Конспект открытого занятия по подготовки к обучению грамоте
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Ирина Борисовна Залужская

Подготовка к бучению грамоте, как элемент комплексного подхода к развитию речи. Занятие- путешествие разработано для детей подготовительного возраста. Направлено на развитие фонематического слуха, связной речи,  отработку навыка проведения звукового и слогового анализа слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по подготовке детей 6-7 лет с нарушением зрения к обучению грамоте (дети с нормой речевого развития).

Задачи:

  1. Познакомить детей с согласными звуками (г), (г’), буквой Г.

     Упражнять в звукобуквенном анализе слов.

  1. Продолжать развивать фонематический слух, аналитико-синтетическую деятельность, грамматически правильную речь.
  2. Развивать зрительно-моторную координацию в пределах ограниченной микроплоскости, мелкую мускулатуру, моторику  кистей и пальцев рук.

Демонстрационный материал:

  1. Картинки птиц: дятел, сова, гусь, сорока (размер 20*29 см)
  2. Сюжетные картинки: «Птичья школа», «Девочка в лесу» (формат А3).
  3. Плакат с изображением печатной буквы Г (формат А4).
  4. Картинки из серии «На что похожа буква?» (размер 35*32 см).
  5. Картинка-наложение «Пляшущие буквы» (формат А4).
  6. Картинка-схема «Гусь» (формат А3).
  7. «Дом гласных букв» (картон, высота – 53 см, ширина – 22 см, состоит из 10 окошек, в которых расположены гласные буквы; размер буквы 10*10 см).
  8. Карточки со слогами (размер 15*10 см).
  9. Фланелеграф, буквы и цифры на фланели (размер 7*10 см).

Раздаточный материал:

  1. Карточки-схемы (размер 15*5 см, состоят из 3-х окошек).
  2. Цветные фишки (красные, синие, зеленые).
  3. Индивидуальные салфетки (фланель, белого цвета, размер 15*20 см).
  4. Коробочки с арбузными семечками.
  5. Цветные карандаши (синий, зеленый).
  6. Колокольчики с печатной буквой Г.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Организационный момент.

Напоминаю детям правила посадки за столом, правила поведения на занятии (поднимать руку для ответа, не выкрикивать с места, не перебивать товарища).

Артикуляционная гимнастика. Произнесите скороговорку:

      Глядят грачата на галчат,

      Глядят галчата на грачат.

Игра “Кто лишний?”.

На доске картинки с изображением птиц:

Дятел     Сова     Гусь      Сорока

- Кто нарисован на этих картинках? Назовите одним словом. (Птицы).

- Перечислите всех птиц.

- Какая птица здесь лишняя? Почему?

- Опишите гуся (длинная шея, красный клюв, красные лапки с перепонками  

    между пальцев).

- Зачем ему нужны эти перепонки? (Нужны для того, чтобы плавать)

- Как подаёт голос гусь, что он делает? (Гогочет).

Сегодня у нас на уроке гостем будет ГУСЬ.

Подготовим наши глазки к работе (дети снимают очки и выполняют зрительную гимнастику)

Гимнастика для глаз.

 Активизировать работу по развитию прослеживающих функций зрения.

        Мы пришли сегодня в лес,          

Сколько тут полно чудес.  

(Вращение глаз по часовой стрелке)

Справа птички прилетели      

И на дерево присели.

(Вращение глаз по часовой стрелке)

Каждый вправо посмотрел,

Шустрых птичек разглядел.

(Рукой показали направо, проследили глазами за рукой)

Вот налево полетели

И на елочку присели.

(Рукой показали налево, проследили глазами за рукой)

Каждый влево посмотрел,

Шустрых птичек разглядел.

Вот они взметнулись вверх

(Рукой показали вверх, проследили глазами за рукой)

Выше всех и дальше всех.

                       (В.И. Ковалько)

Я вам расскажу про гусенка историю.

На старой липке, во дворе большое оживление.

Повесил кто-то на заре такое объявление:

«Открыта школа для птенцов,

           Занятия с пяти часов!»

