" Роль загадки в развитие дошкольников".
статья (подготовительная группа)

Загадки – один из самых любимых и увлекательных дошкольниками жанр литературы. Они отличаются богатством приемов, композицией, построением, наличием ритма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 31_statya.docx15.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 58»

Статья

на тему: «Роль загадки в развитии дошкольников».

Подготовила:

Климкина Евгения Александровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Загадки – один из самых любимых и увлекательных дошкольниками жанр литературы. Они отличаются богатством приемов, композицией, построением, наличием ритма.

Главная отличительная особенность загадок (как народных, так и авторских) – логические задачи, которые содержатся внутри. Рассказывая о действительно существующем предмете, загадка скрывает его в алогичном изображении другого предмета или явления. Включение логического и ассоциативного мышления предполагает отгадывание загадок, в процессе которого необходимо «увидеть» то, что скрыто в некой метафоре.

Предметом разгадывания является то, что раньше было для ребенка знакомым и близким, то, что составляет его окружающий мир. Теперь все это скрыто, завуалировано и представляет своего рода маленькое открытие.

В загадках указываются все мелочи, все самой интересное и обычное на первый взгляд. В детском саду дети с интересом угадывают животных, предметы домашнего обихода, явления природы, предметы окружающего мира.

Постепенно загадки вошли в мир детей, они приобрели познавательное и эстетическое значение. Загадки знакомят детей с особенностями окружающего мира, народным языком, учат видеть мелочи в каждом предмете, также способствуют полноценному восприятию художественной картины мира. Они учат думать и анализировать. Разгадывание загадок обогащает внутренний мир ребенка, формируют умение видеть в простом предмете непостижимые на первый взгляд формы. Таким образом, мы развиваем наблюдательность и восприимчивость окружающего мира. Умение выделить главное и соотнести с реальным предметом является гимнастикой для ума, тренирует умственные силы ребенка.

Загадки делятся на несколько групп: загадки-рифмовки, загадки – обманки, загадки на смекалку, загадки – описания, загадки в картинках, загадки – подсказки и т. д.

По типу логической задачи, характеру умственной операции загадки могут относиться к первому уровню сложности: загадки, основанные на перечислении признаков предмета или явления; загадки с перечислением признаков.

Ко второму уровню сложности относятся: загадки с краткой характеристикой; загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов.

Обучать разгадыванию загадок необходимо с младшего дошкольного возраста. И начинать надо с воспитания умению наблюдать, видеть мир в многообразных связях и зависимостях. Главным условием при работе с загадками, является предварительное ознакомление с предметами и явлениями, о которых идет речь.

Разгадывая загадки, дети учатся анализировать, обобщать, рассуждать, делать умозаключения. Таким образом, происходит обогащение словарного запаса ребенка.

Реклама

Мир полон тайн и «чудесностей», дети с удовольствием его изучают, с помощью загадок они выделяют в нем все мелочи и «интересности». При отгадывании развивается логика. Основой творческой деятельности является способность к рассуждению и доказательству. Уметь доказывать – это значит уметь правильно, логически изъясняться, развивает сообразительность и находчивость. И делается это в интересной, непринужденной форме.

Игра в загадки представляет собой своеобразный отчет о том, как ребенок знаком с окружающим миром, ведь, чтобы отгадать загадку необходимо иметь целый ряд представлений о предметах и явлениях. Это увлекательное и эффективное средство организации досуга дошкольников.

Загадки в современном мире – это сохранение и продолжение фольклора. Стихотворные загадки развивают не только фантазию, память, находчивость, но и речь, мы успешнее решаем задачи всестороннего и гармоничного развития ребенка.

Итак, важной способностью детей к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений и идей является воображение. К особенностям развития воображения детей старшего дошкольного возраста относится то, что основу образов детей составляет процесс пере комбинирования материала, хранящегося в их памяти. Эффективным средством развития воображения детей старшего дошкольного возраста являются загадки, как иносказательные описания какого-либо предмета или явления, данные обычно в форме вопроса и оказывающие воздействие на умственное воспитание детей, развивающие их логическое мышление, речь, внимание, словарь, поэтический слух, восприятие, и самое главное, детское воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль загадки в развитии дошкольника

«РОЛЬ  ЗАГАДКИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА»   ЦЕЛЬ:выяснить какую роль играют загадки в воспитании дошкольника,объединив усилия родителей и педагогов по воспитанию детей с помощью русского ф...

Роль загадки в развитии дошкольника.

Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста...

Роль загадки в развитии дошкольника.

В настоящие время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в воспитании и обучении детей... Какова же ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста?...

Презентация "Роль загадки в развитии дошкольника"

Презентация "Роль загадки в развитии дошкольника"...

Консультация для воспитателей на тему «Роль загадки в развитии дошкольника».

Жизнь полна загадок и секретов, и мы с раннего детства пытаемся разгадать их. Необходимо воспитывать в ребенке чувство восприятия красоты, учить постигать мир, понимать все его многообразие. Но загадк...

Роль загадки в развитии дошкольника

Данный материал будет полезен родителям, которые хотят исправить речь своего ребенка....

Консультация для воспитателей: "Роль загадки в развитии дошкольника".

Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста. Методика работы с загадками....