Проект «Как выстоял блокадный Ленинград?
проект (подготовительная группа)

«Как выстоял блокадный Ленинград?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kak_vystoyal_blokadnyy_leningrad.docx71.41 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Сейкинская СОШ» детский сад «Рябинка»

Проект

«Как выстоял блокадный Ленинград?

Гребцова С.Ф., воспитатель

Автор проекта: воспитатель Гребцова С.Ф.

Сроки реализации: краткосрочный (15 – 26 января 2024г)

Тип проекта: Познавательно – творческий.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели д/c,инструктор по ф.к, муз. рук.

Возраст детей: 6-7 лет.        

Введение.

Актуальность: 27 января наша страна отмечает знаменательное событие – День снятия блокады Ленинграда. Восемьдесят лет отделяют нас от того исторического дня. В прошлое уходят героические и трагические дни Великой Отечественной войны. Этим проектом хочу рассказать детям о страшной войне, о тяжелых блокадных днях. Чтобы наши дети сохранили светлую память о героическом подвиге нашего народа

Цель: Формирование представлений детей подготовительной группы о героическом подвиге жителей Ленинграда в года ВОВ. Сохранить историческую память о подвиге жителей Блокадного Ленинграда.

Задачи:

 Для детей:

 Обучающие:

 Научить изготавливать макет по теме.

Закреплять знания детей о героизме людей г. Ленинграда. Формировать патриотические чувства, интерес к истории России. 

 обогащать знания детей о героическом прошлом города Ленинграда; 

Развивающие:

 Познакомить детей с ключевыми понятиями.

Рассказать о подвиге героев ВОВ.

 Развивать интерес к истории своей страны.

 Развивать способность сопереживать,  сочувствовать.

Развивать зрительное внимание и восприятие.

 Познакомить детей с историей жизни Тани Савичевой

 Познакомить с понятиями «блокада», «Дорога жизни», «продуктовая карточка». Обогащать словарный запас детей

Познакомить с фактами жизни людей блокадного города.

Формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей     страны.

способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества

Воспитывающие:

 Воспитать патриотические чувства к Родине.

Воспитывать чувство благодарности и уважения к защитникам.

  Воспитывать чувство патриотизма, уважительное отношение к старшему поколению Воспитывать бережное отношение к близким.

Воспитывать гордость за родину, за свой народ, любовь к Отчизне.

Для педагогов: Формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца, любовь к родному городу.

Для родителей: Повысить знания родителей о блокадном Ленинграде.Привлечение родителей к участию в практической работе по проекту.

Инновации: Использование технических карт, синтез знаний.

Предварительные работы

Изготовление цветов,

 Разучивание театрализованного представления "Блокадный хлеб" .

Чтение повести Ю.Герман «Вот как это было».

Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда.

Разучивание стихов о Блокаде.

Работа с родителями: Анкетирование , акция " Блокадный хлеб" , акция "Блокадная ленточка".

Ожидаемые результаты: Дети узнали :

1.      О трудностях блокадного Ленинграда.

2.      О необходимости бережнее относятся к своим близким.

3.      О значимости и бережном отношении к хлебу.

4.      О ценности хлеба в годы Великой Отечественной Войны.

5.      Понимание детьми того, что война приносит горе.

             6.   Как изготавливать макет.

             7.О значимости музыки и песен во время войны.

План - график мероприятий:

Дата

Мероприятие

 Задачи

Ответственные

15.01

ООД"Начало блокады"-п.р. ,Х.Э.Р.

Изготовление совместно с детьми макета «Город Ленинград в военные годы».

 

  Расширять знания детей о жизни жителей Ленинграда во время блокады.

Развивать зрительное внимание и восприятие

* Познакомить детей с историей создания сквера «Сибирских кошек»в Тюмени.

Экскурсия в школьный музей. -П.Р.

Расширять знания детей о маленьких жителях Ленинграда.

ООД по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста «Дорога жизни»-п.р.

Конструирование машин " Дорога жизни."

Познакомить детей с понятием «Дорога жизни» и символом блокадного Ленинграда. Обобщить и систематизировать знания детей о жизни людей в блокадном Ленинграде, характеризуя трагическое течение того времени.

ООД по ХЭР"Блокадная ласточка". Аппликация Изготовление стен газеты "блокадная ласточка"

расширять знания детей об истории города героя – Ленинград,

Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; формировать чувство патриотизма

ООД по музыкальному воспитанию для детей подготовительной группы «А музы не молчали… Музыка блокадного Ленинграда»Х.Э.Р.

Раскрыть значение искусства в жизни людей блокадного Ленинграда

Познакомить с музыкой, созданной в блокадном Ленинграде

Формировать личность ребенка, используя яркие примеры музыкальных произведений, созданных в годы Великой Отечественной войны

Занятие ООД на тему «По страницам дневника Тани Савичевой»

Мастер -класс "дневник Тани Савичевой"П.Р.

Познакомить детей с историей жизни Тани Савичевой.

Сюжетно-ролевая игра

«Блокадный хлеб»

Театрализованная постановка "Блокадный хлеб"

Воспитание нравственных чувств (любви, ответственности, гордости) к людям старшего поколения, к их самопожертвованию в блокадные годы, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Спортивная Спартакиада

 Расширение и обогащение знания детей о блокаде и о героизме людей, переживших блокаду.

популяризация массовых видов спорта.

выявление сильнейших участников и команд.

26.01

Виртуальная экскурсия "Дорога жизни"

Итоговая выставка "Мемориал к 80 лет. блокады Ленинграда."

Формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей     страны.

 Способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества.

Приложение1

Конспект  образовательной деятельности  на тему «Детям о блокаде Ленинграда»

для старшего дошкольного возраста

Вид деятельности: коммуникативная.

