Дидактические игры по шахматам
картотека (старшая группа)

Надагова Галимат Исмаиловна

Разное

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d_igry_po_shahmatam.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Куча мала

Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берете какую-нибудь из фигур и ощупываете ее. Выбранную шахматную фигуру вы умышленно называете неправильно, открываете глаза и спрашиваете ребенка: «Так?». Ребенок исправляет вас. Затем можно поменяться местами.

Школа

"Школа". Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубления поставьте шахматные фигуры и скажите ребёнку: "Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?.."

Цвет

Попросите малыша поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, "по ошибке" поставьте там же одну-две чёрные шахматные фигуры. Малыш должен заметить вашу ошибку и указать на неё.

Ряд

Предложите ребенку поставить в один ряд пешки, коней, слонов, ладей, ферзей, королей. А потом то же самое сделайте сами и попросите ребенка проверить вас.

По росту

Попросите ребенка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя фигуры. 

Догонялки

Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте ее бег по столу. После этого предложите ребенку выбрать и назвать какую-либо черную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей фигурой. Пусть ваша шахматная фигура «бежит» не очень быстро, и фигура малыша ее догонит. Потом поменяйтесь местами.

Прятки

Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребенок должен их найти и назвать. Потом фигуры прячет малыш.

Кто быстрее

Все шахматные фигуры стоят на столе. Предложите ребёнку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры.

Над головой

Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Ребенок должен ее найти и быстро поднять над головой.

На стуле

Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребёнком. Досчитайте до трёх и на счет "три" бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.

Волшебный мешочек

По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы "не угадываете" и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определенную фигуру.

Шахматный теремок Сделайте из деревянной шахматной доски "теремок". Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на "теремок" и уронить его, а остальные фигуры помогут "теремок" "построить" - поднять.

Шахматный колобок

Дидактическую игру-инсценировку сказки "Колобок" можно провести так: "дед" - король, "баба" - ферзь, "заяц" - пешка, "лиса" - конь, "волк"-слон, "медведь" - ладья, а колобок - шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки "лиса" колобка не съест - колобок от неё убежит.

Поиграем-угадаем

Ведущий загадывает либо горизонталь, либо вертикаль и просит учеников по очереди отгадать, какую именно дорожку вы загадали. Естественно с двух попыток дорожка будет отгадана.

Горизонталь, Вертикаль

Педагог вызывает двоих детей, дает им по 4 пешки и предлагает им по очереди заполнить пешками одного цвета одну горизонталь, располагая на каждом поле только по одной пешке (в серединках полей). Аналогично проводится и игра «Вертикаль», но в этом случае пешками заполняется одна из вертикалей.

Горизонтально-вертикальная игра

Белая пешка ставится на любое поле шахматной доски и, вызывая учеников по одному к демонстрационной доске, просите детей передвинуть пешку на одно поле в задаваемом направлении. Типичные указания: «Направо по горизонтали», «Вверх по вертикали», «Налево по горизонтали», «Вниз по вертикали», «В любую сторону по вертикали», «В любую сторону по горизонтали».

Угадайка

Опишите какую-нибудь из фигур и предложите ребятам определить и назвать её.

Диагональ

Педагог вызывает двоих детей, дает им по 4 пешки и предлагает им по очереди заполнить пешками одного цвета любую диагональ, располагая на каждом поле только по одной пешке (в серединках полей).

Запретная фигура

Все фигуры располагаются на столе у педагога в один ряд, дети стоят рядом и по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

Горизонтально-вертикальная –диагональная игра

Педагог задает и диагональное направление. Типичные указания: «Направо вниз по диагонали», «Налево вверх по диагонали», «Налево вниз по диагонали», «Направо вверх по диагонали».

Поиграем-угадаем

Педагог загадывает одну из фигур (или прячет ее в кулаке), а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

Что общего?

Педагог берет две фигуры и спрашивает у учеников, чем эти фигуры похожи? чем отличается? (цветом, формой)

Большая и маленькая

На столе у педагога 6 разных фигур. Дети подходят туда по одному, называют самую высокую фигуру и отставляют ее в сторону…Вскоре все фигуры стоят по росту.

Мешочек

Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и ставят их на те поля, которые они занимают в начальной позиции. Когда последняя фигура извлечена из мешочка, на доске будет расставлена начальное положение.

Да – Нет

Педагог поднимает над головой две шахматные фигуры и спрашивает у группы, стоят ли эти фигуры рядом в начальной позиции.

Мяч

Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, если утверждение верно, то мяч следует ловить. Например, «Ладья стоит в угловом поле»,

«Ферзь любит свой цвет», Король стоит рядом ферзем», «Конь стоит рядом с ладьей», «Слон стоит между конем и ферзем» и т.д.

Шахматная репка

Посадите "репку" - клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: "дед" - это король, "бабка" - ферзь, "внучка" - слон, "Жучка" - конь, "кошка" - ладья, "мышка" - пешка.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г.Нягань

« Центр развития ребёнка-детский сад № 4 « Веснянка»

Картотека игр для дошкольников «При обучении игры в шахматы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...

Дидактическая игра по шахматам "Вопросы шахматной королевы"

Игра предназначена для детей 5-7 лет с целью закрепления знаний о шахматных фигурах....

Дидактическая игра по шахматам «Вопросы белой пешки».

Дидактическая игра  «Вопросы белой пешки»  дает возможность педагогу в игровой форме закрепить знание о шахматных  фигурах  в старшем дошкольном возрасте....

Дидактические игры по шахматам

Дидактические игры по шахматам...

Настольная дидактическая игра "Экологические шахматы" "Прогулка в лес"

Шахматы – древняя и увлекательная игра, завоевавшая симпатии миллионов людей. История шахмат уходит вглубь веков, и на протяжении всей истории развития этой замечательной игры подтверждается пол...

Дидактические игры по шахматам

Дидактические игры по шахматам...