Дидактические игры по шахматам
картотека (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Куча мала Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берете какую-нибудь из фигур и ощупываете ее. Выбранную шахматную фигуру вы умышленно называете неправильно, открываете глаза и спрашиваете ребенка: «Так?». Ребенок исправляет вас. Затем можно поменяться местами. | Школа "Школа". Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубления поставьте шахматные фигуры и скажите ребёнку: "Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?.." | Цвет Попросите малыша поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, "по ошибке" поставьте там же одну-две чёрные шахматные фигуры. Малыш должен заметить вашу ошибку и указать на неё. |
Ряд Предложите ребенку поставить в один ряд пешки, коней, слонов, ладей, ферзей, королей. А потом то же самое сделайте сами и попросите ребенка проверить вас. | По росту Попросите ребенка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя фигуры. | Догонялки Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте ее бег по столу. После этого предложите ребенку выбрать и назвать какую-либо черную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей фигурой. Пусть ваша шахматная фигура «бежит» не очень быстро, и фигура малыша ее догонит. Потом поменяйтесь местами. |
Прятки Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребенок должен их найти и назвать. Потом фигуры прячет малыш. | Кто быстрее Все шахматные фигуры стоят на столе. Предложите ребёнку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры. | Над головой Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Ребенок должен ее найти и быстро поднять над головой. |
На стуле Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребёнком. Досчитайте до трёх и на счет "три" бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её. | Волшебный мешочек По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы "не угадываете" и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определенную фигуру. | Шахматный теремок Сделайте из деревянной шахматной доски "теремок". Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на "теремок" и уронить его, а остальные фигуры помогут "теремок" "построить" - поднять. |
Шахматный колобок Дидактическую игру-инсценировку сказки "Колобок" можно провести так: "дед" - король, "баба" - ферзь, "заяц" - пешка, "лиса" - конь, "волк"-слон, "медведь" - ладья, а колобок - шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки "лиса" колобка не съест - колобок от неё убежит. | Поиграем-угадаем Ведущий загадывает либо горизонталь, либо вертикаль и просит учеников по очереди отгадать, какую именно дорожку вы загадали. Естественно с двух попыток дорожка будет отгадана. | Горизонталь, Вертикаль Педагог вызывает двоих детей, дает им по 4 пешки и предлагает им по очереди заполнить пешками одного цвета одну горизонталь, располагая на каждом поле только по одной пешке (в серединках полей). Аналогично проводится и игра «Вертикаль», но в этом случае пешками заполняется одна из вертикалей. |
Горизонтально-вертикальная игра Белая пешка ставится на любое поле шахматной доски и, вызывая учеников по одному к демонстрационной доске, просите детей передвинуть пешку на одно поле в задаваемом направлении. Типичные указания: «Направо по горизонтали», «Вверх по вертикали», «Налево по горизонтали», «Вниз по вертикали», «В любую сторону по вертикали», «В любую сторону по горизонтали». Угадайка Опишите какую-нибудь из фигур и предложите ребятам определить и назвать её. | Диагональ Педагог вызывает двоих детей, дает им по 4 пешки и предлагает им по очереди заполнить пешками одного цвета любую диагональ, располагая на каждом поле только по одной пешке (в серединках полей). Запретная фигура Все фигуры располагаются на столе у педагога в один ряд, дети стоят рядом и по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет». | Горизонтально-вертикальная –диагональная игра Педагог задает и диагональное направление. Типичные указания: «Направо вниз по диагонали», «Налево вверх по диагонали», «Налево вниз по диагонали», «Направо вверх по диагонали». Поиграем-угадаем Педагог загадывает одну из фигур (или прячет ее в кулаке), а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. |
Что общего? Педагог берет две фигуры и спрашивает у учеников, чем эти фигуры похожи? чем отличается? (цветом, формой) | Большая и маленькая На столе у педагога 6 разных фигур. Дети подходят туда по одному, называют самую высокую фигуру и отставляют ее в сторону…Вскоре все фигуры стоят по росту. | Мешочек Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и ставят их на те поля, которые они занимают в начальной позиции. Когда последняя фигура извлечена из мешочка, на доске будет расставлена начальное положение. |
Да – Нет Педагог поднимает над головой две шахматные фигуры и спрашивает у группы, стоят ли эти фигуры рядом в начальной позиции. | Мяч Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, если утверждение верно, то мяч следует ловить. Например, «Ладья стоит в угловом поле», «Ферзь любит свой цвет», Король стоит рядом ферзем», «Конь стоит рядом с ладьей», «Слон стоит между конем и ферзем» и т.д. | Шахматная репка Посадите "репку" - клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: "дед" - это король, "бабка" - ферзь, "внучка" - слон, "Жучка" - конь, "кошка" - ладья, "мышка" - пешка. |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г.Нягань
« Центр развития ребёнка-детский сад № 4 « Веснянка»
Картотека игр для дошкольников «При обучении игры в шахматы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.
Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...
Дидактическая игра по шахматам "Вопросы шахматной королевы"
Игра предназначена для детей 5-7 лет с целью закрепления знаний о шахматных фигурах....
Дидактическая игра по шахматам «Вопросы белой пешки».
Дидактическая игра «Вопросы белой пешки» дает возможность педагогу в игровой форме закрепить знание о шахматных фигурах в старшем дошкольном возрасте....

Настольная дидактическая игра "Экологические шахматы" "Прогулка в лес"
Шахматы – древняя и увлекательная игра, завоевавшая симпатии миллионов людей. История шахмат уходит вглубь веков, и на протяжении всей истории развития этой замечательной игры подтверждается пол...



