Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ с родителями обучающихся с ОВЗ.Проектная деятельность.
методическая разработка (подготовительная группа)
Одной из актуальных проблем современного образования является проблема возросшего количества детей с нарушениями устной и письменной речи. Своевременное и правильное речевое развитие — необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет кругозор, овладевает нормами общественного поведения. И очень важно в дошкольный период детства помочь ребенку как можно успешнее овладеть устной речью и создать предпосылки для успешного овладения письменной речью. Актуальность профилактики дисграфии у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом и предупреждение вторичных отклонений в развитии ребенка. Нарушения формирования письма препятствуют успешности обуОдной из актуальных проблем современного образования является проблема возросшего количества детей с нарушениями устной и письменной речи. Своевременное и правильное речевое развитие — необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет кругозор, овладевает нормами общественного поведения. И очень важно в дошкольный период детства помочь ребенку как можно успешнее овладеть устной речью и создать предпосылки для успешного овладения письменной речью. Актуальность профилактики дисграфии у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом и предупреждение вторичных отклонений в развитии ребенка. Нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, влечет за собой трудности в усвоении правил орфографии, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка.чения, влечет за собой трудности в усвоении правил орфографии, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 754.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ с родителями обучающихся с ОВЗ.Проектная деятельность.
Одной из актуальных проблем современного образования является проблема возросшего количества детей с нарушениями устной и письменной речи. Своевременное и правильное речевое развитие — необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет кругозор, овладевает нормами общественного поведения. И очень важно в дошкольный период детства помочь ребенку как можно успешнее овладеть устной речью и создать предпосылки для успешного овладения письменной речью. Актуальность профилактики дисграфии у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом и предупреждение вторичных отклонений в развитии ребенка. Нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, влечет за собой трудности в усвоении правил орфографии, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. Решение данной проблемы является реальной возможностью проведения коррекции несформированных компонентов в развитии ребенка в дошкольном возрасте, используя в полной мере потенциал сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции. Согласно закону РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ статьи 64 «дошкольное образование направлено на формирование … предпосылок к учебной деятельности..», а также в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта», где указывается на то, что «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;…формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Главной задачей приоритетного национального проекта «Образование» является - обеспечение доступности и повышение качества образования, выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу. Основная цель нашего ДОУ - организация работы по комплексному развитию детей посредством создания единого образовательного пространства, реализация интегрированного подхода в педагогическом процессе. Работаю в МБДОУ №163 с 2019года. В детском саду 6 групп, в двух группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей дошкольного возраста с ТНР мной ведется коррекционная работа. Ребята нуждаются в логопедической помощи, а в данном направлении особенно. Основным направлением работы учителя-логопеда является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. Мониторинговые исследования развития воспитанников, показали большое количество детей группы риска по возникновению дисграфии в школьном возрасте, что потребовало поиска новых форм взаимодействия педагогов, детей и родителей для решения выявленных проблем речевого развития воспитанников. Мониторинг также выявил, что наибольшие трудности возникают у детей в фонематическом восприятии, звуковом анализе и синтезе, в заданиях на словоизменение и словообразование, а также показал большое количество детей с нарушениями звукопроизношения.
Таким образом, неизбежность появления у детей всех основных видов дисграфии можно безошибочно предсказать уже в старшем дошкольном возрасте, а значит, необходимо сделать все возможное для того, чтобы предупредить ее предпосылки еще до начала обучения ребенка грамоте. Решением проблем дисграфии у детей является ее профилактика. Предупреждение дисграфии в дошкольный период поможет детям хорошо усвоить программу на школьном этапе, а в дальнейшем - быть успешными в жизни.
С каждым годом увеличивается количество детей с тяжёлыми нарушениями речи, дизартрией, моторной и сенсорной алалией, заиканием и другими речевыми нарушениями, которые усугубляются сопутствующими физическими, психическими и социальными расстройствами.
