Календарно - тематическое планирование по теме: "Природа зимой в искусстве"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Николаенко Анна Дмитриевна

Цель: Закрепить у детей представление о живописи как виде изобразительного искусства, об особенностях каждого жанра (портрет, пейзаж, натюрморт). Ознакомить детей с произведениями искусства и изображением зимы в картинах художников, формировать интерес к разным видам искусства.  Воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, (зимней природе) произведениям искусства, к художественно – творческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование воспитательно-образовательной работы  с 15.12 по 19.12       Группа   старшая № 3 « Светлячки»            Тема:  «Природа зимой в искусстве»    Цель: Закрепить у детей представление о живописи как виде изобразительного искусства, об особенностях каждого жанра (портрет, пейзаж, натюрморт). Ознакомить детей с произведениями искусства и изображением зимы в картинах художников, формировать интерес к разным видам искусства.  Воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, (зимней природе) произведениям искусства, к художественно – творческой деятельности.            Итоговое мероприятие:  Вернисаж «Зимние узоры, «Дед мороз»       Дата: 19.12.2025г.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Понедельник  –  15  декабря  

Утро:

Приём детей.  Утренняя гимнастика.     Беседа: «Что бывает зимой» Цель: Способствовать обогащению словаря, систематизировать знания детей о зиме. Утренний круг: как мы будем проживать эту неделю. Рассматривание репродукции картины И. Шишкина «Зима» - упражнять в подборе определений для описаний зимней природы.

 Словообразование.1.  Как можно назвать человека , который много печет;  2 Жену пекаря которая тоже много печет; 3 Пекарь  и пекарша  работают где?( в пекарне) 4.Продукт  их ней  работы  называется (хлеб, булочки……) с  Леной, Ваней, Никитой, Настей.

К.гигиен. навыки , разговор-беседа  « Зачем моем руки,  лицо». Учить  детей правильно мыть  руки,   засучивая рукава.  

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. Работа в тетрадях  « Моя  математика» Рисование на готовых шаблонах масок весельчаков и плаксивых людей, а затем добрых и злых героев сказок , мультфильмов - создать  условия для продуктивной деятельности.

 Объявить родителям тему недели. Подбор литературы по теме, фотографий, иллюстраций, аудиозаписей, атрибутов для сюжетно ролевых игр. Сделать подборку стихов о зиме в рубрику «Выучите вместе с детьми».

 

Посоветовать почитать рассказ   Л. Воронковой «Снег идет»

Порекомендовать рисовать ватными палочками снежинки на листочке.

 

 

 

Непрерывная  образовательная деятельность

  9.00-9.25      Музыкальная деятельность    Танец « Детская полька», муз. Ломовой -повторить  знакомый танец -следить за осанкой, движения выполнять  легко и изящно. Пение  песен Ломовой « Белая песенка», « Зимушка- зима»,  « Маленькой  елочке  холодно зимой….». Игра « Хоккей», «Зимушка», Индивидуально  повторить танец зверюшек , звёздочек,   общий.

 

 9.35- 10.00   Познавательное развитие (математика) Тема: Ломаная линия, многоугольник. Цели:  Познакомить с понятиями: ломаная линия, многоугольник. Закрепить понятия: отрезок, прямая, кривая, линия. Закрепить знания состава  числа 3. Материал: Счётные палочки, складный метр, рисунки линий и фигур, стр.105  Фолькович,   Барылкина.

  .10.40 -11.05   Плаванье  

11.30 – 12.00   Хореография

Прогулка

№1

Работа перед сном

Рассказ Л. Воронковой « Таня выбирает елку» ( из книги « Снег   идет»).

Вечер:

Физкультурное развлечение (2-4неделя) 

  Музыкальное/развлечение 1-3 неделя 

Прогулка: №2  

 Постепенный  подъём, оздоровительная гимнастика после сна.       С/р. игра «Полицейские», «Шофёры»- продолжение   игры

Музыкальное  развлечение   1. «Зимушка- зима» (музыкальная игра  драматизация)  П/с.  Развивать у детей интерес к театрально – игровому  сюжету, развивать умение  следить за  развитием  действий показанного  на  фланелеграфе.

