Взаимодействие с родителями и организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Познание нравственно этических норм.
статья
Аннотация: в статье раскрыта важность работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении, и, ее значение при организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС. Показана необходимость воспитательной работы с родителями и ее значимость.
Ключевые слова: нравственность, ценность, деятельность, социальная значимость.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие с родителями и организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Познание нравственно этических норм.
Мальчикова Ольга Юрьевна,
Санкт Петербурга.
Аннотация: в статье раскрыта важность работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении, и, ее значение при организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС. Показана необходимость воспитательной работы с родителями и ее значимость.
Ключевые слова: нравственность, ценность, деятельность, социальная значимость.
Ребенок – зеркало семьи;
как в капле воды отражается солнце,
так в детях отражается
нравственная чистота матери и отца».
В.А.Сухомлинский
Дошкольное образование всегда являлось важным и ответственным периодом в развитии и воспитании детей. И, сегодня, когда в потоке современной информации, дети и их родители, мало задумываются о нравственных нормах и основах этики, дошкольное образование, в условиях реализации ФГОС должно помочь ребенку, научиться дружить, ценить дружбу, любить и беречь природу, уважать окружающих его людей и стать ответственным за свои поступки. Познание нравственно этических норм и основ является важным в развитии личности, а само нравственное воспитание – одно из важных направлений в дошкольном образовании.
О нравственном воспитании говорили многие великие педагоги. И во все времена эта тема оставалась неотъемлемой частью жизни человека.
Работу в этом направлении надо начинать как можно раньше, с самого раннего возраста. И той самой первой ступенькой, на которую вступает ребенок и получает в образовательном процессе, нравственные нормы и несет это в себе дальше по жизни, отдавая свои знания окружающим его людям, является детский сад. Поэтому уже в детском саду педагогу надо включать в работу с детьми, систему этического воспитания, включающую в себя познание нравственно этических норм. Если неторопливо и бережно ввести детей в мир этики, пробуждая интерес, можно воспитать поколение, способное любить, ценить и совершать добрые поступки, так как формирование и развитие ребенка осуществляется в процессе овладения системой знаний и путем выработки умений и навыков.
Активными помощниками педагогу в организации образовательного процесса являются родители. Педагог, вместе с родителями, неторопливо и бережно пробуждает у детей интерес к многообразию окружающего мира, через формирование нравственных основ и ценностей, Педагог и родители вместе решают одну из важных задач: вместе целенаправленно приобщают детей к моральным ценностям и нормам. Родителей надо увлечь своей работой. Показать нужность и ценность своих педагогических действий. Родители должны видеть результат. А результатом являются появление определенного набора нравственных качеств, и чем прочнее сформированы эти качества, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Родители должны быть помощниками педагога, ведущему воспитательную работу с их детьми. И если родители будут принимать активное участие в жизни своего ребенка, участвуя в образовательном процессе, можно воспитать грамотное поколение, с сформированными нравственными основами.
Чтобы родители активно принимали участие в жизни своего ребенка, педагог должен проявить их интерес к совместной творческой деятельности. Совместная творческая деятельность это сотворчество педагога, детей и родителей. Совместная творческая деятельность включает в себя: проектную деятельность, проведение консультаций, бесед за круглым столом, которые помогут родителям поделиться опытом, получить знания в области воспитания детей. Консультации и беседы должны быть построены на интересах родителей, что помогает выявить анкетирование. Проведение дней открытых дверей, блиц турниры, ежегодные традиции, когда родители могут показать свои творческие возможности, поделиться своим опытом, с другими родителями, обсудить накопившиеся вопросы, где педагог выступает активным помощником. А также творческие встречи с родителями, когда дети подготавливают вместе с воспитателем театрализованные представления по сказкам, литературные композиции, поэтические вечера, которые сближают родителей и детей, и позволяют увидеть талант, раскрывающий его ребенка. Интересны конференции, на которых родители, выступают с докладом, а также получают знания о возрастных особенностях ребенка, о кризисах, настигающих ребенка в различные периоды его жизни, чтобы понять, как нужно действовать, чтобы сохранить его доброту, уважение. Открытые интегрированные занятия, позволяют педагогу проявить творчество, а родителям увидеть способности своего ребенка, пусть даже самые маленькие. Все эти совместные встречи проходят в игровой форме и позволяют родителям увидеть своего ребенка в деятельности и раскрывают ребенка, его возможности, интересы знания и умения. Во всех этих совместных встречах желательно использовать средства коммуникационных технологий, направляя их в нужное русло, показывая их использование, только в лучших целях. И это нужно не только детям, это нужно самим родителям. Организуя образовательный процесс, вместе с родителями, надо постепенно вводить маленького человека в мир познания окружающей действительности, пробуждая и утверждая в его душе благородные чувства и переживания, и воспитать человеческое достоинство, веру в доброе начало в человеке. Вместе с родителями