Взаимодействие с родителями и организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Познание нравственно этических норм.
статья

 Мальчикова Ольга Юрьевна

Аннотация: в статье раскрыта важность работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении, и, ее значение при организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС. Показана  необходимость воспитательной работы с родителями и ее значимость.    

Ключевые слова: нравственность, ценность, деятельность, социальная значимость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие с родителями и организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Познание нравственно этических норм.

Мальчикова Ольга Юрьевна,

Санкт Петербурга.

  Аннотация: в статье раскрыта важность работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении, и, ее значение при организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС. Показана  необходимость воспитательной работы с родителями и ее значимость.    

Ключевые слова: нравственность, ценность, деятельность, социальная значимость.

Ребенок – зеркало семьи;

как в капле воды отражается солнце,

так в детях отражается

нравственная чистота матери и отца».

В.А.Сухомлинский

Дошкольное образование всегда  являлось  важным и ответственным периодом в развитии и воспитании детей. И, сегодня, когда в потоке современной информации, дети и их родители, мало задумываются о нравственных нормах и основах этики,  дошкольное образование, в условиях реализации ФГОС   должно  помочь ребенку, научиться  дружить,  ценить дружбу, любить и беречь  природу, уважать окружающих его людей  и стать ответственным за свои поступки. Познание нравственно этических норм и основ является важным в развитии личности, а само нравственное воспитание –  одно из важных направлений в дошкольном образовании. 

О нравственном воспитании говорили многие  великие педагоги. И во все времена эта тема оставалась неотъемлемой частью жизни человека.

Работу в этом направлении надо начинать как можно раньше, с самого раннего возраста. И той самой первой ступенькой, на которую вступает ребенок и  получает в образовательном процессе,  нравственные нормы  и несет это в себе дальше по жизни, отдавая свои знания окружающим его людям, является детский сад.  Поэтому уже в детском саду педагогу  надо   включать в работу с детьми, систему этического воспитания, включающую в себя познание нравственно этических норм. Если неторопливо и бережно ввести детей в мир этики, пробуждая  интерес,  можно воспитать поколение, способное любить, ценить и совершать добрые поступки, так как формирование и развитие ребенка осуществляется в процессе овладения системой знаний и путем выработки умений и навыков.

Активными помощниками педагогу в организации образовательного процесса являются родители.  Педагог, вместе с родителями, неторопливо и бережно пробуждает  у детей интерес к многообразию окружающего мира,  через формирование нравственных основ и ценностей, Педагог и родители вместе решают одну из важных задач: вместе целенаправленно приобщают  детей к моральным ценностям и нормам. Родителей  надо увлечь своей работой. Показать нужность и ценность своих педагогических  действий. Родители должны видеть результат. А  результатом  являются появление  определенного набора нравственных качеств, и чем прочнее сформированы эти качества,  тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Родители  должны быть помощниками педагога, ведущему воспитательную работу с их детьми. И если родители будут принимать активное участие в жизни своего ребенка, участвуя в образовательном процессе, можно воспитать  грамотное  поколение, с сформированными нравственными основами.

Чтобы родители активно принимали участие в жизни своего ребенка, педагог должен проявить их интерес к совместной творческой деятельности.  Совместная творческая   деятельность это сотворчество педагога, детей и родителей. Совместная творческая   деятельность включает в себя:  проектную деятельность, проведение консультаций, бесед за круглым столом, которые помогут родителям поделиться опытом, получить знания в области воспитания детей. Консультации  и беседы должны быть построены на интересах родителей, что помогает выявить анкетирование. Проведение  дней открытых дверей, блиц  турниры, ежегодные  традиции,  когда родители могут показать свои творческие возможности, поделиться своим опытом, с другими родителями, обсудить накопившиеся вопросы, где педагог выступает активным помощником. А также  творческие  встречи с родителями, когда дети подготавливают вместе с воспитателем театрализованные  представления по сказкам, литературные композиции, поэтические вечера, которые  сближают родителей и детей, и позволяют увидеть талант, раскрывающий его ребенка.  Интересны конференции, на которых родители, выступают с докладом, а также  получают знания о возрастных особенностях ребенка, о кризисах, настигающих ребенка в различные периоды его жизни, чтобы понять, как нужно действовать, чтобы сохранить его доброту, уважение. Открытые интегрированные занятия, позволяют педагогу проявить творчество, а родителям увидеть способности своего ребенка, пусть даже самые маленькие. Все эти совместные встречи проходят в игровой форме и позволяют родителям увидеть своего ребенка в деятельности и раскрывают ребенка, его возможности, интересы знания и умения. Во всех  этих совместных встречах желательно использовать средства коммуникационных технологий, направляя их в нужное русло, показывая их использование, только в лучших целях. И это  нужно не только детям, это нужно самим родителям. Организуя образовательный процесс, вместе с родителями, надо  постепенно  вводить маленького человека в мир познания окружающей действительности, пробуждая  и утверждая  в его душе благородные чувства и переживания, и  воспитать человеческое достоинство, веру в доброе начало в человеке.  Вместе с родителями  дать возможность проявить  ребенку  все самое хорошее, что в нем заложено, все его способности, и  вместе с ними увидеть, как прекрасен  мир, в котором все мы живем. Все это возможно осуществить через  любовь и внимание к детям. Только тогда можно  ВОСПИТАТЬ человека,  доброго, отзывчивого, обладающего нравственными качествами, с которыми  он придет в школу, где будет примером для окружающих.   И чем раньше, то доброе и прекрасное будет заложено в ребенке, тем прочнее будет «фундамент» его социальной значимости.  Ребенок считывает мотивы поведения для себя со своих родителей, как живут они, так будет жить и ребёнок.  Ребёнок – это воплощение его родителей. Поэтому огромная ответственность в воспитании лежит на родителях, на их взаимоотношениях с детьми и педагогом.  Сегодня, именно в условиях реализации ФГОС  педагогу важно изучить  мир родителей, с точки зрения человеческих качеств: доброта, забота, отзывчивость. Сегодня, именно в условиях реализации ФГОС  педагог, организовавший образовательный процесс должен уметь чувствовать, понимать и родителей и своих воспитанников.