И ровно в пять часов утра

Слетелась птичья детвора.

Пришел и наш герой учиться,

Ему придется потрудиться.

                       (отрывок  А.И. Максаков)

Первым был урок обучения грамоте. И спросила его строгая учительница:

- С какого звука начинается твоё имя?

Растерялся гусь, не смог ответить на этот вопрос.

- А как вы думаете, почему? (Гусенок не учился в школе, не посещал уроки грамоты, он не знаком с буквами и звуками, поэтому не может ответить на вопрос, заданный учительницей)

- Поможем ему?

- (Произнесите слово так, чтобы четко был слышен первый звук) Назовите первый звук в слове “гусь”.

Ребята, расскажите Гусю про этот звук.

- Гласный он или согласный? Почему?

- Глухой или звонкий? (Проверим, закрыв руками уши и проговаривая).

- В слове “гусь” он твёрдый или мягкий?

 Дети выполняют звуковой анализ слова, выделяют и дают характеристику второго звука [ и ], третьего [ с’].

- Подведем итог: что мы знаем про звук [ г]? (Согласный, звонкий, твёрдый).

- А еще каким бывает этот звук?  (Мягким)

- Придумаем ГУСЮ имя, которое начинается с мягкого звука [г’]. (Гена, Герман, Георгий).

Вы рассказали все о звуке (г), (г’), теперь ГУСЮ будет легче учиться в птичьей школе.

Физкультминутка.

       Утром встал гусак на лапки,

       (Потянулись, руки вверх – вдох-выдох.)

Приготовился к зарядке.

(Рывки рук перед грудью)

Повернулся вправо, влево,

(Повороты влево-вправо)

Приседанья сделал смело,

(Приседания.)

Перевел немного дух, ух!

(Наклоны головы влево-вправо.)

И с разбега в воду – плюх.

(Присели.)

                                 (В.И. Ковалько)

  (Дети садятся на места).

- Какой буквой обозначен звук [ г ]? (Буквой Гэ) 

- Как выглядит печатная буква Г?

(На доске картинка с изображением  буквы).

- Покажите с помощью руки. (Ставят левую руку на локоть, сгибают кисть под прямым углом.)

- Напишите букву в воздухе, проследите глазками за движением руки.

- На что похожа буква?

А ВОТ ЭТО БУКВА  Гэ

СТОИТ ПОДОБНО КОЧЕРГЕ,

И ПОДОБНО КОЧЕРГЕ ГОРБИТ СПИНУ БУКВА Гэ.

- Из каких элементов состоит буква? (Из двух палочек: длинная – вертикальная, короткая – горизонтальная)

- А сейчас выложим эту букву с помощью семечек. (Выкладывают букву на индивидуальных салфетках.)

- Сколько семечек вам понадобилось? Сосчитайте.  Проверьте друг у друга выполнение задания.

- А как вы думаете, в каких буквах «спряталась» буква Г?

 Игра “Пляшущие буквы”

 Игра “Твёрдый – мягкий”.

         Гусенок прислал посылку с письмом. В письме благодарность за помощь и  картинки с заданием. В посылке две коробочки.

(Дети объясняют, почему коробочки разного цвета: синего и зеленого).

Распределите данные картинки в эти коробочки. Картинки разложены на столе (изображениями вниз) дети выбирают  по желанию: галстук, гитара, гармонь, книга, гиря, бегемот, книги, гусеница, Гена, Галя, гномик, игрушки.

- Какое женское имя упоминалось в игре? (Галя). - С какой буквы мы  напишем? (С заглавной) – Почему?

- А сейчас мы вместе с Галей отправимся в лес.

(На доске картинка  «Девочка в лесу»)

- Что она собирала в лесу? (Грибы).

- Есть ли здесь звук [г]? В каком месте? (В начале слова).

- Когда в лесу много грибов, как называют это время? (Грибная пора).

Физкультминутка “По тропинке Галя шла.”

- Давайте представим, что мы вместе с Галей пошли по грибы.

