Семинар по патриотическому воспитанию
материал

Степанова Марина Алексеевна

Воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_pervomu_mp.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

За последние годы произошли большие изменения в нашей стране. Воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.

 «С чего начинается наша Родина?»

Слово Родина включает в себя все условия жизни: территорию, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.

Становления человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного края. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Прежде чем ребѐнок начинает воспринимать себя как гражданина своей страны, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. И в этом нам – педагогам может помочь правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда.

Патриотическое воспитание включает в себя такие разделы как: семья; детский сад; родная улица, район; родной город; страна, ее столица, символика; права и обязанности.

Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование         элементарных знаний        о        правах         человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Реализовать работу по патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группах. Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог.

Развивающая среда в группах может включать в себя следующий материал:

 Альбомы на темы: «Моя семья»(где можно записывать детские рассказы об интересных событиях в семье

«Мой любимый город»,

«Путь в детский сад»,

«Мы любим гулять по нашему городу»,

«Любимый маршрут выходного дня нашей семьи»,

«Домашняя утварь»,

«Народные инструменты»,

«Орудия труда» и др.

 «Книга        памяти»:        содержит        фотографии        почетных        людей        города, участников войны.

-План и карта города.

-Макеты в коробках, макеты карты на темы:«Улица нашего города»,«Наша улица», «Наш детский сад», «Наш микрорайон»,

Уголок патриотического воспитания, куда входят: символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы, области, страны; книги предприятий города; литература по патриотическому воспитанию.

Центр краеведения, где могут быть представлены: куклы в национальных костюмах, тематические альбомы, дидактические игры, образцы национальных орнаментов, портреты знаменитых людей, детские произведения русских поэтов и писателей.

Мини–музеи: «Русская изба», «Старинные часы»,«Музыкальные инструменты»,«Игрушка– забава»,«В гостях у сказки»,«Березка»,«Кукла – оберег»,«Русский национальный костюм»,«Русских народных сказок»,«Старины и быта»,«Защитники Отечества» и т. д.

Театрализованные уголки: атрибуты к русским народным сказкам и сказкам народов России, потешкам, песенкам.

Уголок ряженья: народные костюмы, наряды с элементами народного творчества.

Библиотека, где находятся русские народные сказки, народные сказки и сказки народов России, потешки, загадки, былины о богатырях, рассказы о Великой Отечественной войне, об армии, произведения детских поэтов и писателей России

Правильно организованная среда в группах детского сада позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, больше узнать о своей стране, народе, традициях народов России, научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

При создании предметно-игровой среды следует соблюдать санитарно- гигиенические, педагогические, эстетические требования: целесообразность размещения        экспонатов        и доступность,        научность        и достоверность предоставляемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей, эстетичность, красочность и привлекательность.

При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах развивающая предметно- пространственная среда (далее РППС) должна обеспечивать:

Соответствие общеобразовательной программе ДОО;

Соответствие возрастным возможностям детей;

Трансформируемость        в        зависимости        от        образовательной        ситуации, интересов и возможностей детей;

возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;

Вариативное        использование        различных        пространств        (помещений)         и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;

наличие свободного доступа детей непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды.

Соответствие         всех        компонентов        РППС        требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН.

Предметно-развивающая среда по патриотическому воспитанию способствует развитию речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности ребенка, воспитывает любовь к родному городу, к родному краю, России.

Требования к оформлению:

Эстетическая направленность;

Рациональное размещение уголка;

Учет возрастных особенностей детей;

Воспитательная и развивающая направленность;

Целесообразность         размещения        ― экспонатов,        доступность, научность, достоверность представленного материала;

Безопасность.

Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях является опора на личностно – ориентированную модель взаимодействия между участниками образовательного процесса.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЬЯВЛЯЕМЫЕ К ПАТРИОТИЧЕСКИМ УГОЛКАМ ПО ГРУППАМ

1.В группах раннего возраста у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о своем городе, даются первоначальные представления о родном крае, его растениях и животных, знакомят с русской народной игрушкой.

Следовательно, в уголке должны быть:

Альбомы: «Наши мамы»или«Моя семья»,«Наш детский сад»,«Мой родной город»;

Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашего края;

Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;

Народные игрушки (свистульки)

Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;

2. Младшая группа.

Основная цель патриотического воспитания — ознакомление с ближайшим окружением. У детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников дошкольного учреждения, о своей малой родине (городе, формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно- прикладного искусства.

Следовательно, в уголке должны быть:

Материал для работы по социально-нравственному воспитанию:

Тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме

«Взрослые люди»(родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид);

тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотографии) фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению); тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей;

тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «хорошо –плохо». Материал для ознакомления детей с малой родиной: (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями города, открытки, альбомы.

Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины, русские игрушки; обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах.

Художественная литература(песенки, потешки, сказки и т.д.). Примерный материал:

Альбомы:«Моя семья»,«Наш детский сад»,«Мой родной город»;

Родословные древа детей;

Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Тверской области;

Куклы (мальчик и девочка)в национальном костюме;

Предметы декоративно-прикладного искусства

Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;

Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.

3. Средняя группа.

Работа ведется по направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город и его достопримечательности», «Знаменитые земляки», «Приобщение к истокам русской культуры». У воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о поселке; о национальном флаге, гербе; о народных героях; русских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.

Материал для ознакомления детей с малой родиной: (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям города и его знаменитым жителям, флоре и фауне, транспорту, архитектуре, профессиям жителей. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города.

Материал по приобщению детей к истокам народной культуры: предметы старины, народные игрушки, обереги, предметы народного декоративно- прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); различные макеты (крестьянская изба, комната- горница, крестьянское подворье и т. п.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры.

Художественная литература(сказки, песенки, пословицы, поговорки.


Элементы государственной символики РФ(флаг, герб).

Элементы областной символики (флаг, герб).

Элементы муниципальной символики (герб, флаг, фирменные знаки

Промышленных предприятий).

Материал, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями.

В среднейгруппевуголкедолжныбыть:

Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)

Портрет президента

Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад»,«Мой родной город»,

Родословные древа детей;

Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы  в разное время года, деревья, цветы, характерные для местности;

Куклы (мальчикидевочка) в национальном костюме;

Предметы декоративно-прикладного искусства;

Иллюстрации        с        изображением        памятников         архитектуры, современных зданий родного города;

Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;

Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.

Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.

5. Старшая и подготовительная к школе группы.

Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю. Формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде. Знакомят с достопримечательностями города, столицы, историей. С географическим расположением страны, с какими государствами граничит. О столице нашей Родины. О флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями российских писателей и т. д. Формируют представления о предметах декоративно- прикладного искусства; о современной архитектуре.

Моя семья — семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему «Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево».

Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения города»,«Чем славится наш город»,«Знаменитые земляки», «Достопримечательности города», Подборка стихотворений о городе. Карта города. Символика (флаг, герб, гимн). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города).

Тематическая папка «Мой край»: карта и символика Санкт-Петербурга, материал, знакомящий, детей со славным прошлым родного города (история и их настоящее).

Родная страна — карта Российской Федерации. Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны.

Различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и тп.).

Защитники Отечества — иллюстрации, тематические папки на тему: «Наши предки—славяне», «Богатыри земли русской»,«Великая Отечественная война»,

«Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы».

Художественная литература и дидактические игры по теме, макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.). Приобщение к истокам русской народной культуры — иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси»,«Предметы старины»,«Из истории русского народного костюма»,

«Народные праздники и гулянья», «Народный календарь»; предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.

Наша планета Земля — глобус, детская карта мира, различные национальности.

Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, характерных для той или иной страны.

Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания). Великие соотечественники - портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию их портреты.

В старшей и подготовительной группах в патриотический уголок добавляются:

Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)

Портрет президента

Карта страны, глобус

Куклы в национальных костюмах

Альбомы с архитектурными памятниками страны.

Альбомы: «Мой город», «Наши великие соотечественники». Это писатели, поэты, художники и др., «День Победы»

Предметы декоративно-прикладного искусства;

Иллюстрации        с        изображением        памятников         архитектуры,        современных зданий родного города;

Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;

Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.

Различная познавательная и художественная литература;

Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город», «Города герои»;

Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашей природы;

Родословные древа детей;

«Наша        армия родная»,тематические        альбомы родов войск и        боевой техники.

Коллекция тематических значков (о городе, о войне, об армии ит.д.)

Наборы открыток «Русский быт».

Кассеты с записью сказок и патриотических песен. Аудио и видеокассеты о природе родного края.

Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.

Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание уголка по патриотическому воспитанию, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности:

в уголке изо деятельности представлены образцы декоративно – прикладного творчества: изделия прикладного искусства, дидактические игры, трафареты (балалайки, русской гармошки, матрешки, березки, глиняные и бумажные заготовки народных игрушек для разукрашивания, иллюстрации о народных промыслах;

музыкальный уголок: музыкальные народные инструменты, дидактические игры, фонотека с записями народных песен, шелеста листьев, плеска воды, пения птиц;

уголок экологии: альбомы, иллюстрации о животных, растениях, птицах, обитающих в наших краях, «Красная книга».

Таким образом, вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Критерии оценки патриотических уголков:

Логика размещения материала

Эстетичность оформления

Наполняемость учебными демонстрационным материалом (пособия, иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток)

Соответствие материала возрасту детей

Творческий подход педагога в оформлении угока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар "НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский садобщеразвивающего вида № 19 «Яблонька»с. Барановское--------------------------------------------------------------------------------------...

семинар – практикум «Патриотическое воспитание – важный момент работы нашего МБДОУ»

«Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а прежде всего, служить обществу и стране»( из Послание президента  В.В. Пути...

Семинар-практикум «Патриотического воспитания в ДОУ»

Семинар  с целью закрепления  знаний педагогов об исторических личностях и событиях по теме:«Защитники Отечества»....

Семинар "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста одна из основных задач ДОУ". Справка.

Семинар "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста одна из основных задач ДОУ". Справка....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»

Семинар предназначен для педагогов ДОУ. Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам приобщения дошкольников к историческим и культурным ценностям народа»...

Семинар по патриотическому воспитанию. Уровень ДОУ 2018г.

В рамках решения годовой задачи " Формирование системы работы  по воспитанию у дошкольников нравственно-патриотических чувств на основе ознакомления с родным городом" 24 октября 2018 го...