Дополнительная образовательная программа по кружковой деятельности «Сказочный Ларчик» по развивающим играм В.В. Воскобовича
методическая разработка
Актуальность программы обусловлена необходимостью всестороннего развития личности ребенка через игровую деятельность. Программа направлена на формирование интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.
Новизна заключается в использовании сказочного сюжета и игровой мотивации при проведении занятий, что позволяет повысить интерес детей и снизить утомляемость.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 70.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Родничок»
Рассмотрена и рекомендована Педагогическим Советом МБДОУ ДС «Родничок» Протокол от 00.00.20___г.№ _ | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ ДС «Родничок» М.Я. Сметанина Приказ от 00.00.20___г. № _ |
Дополнительная образовательная программа
по кружковой деятельности «Сказочный Ларчик»
по развивающим играм В.В. Воскобовича
Учитель-логопед:
Гафарова Марина Борисовна
п. Новогорный
2024 г.
Содержание | |
1. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка | 3 |
1.2. Цель и задачи | 4 |
1.3.Планируемые результаты | 5 |
1.4.Возрастные особенности детей | 5 |
1.5. Срок реализации | 7 |
1.6.Формы и методы организации работы с детьми | 7 |
2. Организационный раздел | 8 |
2.1. Перспективное планирование | 8 |
3. Материально-техническое обеспечение | 10 |
4. Формы контроля | 12 |
5. Список литературы | 13 |
Приложения | 14 |
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Все современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи – всестороннее развитие личности ребенка, которое обеспечивается единством умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Задачи умственного воспитания понимаются порой упрощенно, ограничиваясь стремлением «вложить» в дошкольника как можно больше знаний об окружающем. Гораздо важнее выработать у ребенка общие способности познавательной деятельности - умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.
Существенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также дальнейшего обучения в школе. В математике логическая строгость и стройность умозаключений призвана воспитывать общую логическую культуру мышления; и основным моментом воспитательной функции математического образования считается развитие у детей способностей к полноценности аргументации.
Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес, познание, творчество становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы - умственного развития дошкольников.
Игры В.В.Воскобовича - необыкновенные пособия, которые соответствуют требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны, обогащают жизненный опыт, готовят почву для успешной деятельности в дальнейшем.
Новизна программы.
Степень новизны данной программы заключается в следующем: обучение детей проходит в интересной игровой форме, все игровые ситуации сопровождает сказочный сюжет, путешествие, преодоление трудностей, разрешение сложных ситуаций, нахождение верного решения, используя авторский приём, что позволяет значительно повысить интерес, мотивацию и снизить утомляемость детей на занятии.
Данная программа обладает рядом особенностей:
✓ Многофункциональность – решает множество образовательных задач.
✓ Широкий возрастной диапазон участников игры – от самых маленьких до младших школьников
✓ Образность и мотивация - «Коврограф Ларчик» сопровождает неповторимые образы – персонажи, с которыми ребенок «проживает» всю игровую ситуацию. Они являются прекрасными психологическими мотиваторами к выполнению игровых и учебных действий.
✓ Образность и универсальность - игровые задания сопровождаются добрыми сказочными образами, что помогает детям постигать математику, логику, начала знакомства со звуками, буквами, осваивать взаимоотношения со сверстниками взрослыми, овладевать образностью речи.
✓ Сказочность – все игровые ситуации сопровождают сказочный сюжет, путешествия, преодоление трудностей, разрешение сложных ситуаций, нахождение верного решения.
✓ Вариативность – наличие в каждой игровом задании множества вариаций проигрывания ситуаций, возможностью придумывания все новых и новых способ их разрешения.
✓ Незавершенность игровых действий – использование разнообразных игровых заданий, задач, требующих все новых неоднозначных решений.
✓ Творческий потенциал - реализация всех задумок, составление множества образов, соединение их в истории и сказки, обыгрывание.
✓ Возможность разнообразного использования – как в группах образовательных учреждений, детских центров, так и в индивидуальной работе с детьми, а также в домашних условиях.