(Дети имитируют движения девочки: ходьбу, наклоны).

           По тропинке Галя шла,

        (Шагают по кругу.)

На поляне гриб нашла.

(Хлопки в ладоши.)

Раз грибок, два грибок,

(Наклоны вперед.)

Вот и полный кузовок.

(Руки развести в стороны, глубокий вдох-выдох.)

Галя охает, устала,

(Наклоны головы влево - вправо.)

От того, что приседала.

  (Приседают.)

Галя сладко потянулась,

(Потягивание, руки вверх.)

А потом назад прогнулась.

(Руки на пояс, прогнуться назад.)

И налево, и направо

Повернулась. Вот и славно.

(Повороты туловища налево-направо.)

Галя сделала разминку

(Глубокий вдох-выдох.)

  И уселась на тропинку. (Дети садятся). 

                                 (В.И. Ковалько)

- Вот принесла Галя домой полную корзинку грибов, мама приготовила из них суп.

- Как он называется? (Грибной суп).

- А вечером к ним пришли …(Гости).

И наша буква Г тоже решила пойти в гости в этот дом (показ картинки “дом гласных букв”).

- Кто живёт в этом доме? (Гласные буквы.)

Гимнастика для глаз.

     Упражнять в умении производить движения глазами в соответствии с текстом.

Посмотри-ка на ребят (смотрят друг на друга)

Теперь на небо – там птицы летят (глаза вверх)

Внизу, по травке, жук ползет (глаза вниз)

А слева – деревце растет (глаза влево)

Направо – алые цветы, (глаза вправо)

А над ними бабочка кружит, (круговые движения глаз слева – направо)

С ней рядом шмель большой жужжит   (наоборот) 

                                                     (А.В. Пугина)  

- Сначала буква Г встала после гласной буквы А. Читаем слог

- АГ УГ ОГ ЫГ ЭГ ИГ.

- ГА ГО ГЫ ГУ ГЭ ГИ.

- Ребята, будем читать прямые и обратные слоги, а вы договариваете до целого слова.

 Игра: «Угадай слово по начальному слогу».

ГУ….си   ГО….луби   ГА….зета(-раж)  ГИ…ря(-тара)    ИГ…ра(-ла)

Работа над многозначностью слова ИГЛА.

- Какие еще иголки вы знаете? (Иголки у ежа, у елки, сосны)

  Игра «Прочитай слово по цифрам».

Ребята, еще одно очень важное слово начинается с буквы Г? Но чтобы его узнать, вам надо  разгадать кроссворд.

О  А  Г  Р  М  А  Т

5   7   1  2   4   3   6

Выбрать только буквы, составить из них слово. ГРАМОТА

Пословица: Грамоте учиться – всегда пригодиться.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ребята, грамоте обучаться  необходимо, чтобы хорошо учиться в школе, быть умными, развитыми, чтобы с вами было интересно поговорить.

-  Расскажите, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Я раздам вам колокольчики, на которых написана буква Г. Их надо раскрасить так, чтобы было понятно какой звук обозначает эта буква. 

- Как вы это сделаете? (Половину – синим цветом, половину – зеленым).

- Мы сегодня многому научились. Этот колокольчик остается у вас в награду за хорошую работу.



Предварительный просмотр:

Открытое занятие по обучению грамоте «В поисках Немо».

(Подготовительный возраст)

Задачи:

  1. Упражнять в умении определять общий звук в предложенных словах и его местоположение.
  2. Учить  различать твердые и мягкие согласные [К], [К*].
  3. Развивать фонематический слух, внимание и ориентировку на плоскости.
  4. Упражнять в звукобуквенном  и слоговом анализе слова.
  1.   Продолжать развивать фонематический слух, мышление, связную речь.
  1. Продолжать учить соотносить звук с соответствующей буквой, тренироваться в чтении слов.
  1. Упражнять в отгадывании загадок.
  2. Обогащать словарь по теме: «Морские животные».
  1. Развивать мелкую моторику рук, готовить руку к письму.
  1. Воспитывать культуру поведения на занятии, желание прийти на помощь, доброе отношение ко всему живому.