Именно в организации образовательного процесса значимую роль играют взаимоотношения  между взрослыми и детьми. Эти взаимоотношения,  возможно, создать, если работа  будет строиться так, что детям и родителям  будет интересно. И только тогда  и дети,  и родители  будут с удовольствием   принимать участие в образовательном процессе. Еще одна важная значимость  организации  образовательного процесса, воспитательной работы и работы с родителями  в том, что все общение педагога детей   и их родителей  в процессе образовательной деятельности должно быть создано на доверии.                                                                           И если у родителей  есть желание помочь своим детям в  их развитии, воспитании, жизни, они способны найти время, чтобы включиться  в педагогический процесс, проводимые педагогом.  

Для того чтобы проводить работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.    Как это сделать?  Анкетирование, тестирование поможет выявить круг интересов и возможностей родителей, их нравственные ценности, знания и понимание этических основ. Увидеть проблему и суметь построить свою работу в нужном направлении.  Анкетирование  должно быть построено этически грамотно, так чтобы родители могли легко и свободно отвечать на вопросы анкеты, теста.                                                                             Формирование нравственных основ, культуры поведения,  представляет собой совместный (родители и педагоги) процесс целенаправленного влияния на личность ребенка и помогает:

- накопить позитивный опыт взаимодействия с окружающим миром,

- лучшему усвоению нравственных  ценностей,

- овладеть правилами осознанного поведения в   обществе,

 и, самое главное, возродить в детском сердце стремление сохранить красоту,   сохранить желание быть лучше.

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.…    

В этих словах звучит все, то самое главное, что каким-то образом отражает смысл  и цель  воспитательной работы с детьми и родителями.   Мы все хотим, чтобы ребёнок стал Человеком.   Мы хотим, чтобы он был уверен в себе. Чтобы он умел строить отношения с другими людьми. Чтобы он мог развивать таланты, заложенные от рождения, и создавать своё будущее. Чтобы  у него были сформированы  основные   нравственные ценности, без которых его жизнь не состоится. Только в совместной работе с родителями, возможно, добиться больших результатов. Главное, чтобы было желание, со стороны педагога и родителей. «Воспитание детей – это отдача особых сил.  Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека». Семья, по мнению Сухомлинского первичная ячейка человеческих отношений (моральных, эстетических, нравственных). Работа с родителями в детском саду необходима, и имеет большую значимость в совместном воспитании детей.

 У Сухомлинского на этот счет двойная точка зрения: с одной стороны – это плюс для педагога, в плане его взаимодействия с родителями, уверенность в его заинтересованности в обучении и воспитании ребенка. С другой стороны это плюс для самой семьи – общение с другими родителями, обмен опытом, взаимное решение проблем.

Список литературы

1. Амонашвили Ш. А. «Здравствуйте, дети»! М.: Просвещение, 1983

2. Амонашвили Ш.А. «Размышления о гуманной педагогике». – М.:Амонашвили,1996.  

3. Амонашвили Ш. А «Школа жизни»  Издательский дом Шалвы Амонашвили;  1998.

4.Сухомлинский В.А. О воспитании» – М: Политическая литература 1982.

5. Сухомлинский В.А  «Сердце отдаю детям»  Киев «Радянська школа», 1973.
6. Сухомлинский В.А. ««Хрестоматия по этике». – М.: Педагогика, 1990.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация контроля воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

   Вопрос осуществления контроля над воспитательно-образовательным процессом является одним из самых сложных в системе методической работы в дошкольном образовательном учреждени...

Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.

В настоящее время проблемой для дошкольных учреждений является оптимальный выбор программ из большого количества разнообразных вариативных программ и технологий....

Комплексно-тематический подход в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса и планирования своей деятельности....

Комплексно-тематический подход в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса и планирования своей деятельности....

Модернизация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Модернизация образования - гарантия качественного обучения в дошкольных учреждениях. Для этого необходимо модернизировать образовательный процесс, то есть учитывать все современные технологии образова...

Индивидуальный подход в воспитательно -образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении»

Актуальность индивидуального подхода в процессе работы с детьми в условиях доу...