Календарно - тематическое планирование по теме: "Природа зимой в искусстве"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Цель: Закрепить у детей представление о живописи как виде изобразительного искусства, об особенностях каждого жанра (портрет, пейзаж, натюрморт). Ознакомить детей с произведениями искусства и изображением зимы в картинах художников, формировать интерес к разным видам искусства. Воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, (зимней природе) произведениям искусства, к художественно – творческой деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование воспитательно-образовательной работы с 15.12 по 19.12 Группа старшая № 3 « Светлячки» Тема: «Природа зимой в искусстве» Цель: Закрепить у детей представление о живописи как виде изобразительного искусства, об особенностях каждого жанра (портрет, пейзаж, натюрморт). Ознакомить детей с произведениями искусства и изображением зимы в картинах художников, формировать интерес к разным видам искусства. Воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, (зимней природе) произведениям искусства, к художественно – творческой деятельности. Итоговое мероприятие: Вернисаж «Зимние узоры, «Дед мороз» Дата: 19.12.2025г.
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/социальными партнерами | |||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
Понедельник – 15 декабря | Утро: | Приём детей. Утренняя гимнастика. Беседа: «Что бывает зимой» Цель: Способствовать обогащению словаря, систематизировать знания детей о зиме. Утренний круг: как мы будем проживать эту неделю. Рассматривание репродукции картины И. Шишкина «Зима» - упражнять в подборе определений для описаний зимней природы. | Словообразование.1. Как можно назвать человека , который много печет; 2 Жену пекаря которая тоже много печет; 3 Пекарь и пекарша работают где?( в пекарне) 4.Продукт их ней работы называется (хлеб, булочки……) с Леной, Ваней, Никитой, Настей. | К.гигиен. навыки , разговор-беседа « Зачем моем руки, лицо». Учить детей правильно мыть руки, засучивая рукава. | Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. Работа в тетрадях « Моя математика» Рисование на готовых шаблонах масок весельчаков и плаксивых людей, а затем добрых и злых героев сказок , мультфильмов - создать условия для продуктивной деятельности. | Объявить родителям тему недели. Подбор литературы по теме, фотографий, иллюстраций, аудиозаписей, атрибутов для сюжетно ролевых игр. Сделать подборку стихов о зиме в рубрику «Выучите вместе с детьми».
Посоветовать почитать рассказ Л. Воронковой «Снег идет» Порекомендовать рисовать ватными палочками снежинки на листочке.
| |
Непрерывная образовательная деятельность | 9.00-9.25 Музыкальная деятельность Танец « Детская полька», муз. Ломовой -повторить знакомый танец -следить за осанкой, движения выполнять легко и изящно. Пение песен Ломовой « Белая песенка», « Зимушка- зима», « Маленькой елочке холодно зимой….». Игра « Хоккей», «Зимушка», Индивидуально повторить танец зверюшек , звёздочек, общий.
| ||||||
9.35- 10.00 Познавательное развитие (математика) Тема: Ломаная линия, многоугольник. Цели: Познакомить с понятиями: ломаная линия, многоугольник. Закрепить понятия: отрезок, прямая, кривая, линия. Закрепить знания состава числа 3. Материал: Счётные палочки, складный метр, рисунки линий и фигур, стр.105 Фолькович, Барылкина. | |||||||
.10.40 -11.05 Плаванье | |||||||
11.30 – 12.00 Хореография | |||||||
Прогулка | №1 | ||||||
Работа перед сном | Рассказ Л. Воронковой « Таня выбирает елку» ( из книги « Снег идет»). | ||||||
Вечер: Физкультурное развлечение (2-4неделя) Музыкальное/развлечение 1-3 неделя Прогулка: №2 | Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна. С/р. игра «Полицейские», «Шофёры»- продолжение игры Музыкальное развлечение 1. «Зимушка- зима» (музыкальная игра драматизация) П/с. Развивать у детей интерес к театрально – игровому сюжету, развивать умение следить за развитием действий показанного на фланелеграфе. | Игра на определения «Какой, какая, какое, какие?» - с Василисой, Аней, Алёной и Мишей. Учить детей правильно склонять. | Ситуативный разговор-беседа «Как надо прощаться уходя домой» - учить детей правилам поведения. | Самостоятельные игры в центрах активности. Починка игрушек – закреплять навыки и привычку к бытовому труду, создать условия для труда. С/ р. игра « Семья» -проб. сит. Приближается Новый год, у мамы нет платья. | |||
| |||||||
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/социальными партнерами | ||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
Вторник – 16 декабря | Утро: | Приём детей. Утренняя гимнастика. Рассматривание новогодней елке и беседа с детьми. « Какие елочные игрушки висят на елке» - учить детей монологической и диалогической речи. Повторить зимние месяца, дни недели, учить запоминать дни недели, месяца в году. | С Леной, Аленой, Ваней, Костей составление фигур из треугольников и квадратов – развитие логического мышления. | Закреплять умение есть вилкой запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания. | Самостоятельные игры в центрах активности. Центр худ. лит. Рассматривание детских энциклопедий. Центр логики. Выкладывание из палочек и мозаики зимних узоров - создать условия для продуктивной деятельности. С/р. игра «Парикмахерская» - внести атрибуты для игры. |
Предложить родителям принять участие в оформлении фотовыставки: «Зимушка – зима!» Расскажите ребенку о том, какой праздник скоро наступит. -Совместно с ребенком вспомните, сколько месяцев в году, и повторите их названия. -Вспомните, кто приходит в гости к ребятам на Новый год и приносит подарки.