Материал и оборудование.

Макет морского дна (фанера); ракушки и морские обитатели на липучках, набор тематических картинок; демонстрационная табличка деление слов на слоги (1, 2, 3 слога); табличка для определения места звука в слове (начало, середина, конец); кроссворд;  фланелеграф, набор букв на фланеле, «Звуковые часы», сачок, аквариум с рыбкой Немо, ширма, письмо от Русалок, образец звуковых схем слов “рак”; на каждого ребенка – картинка с изображением предмета, в названии которого есть звук [К, [К*], фишки для составления звуковой схемы слова (синие – для твердых согласных, зеленые – для мягких согласных, красные – для гласных), цветные карандаши, индивидуальные стаканчики с трубочками.

Ход занятия.

Организационный момент.

- Я приветствую вас на моём занятии. Сегодня встреча наша не простая, мы отправимся с вами в путешествие. И не куда-нибудь, а на самое дно моря. Будьте внимательны, сообразительны, не перебивайте друг друга, отвечайте полными ответами. Я вам желаю хорошего настроения.

- Ребята, сегодня я получила необычное письмо, оно со дна моря, и прислали его Русалки. (Достаю конверт с письмом, читаю)

Послушайте его. "Здравствуйте, дорогие ребята! В нашем морском доме  случилась беда. Люди-ныряльщики поймали нашего друга Немо (маленькую рыбку). Мы, морские жители просим вас прийти на помощь и вернуть маленького Немо обратно в море. Наш сосед РАК говорит, что знает, как помочь маленькому Немо, и у него есть то, что спасет его. Но он спрятал это в сундук и пообещал отдать тому, кто поможет ему и ответит на его вопрос. Но дорога к Раку тоже не легка. Она состоит из ракушек, но некоторых не хватает, их растащили морские жители. Надо узнать кто их забрал? Если вы отгадаете, то они будут сопровождать вас в путешествии по морскому дну. А чтобы получить от каждого из них ракушку, необходимо будет выполнить определенные задания, которые они будут давать. Не оставьте маленького Немо в беде, До свида ния. Желаем удачи!"

- Ребята, надо отправляться на помощь! Как вы думаете, мы справимся? Тогда в путь! Нам надо опуститься с вами на дно моря.

Дыхательная гимнастика.

- Возьмем наши акваланги (берут индивидуальные трубочки), глубокий вдох, опускаемся и медленно выдыхаем через трубочку.

(Ребята выполняют, затем кладут трубочки в индивидуальные стаканчики и садятся на места).

- Ребята, мы оказались на дне моря, давайте оглядимся. Смотрите, вот дорожка про которую нам писали Русалки, пойдем по ней, но тут не хватает ракушек, кто же прейдет первым к нам на помощь?

- Слушайте внимательно (загадка):

Что за дивная лошадка?

Очень странные повадки

Конь не сеет и не пашет,

Под водой с рыбёшкой пляшет

Назови его дружок.

Рыбок друг… (морской конёк)

- Молодцы! (Выставляю на макет морского конька)

- Какое задание он нам приготовил?

- Морской конёк:

«Здесь заданье для умных, смышленых ребят,

Почему здесь картинки все вместе стоят?

Может этот вопрос вас затрудняет,

Ну, подумайте, что их объединяет?»

(Открываю фланелеграф с картинками: раКушКа, песоК, рыбаК, Камень, Краб, аКула, сКат, раК, плавниК. Ребята называют все слова, отмечают, что все они на морскую тематику и имеют общий звук (к).

- Но нам надо не только выделить общий звук, но и определить его место в слове.

Открываю таблицу в виде рыбки, для определения места звука в слове (начало, середина, конец). Дети распределяют картинки по таблице.

- Ребята, мы справились с заданием, которое нам дал морской конёк, за это  получаем ракушку и наш путь продолжается.

(Продвигаемся по дорожке, не хватает следующей ракушки)

- Нам снова нужна помощь, кто же даст нам следующую ракушку? (загадка)

У него есть руки-клещи,

Ими он хватает вещи.

