Памятка "Центр экспериментирования в детском саду"
материал

Чегодаева Елена Анатольевна

Уголок или мини-лаборатория должны располагаться в доступном для свободного экспериментирования, удобном месте. Здесь должны размещаться: стеллажи (полки) или доска - «ширма» с отделениями для оборудования и материалов, стол (столы) для проведения работы. Здесь же можно разместить портреты известных ученых.

Материалы и оборудование должны быть в достаточном для исследовательской деятельности подгруппы детей количестве, безопасны для работы и эстетичны. Все стеклянное и другое представляющее опасность оборудование хранится отдельно и вносится для работы непосредственно перед экспериментом.

В уголке экспериментирования необходимо иметь :

Основное оборудование –

Приборы – помощники: увеличительные стекла (лупы, весы (безмен, песочные часы (1,2,3,5 минут, компас, магниты, термометры водяные, воздушные, бинокль, наборы для игр с водой.

Разнообразные сосуды из различных материалов (стекло, пластмасса, металл, разного объема и формы, прозрачные и непрозрачные. В качестве оборудования для проведения опытов можно использовать бросовые, в частности упаковочные, материалы: стаканчики из-под йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, мороженного, коробки из-под тортов и т. п., пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейлей (неиспользованные, бумагу для фильтрования (типа промокательной или салфетки, пластиковые бутылки и (или) изготовленные из них розетки, емкости с оплавленными краями, ковши, ведерки.

Природный материал: камешки разного цвета и формы, глина, песок (крупный, мелкий речной и т. п., ракушки, птичьи перья, шишки, спилы и листья деревьев, мох, семена (фруктов и овощей, деревьев, кустарников, минералы, земля разная по составу, уголь, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, веточки и т. д. – собранных в виде тематических коллекций (например, «семена»«песок» и др.) и как массовый материал для организации занятий

Утилизированный или бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки поролона, предметы деревянные, пластмассовые, металлические; основания от наборов шоколадных конфет, катушки от ниток и т. д.

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная, альбомная, тетрадная, калька, вощеная и др.

Различные безопасные красители: пищевые (ягодный сироп и др.) и непищевые (зеленка, гуашь, акварель и др.)

Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши, пробирки, мензурки, воронки, шпатели, марля, вата и др.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, ситечко, свечи, зубочистки, старая пластинка, совочки разные по вместимости, поддон, формочки, стеки, соломинки для коктейлей, цветные мелки, линейки (разные, нитки, спички, пуговицы разные, масло растительное, крупы, соль, сахар, мука, крахмал и т. д.

Дополнительное оборудование -

Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов

Карточки (таблицы) – схемы проведения экспериментов, которые оформляют на бумаге и ламинируют. На оборотной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.

Детский понятийный словарь в картинках.

Журнал (тетрадь, дневник, альбом) исследований, где фиксируются дата проведения, название опыта и его результаты в виде рисунков, схем.

Правила работы с материалами, в которых совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

Нестандартное оборудование -

«Дом для червей» – прозрачная емкость (аквариум, банка) с почвой, где должны быть сухие, перегнивающие листья – пища червей. Через стенки ведется наблюдение за их передвижением, жизнедеятельностью. Почву увлажняют периодически, а червей выпускают «на волю» через некоторое время.

«Прозрачный горшок» – стеклянная емкость, позволяющая наблюдать за ростом корней растений (лука, тополя и т. д.).

«Ящик ощущений» – коробка из-под обуви, посылочный ящик. крышка которого легко снимается для того, чтобы помещать предметы внутрь. По бокам ящика проделаны 2 отверстия диаметром позволяющим ребенку просунуть руку в ящик, с внешней стороны к каждому отверстию прикреплены рукава от старой кофты. Задача детей – определить на ощупь, что находиться в ящике и объяснить как они это сделали.

К подбору оборудования стоит привлечь детей и родителей. В этом случае сам процесс оформления лаборатории будет иметь воспитательное значение.

Структура проведения экспериментирования :

1. Постановка, формулирование проблемы (познавательные задачи);

2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки предложений, выдвинутых детьми.

3. Постановка эксперимента по разработанной схеме (проверка гипотез).

4. Подведение итогов, выводы.

5. Фиксация результатов.

6. Вопросы детей т. к. после проведенной работы (опыта) у детей могут возникнуть новые вопросы, в основе которых лежит познавательный мотив. Не торопитесь с ответом – побуждайте детей самостоятельно или опытным путем, путем наблюдений, рассуждений искать ответы на поставленные ими же вопросы.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_eksperimentirovanie.docx15.81 КБ

Предварительный просмотр:

Уголок или мини-лаборатория должны располагаться в доступном для свободного экспериментирования, удобном месте. Здесь должны размещаться: стеллажи (полки) или доска - «ширма» с отделениями для оборудования и материалов, стол (столы) для проведения работы. Здесь же можно разместить портреты известных ученых.

Материалы и оборудование должны быть в достаточном для исследовательской деятельности подгруппы детей количестве, безопасны для работы и эстетичны. Все стеклянное и другое представляющее опасность оборудование хранится отдельно и вносится для работы непосредственно перед экспериментом.