| ||
Непрерывная образовательная деятельность | 9.00 -9.25 Развитие речи Рассказывание по картине И.И.Шишкина «Зима». Цель: Формирование умения детей составлять связный, последовательный рассказ по картине. Задачи: Создать условия эмоционального настроя в процесс восприятия произведений искусства. Продолжать формировать интерес к произведениям искусства. Закреплять умения детей составлять рассказы о содержании картины И.И.Шишкина «Зима». Воспитывать интерес к красоте окружающего мира, произведениям искусства. Материал: — Репродукция картины И.И.Шишкина «Зима»; — портрет И.И.Шишкина; — фонограмма музыки П.И.Чайковского «Времена года. Зима»; — мольберт, волшебный сундучок, игрушка зайчик, эскизы зимнего пейзажа. | |||||||
9.30 -9.55 Двигательная деятельность (бассейн) Задачи: Развивать у детей ориентировку в пространстве во время бега. Закреплять умение выполнять метание мешочка вдаль с замахом. Упражнять в сохранении равновесия при Ходьбе и беге по уменьшенной площади опоры. Материал: Мешочки для метания. П/игра: «Гуси – лебеди» | ||||||||
Прогулка: | №1 | |||||||
Работа перед сном | Чтение стихотворения Е. Трутневой « С новым годом». | |||||||
Художественно – эстетическое | 15.35 - 16.00 (рисование) Тема: Дед мороз в технике «витраж» Цель: Знакомство детей с техникой «витраж». Задачи: Закрепить умения рисовать акварельными красками, развивать творческие способности, образное мышление, фантазию, воображение и художественный вкус. Воспитывать любовь к искусству. Материал: Заготовки рисунков в витражной технике Дед мороз, акварельные краски, баночки для воды, кисти, подставки, салфетки. | |||||||
Вечер: Чтение худ. литературы | Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна. Логическая задача «Зимние братья» (декабрь, январь, февраль) см.альбом Речевые лог. задачи по природе. Учить детей называть отличия между зимними месяцами. | Составление сказки «Снегурочка» по схеме с Аленой, Настей Т.. | Игра « Посмотрим на себя в зеркало, какие мы красивые и аккуратные – учить детей замечать неполадки в одежде. | Самостоятельные игры в центрах активности. Центр худ. творчества – изготовление игрушек из цилиндра-учить детей из цилиндра изготавливать игрушки - создать условия для работы. Игры с пуговицами. С/р.игра «Карнавал»-создать проб. сит -Деда Мороза похитил Кащей Бессмертный. | ||||
Прогулка №2 | Украшаем участок разноцветными льдинками на ниточке. Льдинки развешиваем на кустарниках, деревьях. Наблюдение за сильным морозом. П. игра « Два Мороза». Катание на санках-ледянках с горки. | |||||||
Среда - 17 декабря | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/социальными партнерами
Рекомендовать родителям: учить своих детей составлять рассказ о зиме с опорой на план: Зимние месяцы Приметы зимы Звери зимой Птицы зимой Зимние забавы детей Забота человека о своем здоровье зимой. | |||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
Утро: | Приём детей. Утренняя гимнастика. Рассматривание новогодних открыток. Загадки о зиме. З к р. звук (й)- игра « Во- робушки». В центре природы сравнить королевскую и вечноцветущую бегонию (сходство, различия). | С Никитой, Мишей, Катей ласковые слова для печки, речки яблони по сказке «Гуси-лебеди». Образец: Ты не яблоня, а яблонька и т. д. | После еды полощем рот – воспитание культурно – гигиенических навыков. | Самостоятельная деятельность в центрах активности. Предложить детям для рассматривания картины: И.Э. Грабарь – «Зимний пейзаж», К.Ф. Юон – «Волшебница -зима», Д.Я. Александрова -«Зимняя сказка» По картинам провести с детьми беседу. Что понравилось? Какой пейзаж художники изобразили и т. д. | |||
Непрерывная образовательная деятельность | 9.00- 9.25 Музыкальная деятельность Танец « Детская полька», муз. Ломовой -повторить знакомый танец -следить за осанкой, движения выполнять легко и изящно. Пение песен Ломовой « Белая песенка», « Зимушка- зима», « Маленькой Елочке холодно зимой . Игра «Хоккей, «Зимушка- зима». Индивидуально повторить танец зверят, звёздочек общий. | ||||||
9.35- 10.00 Развитие речи (знакомство с буквами) Тема: Буква « « Продолжать детей знакомить с новой буквой Способствовать запоминанию конфигурации буквы путем воспроизведения ее в рисунке, лепке, или конструировании из различных материалов. Упражнять в выделении слов на данную букву. Подводить к составлению чтению коротких слов из знакомых букв, считалки. Материал: Буквы, тетради, карандаши. | |||||||
Прогулка | №1. | ||||||
работа перед сном | Чтение сказки С. Маршака « Двенадцать месяцев» | ||||||
Непрерывная образовательная | 15.40- 16.05 Двигательная деятельность Развивать у детей ориентировку в пространстве во время бега. Закреплять умение выполнять метание мешочка вдаль с замахом. Упражнять в сохранении равновесия при Ходьбе и беге по уменьшенной площади опоры. Материал: Мешочки для метания. П/игра: «Гуси – лебеди» | ||||||