Форма   проведения: групповая.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель:  формировать представление детей о героическом прошлом города Санкт-Петербург( в те годы Ленинград),о блокаде  ,о помощи жителей нашего города ленинградцам в годы Великой Отечественной Войны.

Задачи:

*  Расширять знания детей о жизни жителей Ленинграда во время блокады.

* Познакомить детей с историей создания сквера «Сибирских кошек»в Тюмени.

* Развивать интерес к истории своей страны.

* Развивать способность сопереживать  ,сочувствовать.

*Развивать зрительное внимание и восприятие.

*Формировать любовь к своей стране и родному городу.

*Воспитывать чувство патриотизма  ,уважительное отношение к старшему поколению.

*Словарная работа:   активизировать словарный запас по теме (война  ,блокада).

Методы:

*Словесный (рассказ педагога ,объяснение  ,уточнение ,вопросы к детям).

*Наглядный (слайды  ,фотографии ,демонстрация образцов –кусочки хлеба и сахара).

Предварительная работа:

1)Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной Войне 1941-1945г.

2)Беседы с детьми о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.

3)Прослушивание песен и стихов о Великой Отечественной Войне.

4)Чтение повести Ю.Герман «Вот как это было».

Ресурсы:

Музыкальный центр,экран,ноутбук,видео-презентация(слайды),аудио-запись(сирена воздушной тревоги и объявление Левитана о начале войны),кусочки хлеба (125 гр.) и кусочки сахара.

Приложения:

1)презентация – слайды

Ход  Н. О. Д.:

1.Организационный момент.

Звучит аудио-запись (сирена воздушной тревоги и диктор Левитан объявляет о начале войны).

Воспитатель:Ребята,как вы думаете,в каких случаях звучит этот сигнал?И что он обозначает?

Дети:сирена включается в случае какой-то опасности,чтобы привлечь всеобщее внимание.

В:Верно,ранним утром 22 июня 1941 года,когда все мирно спали,фашисты напали на нашу страну.Фашисты-это злые и жестокие люди.Они решили,что на всей Земле должен остаться только их народ,который они считали лучшим.А все другие народы должны быть уничтожены.Послушайте стихотворение:

22 июня.

Все на рассвете мирно спали,

Ночь темная,как-будто тень

И жители земли еще не знали,

Какой рождался страшный день.

Не знали,что в двадцатом веке

Он станет самым черным днем,

От крови покраснеют реки,

Земля опалится огнем!(слайд 1)

2.Основная часть.

 В:Немецкие самолеты начали бомбить наши города, аэродромы, железнодорожные станции, больницы, детские сады. Фашисты хотели захватить нашу землю , а всех людей убить или сделать рабами. Началась Великая Отечественная Война, которая длилась долгих 4 года. Для всех людей закончилась мирная жизнь(слайд 2).

В:Ребята,как вы думаете, почему эту войну назвали Великой Отечественной?(предполагаемые ответы детей).

В:Войну назвали так, потому что, это была для нашего народа справедливая, направленная на защиту своего Отечества- Война. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна.

В:Через 2.5 месяца после начала войны фашисты окружили кольцом блокады город Ленинград. Ребята  может кто-нибудь из вас знает, как сейчас называется этот город?

Дети: Санкт-Петербург.

В:Да,сейчас этот город носит название Санкт-Петербург, в честь Петра 1,который его основал.В сентябре 1941 года  враги очень близко подошли к городу и обстреливали его из пушек (слайд 3).Если город окружен со всех сторон врагами - это значит,что он в блокаде.Как вы думаете,во время блокады можно завезти в город продукты?

Дети:Да,нет…

В:Ребята,блокада-это значит,что все дороги к городу заблокированы,и туда ничего нельзя доставить.Это было очень страшное время.Постоянные обстрелы,голод,холод.Фашисты хотели стереть город Ленинград с лица земли-взорвать и сжечь всю его красоту,уничтожить всех жителей.

Мы помним,как душило нас блокадное кольцо,

Как смерть пугала и не раз смотрела нам в лицо,

Да,были холод,голод,град- снарядов, взрывов гул,

Пожаров дым.Но Ленинград стоял назло врагу!(слайд 4).

В:В блокадном Ленинграде остановились трамваи,автобусы,троллейбусы.Не работало отопление,во многих домах не было света и воды.Продуктов почти не осталось.Каждому жителю выдавались специальные карточки.По ним можно было получить свою норму хлеба (слайд 5).Если потеряешь свою карточку-останешься голодным.

В:Вот такой кусочек хлеба получал ребенок или старик на весь день.Посмотрите ребята,какой маленький кусочек(показ кусочка хлеба).Как вы думаете,можно быть сытым,съев такой кусочек,и больше ничего за весь день?

Дети:нет!

В:И кроме такого кусочка хлеба еды почти не было.Хлеб на вкус был горьким,потому что его делали из жмыха, отрубей обойной пыли и клея. Многие мамы отдавали свой последний кусочек ребенку,чтобы он остался жив.Конечно,этого не хватало,люди умирали от голода,замерзали на улицах,потому что у них не было сил дойти до дома.(слайд 6).

В:Маленькие дети жили в детских садах.Они гуляли,кушали,спали,играли,если не было бомбежки…(слайд 7).Детей кормили жидкими кашами на воде и супами,в которых плавали несколько кусочков картошки.А когда начиналась бомбежка,детей уводили в темный подвал.Дети сидели,тесно прижавшись друг к другу,и слушали,как наверху взрываются бомбы(слайд 8).

В:Как вы думаете,деткам было страшно?

Дети:Да,конечно!

В:Дети постарше продолжали ходить в школы.В школах было очень холодно,поэтому уроки были короткие и дети ничего не писали,потому что чернила замерзали.Чтобы хоть как то согреться,делали вот такие небольшие железные печки-буржуйки (слайд 9).Вместо дров в них жгли деревянную мебель и книги.Пока печка топится-тепло,закончил топить-опять в комнате холодно,как на улице.

В:Несмотря на все трудности ,город продолжал жить и бороться! Взрослые решили ,что нельзя оставлять детей без Новогоднего праздника. И он состоялся! В город привезли тысячу новогодних елок. А по застывшему Ладожскому озеру под обстрелом вражеских истребителей(машина получила 49 пробоин),привезли мандарины(слайд 10).Для малышей организовали елки в школах и детских садах с выдачей подарков .Но самое главное -всех детей накормили горячим обедом из трех блюд!(слайд 11,12). В подарок дети получили пакетики с сухарикам и ,мандарины и по несколько кусочков сахара .Посмотрите ребята ,дети были очень рады получить в подарок от Деда Мороза сахар(показ сахара-рафинада).

В:Ребята,как вы думаете ,дети обрадовались подаркам от Деда Мороз а? А вы бы были рады ,получив в подарок сахар?(предполагаемые ответы детей).

В.Ребята ,давайте немного отдохнем ,вставайте и повторяйте за мной все движения:

-Если ты солдатик бравый,

Помаши рукой на правой.

Если ты солдатик смелый,

Помаши рукой нам левой.

Если ты солдатик стойкий,

На одной ноге постой-ка!

А теперь солдатик бравый

Маршируем до заставы.

В:Молодцы,присаживайтесь.Я расскажу вам ещё про блокадный Ленинград .Во время блокады вся страна переживала за ленинградцев .Ребята ,а как бы вы помогли жителям блокадного города?(предполагаемые ответы детей).

В:Люди посылали продукты ,теплую одежду .Да только возможности все это передать жителям Ленинграда не было- немцы не давали приблизиться к городу .Единственная дорога -узкая полоска воды по Ладожскому озеру ,которая постоянно обстреливалась.

В:Жители нашего города Тюмень тоже помогали блокадному Ленинграду .В наш регион были эвакуированы(это значит перевезены) два завода из Ленинграда .В Тюмень привезли больше 12 тысяч детей из блокадного города ,в том числе воспитанников детских домов (слайд 13).

В:Ребята,а вы знаете ,что не только люди помогали Ленинградцам ?Догадайтесь ,какие животные спасли блокадный город от крыс?

Дети    :Кошки?

В:Конечно,кошки!В Ленинграде был страшный голод ,и умерли почти все домашние животные ,в том числе и кошки .И город настигла новая беда -полчища крыс(слайд 14).Крысы нападали на больных и истощенных детей и стариков ,когда те спали .Полчища крыс переходили улицы ,не давая проехать транспорту ,они уничтожали зерно на мельнице ,где  мололи муку для всего города.  Крысы проникли в Эрмитаж(это музей ,где хранятся картины великих художников),и начали их уничтожать(слайд 15).

В:Крыс травили  ,давили танками, но их количество только росло .Сразу после прорыва блокады в Ленинград доставили 4 вагона дымчатых кошек из Ярославской области. Кошек везли под усиленной охраной, как очень ценный груз .Половину кошек выпустили на вокзале ,остальных отдали жителям(слайд 16). Многим Ленинградцам кошек не хватило .За кошку отдавали самое дорогое-хлеб .Много кошек погибло в борьбе с крысами ,нужна была подмога .Тогда по всей Сибири стали собирать лучших крысоловов .Зимой 1944 года милиция Тюмени начала собирать кошек для отправки в Ленинград .Многие  Тюменцы  отдали своих пушистых любимце в ,чтобы помочь Ленинградцам .За 2 недели жители Тюмени собрали 240 котов и кошек (слайд 17).

В:Как вы думаете ,наши сибирские кошки справились с крысами?

Дети:    Да, конечно!

В:Сибирским кошкам удалось почти полностью очистить Ленинград от крыс   .С тех пор кошки  пользуются особым уважением и любовью в этом героическом городе.

В:А в нашем городе 12 лет назад был открыт сквер «Сибирских кошек» с бронзовыми фигурками кошек  ,в память о тех животных ,которые спасли блокадный  город от крыс и эпидемий(слайды 18,19,20).

3)Заключительная часть(рефлексия).

В:Ребята,про какую войну я вам сегодня рассказывала?(Великая Отечественная война)

В:Какой город находился в кольце блокады?(Ленинград)

В:Какие животные помогли жителям блокадного города?(кошки).

Используемая литература:

1. «От рождения до школы».Основная образовательная программа дошкольного образования.Под ред. Н.Е.Вераксы,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.2016

2. «Мы живем в России» .Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников(старший дошкольный возраст),Н.Г.Зеленова,Л.Е. Осипова.2007

3.Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Г. Алифанова. 2008

4.Стихотворение «22 июня» автор: Н.Андриянова-Сергеева

5.Материалы,исторические документы Тюменского исторического интерактивного парка.

Интернет-ресурсы:

1.http://www.maam.ru

2.https://speakerdeck.com/natahaha/dietiam-o-blokadie-lieninghrada

Приложение 2

Конспект НОД по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста «Дорога жизни»

Цель: формирование понятия «Дорога жизни» и её роли в истории блокадного Ленинграда.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием «Дорога жизни» и символом блокадного Ленинграда.

2. Обобщить и систематизировать знания детей о жизни людей в блокадном Ленинграде, характеризуя трагическое течение того времени.

3. Способствовать формированию у детей умения делать выводы и анализировать.

4. Способствовать развитию нравственно - патриотических чувств, сострадания, сопереживания.

Словарная работа: блокада, Ленинград, «Дорога жизни», эвакуация, паёк, фотографии, иллюстрации, вырезки из газет, плакаты,  программа, продовольствие, медикаменты. Ладожское озеро, ледяная трасса, фары, бомбардировщики.

Ожидаемый результат: К концу занятия каждый ребёнок будет знать, что такое «Дорога жизни» и как она помогала людям блокадного Ленинграда.

Предварительная работа: Проведён ряд занятий и бесед но темами: «Блокада Ленинграда», «Дети во время ВОВ», «Символ блокадного Ленинграда - 125 гр. хлеба».

                                 

   Ход НОД:

- Доброе утро!

 Сегодняшнюю тему  я называть не буду, попробуйте догадаться сами.

- Посмотрите, в нашей группе  организована выставка. Это. Что-то вам уже знакомо,. Ребята, давайте подойдем к ним. Внимательно рассмотрите экспонаты нашей выставки.

- Как выдумаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить?

- Ответы детей.

- Верно, речь сегодня  пойдет о блокаде Ленинграда. На прошлом занятии  мы с вами говорили об очень трагической странице нашей страны.

- Кто помнит, о чем мы говорили?

- Ответы детей

- Да, мы говорили о блокаде Ленинграда. Что такое блокада? (на экран выводится изображение блокады Ленинграда)

- Ответы детей

-Кто или что являлся символом блокадного Ленинграда? (на экран выводится изображение черного хлеба)

- Вспомните, как жили люди в блокадном Ленинграде?(на экране люди возили воду)

- Ответы детей

- Молодцы. Вы все запомнили и правильно ответили на вопросы.

- Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Запасы продовольствия и медикаменты заканчивались. Необходимо было вывозить раненых, эвакуировать женщин и детей, стариков в безопасные места (на экран выводятся изображения жизни людей в блокадном Ленинграде, изображение раненых, эвакуации женщин и детей).

- Но как доставить продовольствие, медикаменты в Ленинград, как вывезти раненых, как эвакуировать женщин и детей?

- Ответы детей

-Верно, по дороге. Но не простой дороге. Ребята, только одна дорога связывала Ленинград с большой землей, и эта дорога шла по воде, а именно по Ладожскому озеру. «Дорогой жизни» назван путь через Ладожское озеро.

- давайте посмотрим, какой путь нужно было проделать, чтобы доставить все необходимое в город и эвакуировать мирных жителей и раненых. (карта)

- Как вы думаете трудной или легкой была дорога через Ладожское озеро?

- Ответы детей

- Почему?

- Ответы детей

- Дорога по озеру была очень трудной и опасной. Днём и ночью шли машины по ледяной трассе. (изображение машин, передвигающихся по озеру)в основном ездили машины их назвали полуторки , их так назвали за их легкий вес 1,5 тонны .самые легкие .на других машинах более тяжелых было опасно ездить. они уходили под лед. Даже на полуторках ездили с открытыми дверями . если машина проваливалась под лед то водитель мог выпрыгнуть из кабины.

- И зимние ночи были очень темным - в двух шагах ничего не было видно. Фары на машинах включать было нельзя. Как вы думаете почему?

- Предположения детей.

- Фары не зажигали из-за обстрела немецкими бомбардировщиками. Забывали водители об опасности, о сне, многие гибли под бомбёжками, ломались, проваливались в воду машины. Но всё же везли продовольствие, медикаменты в блокадный Ленинград. Вывозили раненых, женщин и детей.

- Дорогой жизни шел к нам хлеб

Дорогой дружбы многих к многим

Ещё не знали на Земле Страшней и радостней дороги.

- Как, вы думаете почему страшней и радостней.

- Ответы детей.

- Ребята, как вы думаете, можно ли водителей машин, которые двигались по Ладожскому озеру во время ВОВ назвать героями?

- Ответы детей

- Почему?

- Предположения детей

Однажды водитель вез хлеб ночью ,и у него сломалась машина а руки очень замерзли и не разгибались , и чтоб согреть руки он облил их бензином и поджог . когда руки загорелись пальцы начали шевелиться и водитель починил  двигатель. Он не думал о своих руках , он думал только о голодных  детях которые ждут что утром он привезет им кусочек хлеба .

- Благодаря мужеству и стойкости людей, немцам так и не удалось взять Ленинград, ни боем, ни осадой, ни голодом. И 27 января 1944 года была полностью снята блокада Ленинграда.

- Ребята, подойдите к столу, на котором разложены карточки. Рассмотрите их внимательно. Что является символом блокадного Ленинграда?

- Хлеб

- Выберите картинки, по которым можно определить или рассказать как помогала «Дорога жизни» людям блокадного Ленинграда.

Дети выбирают из выложенных на столах картинки (мука, хлеб, медикаменты, продовольствие, эвакуация людей, боеприпасы, вывоз раненых)

-Сегодня мы с вами говорили об одной из трагических страниц в истории нашей страны - о жизни в блокадном Ленинграде, узнали о «Дороге жизни».

- Ребята, какие чувства вызвала у вас наша сегодняшняя передача? Для чего была проложена «Дорога жизни»?

- Ответы детей

- Что нового вы расскажите своим родителям?

- Ответы детей

- Что вас огорчило больше всего? Что вы запомните навсегда?

- Ответы детей

Литература:

1. Н. Ходза «Дорога Жизни»

2. Д. Колпакова, В. Суслов «Был город - фронт, была блокада» (рассказы,

очерки, документы, хроника блокадных дней).

3. Е. Волков, Ю. Алянский «Города- герои - Ленинград»

4. В. Михайлов «Ленинград» (Героическая оборона города в 1941 -1944гг)

+ В Мои закладки

Приложение 3

Конспект занятия в подготовительной группе

«Блокадная ласточка»

Цель : сохранить историческую память о подвиге жителей Блокадного Ленинграда.

Задачи:

-познакомить с фактами жизни людей блокадного города;

- расширять знания детей об истории города героя – Ленинград,

- способствовать формированию умений в установлении простейших связей и отношении между фактами и событиями военного времени.

- воспитывать гордость за родину, за свой народ, любовь к Отчизне.

-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; формировать чувство патриотизма

Материалы: ноутбук, презентация «Блокадная ласточка», распечатанная ласточка с письмом, георгиевская лента, клей, клеёнка.

Предварительная работа: чтение рассказов о блокадном Ленинграде: " Праздничный обед", " Дорога", " Загадочный танк" и т. д. рассматривание фотографии военного времени города Ленинграда.

Ход:

1 слайд: Воспитатель: 27 января вся наша страна чтит память людей, которые пострадали военное время от немецко- фашистской блокады в городе Лененграде.

2 слайд: Блокада Ленинграда длилась почти 900 дней. Город был взят в кольцо фашистами. В город никто не мог не заехать и не зайти. Фашисты весной 1942 года объявили, что в осажденный город даже птица не пролетит.

3 слайд: Многие ленинградцы стали носить на груди жестяную ласточку с письмом в клюве.

4 слайд: Жетон назывался «Жду письма» и символизировал ожидание весточки от близкого человека, воевавшего на фронте или уехавшего в эвакуацию, веру в то, что он жив.

5слайд: Позже ласточки стали и живыми символами надежды блокадного города.

Осенью 41-го в целях маскировки на шпиль Адмиралтейства надели чехол. К лету 43-го в его парусине зияли дырки, прорванные осколками бомб и снарядов. В это время блокада уже была прорвана, но еще не снята, фашисты по-прежнему стояли у стен города и продолжали обстреливать и бомбить его.

6 слайд: Для починки чехла на шпиль Адмиралтейства поднялись музыканты и альпинисты — Ольга Фирсова и Михаил Шестаков.

7слайд:Когда трудная и опасная работа была закончена, что под чехлом, чуть ниже шпиля под карнизом, оказались жилые гнезда ласточек. Верхолазы снова принялись за дело: распороли чехол снизу и затем зашили его выше гнезд. Обессилевшие люди потратили дополнительно несколько часов, чтобы спасти птенцов от голодной смерти – ради жизни птиц, которая стала символом жизни блокадного города.

8 слайд: «Муза блокадного города» Ольга Берггольц посвятила Блокадной ласточке стихотворение:

Весной сорок второго года

множество ленинградцев

носило на груди жетон —

ласточку с письмом в клюве.

Сквозь года, и радость, и невзгоды

вечно будет мне сиять одна —

та весна сорок второго года,

в осажденном городе весна

Маленькую ласточку из жести

я носила на груди сама.

Это было знаком доброй вести,

это означало: «Жду письма».

Воспитатель: И сегодня в мирное время, многие люди хотят верить в лучшее, жить с надеждой на счастливое будущее. Для этого порой необходимо получить поддержку – добрую весть, напоминание о том, что даже в страшное время блокады Ленинграда, люди не сдавались и не падали духом.

Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю сделать символ надежды «Блокадную ласточку», чтобы мы никогда не сдавались и помнили историю нашей страны. А еще каждый из вас может написать свое пожелание тем детям блокадного Ленинграда .

Приложение 4

Конспект НОД на тему «По страницам дневника Тани Савичевой» для детей 5-7 лет.

Образовательные области«Познавательное развитие»«Речевое развитие»,

«Музыкальное развитие»

Цель: Познакомить детей с жизнью детей в годы ВОВ, с судьбой Ленинградской пионерки Тани Савичевой.

Задачи:

Развивающие: Познакомить детей с историей жизни Тани Савичевой

Образовательные: Закреплять знания детей о героизме людей г. Ленинграда. Формировать патриотические чувства, интерес к истории России.

Воспитательные: Воспитывать чувство благодарности и уважения к защитникам.

Предварительная работа:

1. Оформление экспозиции посвященной Тане Савичевой.

2. Рассматривание иллюстраций, портрета, книг.

3. Чтение художественных произведений по теме.

4. Прослушивание песен и музыки военных лет.

НОД

В истории нашей страны есть трагические события, которые коснулись почти каждой семьи. Много лет тому назад, когда вас дети ещё не было на свете, была Великая Отечественная Война с фашистской Германией. Это была жестокая, тяжелая война. Она принесла много горя и разрушений. Беда пришла в каждый дом. Война ворвалась и в мирную жизнь ленинградцев. Город тогда назывался Ленинградом, а его жители - ленинградцами.

Я, предлагаю вам, поговорить об одном ребёнке, о девочке, имя которой превратилось в один из символов всей Ленинградской блокады. Это Таня Савичева.

(Воспитатель показывает детям портрет девочки).

Жила до войны на 2-й линии Васильевского острова, в доме 13/6, большая семья Савичевых.

Таня Савичева ленинградская школьница, была дочерью пекаря и портнихи, младшей в семье. В семье было 2 брата - Миша и Леонид, 2 сестры - Нина и Женя и маленькая Таня. Отец рано умер. Мать работала много, чтобы поднять пятерых детей. Мама работала портнихой в ленинградском Доме моды. У нее всегда было много заказов.

Красивые вышивки украшали дом Савичевых. Лето 1941 года Савичевы собирались провести в деревне. Уехать туда успел только брат Миша.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

(Звучит голос Левитана, песня «Священная война»)

Семья Савичевых осталась в Ленинграде. Мать шила обмундирование для бойцов. Брат Леонид, из-за плохого зрения, в армию не попал. Работал на заводе. Сестра Женя точила корпуса для мин. Нина была мобилизована на оборонные работы. Дяди Василий и Алексей несли службу в ПВО. Таня с другими ребятами помогала взрослым рыть траншеи.

Кольцо блокады быстро сжималось.

Норма хлеба была 125 грамм. Вот такой кусочек хлеба. И больше ничего - только вода.

Хлеб давали по карточкам, в специальных пунктах.

Такое тяжелое испытание выпало Ленинградцам. До сих пор в этом городе сохранилось особое отношение к хлебу.

Давайте, и мы будем всегда уважительно относиться к хлебу. У нас сейчас много хлеба на столе, он белый и черный, всегда вкусный. И все в мы должны помнить, что хлеб нельзя крошить, нельзя оставлять недоеденным.

 Однажды не вернулась с работы сестра Нина. В этот день был сильный обстрел. Мать Тане отдала в память о сестре, ее маленькую записную книжку. Эта книжка стала дневником у Тани. С декабря 1941 года Таня стала записывать даты смерти своих близких, умерших от голода.

Сестра Женя работала в 2 смены на заводе. Сдавала кровь для раненых солдат. Женя умерла прямо на заводе. Скоро умирает и бабушка, сердце не выдержало. Скоро умирает брат Леонид.

В эти трудные дни Таня вела дневник, делала там записи для себя, чтобы не забыть, чтобы помнить. Она ставит имя, дату и время смерти каждого из членов её семьи Однажды девочка написала «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».

Маленькая Таня осталась одна утром 13 мая 1942. Она не знала, что её родной брат Михаил и сестра Нина вырвались из блокадного Ленинграда и были живы.

Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, которые обходили дома. Летом 1942 года девочку эвакуировали из Ленинграда, вместе с другими детьми в Горьковскую область (ныне Нижегородская область, в рабочий поселок Шатки, там располагались военные госпитали и детские дома с эвакуированными детьми. Поезд, в котором ехала Таня Савичева, добирался до нашего района несколько дней. Встречать этот эшелон вышло очень много народа. Все знали, что в одном из вагонов будут дети из Ленинграда. Поезд остановился, но из вагона никто не вышел. Дети не могли даже встать с кроватей.

Жители поселка приняли этих детей. Выхаживали, согревали, кормили. Но Таня не поправилась. 1 июля 1944г Таня умерла. так и не дожив до Победы, так и не узнав, что ее сестра Нина и брат Миша живы, что она не одна.

Ее похоронили на поселковом кладбище, в поселке Шатки.

страниц дневника Тани Савичевой уместились на одном листе этой книги. Самый короткий дневник.

(Под звуки «Седьмой симфонии» Д. Д. Шостаковича дети угощались хлебом и размышляли о полученной информации).

                 

Приложение5

                  Виртуальная экскурсия

Цель: Расширять знания детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны. Познакомить детей с понятием блокада; Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за народ проявивший отвагу. Познакомить детей со страшными днями пережитыми людьми;

Задачи:
-воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну и народ;
– формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны.
– обогащать знания детей о героические прошлые города Ленинграда;
- воспитывать уважение к старшему поколению пережившего тяготы войны;
-воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.
- знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
- активизировать словарный запас детей;
- развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов;
- совершенствовать изобразительные умения и навыки
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественная литература». «Музыкальное развитие».
Взаимодействие с родителями:
-стендовая информация по теме «Блокадного Ленинграда»,

Оборудование: Аудиозаписи, видео клипы, презентации, свеча «Памяти»

Карта-схема «блокадного кольца», пилотка и руль шоферу, иллюстрации с памятниками.


Предварительная работа:


Чтение художественной литературы по теме, прослушивание музыкальных произведений, военных песен, рассматривание иллюстраций. Рассматривание военных наград (ордена и медали прадедушек, прабабушек и других родственников).

Ход непосредственно образовательной деятельности

Звучит музыка: «Вставай страна огромная».

Воспитатель: Мы сегодня с Вами поговорим о «Дороге Жизни» и блокадном Ленинграде,  который отмечается 27 января. Это очень памятная дата нашей страны.

 Воспитатель: А кто мне скажет, как назывался этот город во время войны? –

Молодцы, Ленинград, а жители назывались ленинградцами.

 Воспитатель: Много испытаний было у этого прекрасного города: наводнения, пожары, но эта война самое страшное испытание. В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Пришла война, и очень скоро враги оказались рядом с Ленинградом.

Воспитатель: Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил окружить город в кольцо, взять в блокаду. Наступили страшные блокадные дни… Их было 900… это почти 2, 5года.

 Воспитатель: Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картин). По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед.

Звучит «Ленинградская симфония» Шостаковича

Воспитатель: Летом 1941 года Шостакович написал на партитуре: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю 7-ю симфонию».

Дети читают стихи:

 

Наш город назывался Ленинградом,    

 И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Бомбёжки. Метели, заносы…

 Уходят машины под лёд,      

 Но каждый шофёр твёрдо верил,

Что город, любимый спасёт.

 Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

 Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

 Хотели враги Ленинград уничтожить,

Стереть этот город с земли.

 Но захватить и прорвать оборону

Фашисты никак не смогли.

Воспитатель: 45 километров вьётся шоссе от Ленинграда до Осиновца (слайд остановка) Давайте проедем с вами по этой военной дороге. Заходим в автобус( встаем по парам). Автобус будет останавливаться возле каждого памятника, и вы увидите, как народ бережёт священную память о героях Ладоги. Тронулся наш автобус. (Каждая остановка у картинки с памятником)

Воспитатель:(слайд дорога жизни) Мы проехали совсем немного и увидели памятную стелу. Металлом блестят на ней слова: «Дорога Жизни». А сверху – цифра – один. Значит, мы отъехали от Ленинграда всего один километр. До Осиновца осталось сорок четыре километра. И на каждом километре мы увидим такую же стелу.

Воспитатель: Ленинград позади. Автобус идёт всё дальше и дальше. На третьем километре находиться мемориальный комплекс, входящий в Зелёный пояс Славы. Создан в память погибшим детям в блокадном Ленинграде. В комплекс входит памятник «Цветок жизни», аллея Дружбы, дневник Тани Савичевой и березовая роща с красными повязанными платками.

Воспитатель: Памятник «Цветок жизни». На лепестках цветка изображены лицо улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет солнце».

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце».

Воспитатель читает стихотворение:

 

 Какого цвета беда?
 Какого цвета война?
 Какого цвета холод?
 Какого цвета голод?
 Какого цвета блокада?
  Никакой палитры не надо,
 Жизнь бесцветна в кольце Ленинграда.

Воспитатель: Аллея Дружбы(слайд дневник Тани Савичевой)( (1970 г и траурный курган «Дневник Тани Савичевой» - текст из дневника на восьми бетонных плитах. Таня Савичева – ленинградская девочка, известная всему миру. Автор блокадного дневника. Она – символ тех страданий, которые перенесли все его жители. Её дневник, состоящий всего из девяти записей, передает весь ужас и чувство безнадежности, которые охватывали её душу, когда один за другим уходили все её близкие.

 

В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива

Затаив на миг дыханье.

Слышит мир ее слова.

(слайд березовая роща)А за памятником Березовая Роща 900 берез было посажено и повязаны на каждую красные повязки . это означает что 900 дней шла блокада и мы выдержали ее.

   Воспитатель: У подножия Румболовской горы находится памятник, входящий в «Зеленый пояс Славы». На гранитной плите выбиты слова поэтессы Ольги Берггольц:

 Дорогой жизни шел к нам хлеб,

 дорогой дружбы многих к многим,

 еще не знают на Земле

страшней и радостней дороги. 

Воспитатель: На 10 километре стоит памятник машине «Полуторке». Много лет спустя, когда война уже кончилась, водолазы подняли эту машину со дна озера. И установили, как памятник.

«Дорогой жизни» Ладогу назвали, надеждой на спасение людей.

Раненых. Больных и истощенных, везли полуторки по ней.

Нет смелее, нет храбрей шофера фронтового,

Любит он свою машину- друга боевого.

И по снегу, и по льду он ведет машину.

Как объехать полынью, не попасть на мину?

Воспитатель: На 17-м км Дороги жизни находится мемориал «Катюша».

Прослушивание песни «Катюша». 

Он представляет собой нацеленную в небо металлическую конструкцию из пяти балок, которые внешне напоминают реактивную артиллерийскую установку. В дни блокады на месте памятника стояла зенитная батарея, которая защищала Дорогу жизни.

В мемориал входит стена с памятным текстом.

 Эти грозные годы запомни.

Здесь проходила «Дорога жизни».

Мужеством храбрых спасён Ленинград.

Павшим героям бессмертная слава.

Воспитатель: Наш автобус подъехал к Ладоге. Теперь до Осиновцы осталось всего несколько километров. У деревни Кокорево, на берегу Ладожского озера, высится памятник «Разорванное кольцо», входящий в «Зеленый пояс Славы». Фашисты окружил Ленинград со всех сторон. И город оказался в кольце, длиной в 900 дней и ночей. В блокаде оказалось много жителей этого города: дети, женщины, старики. Ребята, а как вы понимаете кольцо блокады? (ответы детей)

Подойдите ко мне, возьмитесь крепко за руки и плотно подойдите друг к другу. Блокада – это кольцо, из которого нельзя ни выйти не зайти. Это памятник солдатам, матросам, лётчикам – всем, кто не дал врагу сомкнуть кольцо вокруг Ладожского озера.

Воспитатель: 45 километр Дороги жизни – это Осиновец. Сюда в тяжелые годы войны моряки и водители доставляли с Большой земли хлеб оружие.

Звучит песня «Дорога жизни»

Отсюда увозили на Большую землю детей, стариков, больных. Музей «Дорога жизни В музее представлены корабельные флаги и боевые знамена, оружие и военная техника военных лет, модели кораблей, самолетов, автомашин, участвовавших в перевозках; документы и фотографии.

Воспитатель: Мы вышли из музея, и пошли к берегу. Вот она, Ладога сегодня! Тихое безмятежное озеро. Там, где гремели бои, где насмерть стояли непоколебимые защитники Ленинграда.

Воспитатель: Наш автобус возвращается в город. Но по пути мы заглянем ещё в один музей. Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Диорама посвящена операции «Искра» - переломному моменту в истории битвы за Ленинград.

Воспитатель:

В январе 1943 года войскам Ленинградского и Волховского фронтов дан приказ: перейти в наступление, пробираться навстречу друг другу, разбить осаду города Ленинград и соединиться. И только 27 января 1944 года город был полностью освобожден от блокады. (Показ картинок).

Воспитатель: Когда людям сообщили, что блокада прорвана, все ленинградцы радовались, выбегали на улицу, обнимались, хоть у них и осталось совсем мало сил. Ребята, покажите, как бы вы радовались, обнимались…

 Звучит песня  «Дети 21 века».

Воспитатель: Мы должны почтить память погибших защитников славного города минутой молчания (зажигаем свечки) ведь тема войны и блокады должны всегда стучать в наших сердцах. (возложение цветов к мемориалу)

На Невском проспекте есть надпись одна,

И трудно сейчас нам поверить,

Что именно эта была сторона

Опасной при артобстреле.

Зачем эту надпись наш город хранит?

Чтоб взрослые знали и дети:

«Ничто не забыто. Никто не забыт!»

Чтоб помнили все строчки эти.

