культурных практик педагогу помогают определить детские вопросы, проявленный интерес к явлениям окружающей действительности или предметам, значимые события, неожиданные явления, художественная литература и другое.

В процессе культурных практик педагог создает атмосферу свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик предполагает подгрупповой способ объединения детей. К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы.

Основные тезисы:

- Любая деятельность ребёнка в ДОО может протекать в форме самостоятельной инициативной деятельности, например; перечислено - 8

- Для поддержки детской инициативы педагог должен учитывать следующие условия; предложено - 8

- Для поддержки детской инициативы педагогу рекомендуется использовать ряд способов и приемов; рекомендовано – 6

Педагог уделяет особое внимание обогащению РППС, обеспечивающей поддержку инициативности ребёнка. В пространстве группы появляются предметы, побуждающие детей к проявлению любой инициативной активности.

  1. Раздача положения о смотре – конкурсе «Лучшее оснащение РППС группы…» (приложение) Просмотр презентации  воспитателя МБДОУ «Детский сад № 130», представленного на ГМО 12.04.2025 год  «Организация  РППС для поддержки и развития детской инициативы»   
  2. Заполнение таблицы «Содержание РППС группы по центрам согласно трем направлениям» (приложение)
  3. Начать совместно на консультации, дать задание продолжить самостоятельно, в зависимости от возраста группы.

Таблица для заполнения – группы раннего возраста:

«Содержание РППС группы по центрам согласно трем направлениям»

(написать, что находится в центрах для реализации данного направления)

Центры развития

индивидуализация

гендерный подход

инициатива

1

Раздевалка

 

2

центр двигательной активности

 

3

центр сенсорики и конструирования 

4

центр для организации предметных и предметно-манипуляторных игр, совместных играх со сверстниками под руководством взрослого

5

центр творчества и продуктивной деятельности 

6

центр познания

и коммуникации (книжный уголок) 

7

центр экспериментирования и труда 

       

Таблица для заполнения – группы дошкольного возраста:

«Содержание РППС группы по центрам согласно трем направлениям»

(написать, что находится в центрах для реализации данного направления)

Центры развития

индивидуализация

гендерный подход

инициатива

1

Раздевалка

 

2

центр двигательной активности 

3

центр конструирования 

4

центр игры

5

центр творчества детей

6

центр познания и коммуникации детей

7

центр экспериментирования

 

8

центр логики и математики

9

книжный уголок

10

центр театрализации и музицирования

11

центр безопасности

12

центр уединения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психолого-педагогическая поддержка детской инициативы в рамках реализации современных образовательных стандартов"

Материалы статьи полезны для ознакомления педогогами дошкольных образовательных учреждений....

Мастер - класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ».

Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования и поддержки у дошкольников инициативности и самостоятельности. Основная идея технологии состоит в то...

Мастер - класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ».

При внедрении в свою работу технологии «План – дело – анализ», можно увидеть то, как растёт инициативность детей, как меняется направленность интересов (от игровых действий к у...

Способы и направления поддержки детской инициативы согласно ФОП ДО

Личность 21 века - человек активный, ответственный, способный принимать решения в ситуации выбора обладающем лидерскими качествами. Такого человека необходимо воспитывать с дошкольного возраста. Сейча...

Способы и направления поддержки детской инициативы согласно ФОП ДО

Личность 21 века - человек активный, ответственный, способный принимать решения в ситуации выбора обладающем лидерскими качествами. Такого человека необходимо воспитывать с дошкольного возраста. Сейча...