Игра на определения «Какой,  какая, какое, какие?» -   с Василисой, Аней, Алёной и Мишей.

Учить детей правильно склонять.

Ситуативный разговор-беседа «Как надо прощаться уходя домой» - учить детей правилам поведения.

Самостоятельные игры в центрах активности. Починка игрушек – закреплять навыки и привычку к бытовому труду, создать условия для труда. С/ р. игра « Семья» -проб. сит. Приближается Новый  год,  у мамы  нет платья.

 

 

 

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

   Вторник –   16 декабря

Утро:

Приём детей.  Утренняя гимнастика.  Рассматривание новогодней елке  и беседа с детьми. « Какие елочные игрушки висят на елке» - учить детей монологической и диалогической речи.   Повторить зимние месяца, дни недели, учить запоминать дни недели, месяца в году.

 С    Леной, Аленой, Ваней, Костей    составление фигур из треугольников и квадратов – развитие логического мышления.

Закреплять умение есть вилкой запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания.

Самостоятельные игры в центрах активности. Центр худ. лит. Рассматривание детских энциклопедий. Центр логики. Выкладывание из палочек и мозаики зимних узоров - создать условия для продуктивной деятельности. С/р. игра «Парикмахерская» - внести атрибуты для игры.

 

 

Предложить родителям принять участие в оформлении фотовыставки: «Зимушка – зима!»

Расскажите ребенку о том, какой праздник скоро наступит.

-Совместно с ребенком вспомните, сколько месяцев в году, и повторите их названия.

-Вспомните, кто приходит в гости к ребятам на Новый год и приносит подарки.

   

Непрерывная  образовательная деятельность

 9.00 -9.25  Развитие речи   Рассказывание по картине И.И.Шишкина «Зима». Цель: Формирование умения детей составлять связный, последовательный рассказ по картине. Задачи:  Создать условия эмоционального настроя в процесс восприятия произведений искусства.

Продолжать формировать интерес к произведениям искусства. Закреплять умения детей составлять рассказы о содержании картины И.И.Шишкина «Зима». Воспитывать интерес к красоте окружающего мира, произведениям искусства. Материал: 

— Репродукция картины И.И.Шишкина «Зима»; — портрет И.И.Шишкина; — фонограмма музыки П.И.Чайковского «Времена года. Зима»; —  мольберт, волшебный сундучок, игрушка зайчик, эскизы зимнего пейзажа.

 9.30 -9.55 Двигательная деятельность (бассейн)  Задачи:  Развивать у детей ориентировку в пространстве во время бега.

 Закреплять  умение выполнять метание мешочка вдаль с замахом. Упражнять в сохранении равновесия при

  Ходьбе и беге по уменьшенной площади опоры. Материал: Мешочки для метания. П/игра: «Гуси – лебеди»

 Прогулка:

      №1                                

Работа перед сном

     Чтение   стихотворения  Е. Трутневой   « С новым годом».

  Художественно – эстетическое  

15.35 - 16.00 (рисование)  Тема: Дед мороз в технике «витраж» Цель: Знакомство детей с техникой «витраж». Задачи: Закрепить умения рисовать акварельными красками, развивать творческие способности, образное мышление, фантазию, воображение и художественный вкус. Воспитывать любовь к искусству. Материал: Заготовки рисунков в витражной технике Дед мороз, акварельные краски, баночки для воды, кисти, подставки, салфетки.

Вечер:

Чтение худ. литературы

Постепенный  подъём, оздоровительная  гимнастика после сна. Логическая задача   «Зимние братья»  (декабрь, январь, февраль) см.альбом Речевые лог. задачи по природе.

Учить  детей называть отличия между зимними месяцами.

Составление сказки  «Снегурочка» по схеме  с  Аленой, Настей Т..

