Мастер-класс для педагогов на тему: «Партнёрство с семьёй: от формального взаимодействия – к живой коллаборации» (в рамках педагогического совета)
методическая разработка

Миронова Татьяна Михайловна

Цель мастер-класса: отработать практические инструменты для выстраивания доверительного, продуктивного сотрудничества с родителями воспитанников.

Задачи мастер-класса:

  • актуализировать принципы партнёрского взаимодействия «ДОО — семья»;
  • проанализировать типичные коммуникативные барьеры и способы их преодоления;
  • освоить конкретные техники и форматы совместной деятельности;
  • составить индивидуальный план действий для каждой возрастной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sovet.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка - детский сад № 14».

Мастер-класс

для педагогов на тему:

«Партнёрство с семьёй: от формального взаимодействия –  к живой коллаборации»

в рамках педагогического совета № 3

Подготовила:

воспитатель Миронова Т.М.

Саранск, 2025г.


Цель: отработать практические инструменты для выстраивания доверительного, продуктивного сотрудничества с родителями воспитанников.

Задачи:

  • актуализировать принципы партнёрского взаимодействия «ДОО — семья»;
  • проанализировать типичные коммуникативные барьеры и способы их преодоления;
  • освоить конкретные техники и форматы совместной деятельности;
  • составить индивидуальный план действий для каждой возрастной группы.

Целевая аудитория: воспитатели ДОО 6 – 8 чел.

Педагоги встают в круг

Ведущий: Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников.

Зачастую одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, - не могут достучаться до родителей и установить с ними взаимный контакт.

Из чего же складывается успех общения? Кому принадлежит ведущая роль в организации общения?

На эти вопросы мы и попытаемся ответить в ходе нашего мастер-класса «Партнёрство с семьёй: от формального взаимодействия — к живой коллаборации». А также отработаем  практические инструменты для выстраивания доверительного, продуктивного сотрудничества с родителями воспитанников.

И для начала хочу с вами провести интересное упражнение «Два слова о партнёрстве», каждый педагог называет 1- 2 ключевых качества успешного взаимодействия с семьёй.

Начну с себя -  уважение

  • доброжелательность и уважение;
  • прозрачность и информированность;
  • индивидуальный подход;
  • совместная целеполагание;
  • обратная связь и рефлексия.

Далее педагогов посадить за столы – подгруппами.

2. Практический блок 1: «Преодоление барьеров»

  • Работа в парах: участники получают карточки с типичными «трудными» фразами родителей, например, «Вы сами не знаете, как воспитывать!», «Вы за ним совсем не следите, он опять в грязи весь!», «Вы обязаны гулять в любую погоду и в дождь в том числе»! «Зачем вы его заставляете спать днём, у нас дома так не делают!», «Он не хочет делиться игрушками — не надо его принуждать!»

Подтекст: несогласие с правилами ДОО, защита личных границ ребёнка.

Ответ: «Я уважаю ваши семейные традиции. В саду мы придерживаемся режима, потому что дневной сон помогает детям восстанавливать силы. Можем обсудить компромисс: например, если он не спит, разрешаем тихо лежать кровати. По поводу игрушек: мы учим в саду договариваться, а не заставляем делиться насильно.

Ответ: «Я понимаю вашу обеспокоенность. Давайте разберёмся: на прогулке ребёнок активно исследовал песок, поэтому испачкался. Мы всегда предлагаем запасные вещи. По поводу еды: сегодня он съел половину порции — возможно, был не очень голоден. Можем вместе понаблюдать за его аппетитом несколько дней».

  • Задание: подобрать 2–3 варианта конструктивного ответа, сохраняя партнёрский тон.
  • Обсуждение: общие правила коммуникации в конфликтных ситуациях (активное слушание, «я-высказывания», предложение совместного решения).

3. Практический блок 2: «Инструменты взаимодействия»

  •  «Цифровой диалог».

Ведущий: коллеги назовите самые частые способы общения с родителями онлайн (мессенджеры, соцсети, email и т. п.).

Ведущий: зачастую мы общаемся с родителями в соц сетях без временных ограничений, боимся быть неудобными для них, поэтому зачастую педагоги доступны 24 на 7!