Цель программы: развивать интеллектуальные и творческие способности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности с развивающими играми В.В.Воскобовича в условиях детского сада.
Задачи:
1.Формировать у детей понимание и решение логических задач.
2.Формировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.
3.Формировать представления о сенсорных эталонах цвета, формы, величины.
4.Развивать у дошкольников математические представления о геометрических фигурах, количестве и счете, пространственной ориентировке.
5.Учить сопереживать ближнему; развивать чувство эмпатии; учить решать задачу разными способами; развивать креативные качества у детей.
Планируемые результаты
Дети научились:
• различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;
• использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;
• ориентироваться в пространстве и на плоскости;
• высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать своё мнение;
• самостоятельно и творчески выполнять задания;
• работать в паре, коллективе.
Возрастные особенности детей 6 - 7 лет
Возраст 6 - 7 лет характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. Развитие воображения идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно грамматические конструкции. Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 - 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников. Формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 - 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу». Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции - «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 - 7 летнего возраста. Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе. Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки. Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению? Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты: - личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности; интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация. - социально-психологическая готовность этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы.
Срок реализации программы: 1 год
Занятия проводятся с детьми от 6– 7 лет по подгруппам (5-6 детей).
Длительность занятий определяется возрастом детей:
-в подготовительной к школе группе не более 30 мин (дети 6- 7лет)
В течение года на освоение программных задач отводится 36 часов ( один раз
в неделю).
Формы организации работы с детьми:
• Логико-математические игры.
• Интегрированные игровые занятия.
• Совместная игровая деятельность детей и взрослых.
• Конструктивная деятельность.
• Развлечения.
Методы:
1. Игровые приемы:
• манипуляции с игровыми персонажами, фигурками;
• побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности).
2. Практические приемы:
• манипуляция,
• превращение,
• складывание,
• выбор,
• показ,
• совместные действия,
• сравнение.
3. Словесные приемы:
• диалог с игровыми персонажами,
• объяснение,
• описание,
• рассказ,
• сказка,
• уточнение,
• стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка,
взаимооценка, саморефлексия);
Принципы построения занятий:
▪ системность
▪ учет возрастных особенностей детей
▪ дифференцированный подход
▪ принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний
▪ принцип постепенного и постоянного усложнения материала
▪ поэтапное использование игр
▪ гуманное сотрудничество педагога и детей
▪ высокий уровень трудности
Формы обучения:
▪ подгрупповая (разделение обучающихся на группы для выполнения
определенной работы).
2.Организационный раздел
2.1 Перспективное планирование старший возраст (6 -7лет)
Месяц | Задачи |
октябрь |
|
ноябрь |
|
декабрь |
|
январь |
|
февраль |
|
март |
|
апрель |
|
май |
|
3. Материально-техническое обеспечение программы
Условия реализации Программы
Помещение для занятий – кабинет с «Коврографом Ларчик» на стене.
Мебель: полка для пособий, стол и стул для педагога, столы и стулья для детей, мольберт.
Техническое оборудование: ноутбук.
Учебно-методические и игровые материалы по программе.
Описание материально-технического оснащения Программы
Игровой комплекс коврограф «Ларчик» - уникальное авторское пособие В.В. Воскобовича
Описание: Игровое поле из ковролина со специальной разметкой незаменимо для проведения развивающих занятий. Поле прикрепляется к стене, на нем располагаются игровые элементы, которые легко перемещать, согласно игровым заданиям.
Какие развивающие элементы включает в себя коврограф:
1. Игровое поле из ковролина размером (1,25х1,25 кв.м, 100 клеток)
2. Разноцветные веревочки. Пять веревочек из контактной ленты длиной 1 м;
3. Разноцветные липучки: 25 разноцветных кружков из контактной ленты, 5 кружков с держателями, пять зажимов.
4. Цветные карточки. Это 10 карточек из ковролина всех цветов радуги, а также черная, белая и серая. Карточки снабжены липучкой для крепления на коврографе.
