Семинар-практикум для воспитателей «Волшебство логики и числа: играем с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера»
материал

Эрнст Наталья Викторовна

Это практико-ориентированное мероприятие, построенное на принципе «от практики к идее». Участники в мини-группах последовательно выполняют игровые задания с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, анализируют их развивающий эффект и учатся комбинировать оба набора. Кульминацией является проектирование собственных игровых решений для разных возрастных групп. Семинар гарантирует не только передачу методических знаний, но и формирование личного опыта и готовых к применению идей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_denesh-kyuizener.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ №37 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Семинар-практикум для воспитателей

«Волшебство логики и числа: играем с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера»

Подготовила: Эрнст Н.В., старший воспитатель

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в использовании игровых технологий (логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера) для развития математических представлений, логического мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Освоить на практике многофункциональность дидактических материалов (Дьенеша и Кюизенера) через выполнение игровых заданий «глазами ребенка».

2. Проанализировать возможности комбинации двух наборов для решения комплексных образовательных задач (ФЭМП, развитие речи, конструирование).

3. Разработать в мини-группах фрагмент собственной игровой деятельности с использованием данных материалов для разных возрастных групп.

Целевая аудитория: воспитатели ДОУ.

Оборудование и материалы: наборы логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера на каждую мини-группу (3-4 человека), мультимедийная презентация с ключевыми тезисами, фото и видео-примерами из практики, схемы-карточки для игр, бланки для планирования, памятки, цветная бумага, фломастеры, клей, ножницы для творческого задания, мягкая игрушка или «говорящий предмет» для рефлексии.

Ход семинара-практикума:

Часть 1. Вступительная

1. Приветствие и интрига. Старший воспитатель  начинает не с теории, а с игры. На столах разложены и палочки, и блоки вперемешку.

Задание:  «Уважаемые коллеги, прежде чем мы начнем, выполните, пожалуйста, простую просьбу. Возьмите со стола ЛЮБЫЕ ТРИ предмета, которые, на ваш взгляд, чем-то связаны между собой».

Воспитатели выполняют. Старший воспитатель просит нескольких участников кратко объяснить свой выбор (например: «Я взяла три красных предмета», «Я взяла две палочки и блок – они все тонкие»). Делается вывод о том, что материал уже провоцирует анализ, сравнение и классификацию.

2. Целеполагание. Объявление темы, цели и задач. Кратко (5-7 слайдов) презентация о создателях материалов и их базовых идеях. Акцент на том, что это игровой инструмент, а не просто счетный материал.

Часть 2. Практическое погружение «Один день из жизни ребенка»

Работа в мини-группах (3-4 человека). Каждая группа получает свой «маршрутный лист» с заданиями.

Станция 1: «Лабиринты логики с блоками Дьенеша».

Задание 1 (Разминка): «Соберите все фигуры, которые НЕ синие и НЕ круглые». Обсуждение в группе: какое умение формируем? (Отрицание, классификация по двум признакам).

Задание 2 (Игра): Используя карточки-символы (цвет, форма, размер, толщина), выложить закодированную «дорожку» для соседней команды, чтобы они по ней определили закодированный блок.

Задание 3 (Творческое): Постройте из блоков Дьенеша несуществующее животное и дайте ему имя, используя признаки блоков (например, «Толстый Красный Квадратно-треугольный Удав»).

Станция 2: «Царство числа и величины с палочками Кюизенера».

Задание 1 (Разминка): Не считая, а только сравнивая длину, найдите палочку-число, которая «меньше чем оранжевая (10), но больше чем розовая (4)».

Задание 2 (Игра-исследование): Выложите «лестницу» от 1 до 10. С помощью белой палочки (1) найдите, сколько раз она уложится в каждой из палочек. Откройте для себя состав числа (например, желтая (5) = 1+1+1+1+1).

Задание 3 (Творческое): Выложите из палочек дом или корабль, но с условием: крыша и корпус должны быть построены из палочек, сумма чисел которых равна 20.

После работы на станциях – общее обсуждение: Что вызвало затруднение? Что было легко? Какие неожиданные решения нашли дети? (Ведущий акцентирует связь с развитием речи, воображения, сенсорики).

Часть 3. Интеграция: «Синергия двух наборов»

1. Мозговой штурм: «Как можно использовать блоки и палочки вместе?»

Ведущий показывает примеры: из палочек выложить контур-схему, а внутрь поместить соответствующие по свойствам блоки; измерить длину «поезда» из блоков палочками Кюизенера; создать узор-мозаику, где цвет палочки соответствует цвету блока и т.д.

2. Практическая работа в группах 

Придумать и продемонстрировать одну интеграционную игру для старших дошкольников. (На подготовку 10 минут).

Часть 4. Проектировочный практикум и рефлексия

1. «Конструктор занятия». Каждая группа получает карточку с возрастной группой (младшая, средняя, старшая, подготовительная) и образовательной задачей (например, «различение размера», «знакомство с числом 5», «развитие умения аргументировать»).

Задача: За 10 минут набросать схему (алгоритм) 5-минутной игры с использованием материалов, решающую эту задачу. Оформить на листе А4.

2. Презентация идей. Каждая группа представляет свой «проект». Коллективное обсуждение и «добавление вишенки на торт» — как можно эту игру усложнить или упростить.

3. Рефлексия «Заверши фразу».

Передавая по кругу мягкую игрушку, каждый завершает одну из фраз:

«Сегодня я открыл(а) для себя, что…»

«Мне обязательно пригодится в работе…»

«Я еще хочу научиться…»

4. Заключение. Вручение памяток с QR-кодами на полезные ресурсы (ссылки на игры, шаблоны карточек). Краткий итог. Благодарность за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...

Дидактические игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для младших дошкольников

Дидактические игры с блоками Дьеныша и палочками Кюизенера для младших дошкольников....

Семинар-практикум «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

Семинар-практикум  для педагогов «Использование   блоков  Дьенеша и палочек Кюизенера  в работе с детьми дошкольного возраста»...

Презентация к семинару-практикуму «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

Презентация к семинару-практикуму для педагогов «Использование   блоков  Дьенеша и палочек Кюизенера  в работе с детьми дошкольного возраста»...

Семинар-практикум для воспитателей: «Методика работы с Блоками Дьенеша и палочками Кюизенера».

Семинар-практикум для воспитателей: «Методика работы с Блоками Дьенеша и палочками Кюизенера».«Я слышу и забываю, я вижу и я запоминаю, я делаю и я понимаю». Пусть эти слова ст...

Мастер –класс «Развитие математических способностей через развивающие игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера»,

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи д...