дать возможность проявить ребенку все самое хорошее, что в нем заложено, все его способности, и вместе с ними увидеть, как прекрасен мир, в котором все мы живем. Все это возможно осуществить через любовь и внимание к детям. Только тогда можно ВОСПИТАТЬ человека, доброго, отзывчивого, обладающего нравственными качествами, с которыми он придет в школу, где будет примером для окружающих. И чем раньше, то доброе и прекрасное будет заложено в ребенке, тем прочнее будет «фундамент» его социальной значимости. Ребенок считывает мотивы поведения для себя со своих родителей, как живут они, так будет жить и ребёнок. Ребёнок – это воплощение его родителей. Поэтому огромная ответственность в воспитании лежит на родителях, на их взаимоотношениях с детьми и педагогом. Сегодня, именно в условиях реализации ФГОС педагогу важно изучить мир родителей, с точки зрения человеческих качеств: доброта, забота, отзывчивость. Сегодня, именно в условиях реализации ФГОС педагог, организовавший образовательный процесс должен уметь чувствовать, понимать и родителей и своих воспитанников.
Именно в организации образовательного процесса значимую роль играют взаимоотношения между взрослыми и детьми. Эти взаимоотношения, возможно, создать, если работа будет строиться так, что детям и родителям будет интересно. И только тогда и дети, и родители будут с удовольствием принимать участие в образовательном процессе. Еще одна важная значимость организации образовательного процесса, воспитательной работы и работы с родителями в том, что все общение педагога детей и их родителей в процессе образовательной деятельности должно быть создано на доверии. И если у родителей есть желание помочь своим детям в их развитии, воспитании, жизни, они способны найти время, чтобы включиться в педагогический процесс, проводимые педагогом.
Для того чтобы проводить работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Как это сделать? Анкетирование, тестирование поможет выявить круг интересов и возможностей родителей, их нравственные ценности, знания и понимание этических основ. Увидеть проблему и суметь построить свою работу в нужном направлении. Анкетирование должно быть построено этически грамотно, так чтобы родители могли легко и свободно отвечать на вопросы анкеты, теста. Формирование нравственных основ, культуры поведения, представляет собой совместный (родители и педагоги) процесс целенаправленного влияния на личность ребенка и помогает:
- накопить позитивный опыт взаимодействия с окружающим миром,
- лучшему усвоению нравственных ценностей,
- овладеть правилами осознанного поведения в обществе,
и, самое главное, возродить в детском сердце стремление сохранить красоту, сохранить желание быть лучше.
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.…
В этих словах звучит все, то самое главное, что каким-то образом отражает смысл и цель воспитательной работы с детьми и родителями. Мы все хотим, чтобы ребёнок стал Человеком. Мы хотим, чтобы он был уверен в себе. Чтобы он умел строить отношения с другими людьми. Чтобы он мог развивать таланты, заложенные от рождения, и создавать своё будущее. Чтобы у него были сформированы основные нравственные ценности, без которых его жизнь не состоится. Только в совместной работе с родителями, возможно, добиться больших результатов. Главное, чтобы было желание, со стороны педагога и родителей. «Воспитание детей – это отдача особых сил. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека». Семья, по мнению Сухомлинского первичная ячейка человеческих отношений (моральных, эстетических, нравственных). Работа с родителями в детском саду необходима, и имеет большую значимость в совместном воспитании детей.
У Сухомлинского на этот счет двойная точка зрения: с одной стороны – это плюс для педагога, в плане его взаимодействия с родителями, уверенность в его заинтересованности в обучении и воспитании ребенка. С другой стороны это плюс для самой семьи – общение с другими родителями, обмен опытом, взаимное решение проблем.
Список литературы
1. Амонашвили Ш. А. «Здравствуйте, дети»! М.: Просвещение, 1983
2. Амонашвили Ш.А. «Размышления о гуманной педагогике». – М.:Амонашвили,1996.
3. Амонашвили Ш. А «Школа жизни» Издательский дом Шалвы Амонашвили; 1998.
4.Сухомлинский В.А. О воспитании» – М: Политическая литература 1982.
5. Сухомлинский В.А «Сердце отдаю детям» Киев «Радянська школа», 1973.
6. Сухомлинский В.А. ««Хрестоматия по этике». – М.: Педагогика, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация контроля воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
Вопрос осуществления контроля над воспитательно-образовательным процессом является одним из самых сложных в системе методической работы в дошкольном образовательном учреждени...
Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.
В настоящее время проблемой для дошкольных учреждений является оптимальный выбор программ из большого количества разнообразных вариативных программ и технологий....

Комплексно-тематический подход в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса и планирования своей деятельности....

Комплексно-тематический подход в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса и планирования своей деятельности....
Модернизация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
Модернизация образования - гарантия качественного обучения в дошкольных учреждениях. Для этого необходимо модернизировать образовательный процесс, то есть учитывать все современные технологии образова...

Индивидуальный подход в воспитательно -образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении»
Актуальность индивидуального подхода в процессе работы с детьми в условиях доу...

Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Повышение качества образования: новые идеи, новые подходы....