5. Буквы, цифры. В комплекте 90 карточек из прозрачной пленки: 15 с буквами красного цвета (гласные), 30 с буквами синего цвета (твердые согласные, твердый знак), 30 с буквами зеленого цвета (мягкие согласные, мягкий знак), 15 желтого цвета с цифрами и арифметическими знаками.
6. Забавные буквы – 10 картонных карточек с гласными.
7. Забавные цифры – 10 картонных карточек с изображением «зверят-цифрят»:
8. Кармашки и трехрядная касса, сделанные из ковролина и прозрачной пленки, служат для размещения карточек на коврографе.
9. Стрелочка и круговерт – деревянные инструменты для «рисования» кругов, измерения отрезков и направлений.
10. Методическое пособие.
Развиваемые качества методического пособия: обучение чтению и письму, обучение математике и логике, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, сенсомоторное развитие.
Игра «Геоконт» - геометрический конструктор. Предназначен для плоскостного конструирования из эластичных шнуров при помощи крепления его на гвоздиках-держателях. Одно из первых пособий, знакомящих ребёнка с координатной сеткой. Сказка создаёт игровую мотивацию для выполнения развивающих заданий.
Методическая сказка "Малыш Гео, ворон Метр и Я, дядя Слава" к игре «Геоконт». По ходу сказки ребенок познакомится с различными геометрическими понятиями: точка, отрезок, прямая, геометрическая фигура, угол. После каждой главы сказки предлагаются задания для самостоятельного выполнения.
Игра «Прозрачный квадрат» и методическая сказка «Нетающие льдинки озера Айс» способствует:
- освоению математических навыков;
- знакомству с пространственными отношениями, величиной и геометрическими формами;
- знакомству с понятиями «целого» и «части»;
- совершенствованию интеллекта (тренирует внимание, память, развивает мышление и воображение);
- развитию речи (играя, ребёнок пересказывает сказочную историю, придумывает сюжеты, доказывает правильность своих решений);
- развитию творческих способностей.
«Игровизор» + приложение
Уникальный сборник «Игровой калейдоскоп - 1» (знаки-фигуры) - это несколько игр в одном пособии. Широко известные «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Логоформочки», «Шнур-Затейник», «Шнур-Малыш» теперь существуют в графическом варианте – как приложение к «Игровизору». Будучи переведенными на бумагу, игры обретают новый потенциал, а использование универсального графического тренажёра «Игровизор» значительно повышает функциональность пособия.
Игровое пособие "Катя, Рыжик и рыбка" (форма-размер) используется с Игровизором, игра способствует:
- развитию математических представлений о сравнении предметов по форме и размеру, пространственных соотношениях, условной мерке, количестве.
- развитию процессов аналитического восприятия, внимания, памяти, мышления, творческого воображения.
- подготовке руки к письму - обводка геометрических фигур по контуру, штриховка.
- развитию интеллектуальной культуры - умений понимать учебную задачу, находить средства для ее решения, контролировать себя в процессе работы, добиваться успеха.
«Лабиринты цифр» (счет до пяти) – задания направлены на формирование моторного образа цифры, освоение количественного и порядкового счета.
«Лабиринты букв» (гласные), (согласные) - Игра способствует: развитию интеллекта, подготовке руки к письму, подготовке к обучению чтению, развитию навыков чтения.
4. Формы контроля
Текущий контроль осуществляется педагогом, практически, на каждом занятии в форме педагогического наблюдения и результатов продуктивной деятельности. Контроль уровня достижения планируемых предметных результатов осуществляется два раза в год. Начальный контроль в начале учебного года в сентябре и итоговый в конце учебного года в мае. Для выявления уровня развития психических процессов используются дидактические игры. Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу.
5. Список литературы
1.«Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет» В.В.Воскобович, Т.Г.Харько; «Развивающие игры в ДОУ» Т.Бондаренко.
2.Харько Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников. Сказкифиолетового леса. — СПб.: Детство-Пресс.
