Развитие связной речи дошкольников
методическая разработка по развитию речи по теме

Агапова Нина Николаевна

Методические рекомендации по организации занятий по развитию связной речи дошкольников содержат примерную структуру разных видов занятий (пересказ, составление рассказа по картине, описательного рассказа и т.п.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_svyaznoy_rechi.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО ПЕРЕСКАЗУ.

  1. Предварительная беседа. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (обращение к личному опыту детей, показ наглядного материала и т.д.).
  2. Первичное выразительное чтение произведения.

(Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.)

  1. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
  2. Подготовительная беседа (разбор произведения).

Цели ее: уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов), привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы), активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

  1. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора, с целевой установкой на запоминание.
  2. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
  3. Пересказ произведения детьми (3 – 5 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

ПРИМЕЧАНИЕ:

  1. Не следует в подготовительной беседе досконально (иногда даже по каждой фразе) разбирать текст, задавая детям излишне много вопросов, требующих простого припоминания содержания. Вопросы должны отражать основные моменты сюжета.
  2. В млад. и средн. дошкольном возрасте практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком слов, начатой фразы. Попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз).
  3. При затруднениях ребенка используются приемы: подсказ (слова, части фразы педагогом или детьми), исправление речевой ошибки, напоминание, вопросы, указания, одобрение и др.
  4. Пересказ произведения  должен сопровождаться оценкой речевой деятельности ребенка (поощрить старание, отметить положительные моменты и недостатки, внимательность детей при слушании ответа товарища; в ст. дошк. возрасте – оценить полноту пересказа, отметить самостоятельность, использование различных интонаций, темпа речи и др.).
  5. В старшем дошк. возрасте применяют прием «трансформации» текста: пересказ от первого лица, третьего лица.
  6. В случаях, когда произведение делится на логические части и длинно, применяется коллективный пересказ по частям со сменой рассказчика.
  7. В конце занятия подводятся итоги, кратко формулируется тема (сюжет) произведения (рассказывали о том, как рак перехитрил лису и т.д.).

РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ.

Младший дошкольный возраст.

        Цель: учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от простого перечисления предметов к связным высказываниям (ответам на вопросы воспитателя).

  1. Предварительная беседа для подготовки к восприятию содержания картины (опора на личный опыт детей, создание эмоционального настроя).
  2. Рассматривание картины.
  3. Беседа по ее содержанию. Вопросы должны быть четкими, лаконичными, последовательными, выделять центральный образ, помогать целостному восприятию картины.
  4. Сюжетный рассказ воспитателя по картине. Возможно чтение художественного произведения, загадывание загадок и т.д.

Средний дошкольный возраст.

        Цель: учить составлять описательные рассказы с опорой на вопросы и речевой образец педагога.

  1. Предварительная беседа для подготовки к восприятию содержания картины (опора на личный опыт детей, создание эмоционального настроя).
  2. Рассматривание картины.
  3. Беседа по ее содержанию.
  4. Целевая установка на составление рассказа по картине.
  5. Совместное рассказывание педагога с детьми: речевой образец (пример короткого и законченного высказывания), педагог начинает, а ребенок продолжает описание. К концу года подвести детей к самостоятельному рассказу.
  6. Обобщающий рассказ педагога.

Старший дошкольный возраст.

        Цель: учить детей самостоятельно (с небольшой помощью воспитателя) составлять описательные и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.

  1. Предварительная беседа.
  2. Рассматривание картины.
  3. Беседа об основных моментах сюжета.
  4. Целевая установка на составление рассказа.
  5. Сообщение плана рассказа (или обсуждение его с детьми).
  6. Рассказы детей (в начале года – прием совместных действий: воспитатель начинает, дети продолжают и заканчивают рассказ, коллективное составление рассказа: несколько рассказчиков) с оценкой речевой деятельности.
  7. Заканчивается занятие хорошим образцом рассказа (ребенка или воспитателя).
  8. Итоги занятия (краткая формулировка темы и сюжета рассказа).

В случае затруднений детей допустимы помощь, указания педагога, речевой образец перед рассказами детей.

        Итак, основные методические приемы: беседа об узловых моментах сюжета, совместные речевые действия, коллективный рассказ, речевой образец (допустим в начале, середине и конце занятия).

Подготовительная к школе группа.

        Цель: учить самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Активизировать воображение приемом «вхождения в картину». Учить описывать события по серии картин.

  1. Предварительная беседа, подготавливающая к восприятию картины.
  2. Рассматривание картины.
  3. Беседа по картине (включающие вопросы, активизирующие воображение: что можно услышать, почувствовать, находясь в месте действия картины и др.)
  4. Целевая установка на составление рассказа по плану.
  5. Составление и обсуждение с детьми плана рассказа.
  6. Рассказы детей (коллективный рассказ).
  7. Оценка рассказов детей (полнота рассказа, последовательность излагаемых событий, использование разных интонаций, темпа речи, образных выражений и др.).
  8. В конце занятия дети должны услышать хороший речевой образец (ребенка или воспитателя).
  9. Итоги занятия с краткой формулировкой детьми цели, темы рассказа и т.д.

ПРИМЕЧАНИЕ:

  1. К рассказам детей старшего дошкольного возраста предъявляют более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств.
  2. Рассказ – образец дается в старшей и особенно в подготовительной к школе группе для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения. Но в то же время, в зависимости от сложности задания, допустим речевой образец всего рассказа или его части в начале, середине или конце занятия. Возможно использование литературного образца.
  3. Меняется роль воспитателя – он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости.
  4. Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описания природы.
  5. В беседы по содержанию картины можно включать различные грамматические и лексические упражнения. В результате таких упражнений рассказы детей станут красочнее, обогатятся разнообразными описаниями (времен года, погоды, персонажей и т.п.).

     

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА

(об игрушках, предметах быта, природе и т.д.)

Младший дошкольный возраст.

        Цель: описание игрушек, овощей, фруктов, одежды, детей, предметов быта с опорой на восприятие, последовательно задаваемые педагогом вопросы и речевой образец.

  1. Рассматривание и исследование предмета (предметов).
  2. Беседа с детьми. Совместное рассказывание. Упражнение на построение предложений. Отвечая на вопросы педагога, дети называют предмет, обращают внимание на характерные особенности внешнего вида (цвет, форма, материал, качества, свойства, назначение, его действия), подбирают сравнения, определения (с помощью воспитателя).
  3. Речевой образец воспитателя.

Занятие можно закончить чтением литературного произведения (например, «Курочка» Е.И.Чарушина, «Петушок с семьей» К.Д.Ушинского, загадок, потешек, прибауток и т.д.)

Средний дошкольный возраст.

        Цель: подводить детей к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках и предметах с опорой на вопросы и речевой образец, а также по схеме (указание на предмет, его называние; описание признаков, качеств, действий предмета или с предметом; оценка предмета или отношение ребенка к нему).

  1. Рассматривание и исследование предмета (нескольких предметов).
  2. Беседа с детьми. Описание исследуемых игрушек. Называние признаков внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств, действий с игрушкой, побуждающих ребенка рассказать, как он к ней относится, что еще знает про нее, кроме того, что назвали другие дети. Упражнение в использовании распространенных предложений, высказываний из 2 – 3 предложений.
  3. Целевая установка на рассказ. Со второй половины года дети составляют рассказ по плану, предложенному педагогом («Расскажи, какая это игрушка, из чего она сделана, как с ней можно играть») или по схеме описательного рассказа.
  4. Речевой образец педагога, который дается в разных частях занятия, по ситуации. (По образцу дети должны составить рассказ о другой, аналогичной игрушке.)
  5. Рассказы детей (3 – 5) с оценкой воспитателя.

Старший дошкольный возраст.

        Цель: учить составлять описательный рассказ разных предметов быта, природы, игрушек, людей по плану и схеме. Описание с опорой на восприятие и по памяти.

  1. Рассматривание предметов / предварительная беседа.
  2. Целевая установка на рассказ по плану / по схеме.
  3. Речевой образец воспитателя.
  4. Рассказы детей по аналогии с образцом (3 - 5).
  5. Оценка рассказов детьми, добавление к рассказам.
  6. Повторный рассказ, включающий добавления / лучший образец рассказа.
  7. Итоги занятия.

Подготовительная к школе группа.

        Цель: совершенствовать умение детей составлять описательные рассказы, учить проявлять инициативу в отборе фактов и объектов для своих рассказов, в выборе рассказчиков, формировать умение дополнять и оценивать выступления сверстников.

  1. Рассматривание предметов / предварительная беседа.
  2. Целевая установка на рассказ по плану / схеме.
  3. Наметить план / предложить схему.
  4. Рассказы детей с оценкой. При добавлениях рассказы повторяются целиком с этими добавлениями. Названный ребенок может выбрать объект рассказа и рассказчика.
  5. Итоги занятия.

Речевой образец используется в случае затруднений детей. Можно воспользоваться литературным образцом.

РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ ИЗ ОПЫТА.

Младший и средний дошкольный возраст – через индивидуальное общение, беседы с детьми (индивидуальные и коллективные, например, «Как провели выходные дни», «Что видели по дороге в детский сад»).

        Цель – активизация словаря, речи, умения общаться и делиться впечатлениями. Главная роль принадлежит педагогу.

        Темы:  «Как мы провели праздник», «Наша няня Мария Петровна», «Что мы видели на кухне» и т.д.

Старший дошкольный возраст – организуются специальные занятия.

        Цель – учить использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании, формировать умение понятно, четко, связно, последовательно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал, формировать понятие о композиции рассказа (зачин (завязка) / начало, действие (событие) /середина, развязка / конец).

        Виды рассказов:

  1. Сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы устроили цветник», «Кто обедал в птичьей столовой»);
  2. Сюжетные и описательные рассказы на основе бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной»);
  3. Описательный рассказ на основе сравнения разных времен года («Наш участок зимой и летом»);
  4. Описательный рассказ о каком – нибудь времени года («Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени»);
  5. Коллективное составление письма (заболевшему товарищу, Деду Морозу и т.д.)

Структура занятия:

  1. Предварительная беседа – активизация детской памяти.
  2. Целевая установка на рассказывание.
  3. Обсуждение плана рассказа / схемы.
  4. Речевой образец воспитателя (начала, середины, конца рассказа).
  5. Кратковременное обдумывание рассказа детьми.
  6. Рассказы детей (5 – 6). Возможно коллективное рассказывание. Допустимы помощь воспитателя, указания, напоминание плана, схемы.
  7. В конце рассказывания – оценка детьми. Вопросы: «Что в рассказе тебе больше всего понравилось?», «Что особенно запомнилось?», «За что хотелось бы похвалить рассказчика?»
  8. Оценка рассказа воспитателем.
  9. Итоги занятия.

Примечание: иногда предварительные наблюдения подготавливают детей к самостоятельному выполнению задания – дети могут строить рассказы, следуя только указаниям педагога, без прослушивания образца.

ТВОРЧЕСКОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ.

        Цель: учить детей, в рамках предложенного сюжета, придумывать завязку, ход события и развязку, описывать время и место действия, соблюдать логику развития сюжета, правдиво изображать действительность в рассказах на реалистические темы, эмоционально передавать переживания действующих лиц. Развивать творческое воображение.

        Виды творческих рассказов:

  1. Придумывание продолжения и завершения рассказа: воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события, приключения героев придумывают дети (например, начало рассказа Л.А.Пеньевской «Как Миша варежку потерял»). Другие темы: «Что случилось с Юрой», «Случай в лесу», «Как взрослый еж выручил ежонка», «Медвежонок на прогулке», «День рождения зайца».
  2. Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя: план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно («Приключения ежика»).
  3. Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана): дает большой толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. («Новое платье Лены», «Какая игрушка понравилась Лене в детском саду», «День рождения лисы», «Как заяц в лесу гулял», «Приключения волка» и др.)  
  4. Продумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. («Кто интереснее придумает сказку».)

Структура занятия:

  1. Предварительная беседа.
  2. Целевая установка с называнием темы, сюжета рассказа.
  3. Обсуждение плана / схемы.
  4. Подробный разбор одного из пунктов плана (самого интересного и трудного).
  5. Отбор лучших вариантов
  6. Кратковременное обдумывание.
  7. Рассказы детей / коллективное рассказывание.
  8. Оценка рассказов детьми и воспитателем (Насколько придерживались плана и сумели ли раскрыть замысел).
  9. Итоги занятия.

Примечание: В начале обучения допускается речевой образец части или всего рассказа, а также совместное рассказывание.

        Темы: «Сереже подарили новую игрушку», «Люда и Света играют в школу», «За что бабушка сказала внуку спасибо», «Вера – мамина помощница», «Кто научил Катю переходить улицу», «Забавные приключения рыжего котенка», «Как дети вылепили снежную бабу», «Как Сережа помог Наташе», «Как Ваня ходил с папой в лес» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнение на развитие связной речи дошкольников "Ситуации письменной речи"

Одним из важных приемов для развития речи детей является «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксич...

Проблемы по развитию связной речи дошкольников, профилактика нарушений речи детей

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятель...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...

Проект по развитию связной речи "Развитие связной речи дошкольников средствами художественной литературы"

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...