В решении данной проблемы немаловажную роль играет тесное сотрудничество с родителями обучающихся. Дети под руководством родителей участвуют в конкурсах и различных тематических мероприятиях ДОУ, направленных на предупреждении дисграфии. В рамках изучаемой лексической недели изготавливают книжки – малышки, стенгазеты по здоровому образу жизни, из подручных материалов делают тактильные буквы и подбирают скороговорки и придумывают чистоговорки, таким образом, делая вклад в систему коррекционно – развивающей среды ДОУ.
С целью повышения единых требований в коррекционном пространстве ДОУ для родителей проводятся индивидуальные и групповые консультации, беседы и тренинги. Например,: «Развитие фонематических процессов и правильного произношения звуков – составные части подготовки ребёнка к школе», «Различные речевые нарушения у дошкольников», «Речевая подготовка детей к школе», «Роль пальчиковых игр в коррекции звукопроизношения». Оформление информационных стендов для родителей позволяют иметь достаточно полное представление о содержании коррекционной работы в ДОУ, родители начинают проявлять заинтересованность в успехах детей, достаточно внимательно относиться к выполнению домашних индивидуальных рекомендаций, что в значительной мере способствует темпу и качеству коррекционной работы. Основная задача родителей – закрепление навыков, полученных детьми в детском саду.
Родители оказывают учителю-логопеду большую помощь в психотерапевтической и коррекционной работе с детьми. Беседуя со специалистами, родители узнают о результатах динамики развития и целях коррекционно-развивающего направления в развитии ребенка. Проектная деятельность –дна из эффективных форм взаимодействия с родителями обучающихся. Были реализованы следующие детско-родительские проекты по предупреждению дисграфии: «Играю, пальчики развиваю», «Книжки-малышки и др. Критериями достижения родителей стали :
- повышение творческой активности;
- развитие педагогической компетентности и психологической готовности к пониманию своего ребенка, заботы о нем, видение его талантов и возможностей.
После изучение анамнестических данных при различных формах речевых нарушений воспитанников разрабатывается комплексное психолого-педагогическое воздействие, учитывая степень дозирования речевых, двигательных и интеллектуальных нагрузок с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.
В результате целенаправленной и систематической работы с использованием инновационных технологий: у детей развился интерес к языку, внимание к слову; фонематическое восприятие, т. е. умение различать фонемы, имеющие сходные характеристики; формируются навыки звукового анализа слов (от простых форм к сложным); автоматизировались слухо-произносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях; совершенствовались просодические характеристики-высказывания в зависимости от речевых намерений. Тесное взаимодействие с родителями обеспечило овладение детьми самостоятельной связной грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность к обучению детей в школе. Что позволит предупредить ошибки по письму и чтению на дальнейшем этапе обучения. Опыт использования современных технологий позволяет убедиться в необходимости, важности и эффективности коррекционно-педагогического воздействия, что определяется чёткой организацией жизни детей в период и пребывания в детском саду и преемственностью в работе специалистов детского сада и семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности взаимодействия учителя-логопеда со специалистами и родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, в Лекотеке.
В статье говорится, как учитель-логопед вместе с другими специалистами работают с детьми с ОВЗ и их родителями....

ПРОЕКТ: «Взаимодействие учителя-логопеда детского сада с родителями воспитанников»
Тип проекта: практико-ориентированный.Участники проекта: учитель-логопед ДОУ, воспитанники и их родители. Цель проекта: Организация эффективного сопровождения воспитанников и их родителей с целью...
Статья «Взаимодействие учителя-логопеда с семьей. Консультирование родителей посредством информационных стендов»
laquo;Взаимодействие учителя-логопеда с семьей»...

«Формы работы по взаимодействию учителя – логопеда с воспитателями и родителями группы компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Работая с детьми с речевыми нарушениями очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Дети приходят в группу из разных групп детского сада и родители не сразу понимают ...

Практические формы и методы работы и сотрудничества учителя-логопеда с воспитателями и родителями обучающихся с ОВЗ.
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не может быть эффективна в полной мере, если в этой ...
Взаимодействие учителя-логопеда в ДОУ с родителями
Взаимодействие учителя-логопеда в ДОУ с родителями...

Календарно-перспективный план взаимодействия учителя-логопеда с педагогами и родителями
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в ней, обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.В настоящее время взаимодей...