В уголке экспериментирования необходимо иметь :

Основное оборудование –

Приборы – помощники: увеличительные стекла (лупы, весы (безмен, песочные часы (1,2,3,5 минут, компас, магниты, термометры водяные, воздушные, бинокль, наборы для игр с водой.

Разнообразные сосуды из различных материалов (стекло, пластмасса, металл, разного объема и формы, прозрачные и непрозрачные. В качестве оборудования для проведения опытов можно использовать бросовые, в частности упаковочные, материалы: стаканчики из-под йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, мороженного, коробки из-под тортов и т. п., пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейлей (неиспользованные, бумагу для фильтрования (типа промокательной или салфетки, пластиковые бутылки и (или) изготовленные из них розетки, емкости с оплавленными краями, ковши, ведерки.

Природный материал: камешки разного цвета и формы, глина, песок (крупный, мелкий речной и т. п., ракушки, птичьи перья, шишки, спилы и листья деревьев, мох, семена (фруктов и овощей, деревьев, кустарников, минералы, земля разная по составу, уголь, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, веточки и т. д. – собранных в виде тематических коллекций (например, «семена»«песок» и др.) и как массовый материал для организации занятий

Утилизированный или бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки поролона, предметы деревянные, пластмассовые, металлические; основания от наборов шоколадных конфет, катушки от ниток и т. д.

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная, альбомная, тетрадная, калька, вощеная и др.

Различные безопасные красители: пищевые (ягодный сироп и др.) и непищевые (зеленка, гуашь, акварель и др.)

Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши, пробирки, мензурки, воронки, шпатели, марля, вата и др.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, ситечко, свечи, зубочистки, старая пластинка, совочки разные по вместимости, поддон, формочки, стеки, соломинки для коктейлей, цветные мелки, линейки (разные, нитки, спички, пуговицы разные, масло растительное, крупы, соль, сахар, мука, крахмал и т. д.

Дополнительное оборудование -

Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов

Карточки (таблицы) – схемы проведения экспериментов, которые оформляют на бумаге и ламинируют. На оборотной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.

Детский понятийный словарь в картинках.

Журнал (тетрадь, дневник, альбом) исследований, где фиксируются дата проведения, название опыта и его результаты в виде рисунков, схем.

Правила работы с материалами, в которых совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

Нестандартное оборудование -

«Дом для червей» – прозрачная емкость (аквариум, банка) с почвой, где должны быть сухие, перегнивающие листья – пища червей. Через стенки ведется наблюдение за их передвижением, жизнедеятельностью. Почву увлажняют периодически, а червей выпускают «на волю» через некоторое время.

«Прозрачный горшок» – стеклянная емкость, позволяющая наблюдать за ростом корней растений (лука, тополя и т. д.).

«Ящик ощущений» – коробка из-под обуви, посылочный ящик. крышка которого легко снимается для того, чтобы помещать предметы внутрь. По бокам ящика проделаны 2 отверстия диаметром позволяющим ребенку просунуть руку в ящик, с внешней стороны к каждому отверстию прикреплены рукава от старой кофты. Задача детей – определить на ощупь, что находиться в ящике и объяснить как они это сделали.

К подбору оборудования стоит привлечь детей и родителей. В этом случае сам процесс оформления лаборатории будет иметь воспитательное значение.

Структура проведения экспериментирования :

1. Постановка, формулирование проблемы (познавательные задачи);

2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки предложений, выдвинутых детьми.

3. Постановка эксперимента по разработанной схеме (проверка гипотез).

4. Подведение итогов, выводы.

5. Фиксация результатов.

6. Вопросы детей т. к. после проведенной работы (опыта) у детей могут возникнуть новые вопросы, в основе которых лежит познавательный мотив. Не торопитесь с ответом – побуждайте детей самостоятельно или опытным путем, путем наблюдений, рассуждений искать ответы на поставленные ими же вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Детское экспериментирование в детском саду и дома"

Цель: показать, как опытная деятельность развивает в ребенке любознательность, познавательную деятельность, помогает ему углублять представления о живой и неживой природе, обобщать результаты опытов.Х...

Консультация для воспитателей детского сада на тему: "Экспериментирование в детском саду со старшими дошкольниками"

Цели, задачи, экспериментирования.Условия, методика проведения опытов и экспериментирования.Картотека опытов и экспериментов.Конспекты НОД....

«Детское экспериментирование в детском саду и в семье».

Показать родителям значение опытнической деятельности и экспериментирования в развитии ребенка, углублении его представлений о живой и неживой природе....

Детское экспериментирование в детском саду

Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов в детском саду и дома. И сегодня я приглашаю вас в нашу ...

Консультация для педагогов о создании уголка экспериментирования в детском саду «Уголок экспериментирования в детском саду»

laquo;Уголок экспериментирования в детском саду».На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социали...

Консультация для родителей старшей группы на тему "Детское экспериментирование в детском саду и дома"

Консультация для родителей старшей группы на тему "Детское экспериментирование в детском саду и дома"...

Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...