Игра « Посмотрим на себя в зеркало, какие мы  красивые и аккуратные – учить детей замечать неполадки в одежде.

Самостоятельные игры в центрах активности. Центр худ. творчества – изготовление  игрушек  из цилиндра-учить  детей из цилиндра  изготавливать игрушки - создать условия для работы. Игры с пуговицами. С/р.игра   «Карнавал»-создать проб. сит  -Деда Мороза похитил   Кащей   Бессмертный.

       Прогулка №2

Украшаем участок разноцветными  льдинками  на  ниточке. Льдинки  развешиваем на кустарниках, деревьях.   Наблюдение за сильным  морозом. П. игра  « Два Мороза». Катание на санках-ледянках с горки.

                                                           Среда  -  17  декабря

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

 

 

 

Рекомендовать родителям: учить своих детей составлять рассказ о зиме с опорой на план:

Зимние месяцы

Приметы зимы

Звери зимой

Птицы зимой

Зимние забавы детей

Забота человека о своем здоровье зимой.

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро:

Приём  детей.  Утренняя гимнастика. Рассматривание новогодних открыток.  Загадки о зиме. З к р.  звук (й)- игра « Во-

  робушки». В центре природы   сравнить королевскую и вечноцветущую  бегонию (сходство, различия).  

С  Никитой,    Мишей, Катей ласковые слова для печки, речки    яблони по сказке     «Гуси-лебеди». Образец: Ты не яблоня, а яблонька  и т. д.

После еды полощем рот – воспитание культурно – гигиенических  навыков.

Самостоятельная  деятельность  в центрах активности.     Предложить детям для рассматривания картины: И.Э. Грабарь – «Зимний пейзаж», К.Ф. Юон – «Волшебница -зима», Д.Я. Александрова -«Зимняя сказка»

По картинам провести с детьми беседу. Что понравилось? Какой пейзаж художники изобразили и т. д.

Непрерывная  образовательная деятельность

  9.00- 9.25    Музыкальная деятельность Танец « Детская полька», муз. Ломовой -повторить  знакомый танец -следить за осанкой, движения выполнять  легко и изящно. Пение  песен Ломовой « Белая песенка», « Зимушка- зима»,  « Маленькой  

Елочке холодно зимой . Игра «Хоккей, «Зимушка- зима». Индивидуально повторить танец зверят, звёздочек  общий.

  9.35- 10.00  Развитие речи (знакомство с буквами) Тема: Буква «     «   Продолжать детей знакомить с новой  буквой           Способствовать запоминанию конфигурации буквы путем воспроизведения ее в рисунке, лепке, или  конструировании из различных материалов.   Упражнять  в выделении слов на данную букву. Подводить   к  составлению чтению коротких слов из знакомых букв, считалки. Материал: Буквы, тетради, карандаши.

Прогулка

  №1.

 работа перед сном

                                               Чтение сказки С. Маршака « Двенадцать месяцев»

Непрерывная  образовательная

 15.40- 16.05  Двигательная деятельность  Развивать у детей ориентировку в пространстве во время бега.

 Закреплять  умение выполнять метание мешочка вдаль с замахом. Упражнять в сохранении равновесия при

  Ходьбе и беге по уменьшенной площади опоры. Материал: Мешочки для метания. П/игра: «Гуси – лебеди»

Вечер:

     

Постепенный подъём, оздоровительная  гимнастика после сна Экспериментирование «Цветные льдинки». Содействовать развитию наблюдательности, цветового восприятия; побуждать называть цвет льдинок. Показать, как  при охлаждении вода превращается  в  лёд.  Материал – формочки.

С   Ваней и Сашей   по математике обратный счет , с    Леной и Мишей  порядковый счёт.

Игра « Кто больше  назовет  волшебных слов»  - приучать детей называть добрые, хорошие слова.

Самостоятельные игры в центрах активности. Центр театрализации- игры – инсценировки .Цель: Воспитывать поведение у детей во время игры, решать конфликтные ситуации. Продукт. деятельность-аппликация  «Снежинка» - создать условия для работы.