Ходит боком взад-вперёд,
Настоящий луноход!
И в воде он, и не суше,
Есть глаза, но где же уши!
Он бывает мал и слаб...
Догадались - это
КРАБ!  

(Выставляю на макет краба)

- Какое же задание придумал нам этот морской обитатель?

- Краб

 «Мне сказал тут однажды, знакомый дельфин,

Что в названье моём стоит слог лишь один.

Я прошу вас, ребята, вы меня научите,

И названья картинок по слогам поделите».

- Ребята, давайте научим краба делить слова на слоги?                          

(Открываю демонстрационную табличку деления слов на слоги (1, 2, 3 слога), дети по очереди берут картинки, определяют количество слогов в слове и ставят картинку в соответствующий столбик)

- Ребята, вы молодцы! Мы получаем ещё одну ракушку, а она не простая, на ней нарисован музыкальный ключ. Пора нам с вами просто поплавать.

Передохнём с тобой дружок,

Становись скорей в кружок.

Физкультминутка

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем мы с тобою.

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Вместе раз – это брас,

Одной другой – это кроль

Веселее загребай,

И дельфинов догоняй.

А теперь глубокий вход,

Опускаемся на дно.

- Ребята, возвращаемся к нашему путешествию, мы уже скоро доберёмся до сундука, нам надо спешить! (садятся на места)

- Снова не хватает ракушки в нашей дорожке, кто из морских обитателей поможет нам? (загадка)

Глубоко на дне она,

Словно на небе видна,

Но не светит и не греет

Потому что не умеет. (Морская звезда)

(Выставляю на макет морскую звезду)

- Морская звезда:

«Звезда морская, очень строгая,

Но любит поиграть,        

И предлагает вам ребята

Слова зарифмовать».

(Открываю демонстрационную пособие «Звуковые часы», на фоне большой морской звезды по кругу расположены картинки, с помощью стрелочек, которые установлены в центре, надо подобрать слова, схожие по звучанию:

ракушка – лягушка, рак – мак, песок – носок, удочка – дудочка, омар - комар)

- Ребята, вы справились и получаете ещё одну ракушку, которая поможет пройти дальше по дорожке. Мы уже совсем близко и совсем скоро сможем помочь маленькому Немо, поспешим.

- Нам не хватает последней ракушки, кто же ее нам достанет?

Он плоский и широкий,

Ударить может током.

Ершу и камбале он брат,

Электрический он …(скат)

(Выставляю на макет морского ската)

Будьте внимательны, какое задание он нам приготовил?

- Скат:

Игра «Живые звуки»

(Открываю фланелеграф с кроссвордом. Кроссворд состоит из 5 окошек. В каждом окошке картинка: Краб, Лодка, Окунь, Удочка, Ныряльщик). Дети последовательно произносят слова, выделяют первый звук каждого слова, выходят к доске и встают последовательно, как звуке в слове, ещё раз проговаривают звуки и называют слово, которое получилось,  КЛОУН).

- Правильно, ребята, Немо из породы  рыба-клоун. Они названы так, благодаря своей весёлой, яркой окраске.

- Идем дальше!

- Ну вот, мы добрались до рака,

Он не укусит вас, ребята.

Не может он понять никак,

Какие звуки в слове - «рак».

(Открываю картинку-схему слова РАК. Дети готовят индивидуальные схемы и разноцветные камушки (красный, синий, зелёный). Выполняем звуковой анализ слова).