И это ошибка, вот «5 золотых правил цифрового диалога»: вывести на экран.

  1. Чёткость цели: каждое сообщение должно решать конкретную задачу.
  2. Временные рамки: ответы в рабочие часы (например, 8:00–18:00).
  3. Нейтральный тон: избегаем эмоциональных оценок, используем «мы-высказывания».
  4. Структура: заголовок → суть → действие → сроки.
  5. Конфиденциальность: не публикуем фото/данные без согласия.

Ведущий: теперь я вам хочу предложить варианты ведения диалогов в месенджерах. Прочитайте и скажите, как вы считаете, правильно ли поставлен вопрос?

«Родители, пожалуйста, обратите внимание на детей. Вчера было много нарушений поведения. Надо поговорить дома».

Ведущий: как вы думаете, какие ошибки допустил педагог?

 Ошибки:

  • нет конкретных примеров («много нарушений» — что именно?);
  • отсутствует цель сообщения (чего ждать от родителей?);
  • тон обвиняющий, вызывает тревогу.

Ведущий: как бы вы составили обращение?

Работа совместная.

Ведущий: теперь я хочу, чтобы вы разделились на 2 – 3 подгруппы и составили грамотные сообщения для родительского чата на следующие темы.

Работа в группах. Каждой группе даётся задача — составить сообщение по шаблону для:

  • оповещения о мероприятии (утренник, экскурсия);
  • информирования о режиме дня/не опаздываем, ребенка передаем лично педагогу;
  • деликатного обсуждения поведения ребёнка.

У участников на столах ручки и один лист на подгруппы с темой. Они самостоятельно должны составить грамотное объявление. Пока они работают в группах, нужно что-то заготовить для сидящих в зале. Например: пока коллеги работают в группах, поделитесь своими топ «неожиданных сообщений от родителей в чате»

 Пример для ведущего:

Тема: Утренник «Осенняя сказка» Здравствуйте, родители!

Суть: 25 октября в 10:00 пройдёт утренник. Действие: Девочки гольфы, косички, мальчики желтые носочки. Перед утренником проверьте все чешки.
Контакты: Вопросы — в личные сообщения.
Спасибо!

Практический блок 3: «Конфликты в чате –  профилактика и разрешение»

  • Разбор типичных триггеров:
  • поздние сообщения;
  • неоднозначные формулировки («Ваш ребёнок опять…»);
  • публичная критика;
  • игнорирование вопросов.
  • Ролевые игры:
  1. Родитель пишет: «Почему вы не ответили вчера в 22:00?!»
    Задача педагога: ответить, сохраняя границы и доброжелательность.
    Пример ответа«Понимаю ваше беспокойство. Отвечаю в рабочее время — с 8:00 до 18:00. Сейчас готов обсудить вопрос. Что случилось?»
  2. Родитель возмущается: «Вы всегда вините моего ребёнка!»
    Задача: перевести диалог в конструктивное русло.
    Пример«Моя цель — помочь всем детям. Давайте разберём ситуацию: вчера [описание без оценок]. Предлагаю вместе подумать, как поддержать [имя ребёнка]».

Ситуация 1

Родители возмущаются тем, что педагог игнорирует их важные сообщения, которые они пишут в чат группы. Им приходится ждать ответа в течение часа, а иногда больше.

Мама Пети: «На улице похолодало, у Пети кофточка в шкафу. Возьмите ее на прогулку, вдруг ему станет холодно».

Мама Пети: «Чем педагог там вообще занимается, что не видит сообщение и никак не реагирует?»

Ответ воспитателя:

«Уважаемые родители! Вы можете писать в чат в любое время. Я вижу все ваши сообщения, но отвечать на них могу во время тихого часа. В другое время не могу отвлекаться от работы с детьми. Если у Вас срочный вопрос, Вы можете позвонить мне. Если нет, то готова ответить на Ваши вопросы в указанные промежутки времени»

Ситуация 2 Утром в чат посыпались сообщения от родителей с подробностями, чем заболели их дети. Такие рассказы про понос, сыпь и зеленые сопли воспитателю приходится читать регулярно. Просьбы не обсуждать такие вопросы часто приводят к конфликтам. Как быть в этот раз?