Прогулка:   №2.

Наблюдение - игровое упражнение  на внимание « Найти приметы зимы ( введение игровой ситуации: «Зима  играет с нами в прятки; а вы по приметам найдите  ее).   Катание детей на санках, лыжах, коньках.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная  деятельность   в режимных моментах

Четверг –   18 декабря

Утро:

 Приём детей.  Утренняя  гимнастика.  Беседа «Владения Снежной королевы» - формирование первичных представлений о местах, где всегда зима.  Игра « Снежная баба» - упражнять детей в умении ходить по кругу взявшись за руки,  реагировать на сигнал.

 С    Аленой и Катей Закрепить и повторить понятия   длинный и короткий.  С    Сашей и Аней   счёт  до   десяти.

Ситуативный разговор – беседа «Правила   поведе    ния      за столом» учим  детей  прави лам  поведения.

Предложить   детям  раскраски на тему «Зима». Цель: продолжать умения и навыки раскрашивать карандашами, не выходя за контур.    Игры в спортивном центре : с кеглями, обручами, мячами – развитие выносливости, ловкости.

 

Беседа с родителями на тему «Снежные постройки». Приобщить родителей к сооружению снежных построек на участке

Непрерывная  образовательная деятельность

  9.00- 9.25    Двигательная деятельность  Задачи:     Упражнять  в беге колонной по одному, в умении переходить  с бега на ходьбу; в сохранении  равновесия  и правильной   осанки при ходьбе по повышенной опоре.  Развивать точность движений   при переброске мяча.

      9.35 – 10.00  Продуктивная деятельность ( конструирование – оригами)  Тема: «Елочка – зеленая». Цель:  Учить складывать «базовую форму» оригами - двойной треугольник; составлять дерево из трех квадратов разного размера, располагая их в порядке убывания.  Материал: Заготовки зеленой бумаги в виде квадратов.

Прогулка:  

 № 1.

Работа перед сном

                              Чтение  рассказа  Воронковой   «Снег   идёт»

 

 15.40 -16.05 школа мяча

Вечер:

Сюжетно ролевые игры.  

 Постепенный   подъём,  оздоровительная  гимнастика   после  сна.

  Речевые  логические задачи « Что бабушка рассказала Саше», « Где снежинки?», « Что случилось?»- альбом  Речевые логические задачи по природе.

С/р. игра «Полицейские», «Шофёры»- продолжение   игр.

Д/и «Каждой игрушке свое место» - Приучать поддерживать порядок в игровом уголке    Аня, Лена, Настя К., Ваня.

Ситуативная беседа «Кто слепил Снеговика?» - развивать творческую активность, воображение,  фантазию.

 Опыты  с   неживой природой. Со светом. П/с.Показывая   теневой  театр  обратить внимание, что экран пропускает  свет, а фигурки нет.( тень). Зеркало отражает свет-пускание солнечных  зайчиков.   Свет  не проходит  через плотные материалы ( картон ,дерево, кирпич).  книга  « Мир вокруг нас».стр.96

Прогулка.

Наблюдение за свойствами снега. Продолжать знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий).

Инд. работа «Кто бросит дальше снежок?» Приучать правилам очередности в игре, требующих одинаковых действий.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Пятница –   19  декабря

Утро:

Приём  детей.  Утренняя гимнастика.

Игровая ситуация «Нравится ли вам зима» Цель: придумать небольшой рассказ о зиме по сюжетным картинкам.

Заучивание наизусть стихотворение Е. Ильина «Наша елка»  (в сокр.) – развивать  

память.  

Прокатывание  мяча  друг другу сидя на полу расстояние  1,5м. с  Катей, Настей Т., Даниилом  развитие внимания.

Игровая  ситуация:

«Как мишка учился кушать вилкой». Цель:

Учить держать вилку большим и средним пальцем правой руки, придерживая сверху указательным   пальце  

Самостоятельные  игры в центрах творчества.   Внести материал: Картинки с изображением зимних явлений (снегопад, иней)  для рассматривание  с детьми.  Центр

Логики – н/п игры «Лото», «Мозаика».

Рекомендовать родителям: наблюдать вместе с детьми по дороге в детский сад и из детского сада за зимнем пейзажем; за деревьями зимой, помогать детям составлять рассказ, придумывать предложения, любоваться вместе красотой природы.

 

 

Непрерывная  образовательная деятельность

  9.00 – 9.25  Познавательное развитие (ознакомление с окружающим ) Тема: "Зима в картинах русских художников" Цель: познакомить детей с картинами о зиме  русских художников. Задачи:  - научить видеть красоту, находить изобразительные средства для передачи цвета. Воспитание чувства прекрасного; - закрепить понятие термина "пейзаж", научить выделять пейзажи, находить их отличительные черты; - развивать речь, наблюдательность, воображение, эмоционально-чувственное отношение к действительности. - приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развить навыки логического мышления; расширить кругозор.

- Прививать любовь к природе. - Формировать нравственно-эстетические переживания воспитанников на основе восприятия произведений музыки и живописи. Оборудование:  ; репродукции картин (Васнецов А. "Зимний сон", Юон К. "Волшебница-зима", Крымов Н. "Зимний пейзаж") ,  

Музыкальные записи П. Чайковского «Времена года», «Зима»,  А. Вивальди «Зима».

 9.35 – 10.00  Продуктивная деятельность (лепка –пластилинография) Тема: «Зимний пейзаж»

Цель: создать объёмный зимний пейзаж с помощью пластилина, развивая художественные навыки и творческое воображение детей. Задачи:   закрепить технику пластилинографии, научить передавать особенности зимнего пейзажа (снег, деревья, сугробы);   развивать мелкую моторику, пространственное мышление, чувство композиции и цвета;   воспитывать любовь к природе, эстетический вкус, аккуратность в работе. Материалы и оборудование: плотный картон формата А4 (голубой или синий для фона); пластилин «зимних» цветов (белый, голубой, серый, чёрный, коричневый); стеки; дощечки для лепки; салфетки для рук;  образцы зимнего    пейзажа (иллюстрации, фотографии).

Прогулка:

№ 1.

 работа   перед сном

                                  Рассматривание иллюстраций различных сказок и зимних развлечений

      Вечер:

Хозяйственно -

Бытовой

труд

 

Постепенный подъём,  оздоровительная гимнастика после сна.   Х/Б. труд  Поручения -  Мытьё игрушек, протереть пыль, уборка строителя – создать условия для  труда.   П/и музыкальная  «Колпачок»-  водить хоровод   в соответствии   с текстом  слов.

 С  Аней, Настей К,  «Попади в цель». Цель: развитие меткости, внимательности.  Повторение заученных ранее стихотворений.

Ситуативный разговор «Книги надо беречь!» Предложить навести порядок в книжном уголке – воспитывать бережное отношение к книгам

Самостоятельна  деятельность в центрах.     Пополнение предметно-развивающей среды игрушками. Подбор игрушек для  игры «Какие бывают игрушки» Изготовление «бумажных – зимних» игрушек для выставки- создать условия для деятельности

Прогулка: №2.

Наблюдение за морозными узорами  Цель: рассмотреть на окне морозные узоры. Выносной материал Деревянные лопатки.

 Беседа  - «Почему зимой люди одеваются в тёплую одежду»-  развитие  диалогической  речи.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование на тему: "Птицы зимой"

Календарно - тематическое планирование на тему: "Птицы зимой"...

Календарно - тематическое планирование на тему "Природа родного края" в старшей группе

Календарно - тематическое планирование  на тему "Природа родного края" в старшей группе....

календарно-тематическое планирование на тему: природа - наш общий дом.

Тема недели: «Природа – наш общий дом».Цель: Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение представлений о живой и неживой природе. Знакомство с многообра...