Обучение детей сочиненю загадок с положительным или отрицательным сравнением
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Гребнева Татьяна Владимировна

В данном материале, созданном по технологии О.Н.Сомковой, представлены задачи работы, основные методы и приемы, результаты по обучению старших дошкольников умению сочинять загадки с положительным или отрицательным сравнением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Tvorcheskoe_rasskazyvanie_v_log_gr..doc213.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 40

КИРОВСКОГО РАЙОНА

Сочинение загадки

с «отрицательным» или положительным сравнением

по технологии Сомковой О.Н.

в логопедической группе с детьми с ОНР

(6-7 лет)

Воспитатель  Гребнева Т.В.

высшая кв.категория

Санкт-Петербург

2011

Задачи работы:

Основные методы и приемы работы

Результат

1. Учить детей видеть и понимать сравнения в загадках и в  других готовых литературных формах;

Чтение и рассказывание детям литературных произведений, разучивание стихотворений (например, стихотворения Романа Сефа «На свете все на все похоже»):

1. Вопросы к детям (Какие похожие друг на друга предметы нашел поэт? Например: змея – на ремешок из кожи…)

2. Для того, чтобы вспомнить сравнения из текста и воссоздать образы, предложить набор предметных картинок, на которых изображены предметы, о которых говорится в стихотворении. Вспоминая сравнение, ребенок подтверждает картинками их сходство и находит дополнительные новые сходства (Змея длинная и ремешок длинный и тонкий; змея извивается, и ремешок как бы тоже изогнулся; у змеи есть голова, и у ремешка есть застежка (пряжка), она тоже как голова; у змеи торчит язык, а у ремешка как будто тоже язык – в застежке гвоздь, его надо в дырочку вставлять и т.д.)

3.  Далее воспитатель  предлагает найти различия в предметах (Например, змея живая и кусается, а ремешок – неживой; змеей брюки не застегнешь – укусит! У ремешка нет глаз, а у змеи есть и т.д.)

4. Далее воспитатель предлагает придумать свое сравнение, не такое как у поэта - на что еще похожа змея?   (на веревку, которая валяется, на червяка, на шланг от душа и т.д.)

5.  Предложить детям зарисовать придуманные ими  или запомнившиеся сравнения к одному из предметов. Для этого предлагались карточки. На левой стороне листа надо было изобразить сам предмет, а правую сторону разделить на столько частей, сколько сравнений придумал, и в каждой части нарисовать похожий предмет.

  • Дети научились сравнивать предметы по сходству, но основаниями сравнениями выступают в основном, внешние признаки предметов: цвет, форма, части.

  • Дети сочиняют загадки с составленными ранее сравнениями, чтобы освоить способ создания загадки посредством сравнения предметов.

2.     Учить самостоятельно создавать образные сравнения, находя сходство между предметами и объектами окружающего мира;

Дети учатся находить основания для сравнения двух предметов в процессе постепенно усложняющихся дидактических игр и упражнений:

1. Найти сходные предметы по готовому основанию для сравнения: Найдите на участке все зеленые предметы. Назовите все предметы, которыми можно копать».

2.   Введение дополнительного условия, например: «Назовите те предметы, которые бывают только оранжевыми»

3.   Дети сами должны найти основание для сравнения и по ним отыскать сходные предметы. Предложить подобрать к предмету-образцу ряд похожих на него «предметов-братьев» и объяснить свой выбор.

4.  Зарисовать придуманные ребенком сравнения. Дети получают лист бумаги, разделенный на 9 равных частей. В центре листа они рисуют предмет-образец, а клетки вокруг заполняют изображениями его «предметов-братьев». После рисования дети объясняют свои рисунки, рассматривают и оценивают работы друг друга. Во время оценивания учитывается количество и точность придуманных сравнений, особенно поощряется самостоятельность и творчество детей.

3. Развивать умение сочинять загадки на основе сравнения предметов

Работа проводится в книжном уголке и в уголке художественно-речевой деятельности:

1.  В книжный уголок вносится новая книга с загадками

2. Воспитатель вместе с детьми рассматривает книжку, читает загадки со сравнением.

3. Предложить детям отгадать загадку и обосновать  отгадку, найти сравнение в загадке и объяснить его. (С каждой загадкой отмечается более внимательное и осмысленное отношение детей к тексту, совершенствуется умение видеть и понимать образность языка загадок).

4. Коллективное составление загадок: водящий выходит из комнаты. Дети в его отсутствие выбирают предмет, о котором будет придумана загадка, и каждый из них находит свое сравнение к предмету. Водящий возвращается, дети по очереди называют свои сравнения. По ним идет узнавание предмета. Затем дети оценивают, какое сравнение больше всех помогло отгадать предмет, какое было самым трудным и интересным. Автор наиболее точного и  образного сравнения становится победителем. Например: сравнения придуманные детьми про настольную лампу: по форме – как гриб; светит как маленькое солнце; со шнуром, как утюг; включают, как телевизор.

5. Придуманные детьми сравнения записываются воспитателем.

6. Записанные сравнения читаются все вмести, и  делается вывод, что получилась загадка.

7. Воспитатель подводит детей к обобщению, как получилась загадка: каждый придумал, на что похожа лампа, а вместе получилась загадка.

8. Анализ придуманных сравнений: какое сравнение больше всего помогло отгадать загадку, а какое сравнение сделало загадку трудной?

9. Для закрепления умения детей соединять сравнения в загадку используются заполненные детьми карточки-рисунки. По своим заполненным карточкам из девяти клеток детям предлагается «прочесть» загадку. Сначала это делает воспитатель по карточке ребенка, затем каждый ребенок берет свою карточку и составляет по ней загадку.

  1. Показать детям способ составления загадки с отрицанием: назвать то, чем похож предмет-отгадка на «своего брата», а затем добавить, что это не сам брат. «Колючая, а не ежик,  растет в лесу, а не гриб, треугольная, а не треугольник, вся в иголках, а не игольница»

Зарисовки детей к загадкам:

        

Загадки детей:

ПТИЦЫ:

Милена Смирнова:

Умеет летать, но не самолёт;

Откладывает яйца, но не крокодил;

Знает дорогу, но не карта;

У него есть хвост, как веер;

Живет с человеком, но не домашний;

Носит письма, но не почтальон

(голубь)

Кирилл Кузин:

Откладывает яйца, но не черепаха,

Летает, но не муха;

Лечит, но не доктор,

Делает дырки, но не  дрель.

(дятел)

Саша Попов:

Он хищник, но не волк,

Летает, но не вертолет,

Видит далеко, но не бинокль.

(орёл)

Витя:

Плавает как лодка

Летает как самолёт

Откладывает яйца как черепаха.

(утка)

Артём Бойков:

Лечит деревья, но не врач,

Стучит, но не молоток,

Летает, а не шарик.

(дятел)

Катя:

Умеет летать, а не бабочка,

Живет в дупле, а не белка,

Откладывает яйца, а не змея,

Ловит мышей, а не кошка.

(сова)

Витя:

Летает, а не шарик,

Откладывает яца, но не змея,

Ворует крошки, но в тюрьму его никто не сажает.

(воробей)

ЗВЕРИ:

Арина Борисова:

Живёт в дупле, а не сова,

Собирает грибочки, но не ёжик;

Прыгает, но не заяц,

С пушистым хвостом, но не лиса.

(белка)

Милена Смирнова:

Ползает как улитка,

Длинная как веревка,

Откладывает яйца как птица.

(змея)

МАСЛЕНИЦА

Кирилл Кузин:

Круглый, как солнце,

Жёлтый как луна,

Жарят на сковородке, а не картошка

(блин)

ПОСУДА:

Настя Метёлкина:

Может быть глубокой как море и мелкой, как ручей,

Круглая как солнце,

Со стенками как у дома и дном, как у реки.

(тарелка)

Милена Смирнова:

Она может кипятить воду, но не чайник.

У нее есть стенки, как у дома.

Две ручки, но это не ребенок,

Есть дно, но не море.

(кастрюля)

Артём Бойков

У нее есть донышко, но не речка,

Есть ручки, но не супница,

В ней можно варить еду.

(кастрюля)

Катя:

Металлический, но не вилка,

Может отпиливать, но не пила;

Есть ручка, но не пишет.

(нож)

Андрей Братерский:

Она круглая, как колесо,

Ее убирают в шкаф,

Ее моют, с нее едят.

(тарелка)

Кирилл Кузин:

У неё есть ручки, но не дверь,

Есть крышка, но не коробка;

Есть, но не речка,

Есть стенки, но не дом.

(кастрюля)

ИНСТРУМЕНТЫ:

Катя:

Дружит с ниткой, нос  как у дятла,

Может ужалить как пчела.

Шьёт, но не машина.

(иголка)

Милена Смирнова:

Зубы как у крокодила,

Ездит вперед и назад как утюг,

Грызет деревья, а не бобер.

(пила)

Арина:

У нее один острый зуб,

Режет траву как ножницы.

(коса)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская по обучению детей сочинению сказок в старшей группе(5-6 лет)

Творческая мастерская по обучению детей сочинению сказок в старшей группе(5-6лет).«САЛАТ ИЗ СКАЗОК».  Поповцева Ольга Валерьевна, воспитатель  МБДОУ «Детский сад №69 «Остров...

Картотека игр и игровых упражнений по обучению детей сочинению сказок

Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определен...

«Метод наглядного моделирования как способ обучения детей сочинению сказок»

Цель мастер - класса: обучить участников мастер - класса сочинять сказки методом наглядного моделирования. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10125834","attribute...

Консультация для родителей на тему: "Обучение детей сочинению и рассказыванию сказок"

Данный материал позволит вам познакомить родителей со спецификой значимостью и основными аспектами обучения детей составления творческих рассказов....

Картотека игр и игровых упражнений по обучению детей сочинению сказок

Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной мо...

«Обучение детей сочинению сказок»

В.А Сухомлинский подчёркивал, что «сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы  духовной жизни ребёнка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается у...

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формир...