Статья "Пути взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя с родителями в целях музыкально-эстетического развития личности ребенка"
статья

Быкова Алина Семеновна

Одним из  ключевых принципов ФОП является приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка. Успех здесь может быть, достигнут при тесном взаимодействии  педагогов  и семьи. Поэтому педагогу важно уметь простраивать взаимодействия с родителями в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений. Вовлекать родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пути взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя с родителями в целях музыкально-эстетического развития личности ребенка.

До семи лет дети особенно восприимчивы. Первые яркие, радостные впечатления откладываются в них на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. От того, как и какую музыку будет преимущественно слушать, петь  ребенок в этом зависит в будущем развитие его музыкальных способностей, музыкальных интересов, отношение к музыке, к конкретным музыкальным произведениям, а, следовательно, и развитие его личности в целом.

Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьей. Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых даёт ребёнку определённый социальный опыт.

Именно по этому одним из  ключевых принципов ФОП является приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка. Успех здесь может быть, достигнут при тесном взаимодействии  педагогов  и семьи. Поэтому педагогу важно уметь простраивать взаимодействия с родителями в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений. Вовлекать родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

Основная задача взаимодействия музыкального руководителя, воспитателя с семьёй -  это донести до родителей  понимание важности музыкального воспитания, которое обогащает  эмоциональными впечатлениями, создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, закладывает первоначальные основы общей культуры, способствуют общему развитию личности.

В современных условиях важно учитывать, как преподнести их родителю, как привлечь к образовательному процессу,  учитывая его огромную занятость и нехватку времени. Так же не секрет, что многие родители мало интересуются образованием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе.

А ведь именно в семье, в ее традициях кроются истоки музыкального дарования ребенка, которые еще не пробудились, но ждут чуткого своевременного прикосновения к ним. Благотворность влияния семьи на развитие интереса к музыке и творческих способностей ребёнка подтверждают биографии многих музыкантов.

Так с целью знакомства детей с миром музыкальных инструментов, развитию тембрового слуха и эмоционального  воспириятия музыки,  в нашем детском саду пришла мысль создать дидактическое наглядное пособие,  книга «В мире музыкальных  инструментов», при непосредственном участии  в его создании детей и родителей.  Семьям воспитанников было предложено нарисовать по одному музыкальному  инструменту на листе А4. Из этих рисунков была сделан альбом с иллюстрациями  музыкальных инструментов. В дополнении к данному пособию был подобран музыкальный материал, для слухового восприятия каждого инструмента. Так появилось еще и музыкальное видео «В мире муз. инструментов» в двух частях. Этот дидактический материал у нас в саду актуален каждый год, им пользуются подрастающие воспитанники.

Еще одной из форм взаимодействия стала творческая фотовыставка «Со мною дома музыка живет» (фото ребенка с муз. инструментом, который есть дома). Вообще форма фотовыставки очень удобна, так как она  с одной стороны привлекает внимание родителей к процессу музыкального развития ребенка, но не требует каких то особых временных затрат. Большую гордость фотовыставка вызвала у ребят, когда они видели себя маленькими, но уже музыкантами.  И гордились, что на них смотрят и восхищаются. На  музыкальных занятиях мы рассматривали фото выставки, тем самым закрепляли свои знания музыкальных инструментов.  А так же была смонтирована видеопрезентация фотовыставки, содержащая небольшую консультацию для родителей, о важности присутствия музыки,  в жизни каждого ребенка.

Огромную роль в  формировании личности  подрастающего человека, его патриотических чувств, является приобщение к народной культуре. Одна из форм взаимодействия с родителями была включена в проект «Фольклор как средство приобщения дошкольника к культуре своего народа».

 Дети с мамами представляли  малые формы фольклора: потешки, заклички, частушки, небылицы. Такая форма взаимодействия учит выступать публично, развивает речь, артистизм, сближает всех участников, доставляет много положительных эмоций. Эта видеопрезентация так же стала музыкально-дидактическим материалом и используется для знакомства подрастающих воспитанников с русским устным народным творчеством.