      В войну солдаты город защищали,

      Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.

      За нас с тобою жизнь они отдали,

      Чтоб в мире больше не было войны.

      Кружился снег, а город наш бомбили.

      Была тогда жестокая война.

      Защитники фашистов победили,

      Чтоб мирной стала каждая зима!

Воспитатель: В заключение нашего мероприятия предлагаю вам просмотреть музыкальный клип «Непокоренный Ленинград».

Приложение 6

 Сюжетно ролевая постановка "БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ".

Цель: сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда.

 С детьми была проведена предварительная работа. Мы постарались объяснить и донести детям эту не простую тему. Дети просматривали презентации, видео, мультфильмы ходили в библиотеку, и т.д. В итоге мы через игру постарались донести до воспитанников понятия: блокада, блокадный хлеб, как тяжело было в то время... Детям понравилось переодеваться, обыгрывать данную ситуацию. Они прониклись духом патриотизма и сострадания.

(наше время)

Входит БАБУШКА, у неё в сумке чёрный «Бородинский» хлеб, она достаёт его, режет и оставляет на столе в хлебнице.

БАБУШКА: (обращаясь к внукам в другой комнате)

Ребятки, мойте руки, сейчас обедать будем, я хлеба свежего принесла. (уходит)

(входят двое мальчиков)

1-й: Ой, как я проголодался, даже корочке хлеба буду рад!

2-й: Бабушка сказала, что свежего принесла.

1-й: Ой, какая вкуснятина!

2-й: (пробует) Фу! Он же чёрный! Как можно такой есть? (бросает на стол)

(входит бабушка, она видела, как второй внук бросил хлеб на стол)

БАБУШКА: Ты зачем хлеб бросил?

2-й: Он невкусный, его нужно выбросить!

БАБУШКА: (перехватывая руку) Нельзя так обращаться с хлебом, его нужно уважать!

2-й: Хлеб?

БАБУШКА: Да, хлеб, ведь без него, голод, смерть!

1-й: Как это?

БАБУШКА: Вы слышали о блокадном хлебе?

2-й: Нет…

БАБУШКА: Садитесь, я вам сейчас расскажу… Давно это было, ещё когда ваша прабабушка была молоденькой девчушкой, напали фашисты на нашу землю. Окружили город Ленинград, где жила ваша прабабушка и началась блокада, которая длилась целых два года и четыре месяца. Немцы хотели, чтобы Ленинград исчез с лица земли, они выбрали самый страшный способ-уничтожение голодом.

В первый же день, фашисты разбомбили 38 складов с продовольствием. Из магазинов исчезли продукты, в них стало пахнуть пустотой. Город постоянно бомбили, не было воды, электричества, дома не отапливались, а морозы стояли небывалые, больше сорока градусов.

Дети, как могли, помогали взрослым, ходили на речку за водой, этот поход занимал несколько часов, а то и дней.

Сестёр вашей прабабушки забрали на оборонные работы, кто-то рыл окопы, кто-то заботился о раненых, а одна из сестёр, собирала по городу мёртвых детей.

Ещё с июля в Ленинграде были введены хлебные карточки, сначала детям давали по 400 граммов хлеба, потом эта норма дошла до крохотного кусочка в 125 граммов в день и больше ничего!

Блокадный хлеб пекли из любой муки от ячменной до кукурузной, подсолнечного жмыха обойного клея и даже использовали мох. Другого выхода просто не было. Но даже этот хлеб спас немало людских жизней.

Вашей прабабушке повезло, её как и многих других детей, удалось вывести из города по замёрзшему Ладожскому озеру. На всю жизнь она запомнила вкус блокадного хлеба и никогда не позволяла выбрасывать хлеб или отзываться о нём неуважительно.

2-й: Теперь я больше никогда не буду выбрасывать хлеб! И никому не позволю!

(внуки выходят на передний план)

1-й: Я буду его уважать!

1-й и 2-й (вместе) : ХЛЕБ-ЭТО ЖИЗНЬ!

(БАБУШКА выходит на передний план, обнимает внуков)

БАБУШКА: Когда началась блокада, была прекрасная погода, над Невским проспектом появился крест из облаков… Он провисел три дня… Это был знак городу: вам будет неимоверно тяжело, но всё-таки вы выдержите!

Приложение 7

Сюжетно-ролевая игра «Кусочек блокадного хлеба»

Цель: сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда.

🧱 У войны был свой хлеб. Небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но ещё более необходимый, чем в мирное время. Лучшее – фронту, а для себя в тылу пекли лепёшки с добавлением лебеды или мёрзлой прошлогодней картошки, хорошего, настоящего хлеба почти не видели…Дети стояли в очереди за мизерным кусочком хлеба держа в руках карточку на хлеб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему «Блокадный Ленинград» в подготовительной группе.

Проблема, на решение которой направлен проект: во время бесед с детьми о том, что они знают о блокадном времени, выяснилось, что практически ничего. Кроме того, у детей появилось и много других вопрос...

Проект "Дорога жизни. Блокадный Ленинград"

В наше время проблема патриотического воспитания подрастающегопоколения является одной из самых актуальных.У каждой страны своя история с неповторимым ходом развития. Историянашей страны – явлен...

"Блокадный Ленинград...Как выстоял город на Неве..."/литературный вечер.

Методическая разработка помогает познакомить детей с героическим подвигом жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны....

Проект на тему «Блокадный Ленинград» в подготовительной группе.

Проект на тему «Блокадный Ленинград» в подготовительной группе....

Проект на тему «Блокадный Ленинград» в подготовительной группе

Проблема, на решение которой направлен проект: во время бесед с детьми о том, что они знают о блокадном времени, выяснилось, что практически ничего. Кроме того, у детей появилось и много других вопрос...