Вечер:
| Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна Экспериментирование «Цветные льдинки». Содействовать развитию наблюдательности, цветового восприятия; побуждать называть цвет льдинок. Показать, как при охлаждении вода превращается в лёд. Материал – формочки. | С Ваней и Сашей по математике обратный счет , с Леной и Мишей порядковый счёт. | Игра « Кто больше назовет волшебных слов» - приучать детей называть добрые, хорошие слова. | Самостоятельные игры в центрах активности. Центр театрализации- игры – инсценировки .Цель: Воспитывать поведение у детей во время игры, решать конфликтные ситуации. Продукт. деятельность-аппликация «Снежинка» - создать условия для работы. | |||
Прогулка: №2. | Наблюдение - игровое упражнение на внимание « Найти приметы зимы ( введение игровой ситуации: «Зима играет с нами в прятки; а вы по приметам найдите ее). Катание детей на санках, лыжах, коньках. | ||||||
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/социальными партнерами | ||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
Четверг – 18 декабря | Утро: | Приём детей. Утренняя гимнастика. Беседа «Владения Снежной королевы» - формирование первичных представлений о местах, где всегда зима. Игра « Снежная баба» - упражнять детей в умении ходить по кругу взявшись за руки, реагировать на сигнал. | С Аленой и Катей Закрепить и повторить понятия длинный и короткий. С Сашей и Аней счёт до десяти. | Ситуативный разговор – беседа «Правила поведе ния за столом» учим детей прави лам поведения. | Предложить детям раскраски на тему «Зима». Цель: продолжать умения и навыки раскрашивать карандашами, не выходя за контур. Игры в спортивном центре : с кеглями, обручами, мячами – развитие выносливости, ловкости. |
Беседа с родителями на тему «Снежные постройки». Приобщить родителей к сооружению снежных построек на участке | ||
Непрерывная образовательная деятельность | 9.00- 9.25 Двигательная деятельность Задачи: Упражнять в беге колонной по одному, в умении переходить с бега на ходьбу; в сохранении равновесия и правильной осанки при ходьбе по повышенной опоре. Развивать точность движений при переброске мяча. | |||||||
9.35 – 10.00 Продуктивная деятельность ( конструирование – оригами) Тема: «Елочка – зеленая». Цель: Учить складывать «базовую форму» оригами - двойной треугольник; составлять дерево из трех квадратов разного размера, располагая их в порядке убывания. Материал: Заготовки зеленой бумаги в виде квадратов. | ||||||||
Прогулка: | № 1. | |||||||
Работа перед сном | Чтение рассказа Воронковой «Снег идёт» | |||||||
| 15.40 -16.05 школа мяча | |||||||
Вечер: Сюжетно ролевые игры. | Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна. Речевые логические задачи « Что бабушка рассказала Саше», « Где снежинки?», « Что случилось?»- альбом Речевые логические задачи по природе. С/р. игра «Полицейские», «Шофёры»- продолжение игр. | Д/и «Каждой игрушке свое место» - Приучать поддерживать порядок в игровом уголке Аня, Лена, Настя К., Ваня. | Ситуативная беседа «Кто слепил Снеговика?» - развивать творческую активность, воображение, фантазию. | Опыты с неживой природой. Со светом. П/с.Показывая теневой театр обратить внимание, что экран пропускает свет, а фигурки нет.( тень). Зеркало отражает свет-пускание солнечных зайчиков. Свет не проходит через плотные материалы ( картон ,дерево, кирпич). книга « Мир вокруг нас».стр.96 | ||||
Прогулка. | Наблюдение за свойствами снега. Продолжать знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий). Инд. работа «Кто бросит дальше снежок?» Приучать правилам очередности в игре, требующих одинаковых действий. | |||||||
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/социальными партнерами | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
Пятница – 19 декабря | Утро: | Приём детей. Утренняя гимнастика. Игровая ситуация «Нравится ли вам зима» Цель: придумать небольшой рассказ о зиме по сюжетным картинкам. Заучивание наизусть стихотворение Е. Ильина «Наша елка» (в сокр.) – развивать память. | Прокатывание мяча друг другу сидя на полу расстояние 1,5м. с Катей, Настей Т., Даниилом развитие внимания. | Игровая ситуация: «Как мишка учился кушать вилкой». Цель: Учить держать вилку большим и средним пальцем правой руки, придерживая сверху указательным пальце | Самостоятельные игры в центрах творчества. Внести материал: Картинки с изображением зимних явлений (снегопад, иней) для рассматривание с детьми. Центр Логики – н/п игры «Лото», «Мозаика». | Рекомендовать родителям: наблюдать вместе с детьми по дороге в детский сад и из детского сада за зимнем пейзажем; за деревьями зимой, помогать детям составлять рассказ, придумывать предложения, любоваться вместе красотой природы.