        Для выявления и поддержки творческих способностей детей, привлечению к вокальному искусству был организован конкурс на лучшее исполнение песни про новогоднюю елочку. Из предложенных песенок, каждый ребенок выбрал себе наиболее понравившуюся. Отработать сценическую культуру, выучить текст песни, движения, помогали родители, а вокальные задачи отрабатывались с музыкальным  руководителем. В жюри присутствовал Дед мороз, независимый родитель и педагоги. В итоге все ребята были поощрены и получили подарки от Деда Мороза. Таким образом была создана ситуация успеха для  каждого ребенка, и родители оказались непосредственными ее создателями.

Ранее  у нас проводился еще конкурс «Пою вместе с мамой», в этом конкурсе желающие дети их мамы разучивали одну и туже песню «Цап-царап» (сл. Р. Алдониной, муз. С. Гаврилова), снимали  видео домашнего выступления и присылали в детский сад Музыкальному руководителю. Все участники получили 1,2,3 призовые места. В дальнейшем эти видео мы с ребятами просматривали в группе. Ведь так интересно смотреть на своих, родных артистов, и  пели ее все вместе, так как песня очень быстро запомнилась всеми ребятами.

        А вот совсем недавно у нас прошел другой конкурс.  Заметив, что музыкальные уголки в группах очень плохо функционируют, не разнообразен музыкальный материал, не привлекает внимание ребят,  мало дидактических пособий, мы решили провести конкурс на лучший музыкальный уголок группы. В этом конкурсе приняли участие и ребята, и воспитатели, и родители. Родителям было предложено сделать своими руками  или купить определенный музыкальный инструмент. Форму выбора инструмента для родителей придумывали воспитатели. Таким образом наши музыкальные уголки получили второе рождение, а для ребят появилось  больше возможности проявлять себя,  организовывать свою самостоятельную творческую деятельность.

        Еще одной формой вовлечения родителей в образовательный процесс может стать слушание музыки дома в кругу семьи. Послушать музыку вместе в тишине, поговорить об услышанной музыке, такие светлые минуты общения навсегда останутся в памяти ребенка. По мнению психологов, такие прослушивания создают позитивный настрой, помогают ощутить жизнь, как уютный радостный мир.  Прослушивание музыкального материала, оформляется в виде музыкальной видео презентации. Предваряет ее небольшая консультация для родителей о том, как правильно трактовать данную музыку  ребенку, какие подбирать слова, чтобы правильно раскрыть образ произведения.

Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя, педагогов и родителей   детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней. 

В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в развитии общей культуры ребенка в соответствии с ФГОС

Специфика реализации направления «Музыкальное развитие», в отличие от других направлений и образовательных областей, связана с тем, что задачи музыкального развития и воспитания детей решаются в тесно...

«СОТРУДНИЧЕСТВО И СОТВОРЧЕСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

Цель опыта - объединение усилий семьи и дошкольного учреждения в решении задач, связанных  с разносторонним гармоническим развитием детей, содействовать дальнейшему формированию музыкально...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ОД по музыкальному развитию»

Музыкальная деятельность - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. На музыкальных мероприятиях осуществляется разностороннее воспитание дете...

СТАТЬЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ГБДОУ № 99 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА КУЛАК ЕЛЕНЫ ВИЛЬЕВНЫ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬ

В статье подробно рассматриваются функции восптателя и музыкального руководителля в процессе осуществления образовательной деятельности в образовательной области "Музыка". Надеюсь, что публи...

СТАТЬЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ГБДОУ № 99 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА КУЛАК ЕЛЕНЫ ВИЛЬЕВНЫ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬ

В статье подробно рассматриваются функции восптателя и музыкального руководителля в процессе осуществления образовательной деятельности в образовательной области "Музыка". Надеюсь, что публи...

Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ: роль воспитателя в музыкальном развитии дошкольников»

(совместное выступление-дискуссия воспитателя с музыкальным руководителем для педагогов) Цель: создание условий для успешного музыкального развития воспитанников ДОУ. Задачи: - повысить професси...

Консультация для воспитателей: "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального развития в соответствии с ФГОС ДО"

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников....