развитие речи в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Васильева Альбина Ивановна

Тема: " Знакомство с русской народной сказкой "Пузырь, Соломинка и Лапоть" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_v_sredney_gruppe..doc34 КБ

Предварительный просмотр:

   Материал подготовила воспитатель Васильева А. И. 2010г.        

 Развитие речи.  (Средняя группа) Знакомство со сказками.  Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и лапоть».

Тема: «Слушаем сказку».

Цель:

Обучающая: совершенствовать общую моторику, расширять словарный запас детей за счёт прилагательных и глаголов, вводить в активный словарь детей антонимы(толстый – тонкий, высокий – низкий, тяжёлый – лёгкий).

Воспитательная: формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, соблюдать правила коллективной игры, вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы  взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего).

Развивающая: развивать слуховое и зрительное внимание,  умение вслушиваться в речь взрослого, искать выход из проблемной ситуации.

Предварительная работа: беседа о лаптях, соломе, пузырях. Энциклопедия.

Материал: картинки или фигурки с изображением персонажей и декораций на подставке. (можно использовать магнитный вариант на магнитной доске)

Ход занятия.

Восп – ль: Дети, встали на лужок, сделали кружок.  (Дети вместе с воспитателем встают в круг)

- Вспомните, пожалуйста, какие русские народные сказки вы знаете? (Дети называют)

- А сегодня я вас познакомлю ещё с одной русской народной сказкой. Она называется «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Присаживайтесь, пожалуйста,  на стульчики. (которые расставлены полукругом около стола).

Воспитатель (воспитатель сидит сбоку от стола на стульчике) рассказывает сказку, одновременно выставляя декорации и фигурки персонажей на стол.

После рассказывания задаёт вопросы по содержанию сказки.

- Кто пошёл в лес дрова рубить?

- Что им помешало идти дальше?

- Что сказал Лапоть Пузырю?

Согласился ли Пузырь перевести друзей на другой брег?

- Как вы думаете, почему Пузырь не захотел этого сделать?

- Что предложил Пузырь?

- Согласилась ли Соломинка?

- Как вы думаете, почему она согласилась?

- Кто первым пошёл по Соломинке?

- Что  случилось с Соломинкой? Почему она переломилась?

- Что делал Пузырь, когда его друзья попали в беду?

- Что случилось с Пузырём, когда он  хохотал?

- Если бы ваши друзья попали в беду, вы бы стали смеяться над ними? А чтобы вы сделали?

- Как бы вы посоветовали путешественникам перебраться  через реку?

Воспитатель хвалит детей.

Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадки, а вы их внимательно слушайте, а узнав героя сказки, назовите его и  укажите на соответствующую фигурку.

  1. Свои ручки Маша мыла,
    Шарик родился из мыла.
    До чего же он воздушный,
    Только очень не послушный.
    Спрыгнул с Машиной ладошки,
    Упорхнул гулять в окошко.
    С паутинкой – подрожал,
    От кот
    ёнка – убежал.
    На качелях посидел,
    С пч
    ёлкой к улью полетел.
    Ветер вдруг поднялся сильный,
    Упс!... И лопнул шарик мыльный. Что это за шарик?
  2. Два котика, а четыре хвостика.
  3. Летом в полюшке росла –

Колос к солнышку несла.

А как только пожелтела,

Ей нашлось другое дело.

Воспитатель: а сейчас я вам предлагаю  поиграть в игру «Пузырь». Для этого встанем в круг и возьмёмся за руки:

  1. Раздувайся, пузырь,
  2. Раздувайся большой,
  3. Оставайся такой и не лопайся!

При этом, пятясь спиной, расходимся как можно шире, образуя большой круг.

Пузырь лопнул – с – с – с – с – с – с.

Ой, ой, ой,

А ведь был такой большой!

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть ещё в одну игру.(Дети возвращаются на стульчики). Она называется «Я начну, а вы закончите»

Произнося фразу воспитатель показывает соответствующую фигурку героев сказки. Если дети не могут подобрать подходящего слова, то после паузы, воспитатель  договаривает фразу сам, давая детям образец ответа.

- Пузырь толстый, а Соломинка ….. (тонкая)

- Соломинка высокая, а Лапоть ….. (низкий)

- Лапоть  овальный, а Пузырь …. (круглый)

- Соломинка сломалась, а Пузырь …..(лопнул)

Воспитатель: А хотите ещё поиграть? (Положение детей произвольно). Я сейчас буду говорить знакомые слова, но могу ошибиться. Слушайте внимательно. Если  фраза сказана правильно, надо кивать головой и говорить : «Да, да, да!». А если вы не согласны, то: « Нет, нет, нет!»

- Соломинка тонкая, а Пузырь толстый. – Да, да, да.

- Лапоть лёгкий, а пузырь тяжёлый. – Нет, нет, нет.

- Соломинка низкая, а  Лапоть высокий – Нет, нет, нет.

- Соломинка сломалась, а Пузырь  лопнул. – Да, да, да.

Итог. Похвалить детей.

Литература.

- «Пузырь, соломинка и Лапоть» 2007 г. Издательство «Леда»

- О. А. Новиковская «Комплексные занятия по сказкам с детьми 4 – 5 лет» 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"

Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...