Конспект НОД область Коммуникация "Знакомство со сказкой Мужик и медведь"
план-конспект занятия (развитие речи, средняя группа) по теме

конспект разработан для детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехнических приемов для развития памяти и мышления детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_-_muzhik_i_medved.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД, область коммуникация

«Знакомство со сказкой Мужик и медведь».

Средний дошкольный возраст.

Цель: формирование умения пересказывать художественное произведение.

Задачи:

  1. Формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого; вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы, уметь слушать ответы других детей, не перебивать говорящего).
  2. Пополнение словарного запаса детей среднего дошкольного возраста.
  3. Развитее умения ориентироваться на листе бумаги, записывать информацию слева на право.
  4. Расширение знаний о том, откуда пришел хлеб; закреплять в словаре детей существительные «пшеница», «колосья», «сноп», «зерно», «мука», «тесто».

Предварительная работа:

 Д. игра: «Я знаю много… названий русских народных сказок» - дети, по очереди передавая шарик, называют названия знакомых сказок.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

 - «Вагончики, вагончики, по рельсам тарахтят,

     Везут в деревню Сказкино компанию ребят!» - дети имитируют движение поезда.

- «Вышли дети на лужок,

Встали в ровненький кружок!» - дети встают в круг.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Я знаю много… названий диких животных» - дети, по очереди передавая кубик, называют названия диких зверей. Воспитатель хвалит детей, и предлагает садиться на стульчики. (фотографии - я знаю много)

2. Знакомство со сказкой.

- Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой об одном из диких животных. Отгадайте загадку и скажите, о ком я хочу вам рассказать сказку:

«Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой»

- Молодцы! Да вы услышите сказку о медведе «Мужик и медведь» (воспитатель рассказывает, одновременно выставляя декорации и фигурки персона жей).

3. Подумай и ответь.

 Кто приехал пахать поле? (Мужик.)

Кто вышел к мужику из леса? (Медведь.)

Что сказал медведь мужику? («Я тебя сломаю».)

Что предложил мужик медведю? (Вместе вспахать и засеять поле, а осенью zоделить урожай.)

Что в первый раз посадили на поле мужик с медведем?

Как осенью мужик с медведем поделили урожай репы?

 Что выбрал себе медведь: вершки или корешки?

Остался ли медведь доволен своим выбором?

Что посадили мужик с медведем на следующий год?

Что выбрал медведь у пшеницы: вершки или корешки?

На этот раз медведь остался доволен или нет? Почему?

Что мужик сделал из пшеницы? (Из зерна — муку, из муки — тесто, из теста— пироги.)

  1. Необычные загадки.

- Дети сейчас мы будем отгадывать необычные загадки.

Для этого каждому раздает по тарелке с кусочками сырых овощей: моркови, репы и капусты. Далее  малышам предлагается попробовать на вкус сначала красный кусочек — морковь, потом белый кусочек — капусту и, наконец, желтый — репу.

Затем педагог просит одного из детей подойти и закрыть глаза. Воспитатель кладет ему в рот небольшой кусочек одного из знакомых овощей. Когда ребенок попробует его на вкус, он может открыть глаза и назвать овощ, который он узнал. По  очереди все дети отгадывают вкусовую загадку. Затем дети отгадывают обычные загадки про овощи:

Круглый бок, желтый бок,        Расту в земле на грядке я —

Сидит на грядке колобок.        Красная, длинная, сладкая.

Врос он в землю крепко,        От глаз укрылась ловко.

Что же это?.. (Репка.)        Зовут меня... (морковка).

Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я... (капуста).

- Дети, а какие еще овощи вызнаете.

5.        Закончи фразу.

 - Сейчас я вам предлагаю закончить фразу:

Медведь большой, а мужик... (маленький).

Медведь глупый, а мужик... (умный).

Корешки у репы съедобные, а у пшеницы... (несъедобные).

Вершки у репы несъедобные, а у пшеницы... (съедобные).

У репы корешки сладкие, а вершки... (горькие).

 У пшеницы листья узкие, а у репы... (широкие).

 У репы корень толстый, а у пшеницы... (тонкий).

Поле засевают весной,  а урожай собирают... (осенью).

Из зерна делают муку, из муки — тесто, а из теста пекут... (пироги, хлеб, бул ку).

6. Составление мнемотаблицы к сказке (фотографии - №1 и №2 и №3)

Воспитатель хвалит детей за хорошие и правильные ответы и просит по очереди пересказать сказку. Если дети затрудняются, педагог спрашивает как им помочь чтобы пересказ получился красивым. (дети предлагают воспользоваться мнемотаблицей). Педагог сообщает, что таблицу не подготовила, а только успела расчертить лис на 12 клеток (выставляет пустой демонстрационный лист – заготовку для мнемотаблицы). Далее дети совместно с педагогом, следуя хронологическим событиям текста сказки, кодируют информацию.

Дети пересказывают сказку родителям, используя в качестве подсказки свою мнемотаблицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи. Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» Подготовительная к школе логогруппа.

Конспект занятия по развитию связной речи.Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь»Подготовительная к школе логогруппа....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации)

ᅟПересказ ᅟрусской ᅟнародной ᅟсказки «Мужик и ᅟмедведь» (с ᅟэлементами ᅟдраматизации) (в подготовительной группе)ᅟЗадачи:1.      ᅟᅟОбучающая: -...

Конспект занятия по развитию связной речи. Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь»

Цель: Учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм, развивать у детей умение распространять предложения определениями, развивать мыслительную деятельность, расши...

Конспект занятия пересказ русской народной сказки "Мужик и медведь" с элементами драматизации

Развитие монологической речи посредством пересказа русской народной сказки «Мужик и медведь»...

Конспект занятия "Русская народная сказка "Мужик и медведь"

Конспект занятия  "Русская народная сказка "Мужик и медведь"...

КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА "МУЖИК И МЕДВЕДЬ"

В ДАННОМ КОСПЕКТЕ ОТОБРАЖАЕТСЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ  НА ТЕМУ: РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА "МУЖИК И МЕДВЕДЬ"...