- Сколько звуков в слове «рак»? (Три)

- Произнесите слово так, чтобы четко было слышно первый звук? (р-р-рак, звук (р)

- Какой это звук? (Согласный)

- Докажите! (При произношении этого звука мы встречаем преграду)

- Твёрдый или мягкий? (Твёрдый)

- Каким цветом обозначим? (Синим)

- Звук (р) звонкий или глухой? (проверяют, прикладывая руку к горлу, звонкий)

- Выделите следующий звук в слове «рак» (ра-а-ак, звук (а)

- Какой это звук? (Гласный)

- Докажите! (При его произношении поток воздуха проходит свободно и не встречает преград, его можно петь)

- Каким цветом обозначим? (Красным)

- Выделите последний звук в этом слове (рак-к-к, звук (к)

- Какой это звук? (Согласный)

- Докажите! (При произношении этого звука мы встречаем преграду)

- Твёрдый или мягкий? (Твёрдый)

- Звук (к) звонкий или глухой? (проверяют, прикладывая руку к горлу, глухой)

- Каким цветом обозначим? (Синим)

- Ребята, подумайте, а как мы можем порадовать рака и сделать согласный твёрдый звук (к) – мягким (к*)

(Надо добавить звук (и), который даёт мягкость рядом стоящему звуку (к) и получится РАКИ). (Добавляют ещё один камушек красного цвета и заменяют синий на зелёный, так как (к*)

- Молодцы ребята, вы выполнили все задания, посмотрим, что же прятал рак?

(На макете из объёмного сундучка достаю сачок)

- Ребята, я все поняла! Этот сачок поможет нам достать Немо из аквариума, и мы сможем его вернуть в море, поспешим!

(Открываю ширму, за которой стоит аквариум, в котором плавает Немо. Вместе с ребятами достаём его с помощью сачка и аккуратно)

- Ребята, посмотрите, как он обрадовался, вы молодцы!

- Нам пора подниматься наверх со дна морского.

(Дети берут свои индивидуальные трубочки, сначала садятся на корточки, затем делают вдох, медленно выдыхая через трубочку поднимаются на ноги, садятся на места)

- За своё спасение Немо дарит вам негатив своей фотографии, а проявите вы ее сами.

(Раздаю вырезанные аквариумы, в которых рыбка нарисована с помощью точек)

- Чтобы проявить фотографию надо соединить все точки, получится рыбка и конечно раскрасить, ведь фотография цветная.

- Только сначала разомнём наши руки.

Пальчиковая гимнастика

Рыбка плавает в водице,        (пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки    

                                                     двигаются волной от плеча, изображая

                                                      ныряющих рыбок).

Рыбке весело играть              (на столе каждая рука поочерёдно меняет

                                                       кулачок – ладошка)

Рыбка, рыбка, озорница,        (две ладошки сложены в виде рыбки, движения

                                                    плавающей рыбки)      

Мы хотим тебя поймать.         (пальцы рук сложены «щепотью» разжать и  

                                                           растопырить пальцы, затем снова сжать)

Рыбка спинку изогнула,                      

Крошку хлебную взяла;          (поочерёдно каждый палец руки здоровается с

                                                     большим пальчиком на каждой руке)

Рыбка хвостиком махнула,      (упражнение «гребешок»)

Рыбка быстро уплыла.        (две ладошки сложены в виде рыбки, движения

                                                    плавающей рыбки)      

(Дети берут карандаши и начинают работу, после выполнения показывают своих рыбок)

- Ребята, вам понравилось сегодняшнее путешествие?

Какой звук сегодня путешествовал с нами?

 Что нового вы узнали? С какими трудностями столкнулись? Что запомнилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по подготовки к обучению грамоте

Конспект занятия по обучению грамоте, как элементу комплексного подхода к развитию речи. Занятие разработано для детей подготовительного возраста со зрительными нарушениями и нормой речевого развития....

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте на тему "ПОБЕДА"

В публикации представлен конспект открытого итогового занятия по подготовке к обучению грамоте на тему "ПОБЕДА"....

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

В конспекте представлены дидактические упражнения по закреплению знаний, полученных дтьми старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению грамоте....

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе

Целью занятия является знакомство детей со звуками Т и Ть в игровой форме квеста, закрепление деления слов на слоги, развитие фонематического восприятия...

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (тяжёлыми нарушениями речи) с применением средств ИКТ.

Тема: Школа. Школьные принадлежности . Цель:  Формирование  аналитико-синтетической деятельности , слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков  в си...