Конспект занятия по развитию речи "Весенняя карусель"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Необходимо уделять большое внимание умению детей работать в группах, парами, общаться между собой; т.к. это наиболее актуально в работе с детьми-логопатами. Задача воспитателя заключается в том, чтобы дать детям определенные знания по развитию речи и ознакомлению с окружающим. И только благодаря предварительной работе, тесному взаимодействию с логопедом можно достичь определенных результатов.

Итогом этого является занятие по выявлению уровня сформированности знаний у детей по определенной лексической теме. Методы и приемы (игры, игровые упражнения и т.д.), которые используются на занятии помогают выявить уровень сформированности знаний и умений детей. Такие занятия показывают умения детей общаться в детском коллективе, работать в парах, помогать друг другу и радоваться за общий успех.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesennyaya_karusel.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №4 «Калинка» г. Волжска РМЭ

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной коррекционной группе

ТЕМА: «ВЕСЕННЯЯ КАРУСЕЛЬ» 

( ГМО воспитателей логопедических групп ДОУ г. Волжска)  

Провела:  Смирнова

Елена Владимировна,

воспитатель коррекционной

группы, 1категории.

г. Волжск

27.04.2011г.

Цель:  Выявление уровня сформированности знаний у детей по теме «Весна» на основе систематизации и обобщения ранее полученных знаний.

Задачи:   1. Коррекционно – образовательные:

  1. Уточнить и активизировать словарь по теме: «Весна».
  2. Совершенствовать грамматический строй речи.

                 2. Коррекционно – развивающие:

2.1.    развивать зрительное внимание, восприятие, речевой слух, координацию речи с движением.

                 3.  Воспитательные:

3.1.   Формировать навыки сотрудничества, взаимовыручки, самостоятельности, инициативности.

Материал: картинки с изображением признаков весенней природы; карточки-лепестки с набором слов; кроссворды;  мяч; карандаши; зонт-карусель; музыкальное сопровождение;маленькие карусели.

Предварительная работа:  Знакомство с признаками весны; рассматривание альбома «Весна»; заучивание стихотворений: З.Александровой «Салют весне», Н. Найденовой «О весне», скороговорок; разучивание игры «Замечательный сосед»; игровые упражнения «Подбери словечко», «Назови одним словом»; загадывание загадок.

Ход занятия:

Дети заходят в группу, держась ладошками друг с другом. Здороваются, затем перестраиваются из шеренги в круг.

Воспитатель:  Ребята, я хочу поиграть с вами в игру «Замечательный сосед». Согласны? Но вы помните, отвечает тот, кто стоит справа и полным предложением.

ВОПРОСЫ:

  1. назови сегодняшний день недели, число и месяц (ответ ребенка);
  2. к какому времени года относится месяц апрель? ( к весне);
  3. сколько у весны братьев-месяцев? (три). Назови их (март, апрель, май).
  4. с чего начинается весна? (солнышко пригревает сильнее, тает снег, появляются проталины, первоцветы, подснежники, начинается капель);
  5. изменились ли деревья?  (деревья стоят голые, но можно заметить набухающие почки; начинается сокодвижение);
  6. что можно сказать о птицах? (на родину возвращаются перелетные птицы:…, они громко поют, стоят гнезда);
  7. что происходит на реке? (весенние ручьи стекают к реке, вода подо льдом прибавляется, лёд трескается, ломается. Начинается ледоход).

Воспитатель:  Молодцы, ребята. Правильно ответили на все вопросы. Даже назвали такие сложные слова, которые можно разделить на два слова. Давайте еще раз скажем их: первоцветы, подснежники, сокодвижение, ледоход.  (дети называют слова и объясняют, из каких двух слов они состоят).

Воспитатель: Умницы. Ребята, посмотрите, отвечая на вопросы, у нас получилась красивая весенняя картина. А мы с вами знаем стихотворение о весне. Паша, расскажи, пожалуйста, нам это стихотворение.

Мальчик читает стихотворение З. Александровой «Салют весне».

Воспитатель:  Спасибо, Пашенька. Ребята, а как можно назвать весну? Какая она?

Дети называют слова-признаки к слову «Весна»: буйная, цветущая, радостная, смелая, звонкая, теплая, долгожданная, дружная, ранняя, поздняя, красивая, веселая, робкая, несмелая.

Надя:  Ребята,  я хочу вам загадать загадку, а вы добавьте в конце слово-отгадку:

Не спеша огонь тут ходит,

Землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце –

Ну, конечно – это … (солнце).

Воспитатель:  А теперь подберите слова-признаки к слову «Солнце». Какое оно?

Дети  выполняют анологичное задание.

Воспитатель:  А теперь, я предлагаю вам послушать другую загадку:

Серебристый чей-то хвостик,

Целый день в лесу петлял.

А попал он к речке в гости

Растворился и пропал.            (ручей).

Воспитатель:  Конечно, ручей. Ребята, если ручей бежит, то он какой значит? (бегущий). Правильно, а если – журчит? (журчащий), а если – звенит? (звенящий), а искрится на солнце? (искрящийся). Молодцы, продолжайте, какой он еще бывает?

  Дети: быстрый, смелый, весенний, веселый, лесной, звонкий, полевой, городской, озорной.

Воспитатель: Молодцы, ребята,  как много слов подобрали. Слова-то все весенние, но не только мы можем говорить о весне.

Дети: читают стихотворение Н.Найденовой «О весне»:

О весне сказали нам

Песни из скворечника

И сережки желтые

На ветвях орешника.

О весне сказали нам

Воробьи драчливые,

Вербочки мохнатые,

Ручейки шумливые.

Бабочка-крапивница

На лесной проталинке.

Синие подснежники

Нежные и маленькие.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, и в нашей группе появилась волшебная поляна с подснежниками. Какие они маленькие, нежные. Но, посмотрите, один подснежник какой-то особенный, я возьму его. И листочки у него не простые, а со словами. Можно я один листочек оторву? (отрываю листок, читаю слова, составляю предложение).

Воспитатель:  Теперь я предлагаю вам объединиться парами, взять по одному листочку и составить предложения из запутавшихся слов. А чтобы вы не мешали друг другу составлять предложения, разойдитесь по группе.

Дети самостоятельно выполняют задание. Затем вслух читают предложение.

Воспитатель:   Вы просто молодцы, ребята, умницы! Какие правильные и красивые предложения составили.

   Ну что ж, а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и покататься на карусели. Только карусель у нас необычная, прежде чем сесть на карусель, мы должны назвать слово-родственник в семейку слова «ВЕСНА».

Дети называют однокоренные слова: весна – веснянка, веснушки, веснушчатый, весенний, весною, веснушчатость, вешние воды, весенняя.

Подвижная игра «ВЕСЕННЯЯ КАРУСЕЛЬ».

Воспитатель:  Как весело мы покатались, правда, ребята!  С приходом весны  у нас и настроение поднимается, и игр больше становится. А праздников-то сколько весной бывает. Ребят, а какие весенние праздники вы знаете?

(8 марта, день смеха, день космонавтики, день победы, Пасха).

Воспитатель:  а еще, ребята, весной  в апреле бывает праздник – Всемирный день земли. Как вы думаете, почему даже у земли есть свой праздник?

Ответы детей.

Воспитатель:  Правильно, ребята, нужно беречь нашу землю,  ведь все мы  с вами  живем на земле, а она нас кормит. С древних времен люди оберегают землю и называют её ласково «земля-матушка», «земля-кормилица».  

   Я хочу предложить вам, ребята, подобрать родственные слова в семейку слова «ЗЕМЛЯ».

Дети:  земелюшка, землица, земледелец, землянка, земляника, земляк, земной, земельный, наземный, подземный, землекоп, землетрясение, приземляться.