Мама Миши: «Мы не придем – у Маши t и сопли зеленые. У кого-то еще есть? Вдруг у нас в группе какая-то зараза?»

Мама Вани: «Точно зараза какая-то в группе, у Вани начался понос, все утро мучается!»

Ответ педагога:  «Уважаемые родители! Предлагаю оставить этот чат для вопросов, непосредственно связанных с работой в группе, чтобы каждый из нас мог оперативно реагировать на важные организационные сообщения. Важные вопросы по здоровью детей предлагаю обсуждать в индивидуальном порядке».

Ситуация 3 В группе агрессивный мальчик Вова.

В родительском чате папа мальчика ответил, что это «будущий мужчина, ему можно все». Родители начали ругаться в чате и пытались втянуть в это воспитателя, чтобы она начала «воспитывать» папу. Что делать педагогу: ответить сразу или переждать?

Ответ педагога:

«Уважаемые родители! Предлагаю вынести данный вопрос на обсуждение на родительском собрании – полагаю, это будет более конструктивно. Могу я обсудить эту ситуацию с педагогом-психологом?»

Этот ответ педагога демонстрирует то, что он не заминает конфликт, не отстраняется от него, а советуется с родителями и предлагает открытое обсуждение. Дополнительно к этому важно написать родителям детей, у которых произошел конфликт, личные сообщения и договориться о встрече с каждой семьей, чтобы обсудить ситуацию.

  1. Правила модерации чата:
  • напоминать о времени ответов;
  • переводить личные вопросы в личку;
  • фиксировать договорённости («Итак, решили:…»).

5. Рефлексия и завершение

  • Упражнение «Три вывода». Каждый участник озвучивает:
  • 1 идею, которую возьмёт в работу;
  • 1 вопрос для дальнейшего изучения;
  • 1 действие, которое реализует на следующей неделе.
  • Общий круг: завершение фразой «Теперь я смогу…» (например, «Теперь я смогу начать семейный фотопроект»).
  • Раздача памяток:
  • «10 фраз для конструктивного диалога с родителями»;
  • «Чек-лист: оцениваем качество взаимодействия с семьёй».

  1. Правила модерации чата:
  • напоминать о времени ответов;
  • переводить личные вопросы в личку;
  • фиксировать договорённости («Итак, решили:…»).

5. Рефлексия и завершение

  • Упражнение «Три вывода». Каждый участник озвучивает:
  • 1 идею, которую возьмёт в работу;
  • 1 вопрос для дальнейшего изучения;
  • 1 действие, которое реализует на следующей неделе.

Общий круг: завершение фразой «Теперь я смогу…» (например, «Теперь я смогу начать семейный фотопроект»).

Раздача памяток:

  • «10 фраз для конструктивного диалога с родителями»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс в рамках педагогического совета на тему: «Моделирование социокультурной среды образовательной организации в режиме круглосуточного проживания воспитанников» Тема: «Культурные традиции гостеприимства»

Мастер-класс в рамках педагогического совета на тему: «Моделирование социокультурной среды образовательной организации в режиме круглосуточного проживания воспитанников» Тема: Культурные традиции...

Открытое занятие по теме: "Мой край - любимый Татарстан" В рамках педагогического совета.

Цель: воспитание патриотических чувств - любви к Родине, родному языку, уважение к флагу и гербу Татарстана.Задачи:Воспитать любовь к родному языку, родному краю, к природе, бережное отношение к ...

Выступление в рамках педагогического совета " Опыт работы по созданию предметно-развивающей среды в группе ДОУ"

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его интересов, склонностей, уро...

Трансляция собственного педагогического опыта на тему «Офтальмогимнастика для детей дошкольного возраста с предметами и наглядными пособиями» в рамках педагогического совета

Трансляция собственного педагогического опыта на тему «Офтальмогимнастика для детей дошкольного возраста с предметами и наглядными пособиями» в рамках педагогического совета ...

Консультация для педагогов в рамках педагогического совета «Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности»

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по – разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающ...