Семинар по патриотическому воспитанию
материал
Воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.93 КБ |
Предварительный просмотр:
За последние годы произошли большие изменения в нашей стране. Воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.
«С чего начинается наша Родина?»
Слово Родина включает в себя все условия жизни: территорию, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.
Становления человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного края. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Прежде чем ребѐнок начинает воспринимать себя как гражданина своей страны, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. И в этом нам – педагогам может помочь правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда.
Патриотическое воспитание включает в себя такие разделы как: семья; детский сад; родная улица, район; родной город; страна, ее столица, символика; права и обязанности.
Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Реализовать работу по патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группах. Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог.
Развивающая среда в группах может включать в себя следующий материал:
Альбомы на темы: «Моя семья»(где можно записывать детские рассказы об интересных событиях в семье
«Мой любимый город»,
«Путь в детский сад»,
«Мы любим гулять по нашему городу»,
«Любимый маршрут выходного дня нашей семьи»,
«Домашняя утварь»,
«Народные инструменты»,
«Орудия труда» и др.
«Книга памяти»: содержит фотографии почетных людей города, участников войны.
-План и карта города.
-Макеты в коробках, макеты карты на темы:«Улица нашего города»,«Наша улица», «Наш детский сад», «Наш микрорайон»,
Уголок патриотического воспитания, куда входят: символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы, области, страны; книги предприятий города; литература по патриотическому воспитанию.
Центр краеведения, где могут быть представлены: куклы в национальных костюмах, тематические альбомы, дидактические игры, образцы национальных орнаментов, портреты знаменитых людей, детские произведения русских поэтов и писателей.
Мини–музеи: «Русская изба», «Старинные часы»,«Музыкальные инструменты»,«Игрушка– забава»,«В гостях у сказки»,«Березка»,«Кукла – оберег»,«Русский национальный костюм»,«Русских народных сказок»,«Старины и быта»,«Защитники Отечества» и т. д.
Театрализованные уголки: атрибуты к русским народным сказкам и сказкам народов России, потешкам, песенкам.
Уголок ряженья: народные костюмы, наряды с элементами народного творчества.
Библиотека, где находятся русские народные сказки, народные сказки и сказки народов России, потешки, загадки, былины о богатырях, рассказы о Великой Отечественной войне, об армии, произведения детских поэтов и писателей России
Правильно организованная среда в группах детского сада позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, больше узнать о своей стране, народе, традициях народов России, научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
При создании предметно-игровой среды следует соблюдать санитарно- гигиенические, педагогические, эстетические требования: целесообразность размещения экспонатов и доступность, научность и достоверность предоставляемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей, эстетичность, красочность и привлекательность.
При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах развивающая предметно- пространственная среда (далее РППС) должна обеспечивать:
Соответствие общеобразовательной программе ДОО;
Соответствие возрастным возможностям детей;
Трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;
возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;
Вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;
наличие свободного доступа детей непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды.
Соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН.
Предметно-развивающая среда по патриотическому воспитанию способствует развитию речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности ребенка, воспитывает любовь к родному городу, к родному краю, России.
Требования к оформлению:
Эстетическая направленность;
Рациональное размещение уголка;
Учет возрастных особенностей детей;
Воспитательная и развивающая направленность;
Целесообразность размещения ― экспонатов, доступность, научность, достоверность представленного материала;
Безопасность.
Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях является опора на личностно – ориентированную модель взаимодействия между участниками образовательного процесса.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЬЯВЛЯЕМЫЕ К ПАТРИОТИЧЕСКИМ УГОЛКАМ ПО ГРУППАМ
1.В группах раннего возраста у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о своем городе, даются первоначальные представления о родном крае, его растениях и животных, знакомят с русской народной игрушкой.
Следовательно, в уголке должны быть:
Альбомы: «Наши мамы»или«Моя семья»,«Наш детский сад»,«Мой родной город»;
Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашего края;
Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
Народные игрушки (свистульки)
Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
2. Младшая группа.
Основная цель патриотического воспитания — ознакомление с ближайшим окружением. У детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников дошкольного учреждения, о своей малой родине (городе, формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно- прикладного искусства.
Следовательно, в уголке должны быть:
Материал для работы по социально-нравственному воспитанию:
Тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме
«Взрослые люди»(родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид);
тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотографии) фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению); тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей;
тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «хорошо –плохо». Материал для ознакомления детей с малой родиной: (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями города, открытки, альбомы.
Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины, русские игрушки; обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах.
Художественная литература(песенки, потешки, сказки и т.д.). Примерный материал:
Альбомы:«Моя семья»,«Наш детский сад»,«Мой родной город»;
Родословные древа детей;
Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Тверской области;
Куклы (мальчик и девочка)в национальном костюме;
Предметы декоративно-прикладного искусства
Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
3. Средняя группа.
Работа ведется по направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город и его достопримечательности», «Знаменитые земляки», «Приобщение к истокам русской культуры». У воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о поселке; о национальном флаге, гербе; о народных героях; русских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
Материал для ознакомления детей с малой родиной: (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям города и его знаменитым жителям, флоре и фауне, транспорту, архитектуре, профессиям жителей. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города.
Материал по приобщению детей к истокам народной культуры: предметы старины, народные игрушки, обереги, предметы народного декоративно- прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); различные макеты (крестьянская изба, комната- горница, крестьянское подворье и т. п.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры.
Художественная литература(сказки, песенки, пословицы, поговорки.
Элементы государственной символики РФ(флаг, герб).
Элементы областной символики (флаг, герб).
Элементы муниципальной символики (герб, флаг, фирменные знаки
Промышленных предприятий).
Материал, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями.
В среднейгруппевуголкедолжныбыть:
Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)
Портрет президента
Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад»,«Мой родной город»,
Родословные древа детей;
Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для местности;
Куклы (мальчикидевочка) в национальном костюме;
Предметы декоративно-прикладного искусства;
Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;
Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
5. Старшая и подготовительная к школе группы.
Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю. Формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде. Знакомят с достопримечательностями города, столицы, историей. С географическим расположением страны, с какими государствами граничит. О столице нашей Родины. О флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями российских писателей и т. д. Формируют представления о предметах декоративно- прикладного искусства; о современной архитектуре.
Моя семья — семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему «Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево».
Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения города»,«Чем славится наш город»,«Знаменитые земляки», «Достопримечательности города», Подборка стихотворений о городе. Карта города. Символика (флаг, герб, гимн). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города).
Тематическая папка «Мой край»: карта и символика Санкт-Петербурга, материал, знакомящий, детей со славным прошлым родного города (история и их настоящее).
Родная страна — карта Российской Федерации. Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны.
Различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и тп.).
Защитники Отечества — иллюстрации, тематические папки на тему: «Наши предки—славяне», «Богатыри земли русской»,«Великая Отечественная война»,
«Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы».
Художественная литература и дидактические игры по теме, макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.). Приобщение к истокам русской народной культуры — иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси»,«Предметы старины»,«Из истории русского народного костюма»,
«Народные праздники и гулянья», «Народный календарь»; предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.
Наша планета Земля — глобус, детская карта мира, различные национальности.
Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, характерных для той или иной страны.
Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания). Великие соотечественники - портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию их портреты.
В старшей и подготовительной группах в патриотический уголок добавляются:
Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)
Портрет президента
Карта страны, глобус
Куклы в национальных костюмах
Альбомы с архитектурными памятниками страны.
Альбомы: «Мой город», «Наши великие соотечественники». Это писатели, поэты, художники и др., «День Победы»
Предметы декоративно-прикладного искусства;
Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;
Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
Различная познавательная и художественная литература;
Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город», «Города герои»;
Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашей природы;
Родословные древа детей;
«Наша армия родная»,тематические альбомы родов войск и боевой техники.
Коллекция тематических значков (о городе, о войне, об армии ит.д.)
Наборы открыток «Русский быт».
Кассеты с записью сказок и патриотических песен. Аудио и видеокассеты о природе родного края.
Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание уголка по патриотическому воспитанию, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности:
в уголке изо деятельности представлены образцы декоративно – прикладного творчества: изделия прикладного искусства, дидактические игры, трафареты (балалайки, русской гармошки, матрешки, березки, глиняные и бумажные заготовки народных игрушек для разукрашивания, иллюстрации о народных промыслах;
музыкальный уголок: музыкальные народные инструменты, дидактические игры, фонотека с записями народных песен, шелеста листьев, плеска воды, пения птиц;
уголок экологии: альбомы, иллюстрации о животных, растениях, птицах, обитающих в наших краях, «Красная книга».
Таким образом, вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Критерии оценки патриотических уголков:
Логика размещения материала
Эстетичность оформления
Наполняемость учебными демонстрационным материалом (пособия, иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток)
Соответствие материала возрасту детей
Творческий подход педагога в оформлении угока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар "НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский садобщеразвивающего вида № 19 «Яблонька»с. Барановское--------------------------------------------------------------------------------------...

семинар – практикум «Патриотическое воспитание – важный момент работы нашего МБДОУ»
«Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а прежде всего, служить обществу и стране»( из Послание президента В.В. Пути...
Семинар-практикум «Патриотического воспитания в ДОУ»
Семинар с целью закрепления знаний педагогов об исторических личностях и событиях по теме:«Защитники Отечества»....

Доклад выступление на районном семинаре «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС до»
Доклад выступление на районном семинаре...

Семинар "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста одна из основных задач ДОУ". Справка.
Семинар "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста одна из основных задач ДОУ". Справка....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»
Семинар предназначен для педагогов ДОУ. Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам приобщения дошкольников к историческим и культурным ценностям народа»...

Семинар по патриотическому воспитанию. Уровень ДОУ 2018г.
В рамках решения годовой задачи " Формирование системы работы по воспитанию у дошкольников нравственно-патриотических чувств на основе ознакомления с родным городом" 24 октября 2018 го...