|
Непрерывная образовательная деятельность | 9.00 – 9.25 Познавательное развитие (ознакомление с окружающим ) Тема: "Зима в картинах русских художников" Цель: познакомить детей с картинами о зиме русских художников. Задачи: - научить видеть красоту, находить изобразительные средства для передачи цвета. Воспитание чувства прекрасного; - закрепить понятие термина "пейзаж", научить выделять пейзажи, находить их отличительные черты; - развивать речь, наблюдательность, воображение, эмоционально-чувственное отношение к действительности. - приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развить навыки логического мышления; расширить кругозор. - Прививать любовь к природе. - Формировать нравственно-эстетические переживания воспитанников на основе восприятия произведений музыки и живописи. Оборудование: ; репродукции картин (Васнецов А. "Зимний сон", Юон К. "Волшебница-зима", Крымов Н. "Зимний пейзаж") , Музыкальные записи П. Чайковского «Времена года», «Зима», А. Вивальди «Зима». | |||||
9.35 – 10.00 Продуктивная деятельность (лепка –пластилинография) Тема: «Зимний пейзаж» Цель: создать объёмный зимний пейзаж с помощью пластилина, развивая художественные навыки и творческое воображение детей. Задачи: закрепить технику пластилинографии, научить передавать особенности зимнего пейзажа (снег, деревья, сугробы); развивать мелкую моторику, пространственное мышление, чувство композиции и цвета; воспитывать любовь к природе, эстетический вкус, аккуратность в работе. Материалы и оборудование: плотный картон формата А4 (голубой или синий для фона); пластилин «зимних» цветов (белый, голубой, серый, чёрный, коричневый); стеки; дощечки для лепки; салфетки для рук; образцы зимнего пейзажа (иллюстрации, фотографии). | ||||||
Прогулка: | № 1. | |||||
работа перед сном | Рассматривание иллюстраций различных сказок и зимних развлечений | |||||
Вечер: Хозяйственно - Бытовой труд
| Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна. Х/Б. труд Поручения - Мытьё игрушек, протереть пыль, уборка строителя – создать условия для труда. П/и музыкальная «Колпачок»- водить хоровод в соответствии с текстом слов. | С Аней, Настей К, «Попади в цель». Цель: развитие меткости, внимательности. Повторение заученных ранее стихотворений. | Ситуативный разговор «Книги надо беречь!» Предложить навести порядок в книжном уголке – воспитывать бережное отношение к книгам | Самостоятельна деятельность в центрах. Пополнение предметно-развивающей среды игрушками. Подбор игрушек для игры «Какие бывают игрушки» Изготовление «бумажных – зимних» игрушек для выставки- создать условия для деятельности | ||
Прогулка: №2. | Наблюдение за морозными узорами Цель: рассмотреть на окне морозные узоры. Выносной материал Деревянные лопатки. Беседа - «Почему зимой люди одеваются в тёплую одежду»- развитие диалогической речи. | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование на тему: "Птицы зимой"
Календарно - тематическое планирование на тему: "Птицы зимой"...

Календарно - тематическое планирование на тему "Природа родного края" в старшей группе
Календарно - тематическое планирование на тему "Природа родного края" в старшей группе....

Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе "Декоративно-прикладное искусство"
Воспитателям подготовительных групп...

календарно-тематическое планирование на тему: природа - наш общий дом.
Тема недели: «Природа – наш общий дом».Цель: Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение представлений о живой и неживой природе. Знакомство с многообра...

Календарное-тематическое планирование старшая группа «Зимушка-зима. Зимующие птицы»
Календарное-тематическое планирование...