3. Т.Г.Харько, В.В.Воскобович. Сказочные лабиринты игры. Издательство: РиВ
4. Бондаренко Т.Н. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Издательство: Метода, 2013
5. Ядыкина С.А. Интеллектуально-логическое развитие детей дошкольного возраста. Издательство: РиВХарько Т.Г. Воскобович В.В. Методическое пособие «Ларчик». — СПб.: ООО РиВ,2007г
6.Воскобович В. В. Тайна Ворона Метра, или Сказка об удивительных приключениях- превращениях Квадрата . Методическая сказка. — СПб.: ООО РиВ2007 г.
Приложения
Система педагогической диагностики (мониторинга) достижений детьми планируемых результатов освоения Программы
При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится учителем-логопедом в рамках педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности.
Педагогическая диагностика достижений ребенка в рамках освоения Программы направлена на изучение:
- знаний воспитанников в названии игр и сказочных персонажей, умение придумывать и сочинять сказку с игровыми персонажами;
- умений воспитанников анализировать фигуры по форме и цвету, размеру и форме и выбирать необходимые, дальнейшее постижение пространственных отношений(ориентировка на плоскости, понимание положения предметов относительно друг друга), конструирование по образцу и замыслу.
Методы проведения педагогической диагностики
Формализованные методы: диагностическое задание, диагностическая ситуация.
Малоформализованные методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности.
Педагогическая диагностика проводится два раза в год (в сентябре и мае).
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по заданным критериям:
низкий уровень – ребѐнок не может выполнить все параметры оценки;
средний уровень – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
высокий уровень – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки.
Протокол педагогической диагностики заполняются дважды в год (в сентябре и мае).
Протокол диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы по кружковой деятельности «Сказочный Ларчик»
по развивающим играм В.В. Воскобовича
Дата:________
Учитель-логопед:_________
Ф.И. ребенка | Систематизация математических представлений у детей. | Совершенствование речи, развитие эмоционально- образного и логического мышления. | Планирование действия, осуществлять решения в соответствии с заданными правилами. | Развитие мыслительных процессов | уровень | |||||||||||||||||||
Количественные и порядковые числительные | Ориентировка в пространстве и во времени | Использует конструктивные решения в процессе | Речевые высказывания ребенка | Применяет способы скрепления, соединения деталей. | Этапность действий | Умеет принимать общую цель | Создает постройки по замыслу, схемам | конструирование по словесной модели | построение симметричных и несимметричных фигур, | поиск и установление закономерностей | ||||||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
1 | ||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование кружковой деятельности «Умники и умницы» ( развивающие игры В.Воскобовича ) для детей разновозрастной группы 4-6 лет
Данный материал разработан на учебный год для кружковой деятельности. Для тех кто в своей работе использует игровые технологии В. Воскобовича. Материал для детей 4- 6 лет....

Тема: Развивающая игра В.В.Воскобовича « Коврограф Ларчик» в работе с детьми дошкольного возраста в контексте ФГОС». Воспитатель: Василенко Н.И.
Познакомить родителей с развивающей игрой В.В.Воскобовича:пособие является универсальным так как : способствует сенсорному развитию , развитию психических процессов (память, внимани...

Развивающая игра В.В.Воскобовича « Коврограф Ларчик» в работе с детьми дошкольного возраста в контексте ФГОС».
Развивающая игра В.В.Воскобовича « Коврограф Ларчик» в работе с детьми дошкольного возраста в контексте ФГОС»....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная палитра» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная ...

Дополнительная образовательная программа кружковой деятельности «Шахматное королевство»
Шахматы – уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивае...

Мастер класс для педагогов на тему: «Развивающие игры В.В.Воскобовича «Коврограф Ларчик»»
Цель: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов в процессе активного взаимодействия по использованию развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательной деятельности ДОУ...

Программа кружковой деятельности "Сказочный Ларчик"
В программекружковой деятельности "Сказочный Ларчик"основным направление в работе является использование"Коврографа и Ларчик" по д//играм В.В. Воскобовича....