Воспитатель: Посмотрите, у нас в группе есть несколько веточек с разных деревьев. Эта веточка с березы – значит она какая? (березовая); с тополя – тополиная, с клена – кленовая, с сирени – сиреневая.

Ребята, а что весной на деревьях появляются? (почки).  А почки появляются на каких деревьях: на лиственных или хвойных? (ответы детей).

Саша:  А я знаю скороговорку про деревья и почки: (читает спокойно, а затем темп увеличивается).

НА ДЕРЕВЕ – ПОЧКИ, ПОД ДЕРЕВОМ – БОЧКИ.

Воспитатель:  Молодец, Саша!  Я тоже хочу попробовать проговорить скороговорку (проговаривает). Дети, а теперь вы попробуйте.

(дети проговаривают по очереди скороговорку).

   Ребята, раз мы с вами  заговорили о почках, давайте их сосчитаем.

Дети считают и называют: на моей берёзовой ветке – четыре почки; на моей тополиной ветке – семь почек и т.д.

Воспитатель:  Вот какие вы молодцы, со всем справляетесь быстро и умело. Ну а сейчас я предлагаю вам разделиться на тройки, потому что хочу вам предложить более сложное задание – КРОССВОРД.

Он состоит из нескольких слов, но в нем есть главное слово, которое вы должны найти. А подсказкой вам будут зашифрованные слова, читайте их и вписывайте в пустые клеточки. Когда вы разгадаете кроссворд, то увидите ключевое слово. Приступайте.

Дети выполняют работу с кроссвордами за столами.

Воспитатель: Какое слово у вас получилось? ВЕСНА. Молодцы, ребята, умницы! О чем мы сегодня с вами разговаривали? О ВЕСНЕ. Как вы считаете, хорошо мы с вами сегодня потрудились и почему?

Ответы детей.

Воспитатель:  Я очень рада за вас, ребята, потому что вы такие молодцы, так хорошо справлялись со всеми заданиями, что я хочу вам подарить на память о нашей весенней карусели маленькие сувенирчики – карусельки. Спасибо!

Оценка речевых умений у детей по лексическим темам.

Для оценки результатов используется методика обследования развития дошкольников О. С. Ушаковой.

   Оценка  по всем заданиям дается в количественном выражении по баллам. При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности оценки помогают выявить уровни речевого развития по отдельным разделам программы:

І- высокий уровень; ІІ- средний; ІІІ- ниже среднего.

3 балла ставятся за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно.

2 балла получает ребенок, дающий правильные ответы по большинству диагностических заданий, допустивший незначительную неточность, принявший помощь педагога.

1 балл ставится ребенку, если он с большинством заданий не справился, демонстрирует непонимание задания.

   Подсчет баллов позволяет выявить уровень усвоения материала, как по- отдельному, так и по несколько вместе взятых разделов программы по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

Итоги обследования детей подготовительной группы.

Тема: «Весна»

Ф.И.

ребенка

словарь

Грамматические категории

Художествен-  ное слово

баллы

1

2

3

4

5

6

 

Содержание исследования речевых умений детей по теме «Весна».

Активный словарь

Методические приемы

1. Признаки  весны (капель, проталины, солнышко, почки, деревья, перелетные птицы, ручьи).

Игра «Замечательный сосед»

2. Сложные слова (первоцветы, подснежники, сокодвижение, ледоход, землеройка, землекоп, землетрясение).

Игровое упражнение «Назови одним словом»

Грамматические категории

Методические приемы

3.    Однокоренные  слова  (весна- веснянка, вешние воды, весенний, веснушки, земля- землица, землянка, земляника, земной, земельный…).

Игра «Веселая карусель»

4.    Относительные       прилагательные, согласование             существительного             с числительными      (дубовая, кленовая, сиреневая, березовая, тополиная)

Игровое упражнение

5.    Причастие(звенящий, журчащий, бегущий, цветущий…).

Игра с предметной игрушкой - самолетом

Художественное слово

Методические приемы

6. Чтение стихотворения, проговаривание скороговорки, загадывание загадки.