Опыты со снегом "Свойства воды"
план-конспект занятия (средняя группа)

Ирешева Ольга Александровна

Для средней группы можно провести опыты, которые изучают свойства снега и воды, например, таяние снега в воде, определение цвета снега и воды, твёрдость снега и льда, растворимость снега в воде. Ниже представлены идеи для таких опытов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Состояние воды (снег, лед)»

Цель: Ознакомление и закрепление свойств и состояний воды (снег, лёд) и их взаимодействие друг с другом.

Задачи:

Обучающая:

- Учить отвечать на проблемные вопросы, уметь объяснять, сравнивать, делать самостоятельно выводы.

- Научить узнавать и характеризовать свойства воды и её состояния.

- Познакомить со словом «Исследователи» и дать ему характеристику.

Развивающая:

- Развивать тактильную чувствительность, логическое мышление, познавательную деятельность.

Воспитательная:

- Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, чувство сопереживания и сострадания, чувство помощи для сказочных персонажей.

Демонстрационный материал: вода, снег, лёд, снеговик из снега, письмо.

Раздаточный материал: одноразовые стаканы и ложки, три тазика, камушки.

Методические приё мы: игровая ситуация, решение проблемной ситуации, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Ход:

Дети играют в игру «Снежинки».

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

Вдруг откуда-то неожиданно подул сильный ветер и поднял снежинки. (Снежинки встают и начинают бегать)

А потом всё тише и тише дул ветерок. И вот, наконец, стих. (Снежинки садятся на пол). На полу лежит снежинка, дети поднимают ее, а под ней письмо. Ой, письмо какое оно холодное. (Дети прикасаются рукой к письму.)

Интересно, откуда могло к нам прийти такое холодное письмо?

С улицы, с мороза, С Севера и т. д.

А давайте откроем письмо и прочитаем (открывают письмо, воспитатель читает):

Нос морковкой, чёрненькие глазки

Он пришёл из зимней сказки.

Он стоит качается, вправо, влево наклоняется.

Он ростом невелик.

Кто же это… (Снеговик).

«Ребята, я очень рад, что теперь мы с вами будем дружить каждый день. Ваш друг Снеговик». А, кто это такой Снеговик? (Разные ответы детей)

А почему он пишет, что теперь будет дружить с вами каждый день?

Потому что наступила зима, холодно, много снега…\

А почему его назвали Снеговик? (Разные ответы детей. Приходят к выводу, что его зовут Снеговик, потому что он из снега)

Ребята, вы чувствуете, что-то холодом потянуло и дверь скрипнула, кто-то там дети обсуждают кто это может быть? Затем предлагают пойти и посмотреть.

(Идут к двери и открывают её. И находят слепленного снеговика из снега). Ура, Снеговик.

Снеговик: Привет девчонки и мальчишки. Я так по вам соскучился. Жалко, что я могу с вами дружить и играть только зимой. (ответы детей).

Я волшебной палочкой покручу и в исследователей всей детей превращу. Надо узнать, почему снеговик может с нами играть только зимой.

Эксперименты:

Дети подходят к столу, где стоят тазы с водой, снегом и льдом. Сначала исследуют первый таз с водой. Дети смотрят, трогают воду рукой. Затем делают выводы с помощью наводящих вопросов.

Какая вода? (Даётся характеристика свойств воды : прозрачная, без запаха, может переливаться в ёмкости). Прозрачная. А как мы можем это проверить? (Дети дают разные варианты ответов) А если бросить камушки в воду. Что получится? Их видно. Они утонули. (Дети сами делают вывод, Затем берут лейку, набирают воду и выливают обратно в таз. Вода льется, значит она какая? Жидкая. Потом дети переливают воду из одного стакана в другой, в кастрюлю, таз. Делают вывод: вода может принимать форму любой ёмкости.

А теперь мы поднесём воду к носу, что-нибудь почувствуем? Нет.

Значит вода не пахнет, она не имеет….Запаха.

Молодцы. Далее дети подходят к тазу со снегом и льдом. (Начинают всё трогать руками). Если мы потрогаем снег, то какой он? Рыхлый, холодный, белый. (Дети дают разные ответы) А лёд какой?

Холодный, мутный, твёрдый. (дают разные ответы)

А давайте попробуем в воду положить снег. (Дети берут одноразовые стаканы и ложки). Что случилось? Снег стал мутным, начинает таять. Вода становится непрозрачной, холодной. (Дети сами делают выводы). Совершенно верно мои исследователи. А если мы соединим воду со льдом, что произойдёт? (Дети дают разные ответы). Вода опять непрозрачная, холодная. Её становится больше. А куда исчез лед (растаял). Опыты мы с вами провели, но это же надо зафиксировать на бумаге, наши результаты.

Дети рисуют с помощью символов.

Вода прозрачная, без запаха, жидкая. Что произошло со снегом при взаимодействии с водой. Он растаял, темнеет, вода холоднеет, увеличивается в объёме, становится непрозрачной. Лед при взаимодействии с водой таит, вода холоднеет, становится непрозрачной, увеличивается в объёме. А если соединить снег и лёд, то ничего не будет.

Здорово. Вот мы и выяснили, почему Снеговик дружит с нами только зимой.

Ой, что с тобой Снеговик? (Дети обнаруживают, что Снеговик таит)

А что же делать? (Размышления детей). (В холодильник поставить, снегом засыпать, на улицу отнести и т. Д.)

На улицу, это хорошая идея. Там холодно. Хорошо. Давайте пойдем оденемся и отнесем его на улицу. Дети делают вывод, что здесь снеговику легче. Они играют с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека опытов по теме "Вода"

описание опытов по теме "Вода"...

Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе. Опыты с песком, водой, воздухом, снегом.

Опытно-экспериментальная деятельность во второй  младшей группе. Опыты с песком, водой, воздухом, снегом....

Картотека опытов и экспериментов "ВОДА ПЕСОК"

«Как вода гулять отправилась»Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без игл...

Картотека опытов и экспериментов. Вода.

Картотека опытов и экспериментов. Вода. ОПЫТ  «Свойства  воды»Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).Материалы. Несколько прозрачных...

Конспект опыта "Лед-твердая вода"

Расширение знаний о свойствах льда...

Опыты-эксперименты с водой для детей младшей группы

Развивать речь, мелкую моторику, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи....