Конспект занятия по развитию речи на тему: «Продукты питания» (СЛОВООБРАЗОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Воронкова Ирина Дмитриевна

 

Конспект занятия по развитию речи на тему:

«Продукты питания»

(СЛОВООБРАЗОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ

ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ)

 

Цель:

Расширить словарь детей по теме: «Продукты питания» и научить использовать в речи относительные прилагательные.

 

Задачи:

Образовательные:

-Активизация предметного словаря и словаря признаков но теме:«Продукты питания».

   -Закрепление умения образовывать относительные прилагательные.

   -Практическое усвоение относительных прилагательных в словосочетаниях (по типу: «Что это? Какой?») по наглядной опоре и без нее.

   -Согласование прилагательных с существительными в роде. Учить детей составлять распространенные предложения но схеме типа:
существительное + глагол + относительное прилагательное - до­полнение (субъект-предикат-объект). Создание проблемной ситуа­ции для закрепления усвоенного типа предложения.

 

 Коррекционно-развивающие:

 

 - развитие слухового внимания и увеличение объема кратковременной линейной памяти до 6-ти лексичес­ких единиц,

   - развитие логического мышления.

   - развитие регулирующей функции речи: поэтапное усложнение инструкции.

 

Воспитательные:

   - воспитывать интерес к речевой деятельности, познавательной деятельности.

Оборудование и материалы:     

- слова, сложные по семантике: запеканка (запеченная в печке, духовке, еда), оладьи (толстый блин), бульон (жидкость, в которой варилось мясо).

-  слова, сложные по слоговой структуре:

а)пятисложные со стечением согласных (творожная, фруктовое, свекольное).

   - предметные картинки, полиэтиленовые мешочки с                                                                   продуктами, поварской колпак, конверт с письмом.

 

Ход занятия.

1. Организационный момент

 

Логопед: Сегодня наше занятие начнется необычно. Вы по очереди будете занимать свои рабочие места. Первым сядет тот, кто назовет пол­ным предложением, что едят люди.

Дети называют продукты питания и садятся за столы.

2. Расширение предметного словаря и словаря признаков по теме: «Продукты питания».

 

Логопед: Я произнесу 3 слова, а вы назовете 2, похожих по звучанию, родственных слова:

САХАР - ЛИСИЦА - САХАР-НЫЙ

(логопед голосом и паузой выделяет словообразующую частицу «ный»)

Дети: САХАР - САХАР-НЫЙ

Логопед: Послушайте еще раз, как звучат эти слова.

САХАР - САХАР-НЫЙ

Что общего в их звучании? Какая часть слова повторяется?

Дети: «САХАР».

Логопед: Чем непохожи эти слова по звучанию?

Дети: «НЫЙ».

 

3.  Закрепление умения образовывать относительные прилагательные.

Логопед: К слову САХАР добавилась частица «НЫЙ», которая любит приклеиваться к словам. Видите, гномика на картинке (логопед показы­вает нарисованного гномика на картинке), назовем его «НЫЙ». Давайте поставим гномика «НЫЙ» к словам, нарисованным на картинках. (Од­новременно выставляется картинка продукта и картинка гномика «НЫЙ»).

 

Дети составляют слова:

ХЛЕБ    - НЫЙ, ХЛЕБНЫЙ

КЕФИР       НЫЙ, КЕФИРНЫЙ

ЛИМОН    -НЫЙ, ЛИМОННЫЙ

Логопед: Назовите, какой напиток получится из хлеба, кефира, лимо­на.

Дети: Хлебный напиток, кефирный напиток, лимонный напиток

 

4. Практическое усвоение относительныхприлагательных в словосочетаниях (по типу: «Что это? Какой?») по наглядной опоре и без нее.

 

Логопед: Вы назвали напитки (то, что мы пьем). У вас на столах (на стол каждому ребенку разложены полиэтиленовые мешочки, в которых находятся продукты: вермишель, горох, фасоль, свекла, рис, ...) разные продукты, назовите свои продукты.

Логопед: У меня вермишель, а у тебя что?

Дети: У меня горох. А у тебя? У меня фасоль. У меня свекла. У меня рис.

У меня картофель. И т.д.

Логопед: Из вермишели можно варить вермишелевый суп. Какой суп можно сварить из вашего продукта?

Дети: Из гороха - гороховый суп, из фасоли - фасолевый суп, из свеклы - свекольный суп, из риса - рисовый суп, из картофеля - картофельный суп.

Логопед: Сейчас я раздам вам пакеты, в них находятся другие продукты. Угадайте, что в них лежит? У меня перловка.

 Дети: У меня - рис. У меня - гречка. У меня - манка. У меня - горох.

Логопед: Давайте сварим кашу из этих продуктов. Из перловки варится перловая каша. Какая каша варится из ваших продуктов?.

Дети: Из риса  -  рисовая каша, из гречки - гречневая каша, из манки - манная каша, из гороха -гороховая каша.

 

5.   а. Согласование прилагательных с существительными среднего рода.

Логопед: Сегодня утром почтальон принес посылку с вареньем (пока­зывает банку с вареньем). А какое оно, мы не знаем.

Логопед: Давайте попробуем догадаться. Варенье из яблок? Какое?

Дети: Яблочное варенье.Из груши какое варенье? Грушевое варенье.

Из клюквы? Клюквенное варенье.Из сливы? Сливовое варенье. Из клубники? Клубничное варенье. Из малины? Малиновое варенье. Из вишни? Вишневое варенье. Из банана? Банановое варенье. Из ананаса? Ананасовое варенье.

Логопед: Повтори за мной: грушевое, малиновое, вишневое, банано­вое, ананасовое варенье.

Дети повторяют.

б. Учить детей составлять распространенные предложения по схеме типа:

существительное + глагол + относительное

прилагательное + дополнение

(субъект-предикат-объект).

Физкультминутка (динамическая пауза).

Логопед: Встаньте в круг.

Будем в повара играть,

Никому нельзя зевать.

Если повар будешь ты,

Что сготовишь, назови?

Логопед надевает поварской колпак на голову рядом стоящего ребен­ка. Этот ребенок полным предложением отвечает на вопрос логопеда.

Логопед: Ты готовишь напиток из клюквы? Какой напиток ты пригото­вишь?

Ребенок: Я приготовлю клюквенный напиток.

Логопед: Ты готовишь пирог из яблок? Какой пирог приготовишь?

Ребенок: Я приготовлю яблочный пирог.

Инструкция логопеда:       

-...запеканку из творога? (творожную) 

-...котлеты из курицы? (куриные)

-...бульон из мяса? (мясной)

-...оладьи из картофеля? (картофельные)

-...супиз рыбы? (рыбный)
-...борщ из свеклы? (свекольный)
-...компот из сливы? (сливовый)
...суп из фруктов? (фруктовый)

 

в. Создание проблемной ситуации для закрепления усвоенного типа предложения.

Логопед достает из стола конверт, вынимает из него письмо от Незнай­ки .

Логопед: Пришло письмо от Незнайки. Исправьте незнайкины ошибки (логопед читает): Лена купила вишня сок.

Дети: Лена купила вишневый сок.

Инструкция логопеда:

Ваня съел шоколад конфета…(шоколадную конфету)

Мама приготовила картошка пюре…(картофельное пюре)

Папа сварил молоко суп…(молочный суп)

 

6. Итог занятия

Логопед: А сейчас я узнаю, кто из вас самый внимательный. Кто вспом­нит, чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? Как звали гномика, который помогал нам составлять новые слова?

Дети вспоминают этапы занятия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи по теме "Притяжательные прилагательные"

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: Притяжательные прилагательные.Цель: Обеспечение практического усвоения детьми притяжательных прилагательных (на...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Осень» образовательная область «Речевое развитие» в подготовительной группе

Задачи:1.     Закрепить полученные знания по теме: «Осень», формировать  умение выразительного чтения стихов об осени; умение описывать предметы, изображённые на картине, сове...

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние птицы» с использованием игр и упражнений по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста.

В ходе занятия использовались такие педагогические приёмы как сюрпризный момент, отгадывание загадок, знакомство с художественной литературой.Цели занятия:1.      Развитие общ...

Конспект итогового занятия по развитию речи на тему «Продукты питания»

Конспект итогового занятия по развитию речи на тему «Продукты питания» ...

НОД по развитию речи по теме "Продукты питания"

Накопление словарного запаса и развитие лексико-грамматических категорий по теме "Продукты питания" ....